Бизнес среда региона это

Екатерина Черкес-заде и Евгения Муринец рассказывают о том, как с помощью архитектуры и урбанистики создавать качественные общественные пространства, развивать креативную индустрию, перезапускать российские города и сохранять человеческий капитал в регионах.

3725 просмотров
Площадка «Амфитеатр» в г. Сатка, Челябинская обл.
О креативных кластерах как драйвере развития креативной индустрии

Что побудило вас начать заниматься развитием креативных пространств в регионах?

Евгения: В настоящее время я занимаю должность Советника президента Союза архитекторов России. Ко мне периодически обращаются власти регионов, в том числе, с кейсовыми запросами, такими, как перепрограммирование той или иной территории. Обычно они сформулированы общими словами, например: «Что нам делать с этой набережной?». Или: «Как нам обыграть озеро в центре города и создать комфортное рекреационное пространство?». Или: «У нас будет крупное международное событие. Как нам благоустроить город по гостевым маршрутам?»

Бизнес среда

Одним из новых типов запроса стало формирование креативных кластеров. Такая задача требует компетенций не только в архитектуре и строительстве, но и в области креативного образования и контентного программирования.

Ведь важно не только построить комплекс, но и насытить его интересной программой для целевой аудитории, обеспечить возврат инвестиций и решить конкретные задачи субъекта. Такого плана запросы привели нас с Екатериной к мысли запустить Urban Policy Institute. Екатерина является руководителем Университета креативных индустрий Universal University. Объединив наши компетенции, мы можем предлагать комплексное сопровождение как по строительным, так и по контентным задачам, и реализовывать проекты совместно с властями.

Что такое креативные кластеры, и какую роль они играют в регионах?

Екатерина: Для начала надо понять, что такое креативная индустрия. Это совокупность творческой профессиональной деятельности. Сюда входят архитектура, дизайн, фотография, музыка, современное искусство, кино, телевидение, digital media. Также сюда относятся специализации, близкие к IT: компьютерная графика, разработка игр, создание интерактивного контента, например, VR-фильмов и дизайнерских проектов. Наконец, в понятие креативной индустрии включаются маркетинг и коммуникации — то, что раньше называлось индустрией рекламы, а сейчас стало пониматься шире.

Креативная индустрия требует определенной среды. В первую очередь, речь идет о территории, где люди работают вместе. Это такое самоопыляющееся мультидисциплинарное пространство, где крутые проекты возникают просто за счет того, что творческие люди взаимодействуют друг с другом. Поэтому сегодня креативная индустрия живет кластерами.

Это могут быть и отдельное здание, и целый район, а иногда и гигантская территория, как Силиконовая долина или Голливуд. В России, как и во всем мире, происходит подъем креативных индустрий. Поэтому нет ничего удивительного, что и у нас креативные кластеры постепенно захватывают городские территории, в первую очередь, промышленные зоны.

БИЗНЕС СРЕДА 23.11.2020

Почему промышленные зоны?

Екатерина: Исторически сложилось, что творческие люди селились в бедных рабочих кварталах. Можно вспомнить Сохо, Монмартр, Кройцберг. Сначала в этих районах дешево снимать жилье, держать мастерские и жить коммуной. В какой-то момент туда приходит бизнес — галереи, клубы, модные кафе. В результате недвижимость капитализируется, а художники мигрируют в место подешевле.

Московские кластеры Artplay, «Флакон», «Фабрика», «Винзавод» прошли аналогичный путь. Они пришли на территорию бывшего завода. Промышленность оттуда уехала, пространство требовало переосмысления, недвижимость была недорогая. Туда заехали люди и начали развивать кластер, а вместе с ним и конкретный район города. Забавно, что сейчас при продаже квартир на «Курской» обязательно указывают, что дом находится в арт-квартале, и это заметно влияет на стоимость жилья.

Пространство Artplay, г. Москва

Какую пользу программирование креативных кластеров может принести жителям регионов — кроме того, чтобы повысить стоимость их недвижимости?

Екатерина: В виде креативного кластера люди получают среду для развития в креативной индустрии. Основная проблема российских регионов в том, что оттуда уезжают мозги, то есть креативный класс. В основном, едут в Москву или вовсе из страны. Причин много, но одна из них — отсутствие среды для самореализации. Есть такое понятие «третье место».

Лет 10 назад в Москве таким местом считался «Старбакс». Параллельно появлялись креативные пространства, коворкинги. В последние 6-7 лет сформировалось понятие общественного пространства. Во многих российских городах-миллионниках такого «третьего места» до сих пор нет. Креативный класс работает дома или в кофейнях.

Почему региональные власти могут быть заинтересованы в развитии креативных кластеров?

Екатерина: Международные исследования показывают, что глобальный рост креативных индустрий достигает 14% в год. Во многих странах значительная статья ВВП — это экспорт продукции креативной индустрии. Например, в Великобритании это треть всей внешней торговли. Российские регионы напрямую заинтересованы в том, чтобы собрать среду, которая позволит молодым людям развиваться и реализовывать себя в собственном городе.

Читайте также:  Бизнес кэжуал что это такое

Программируя креативное пространство, местные власти способствуют перепрограммированию экономики региона и развитию креативной индустрии, которая на сегодня является одной из самых динамично развивающихся в мире.

Екатерина Черкес-заде, Руководитель университета креативных индустрий Universal University

По-вашему, наличие креативных пространств влияет на уровень эмиграции из регионов?

Евгения: Конечно. Люди уезжают из мест с плохим качеством жизни, а оно напрямую связано с качеством среды. Современные российские города — это на две трети советская застройка. Когда эти огромные массивы строились, не стояло задачи создать комфортную среду.

Нужно было срочно придумать жилищные программы, чтобы расселить огромное количество людей на волне повышения рождаемости после войны. По всему Союзу были построены тысячи домостроительных комбинатов, которые за небольшое количество лет обеспечили всех советских людей своим жильем.

Города, которые застраивались в 1950-1970-х годах, решали первичную проблему — дать человеку четыре стены, воду, свет, чтобы он мог в безопасности жить со своей семьей. Но сейчас мы эту эпоху уже прошли. Мы хотим красивой комфортной среды, где можно быть креативными, модными, где будет удобно жить и работать и откуда не захочется уезжать.

Креативные пространства — неотъемлемая часть такой среды. Они способствуют тому, чтобы сохранять и преумножать человеческий капитал в конкретном городе. Эта задача есть абсолютно у всех городов, а у нас их в стране 1117. Поэтому встает вопрос привлечения программных специалистов в области креативных индустрий, архитекторов, ландшафтных архитекторов, градостроителей.

Правительство понимает, что качественная городская среда способствует росту человеческого капитала. Сегодня это понятие включено в качестве приоритета в национальный проект «Жилье и городская среда», нацеленный на то, чтобы появлялось больше комфортных пространств для жизни, чтобы люди оставались жить в своих городах, были довольны окружающей их средой и развивали экономику своего региона.

Как можно преодолеть разрыв между Москвой и другими городами и регионами России?

Екатерина: Я считаю, что нужны программные инициативы, системная агрегация всех участников развития территорий для создания качественных пространств. Urban Policy Institute как раз про это. В Москву едут за средой и возможностями. У людей, занятых в креативных индустриях, другой образ жизни, а значит, и другие требования к среде.

Например, в США есть Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Нью-Йорк и еще несколько городов-драйверов креативной экономики. При этом в каждом из них свой образ жизни. В России же всё сосредоточено в Москве. Ну, может, немного в Санкт-Петербурге и в Казани. И это проблема.

Развитие территорий под креативные индустрии в регионах — это автоматически развитие человеческого капитала, создание новых рабочих мест и среды, где хочется развиваться. Под это будут подтягиваться инвесторы.

Каких общественных пространств сегодня не хватает в Москве и в регионах?

Екатерина: Мне кажется, неправильно отталкиваться от пространств. Наоборот, это пространства должны подстраиваться под людей и их деятельность. Креативный кластер может случиться и спонтанно, без какого-либо специального развития территории — просто неожиданно вокруг места начинает что-то происходить. Помните, еще 10 лет назад жители Москвы передвигались только на машинах?

А в 2011 году открыли Парк Горького. Люди вышли на улицу, начали гулять, ходить в «Гараж», зимой кататься на коньках. Всего одно общественное пространство, а как оно перезапустило город! Этот пример показывает, что через развитие территории можно сделать жизнь людей в городе лучше и дать им больше возможностей для взаимодействия друг с другом.

Таких пространств всегда будет не хватать. В этом смысле креативные кластеры не панацея. Может быть, через 5-10 лет нужны будут другие пространства.

Парк культуры и отдыха им. Горького, г. Москва

Евгения: Я бы тоже ставила вопрос шире. Для городского жителя важен не только находящийся где-то в соседнем районе креативный кластер, но и свой двор, своя улица, свой район с безопасной комфортной средой и всей необходимой инфраструктурой.

Надо думать не о создании некоторого количества пространств, а о перепрограммировании всего архитектурного ландшафта городов под современные запросы людей.

Евгения Муринец, Советник президента Союза архитекторов России

Читайте также:  Как посмотреть в Сбербанк бизнес онлайн от кого пришли деньги

По каким критериям можно определить степень удовлетворенности жителей своим городом, регионом, конкретной территорией?

Евгения: Индекса качества жизни в России нет. Его ведет международная Организация экономического сотрудничества и развития, это экономический «двойник» НАТО. На их сайте можно посмотреть, в каких городах мира качество жизни выше. Каждый город представлен в виде цветка, и его лепестки — это та или иная сфера жизни горожан.

Российских городов там нет, так как мы не являемся членами этой организации. У нас нет формата сбора статистики по индикаторам, которые там учитываются. Но сейчас у Минстроя России разработан Индекс качества городской среды. Там порядка 30 индикаторов, по которым можно судить об уровне благоустройства и развития общественных пространств. На них можно будет ориентироваться в работах по развитию и благоустройству территорий.

О направлениях комплексного развития территорий

На какой экспертизе строится работа проекта Urban Policy Institute?

Евгения: В свое время я участвовала в архитектурном преобразовании Москвы. В 2012 году место главного архитектора города занял Сергей Кузнецов, архитектор по образованию, с опытом управления архитектурной компанией со штатом в 200 человек. Он привел с собой в Правительство команду из своей же компании. Я была членом этой команды, чем невероятно горжусь. К этому времени у Сергея Кузнецова и его бывшего партнера Сергея Чобана, наиболее известного в стране и за рубежом российско-германского архитектора, я получила бесценный опыт работы над проектированием и строительством лучших объектов Москвы и страны. (С 2012 по 2016 годы Евгения занимала должность начальника управления архитектурного совета в Комитете по архитектуре и градостроительству Москвы — прим. ред.).

Я понимаю, как можно аккумулировать всех участников градостроительного процесса и с помощью небольших вложений перезапустить весь город. В период работы в правительстве Москвы нам удалось решить много системных задач, в том числе таких глобальных, как реорганизация всей домостроительной отрасли, работающей на город.

Они включают в себя работу не только со всеми уровнями власти, но и со всеми застройщиками и предприятиями субъекта, а также подготовку нормативно-правовых актов и сопровождение строек. Нам удалось отладить системное проведение конкурсов на проекты знаковых зданий города, сформировать новый дизайн-код общественных пространств — иными словами, поучаствовать во всех процессах стройкомплекса. Это помогло понять проблемы, сложившиеся внутри профессии, в том числе законодательного характера. Последующая работа в ДОМ.РФ позволила оценить масштаб задач по стране в целом и поучаствовать в ряде нормативных документов и программ федерального уровня. (С 2016 до 2017 года Евгения Муринец работала заместителем генерального директора ДОМ.РФ, бывшего «Агентства ипотечного жилищного кредитования» — прим. ред.).

Екатерина: Со стороны Universal University, мы опираемся на опыт всех наших школ, агрегирующих образование по всем креативным индустриям страны, но прежде всего, конечно, на экспертизу нашей архитектурной школы МАРШ. Она уже 7 лет существует на рынке и развивает программу бакалавриата и магистратуры совместно с британским университетом London Metropolitan University.

Это первая достойная альтернатива МАРХИ и государственному архитектурному образованию в России. Чуть позже при школе МАРШ была создана практическая лаборатория МАРШ лаб, которая стала разрабатывать архитектурные концепции для регионов и развивать принцип соучаствующего проектирования.

Специалисты МАРШ лаб выезжают на конкретную территорию, которую жители просят благоустроить, делают исследования, опрашивают жителей, что они хотят видеть на этом месте. На основе этого создается концепция развития территории. Это может быть и креативный кластер, и рынок, и даже сквер в тундре. У нас на счету уже 45 проектов.

Постепенно к МАРШ лаб стали присоединяться профессионалы из других индустрий, потому что, например, чтобы спроектировать сквер в тундре, нужен не только архитектор, но и геодезист, и специалист по почвам. Сначала к нам приходили поговорить про маленькие территории площадью 1-2 гектара. Затем стали приходить с вопросами вроде: мы построили завод в 30 км от города, а туда никто не едет — что нам делать? В конце концов мы приняли решение создать отдельную институцию, которая будет заниматься не только архитектурным проектированием, но более широким спектром задач. Так появился Urban Policy Institute.

Евгения Муринец, Екатерина Черкес-заде и мэр Москвы Сергей Собянин на дне рождения школы МАРШ

В каких направлениях будет работать институт?

Источник: vc.ru

Читайте также:  Как найти работу в малом и среднем бизнесе

Бизнес среда региона это

Инвестиционный климат, бизнес-среда и их развитие для регионов и муниципальных образований

В брошюре разбираются вопросы развития экономики территорий через улучшение бизнес-среды, даются рекомендации по улучшению инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности территории. Автор рекомендаций ставит перед собой задачу помочь сотрудникам территориальных администраций лучше осознать позиции самых важных участников бизнес-процессов – предпринимателей и инвесторов.

Описаны основные понятия и закономерности, инструменты анализа ресурсов территории, коммуникация администрации с инвесторами, рейтинги территорий, в том числе Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Агентства стратегических инициатив (АСИ). Приведен набор инструментов (практик) развития инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата территорий, в том числе на основе результатов национального рейтинга 2017 года АСИ. Рекомендации снабжены большим количеством примеров, обширным списком тематических ссылок (более 100) и приложениями с дополнительными материалами. Данные рекомендаций могут являться основой для дальнейшего обучения в Практической Академии государственного и муниципального управления «ОПОРЫ РОССИИ», а также участия в проектных сессиях и консультациях автора брошюры.

Источник: xn--80aygk.xn--p1ai

Бизнес Среда

Олег Сиротин: «Я на себе почувствовал, как быстро можно потратить все заработанные деньги»

«Рентабельность моего бизнеса падала, нужно было что-то решать. И тут мне друг Павел Яковлев говорит: «Бросай все, давай построим горнолыжный курорт!». Я согласился».

«Я вкладывал в соцсети 2 млн рублей, становился рабом инстаграма и терял уважение людей»

«Я вкладывал в соцсети 2 млн рублей, становился рабом инстаграма и терял уважение людей»

«Я быстро понял: чем примитивнее контент, чем ниже его качество — тем больше охват. Хочешь много лайков — забудь об «умном» контенте, пости шутки, приколы, давай конкурсы. Таков закон хайпа».

«Сегодня до 70% малого бизнеса находится в убытке и продолжает себя закапывать»

«Сегодня до 70% малого бизнеса находится в убытке и продолжает себя закапывать»

«Многие верят, что продукт начнет продаваться, лидов будет больше, рынок поднимется, сезон начнется, будет новое оборудование и заживем! Такой уж подход у предпринимателя — верить в лучшее».

Мечтал зарабатывать пару тысяч долларов, а построил компанию с оборотом 6 млрд руб. Как?

Мечтал зарабатывать пару тысяч долларов, а построил компанию с оборотом 6 млрд руб. Как?

«В студенчестве я помог открыть заведение общепита в Тюмени. Заработал $5 тыс. и задумался — а на что их потратить? Купить машину или начать бизнес? Остановился на втором пункте» — Андрей Гончаров.

«Несколько месяцев нас вытаскивали из ада. Больше я со штатной бухгалтерией не связываюсь»

«Несколько месяцев нас вытаскивали из ада. Больше я со штатной бухгалтерией не связываюсь»

«Влияние бухгалтера на бизнес почти безгранично. Попадешь на штрафы по его вине — кто покроет убытки? Конечно, собственник. Бухгалтер в любой момент скажет: «Я увольняюсь!», и ты его не удержишь».

Борис Дьяконов: «Предприниматели грезят о росте, но чаще всего это чужие мечты»

Борис Дьяконов: «Предприниматели грезят о росте, но чаще всего это чужие мечты»

Что такое синдром блохи, почему бизнесмены терпят неудачи и как понять, что пора все бросить и начать новое дело? Борис Дьяконов рассказывает о стеклянном потолке на DK.RU.

Как просить взаймы 1,5 млн руб. и что делать, чтобы до этого не дойти — Иван Зубарев

Как просить взаймы 1,5 млн руб. и что делать, чтобы до этого не дойти — Иван Зубарев

«Оказалось, многие предприниматели в моем окружении живут на 150-300 тыс. руб. в месяц, хоть и штат у них по 50-100 человек. С меня слетели розовые очки, которые я сам на себя надел».

«У нас не платят процент с продаж». Евгений Кобзев — о холакратии и бирюзовых компаниях

«У нас не платят процент с продаж». Евгений Кобзев — о холакратии и бирюзовых компаниях

«Многие считают, что истории про бирюзовые компании и холакратию подходят только айтишным компаниям. На самом деле производственным предприятиям перейти на такую систему управления гораздо важнее».

Вячеслав Брозовский: Поблагодаришь власть публично за поддержку, точно обвинят в коррупции

Вячеслав Брозовский: Поблагодаришь власть публично за поддержку, точно обвинят в коррупции

«После того, как разберутся с маленькими компаниями, дело дойдет до средних, а затем и до крупных. Если мы не встанем на защиту малого бизнеса, то следующих колбасить начнет нас».

Сотрудники, мотивированные на деньги, у нас не задерживаются — Дмитрий Мраморов

Сотрудники, мотивированные на деньги, у нас не задерживаются — Дмитрий Мраморов

«Можно быть сто раз крутым менеджером, но команда не будет тебя уважать, если ты не эксперт». Почему на топовые позиции в «СКБ Контур» не берут людей с рынка — колонка Дмитрия Мраморова на DK.RU.

Новости

Бизнес

Свое дело

Качество жизни

Мнения

Лайфхаки

Смотрите также в рубрике «Бизнес-школы»
Другие статьи на тему «Бизнес-школы»
Размещение рекламы:
Вконтакте Twitter Telegram Youtube Одноклассники Yandex Zen
Реклама на DK.RU Условия использования материалов

Пользовательское соглашение Политика конфиденциальности

Наименование владельца сайта: ООО «Деловой квартал-Екатеринбург»
Местонахождение и адрес владельца сайта: г. Екатеринбург, 620014, ул. Добролюбова, д. 16, оф. 411.

Цитирование материалов сайта допускается при условии обязательного размещения прямой активной гиперссылки на первоисточник. Полное копирование материалов сайта, в том числе использование RSS-каналов, допускается только с письменного согласия Редакции DK.RU

Источник: www.dk.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин