Бизнес структура в России это

Организация бизнеса в России имеет особенности. Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК), вступившим в силу с 1 января 1995 г.

С введением ГК утратили силу Закон «О собственности в РСФСР» и Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Новый ГК возрождает частноправовые начала неприкосновенности собственности в бизнесе. Новое содержательное наполнение получила категория «предприятие». До последнего времени оно трактовалось как особая организационно-правовая форма, т. е. коммерческая организация, не имеющая собственности, ибо собственником в плановой экономике оставалось государство. Государство с помощью своих предприятий имело дело по сути само с собой, ибо договоры между предприятиями по «продаже», например, их имущества в действительности не меняли на это имущество прав собственности, так как собственником оставалось государство.

В рыночной экономике в отличие от командно-административной в

СТРУКТУРА И БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

товарно-денежном обороте участвуют не номинальные, а реальные собственники:

индивидуальные предприниматели, кооперативы, товарищества, общественные организации. Для них создание предприятий ни с экономической, ни с правовой точек зрения не имеет смысла. Они используют другой путь: создание не предприятий, а «компаний одного лица», т. е. хозяйственных обществ. Сохранение же такого понятия, как «предприятие», в качестве некоммерческой организации — несобственника оправдано лишь. для государственного и муниципального секторов.

В рыночном понимании «предприятие» вовсе не особая организационно- правовая форма предпринимательства, а имущественный комплекс — совокупность зданий, сооружений, оборудования, сырья и т. д. Оно является «унитарным», так как его имущество принадлежит единому собственнику (государству или муниципальному образованию) и поэтому не подлежит разделу между работниками.

Разновидностью унитарных предприятий являются федеральные казенные предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются юридическими лицами.

Юридическим лицом считается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Юридическими лицами могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации.

Коммерческими являются те, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации не ставят своей целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Коммерческие организации могут создаваться в форме:

хозяйственных товариществ и обществ;

государственных и муниципальных унитарных предприятий. Хозяйственные товарищества и общества в свою очередь существуют в формах:

товарищество на вере (коммандитное товарищество);

общество с ограниченной ответственностью;

общество с дополнительной ответственностью;

акционерное общество (открытое и закрытое);

дочерние и зависимые общества.

Полным называется товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность принадлежащим им имуществом. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в общем, складочном капитале.

Товариществом на вере (коммандитным) называется товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытка только в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в предпринимательской деятельности этого товарищества. Коммандитисты получают часть прибыли товарищества, причитающуюся на их долю в складочном капитале. А В обществе с ограниченной ответственностью его участники несут риск убытков только в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В обществе с дополнительной ответственностью его участники несут ответственность в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам.

Акционерное общество — это общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры несут риск убытков только в пределах стоимости своих акций.

Открытое акционерное общество имеет право проводить открытую подписку и продажу выпускаемых им акций.

Закрытым акционерным обществом называется такое АО, акции которого распределяются только среди его учредителей.

Дочерним хозяйственным обществом является такое общество, капитал которого не преобладает в уставном капитале всего общества. Поэтому оно не имеет возможности определять решения этого общества. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.

Статус зависимого общества предполагает ситуацию, при которой основное общество имеет более 20 % голосующих акций АО.

Производственный кооператив — это добровольное объединение граждан для совместной производственной или иной деятельности, основанной на их личном труде и объединении их паевых взносов.

Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не имеющая права собственности на закрепленное за ней собственником имущество. В форме унитарных предприятий создаются только государственные и муниципальные предприятия.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных, фондов.

Потребительским кооперативом называется добровольное объединение граждан на основе паевых взносов с целью удовлетворения материальных и иных потребностей. Доходы потребительских кооперативов от предпринимательской деятельности распределяются между его членами.

Общественными и религиозными организациями являются добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Они являются некоммерческими, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы (например, свечи, крестики, цепочки в церквах и т. п.).

Участники этих организаций не имеют права на имущество данных организаций.

Фондом называется некоммерческая организация, учрежденная на основе добровольных имущественных взносов, имеющая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные цели. Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан,

Коммерческие и некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.

Источник: economics.studio

Современные формы бизнес-структур в России

Лопатина Е. И. Современные формы бизнес-структур в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 35. – С. 49–54. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56731.htm.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности современных теорий управления организацией. Особое внимание уделяется тотальному контролю качества и его влияние на процесс управления.

Ключевые слова: организация, тотальный контроль качества, способы управления, теории менеджмента
Полный текст статьи

В современных условиях интенсивного научно-технического развития во всем мире пристальное внимание уделяется разработке и освоению нововведений, без которых дальнейший прогресс в обществе был бы невозможен. Современный бизнес динамичен и требует проявления достаточной гибкости, постоянно меняющиеся условия, тенденции просто обязывают современные организации приспосабливаться к рыночным условиям. Уровень развития бизнеса и его темпы диктуют провайдерам услуг потребность в разработке и адаптации новых процедур, востребованных в данный момент в нашей стране. Именно поэтому на смену старым формам организации бизнеса приходят более новые и гибкие формы организации бизнеса и если предприятия вовремя не отреагируют на эти изменения они просто будут стоять под угрозой существования.

Возрождение предпринимательской деятельности в России – это уникальное социальное, политическое и экономическое явление в истории человечества. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки централизованной плановой системы. Именно поэтому предпринимательская деятельность в России связана с целым рядом трудностей и противоречий. Во второй половине XX в менеджменте появились теории и концепции, которые существенно изменили представления ученых и практиков о том, на каких принципах должна строиться эффективная организация бизнеса. Учет является важной составляющей управленческой функции информирования.

Много новых концепций менеджмента построено именно вокруг компьютерных информационных учетных систем. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок в теории менеджмента второй половины XX века можно назвать следующие:

– Внутренние рынки корпораций;

– Теория альянсов (ассоциативных форм организации управления);

– Адаптивные (органические) структуры;

– Тотальный контроль качества;

– Кибернетическая теория взаимосвязи и ориентация на информацию.

Рассмотрим более подробно одну из современных теорий.

Первые шаги в области исследования методов и систем контроля качеством на производстве стали осуществляться в нашей стране ещё во времена появления СССР. Когда в 1920-х годах, после окончания гражданской войны, индустриальное производство начало вновь «становиться на ноги», перед советским правительством стала задача обеспечения максимального качества выпускаемой продукции. Это дало толчок к разработке и внедрению отдельных систем контроля качества. Первым серьёзным успехом в этой области считается внедрение в 1955 году на самарском авиационном заводе так называемой системы БИП (Бездефектное изготовление продукции).

Данная система представляла собой ряд ключевых принципов. Первым и основным её принципом можно считать то, что за счёт этой системы контроль качества на промышленном производстве был направлен не на ликвидацию обнаруженных дефектов в конечном продукте, а на предупреждение появления этих дефектов в ходе самого производства продукта. Для осуществления этого принципа на промышленных производствах существовали специальные системы ответственности сотрудников предприятия за качество производимой ими продукции. Таким образом, если тот или иной сотрудник выпускал слишком много бракованных деталей, то он получал определённые взыскания, но существовали так же и поощрения за добросовестную работу. Для того, чтобы придать этой системе максимальную эффективность, в СССР создавались специальные школы, проводились такие мероприятия, как дни качества.

Читайте также:  Почему в России тяжело вести бизнес

В конечном итоге БИП возымел такой успех, что был введён на производствах ГДР (Германская демократическая республика) и ПНР (Польская народная республика), т.е. даже в странах некоммунистического лагеря. Ключевые принципы бездефектного изготовления продукции и TotalQualitymenagement имеют поразительное сходство. TQM стал успешно реализовываться в начале 2000-х годов, а БИП появился, как уже было отмечено ранее, в 1955 году. Данный факт даёт основание предположить, что, как говорится, — «всё новое – хорошо забытое старое».

Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.

В период переходной экономики РБ необходимо внедрение ориентированных на потребителя рыночных методов управления качеством товаров и услуг во всех сферах жизни. Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, «Всеобщее управление качеством», давно и широко используется в ряде промышленно-развитых стран для непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг.

Идеологию разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг.

Основная идея концепции Шухарта заключается в «улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса». Причины изменчивости могут быть общие или специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного контроля, связанную с изобретением и последующим применением карт статистического контроля: «Контрольных карт Шухарта». Статистические методы контроля позволяют сосредоточить усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального сокращения вариаций.

Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:

– качества организации процессов;

– уровня квалификации персонала.

Качество определяется следующими категориями:

– степень реализации требований клиентов;

– значения финансовых показателей компании;

– уровень удовлетворенности служащих компании своей работой.

TQM включает 2 механизма:

Quality Assurance (QA) – обеспечение качества – поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги.

Quality Improvements (QI) – повышение качества – предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.

Еще совсем недавно считалось, что заниматься качеством должны специализированные подразделения. Именно переход к рыночным условиям определяет необходимость изучения опыта мировых компаний в достижении высокого качества.

Исследования, проведенные в ряде стран, показали, что в компаниях, мало уделяющих внимание качеству, до 60% времени может уходить на исправление брака.

Сущность тотального контроля за качеством как философии управления ориентирован на организацию бездефектного производства при минимуме затрат. Целевое начало в процессе деятельности организации возникает потому, что организация – это объединение людей, преследующих определенные цели. С самого «рождения» деятельность организации имеет конкретную целевую ориентацию.

Организация – это группа людей, которых связывают общие цели. Так же организацию можно рассмотреть как средство, с помощью которого достигаются цели. Так же организация позволяет сотрудникам выполнять действия коллективно, потому что не всегда заданную задачу сотрудник может решить индивидуально.

Фундаментальная концептуальная идея TQM использует мышление в терминах процессов вместо терминов задач. Результат TQM — это коренная перестройка всего производства. Вместо концентрации внимания на производственном процессе — слишком длительном для распределения его на задачи — TQM требует, чтобы предприятия объединяли эти задачи в один процесс.

Более того, процессы должны быть саморегулирующиеся, потому что отношение к работнику также должна быть предусмотрена. Информация становится ценной частью производственного процесса сама по себе, а не только как косвенный продукт, который можно использовать для определения результатов хозяйственной деятельности.

Информация, которая появилась в производственном процессе, теперь сразу возвращается обратно в процесс для того, чтобы сделать его саморегулирующимся. Поэтому работники должны нести ответственность за все основные решения, связанные с инновационной работой.

Это можно организовать следующим образом: работник, оперативно принимая решения, в достаточной мере контролирует производственный процесс для того, чтобы гарантировать стабильный выпуск качественной продукции. Каждый сотрудник обеспечен инструментами и другим оборудованием для проверки своего модуля продукции. Вместо того, чтобы готовить определенную информацию для передачи в другое подразделение предприятия, труда. Работник получает достаточно данных, чтобы самому разобраться, для чего предназначено каждый изготовляемый агрегат.

Всю информацию, необходимую сотруднику для производства качественной продукции, он должен получить вовремя. При необходимости информацию, поступившую из других подразделений предприятия, должно быть доставлено в срок. Работник должен иметь возможность принять решения, необходимые для производства продукции или ее составляющих. Всюду, где только можно, решения, связанные с качеством продукции, должны принимать и люди, которые эту продукцию производят, и до того, как производство будет завершено.

Доказано, что вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM.

1. Ориентация организации на заказчика

Организация всецело зависит от своих заказчиков и поэтому обязана понимать потребности заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем.

В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация и данные должны распространяться по всей организации. В данном случае внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности организации и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности.

2. Ведущая роль руководства

Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Они должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.

3. Вовлечение сотрудников

Весь персонал — от высшего руководства до рабочего — должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал.

Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей организации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Также руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям самой организации. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение сотрудников.

4. Процессный подход

Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.

Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.

5. Системный подход к управлению

Результативность и эффективность деятельности организации, в соответствии с принципами TQM, могут быть повышены за счет создания, обеспечения и управления системой взаимосвязанных процессов. Это означает, что организация должна стремиться к объединению процессов создания продукции или услуг с процессами, позволяющими отследить соответствие продукции или услуги потребностям заказчика.

6. Постоянное улучшение

В этой области организация должна не только отслеживать возникающие проблемы, но и, после тщательного анализа со стороны руководства, предпринимать необходимые корректирующие и предупреждающие действия для предотвращения таких проблем в дальнейшем.

7. Подход к принятию решений, основанный на фактах

Эффективные решения основываются только на достоверных данных. Источниками таких данных могут быть результаты внутренних проверок системы качества, корректирующих и предупреждающих действий, жалоб и пожеланий заказчиков и т.д. Также информация может основываться на анализе идей и предложений, поступающих от сотрудников организации и направленных на повышение производительности, снижение расходов и т.д.

8. Отношения с поставщиками

Так как организация тесно связана со своими поставщиками, целесообразно налаживать с ними взаимовыгодные отношения с целью дальнейшего расширения возможностей деятельности. На данном этапе устанавливаются документированные процедуры, обязательные для соблюдения поставщиком на всех этапах сотрудничества.

9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой

Минимизация потерь, связанных с некачественной работой, обеспечивает возможность предлагать продукцию за меньшую цену при прочих равных условиях.

Читайте также:  Выращивание кизильника как бизнес

Преимущества TQM заключаются в том, что всеобщее управление качеством даёт несколько краткосрочных преимуществ, однако, большинство преимуществ этого подхода долгосрочны, и эффект от них ощутим только после их благополучной реализации. В больших организациях может уйти несколько лет, прежде чем долгосрочные выгоды дадут эффект.

Долгосрочные выгоды, ожидаемые от применения всеобщего управления качеством, — это более высокая продуктивность, повышение морального тонуса коллектива, уменьшение затрат и рост доверия заказчика. Эти выгоды могут привести к популяризации и повышению статуса компании в обществе.

Уклонение от ошибок и правильные действия, прежде всего, сохраняют время и ресурсы, и тогда фонды и сбережения могут расходоваться на расширение спектра услуг (продукции) или предоставляться сотрудникам для работы, направленной на улучшение качества услуг. Всеобщее управление качеством приветствует создание атмосферы энтузиазма и удовлетворения выполненной работой с привлечением инструментов премирования и награждения за творческий подход.

Если неудачи в результате экспериментов сотрудников воспринимаются как часть обучающего процесса, сотрудники перестают стесняться творчески подходить к разработке новых идей. Вместо того, чтобы скрывать ошибки от руководства или оттягивать их огласку, что приводит к перерастанию мелких ошибок в большие проблемы, сотрудники терпеливо подходят к решению проблем, пробуя исправить их снова и снова.

Если сотрудники чувствуют, что являются частью организации, они ощущают себя нужными, работа приносит им удовлетворение, что может в свою очередь повысить её качество. При Всеобщем управлении качеством широко применяется командный подход, передающий, с одной стороны, работникам опыт решения проблем их коллегами и, с другой стороны, позволяющий им применить свои знания и опыт в ходе совместных усилий. Поскольку сотрудники получают опыт при командном решении проблем, они могут участвовать в перекрёстных секционных мега-командах, решающих проблемы, выходящие за рамки возможностей локальных групп. TQM даёт организации большую гибкость в решении проблем и повышает качество условий работы для всех сотрудников.

Особенно следует добавить такое направление как обеспечение качества функционирования системы управления. Консультанты по управлению качеством, обратили внимание, что службы по управлению качеством и надежностью направляли усилия и ресурсы на выявление проблем и исправление ошибок. В результате сформировалась система управления по отклонениям.

Это направление довольно молодое, но эффективное. С его помощью можно определить отклонения и быстро среагировать по их устранению. Организационные структуры внесли эти функциональные подразделения в свои схемы и определили их место и роль.

Управление качеством на современном этапе в первую очередь исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной, после того, как продукция уже изготовлена. Значит, эта деятельность должна осуществляться на всем процессе производства продукции. Так же важна деятельность по поддержанию и обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.

Кроме того, тотальное качество, входит в число критериев оценки работы менеджеров. Менеджеры компании относятся к повышению качества не как к одному из рядовых моментов управления, а отдают ему приоритетное значение.

Целью бизнеса всегда считалось достижение устойчивых конкурентных преимуществ. Поэтому так актуален вопрос использования современных информационных технологий и технических средств, обеспечивающих достижение высокодоходных и устойчивых позиций. В таких условиях наиболее ценна способность выделиться на рынке конкурентов и переориентировать организацию, используя новые методы ведения бизнеса. Эта способность бывает порой важнее, чем обретение первоначальных конкурентных продуктовых преимуществ.

Список литературы

1. Виноградова М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: учебное пособие – Москва:Дашков и К, 2012 – 132 с.

2. Дейнека А.А. Управление персоналом организации. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2014. – 288с.

3. Исаев Р.А. Основы менеджмента. Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 264 с.

Источник: e-koncept.ru

Структура бизнеса в россии

Субъекты малого бизнеса характеризуются меньшей устойчивостью и конкурентоспособностью по сравнению с крупными предприятиями, в связи с этим для поддержания рыночной конкуренции, обеспечения внутренней стабильности и саморазвития данного сектора государство должно оказывать ему содействие и поддержку. Содержание понятия «государственная поддержка малого бизнеса», как и любой научной категории, — многопланово. Вопросы роли государства в развитии малого бизнеса, формирования механизмов регулирования, опыта государственной поддержки малых предприятий в России и за рубежом изучаются учёными достаточно широко (и методологически, и эмпирически). При этом большинство научных подходов основывается на дескрипции «государственная поддержка как внешняя среда системы малого бизнеса».

Целью представленного исследования является выделение цели, задач и структуры государственной поддержки малого бизнеса в рамках системного подхода. Проведенный анализ представляется важным, поскольку изучение государственной поддержки в контексте системной парадигмы практически не проводилось, в ряде работ системный подход присутствует фрагментарно, порой эклектично к собственно анализируемой системе и детерминирован экономической направленностью исследований. Вместе с тем требования методологической строгости социологических исследований обусловливают актуальность проведения анализа государственной поддержки малого бизнеса как системы в рамках системного же подхода. В представленной статье внимание уделено цели, задачам и структуре системы государственной поддержки, функциональные же взаимосвязи будут рассмотрены в последующих статьях.

Субъективные и объективные факторы таких воздействий в процессе развития современного российского общества претерпевают глубокие изменения, что обусловливает необходимость познания существенных, устойчивых связей, выражающих инвариантный способ организации системы государственной поддержки в целостность и характеризующих способы сохранения ее стабильности и повышения эффективности.

Система государственной поддержки характеризуется переплетением причинных связей и взаимодействий: например, такой элемент системы, как региональный Фонд поддержки предпринимательства причинно связан с другими элементами и более или менее прямо «отвечает» за те или иные характеристики системы в целом, при этом его функции обусловлены конкретными особенностями региона.

Кроме того, элементы системы государственной поддержки неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном «существовании» малого бизнеса. Вместе с тем системные элементы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование государственной поддержки в рамках системного подхода предполагает не только изучение системы как целостности, обладающей выраженными границами и набором составляющих ее элементов, но и определение структурных и функциональных взаимосвязей, что в итоге позволяет выявить соответствие функционирования системы стоящим перед ней задачам. В представленной статье автор остановится на формировании цели, задач и структуры системы государственной поддержки малого бизнеса.

Основную направленность системного подхода отмечал Л. Берталанфи: «Мы стремимся не просто описывать или предписывать, а, прежде всего, понять и охарактеризовать действия объекта, в том числе ожидаемые действия…Системный подход главное внимание сосредоточивает на изучении поведения объекта. Главный вопрос здесь — не «что это такое?», а «что оно делает?» [2, с. 15].

Для ответа на «главный вопрос», по Л.Берталанфи, необходимо прежде всего определить системообразующий признак, который будет выступать основой теоретической конструкции в отношении системы государственной поддержки малого бизнеса, тем самым, определяя границы системы для отделения объекта от внешней среды и разграничения его внутренних и внешних связей. Поскольку рассматривается система государственной поддержки, то вполне закономерно определить связующим признаком — конкретную организационно-правовую форму, то есть элементы системы выделяются по признаку государственной (РФ) принадлежности. Разнообразные институты, оказывающие поддержку малому бизнесу, но не имеющие доли государства (РФ) при их учреждении, соответственно относятся к внешней среде, образуя инфраструктуру поддержки малого бизнеса. Если представить условное сферическое взаимодействие — сферы малого бизнеса, системы государственной поддержки и инфраструктуры поддержки малого бизнеса, то зоны пересечения сфер будут являться структурными соединениями (по Н. Луману, [4]), которые, во-первых, необходимы для формирования опорных точек развития малого бизнеса, во-вторых, служат каналом обратной связи для всех трёх сфер. Таким образом, система государственной поддержки существует не сама по себе, не изолированно, она находится во взаимосвязи с другими сферами: малого бизнеса и инфраструктуры его поддержки, а также с материально-производственной, политической, культурно-духовной сферами общества и системами природного порядка.

Государственная принадлежность, как системообразующий признак, не является единственным условием отнесения того или иного элемента к системе, очень важна императивность целеполагания каждого элемента в контексте общей цели функционирования системы.

Задачи государственной поддержки достаточно четко систематизированы новосибирскими учеными В.В. Генераловым и М.В. Лычагиным при анализе программ государственной поддержки предпринимательства и заключаются в следующем:

обеспечение организационно-право­вых и социально-экономических основ предпринимательской деятельности;

обеспечение правовых условий функционирования рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства;

установление и обеспечение этико-пра­вовых норм предпринимательства;
обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;
оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности;
реализация политики охраны окружающей среды. [3, с. 4].

Целенаправленность воздействия системы предполагает следование определённым принципам разработки и реализации государственной поддержки. Анализ научных исследований и правовых документов в области государственной поддержки малого бизнеса позволяет сформулировать основные принципы формирования политики государственной поддержки:

Читайте также:  ИП без работников это малый бизнес

приоритетность — данный принцип подразумевает то, что программы поддержки малого бизнеса должны быть первоочередными, так как даже при развитом рынке малые предприятия не способны конкурировать с крупными предприятиями без поддержки в той или иной форме государства; так, в США в законе о малом бизнесе (1953 г.) говорилось: «… в той мере, в какой это возможно, оказывать поддержку предпринимателям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство» [1, с. 125]. В российских специфических условиях кризисных явлений и переходного периода формируется ситуация, тормозящая развитие малых предприятий и усиление их роли в становлении рыночной экономики;

прозрачность — государственная поддержка должна осуществляться на конкретных, юридически закрепленных, условиях; в договоре должны быть четко прописаны его объект и обязательства сторон (как государственного органа, так и субъекта малого бизнеса);

комплексность — субъектам малого бизнеса должна быть обеспечена возможность получения государственной поддержки одновременно в нескольких формах, предусмотренных законодательством;

избирательность — при оказании поддержки необходим избирательный подход с акцентом на социальном (молодежное предпринимательство, предпринимательство инвалидов и людей с ограниченными возможностями, предпринимательство в сфере социально значимых услуг) и функциональном (целевое сопровождение начинающих предпринимателей или инновационного предпринимательства) направлении;

программно-целевой — один из наиболее существенных принципов, подразумевает то, что нормативно-правовые акты должны сопровождаться не только федеральными программами или планами министерств, ведомств и других исполнительных органов, государственная поддержка должна реализовываться на основании планового инструмента, содержащего программу с определением целей различных уровней, перечень мероприятий по их достижению, исполнителей данных мероприятий и ожидаемые результаты, то есть программно-целевой принцип отражает целенаправленность и комплексность осуществления работ по решению поставленной задачи государственной поддержки.

Рассматривая строение системы государственной поддержки, необходимо отметить, что её элементами являются органы государственной власти, а также государственные некоммерческие организации, то есть институциональные образования, ответственные за развитие малых предприятий, формирующие государственную политику в этой сфере, осуществляющие регулирование сферы малого бизнеса и управление инфраструктурой его поддержки. Элементы системы обладают различной степенью сложности, находятся по отношению друг к другу в иерархической зависимости и являются производными целостности системы государственной поддержки. При этом взаимосвязь элементов опосредована эксплицитным следованием (при функционировании) вектору целеполагания системы, в контексте которого каждый элемент выполняет определённую функцию (при изменении характера целенаправленности элемент выпадает из системы, становится ненужным).

Структура системы государственной поддержки характеризуется вертикальной императивностью по уровням управляемости: федеральному, региональному, муниципальному.

На федеральном уровне в систему государственной поддержки малого бизнеса вовлечены все ключевые структуры: от Президента и Правительства до Совета Федерации и Государственной Думы. На данном уровне создаётся правовая основа, в рамках которой действует вся система государственной поддержки: разрабатываются законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов поддержки, рекомендательные и нормативно-методические материалы по организации и оптимизации деятельности малых субъектов рынка, то есть создаются условия (правовые, финансовые, организационно-методические) для реализации политики государственной поддержки малого бизнеса. При этом политика создания системы государственной поддержки должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой в целом. Функциональной направленностью управленческого воздействия данного уровня является реализация регулирующей, связующей и координирующей роли в осуществлении деятельности системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса посредством:

разработки и принятия законодательных актов по малому бизнесу, регулирующих все стадии и процессы его жизненного цикла;

учёта специфики малых предприятий при разработке нормативно-правовых актов, не имеющих прямого отношения к малому бизнесу (например, специальные статьи о правах малых предприятий при проведении конкурсов по гос.заказу в законодательстве о государственном и муниципальном заказе, об особом режиме доступа субъектов малого бизнеса к технологической инфраструктуре в законодательстве о деятельности естественных и локальных монополий и т.д.);

оказание малым предприятиям орга­ни­зационно-финансовой помощи;
разработка нормативной базы по развитию инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Элементами системы на данном уровне являются координационные и совещательные органы государственных структур — либо непосредственно ведающие вопросами государственной поддержки малого бизнеса, либо разрабатывающие меры государственной поддержки, сквозные по профилю деятельности ведомства. К ним относятся:

Государственная дума Федерального Собрания РФ — комитет Государственной думы по экономической политике и предпринимательству;

Совет Федерации Федерального Собрания РФ — Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации;

Федеральные органы исполнительной власти — в отношении 12 федеральных министерств и 15 федеральных агентств закреплены полномочия в сфере развития малого бизнеса: Департамент развития малого и среднего предпринимательства при Минэкономразвития России, координационный Совет Минздравсоцразвития России по развитию малого и среднего предпринимательства, Совет при Минприроды России по вопросам малого и среднего предпринимательства, Совет при Минрегионразвития России по вопросам малого и среднего предпринимательства, отдел развития малых форм хозяйствования при Департаменте сельского развития и социальной политики Минсельхоз России, координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Минэнерго России и др.

Федеральные органы, действующие при конституционных структурах, — Совет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ.

Таким образом, на федеральном уровне определяются основные направления, принципы и формы государственной поддержки малых предприятий, конкретизация которых осуществляется на следующих, региональном и муниципальном, уровнях системы.

На региональном уровне устанавливается единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малому бизнесу, учитывающий специфику региона и особенности местных поселений, текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающий согласованность интересов населения, малых предприятий региона и государства в целом, при этом не противоречащий федеральному. Функцией региональных органов поддержки малого бизнеса является реализация мероприятий, разработанных на федеральном уровне, разработка правовых актов по поддержке в соответствии с потребностями региональных субъектов малого бизнеса, индикативное планирование в контексте форм и методов региональной государственной поддержки, прямое финансирование малых предприятий региона, обратившихся за поддержкой, сбор и анализ данных о развитии малого бизнеса региона, обеспечение обратной связи государственных органов с субъектами малого бизнеса, защита его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области поддержки малого бизнеса, создание условий для формирования субъектов инфраструктуры государственной поддержки и координация их деятельности.

Органы муниципального уровня, находящиеся на нижней ступени структуры анализируемой системы, оказывают непосредственное воздействие в рамках государственной поддержки малого бизнеса. Функции данного уровня — реализация региональных концепций в границах муниципального поселения. Однако необходимо отметить, что в настоящее время эффективность поддержки со стороны муниципальных органов — весьма низкая (а там, где оказывается поддержка, формы ее — достаточно скудны), это можно объяснить и несогласованностью региональных и местных программ, во многих случаях — декларативностью целевых программ, позицией глав муниципалитетов ввиду отсутствия возможностей и полномочий оказания реальной поддержки малым предприятиям. Хотя именно органы местного самоуправления (пусть и не входящие в систему государственной власти, но наравне с ней являющиеся частью публичной власти в государстве) имеют возможность в максимальной степени учитывать специфику местных условий и потребности как населения муниципального образования, так и его бизнес-сообщества. В целом, муниципальные органы осуществляют координацию деятельности органов по государственной поддержке, контроль за соблюдением норм и правил ее оказания в муниципальном образовании, а также взаимодействие с субъектами инфраструктуры государственной поддержки.

Элементами системы на данных уровнях являются как самостоятельные структурные подразделения (департаменты, управления, отделы, комитеты), так и координационные органы (советы, комиссии, рабочие группы) региональной и муниципальной власти, специализирующиеся на оказании поддержки малым предприятиям. Кроме того, элементами системы обозначенных уровней являются Фонды развития и поддержки малого предпринимательства субъектов РФ (в основном функционируют именно региональные и республиканские Фонды, на муниципальном уровне действуют только Фонды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга). Фонды являются государственными некоммерческими организациями, осуществляющими финансовое обеспечение региональной политики в области государственной поддержки малого бизнеса.

Таким образом, рассмотренные элементы являются основными в структуре системы государственной поддержки малого бизнеса. В целом, четкое выявление задач, элементов структуры и их функций позволяет более предметно анализировать воздействие системы государственной поддержки, ее актуализацию и проявление посредством форм, методов, инструментов в соответствии с внутренней логикой следования основной цели.

Белоножко М.Л. д.социол.н.к, профессор, зав.кафедрой маркетинга и муниципального управления ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г.Тюмень;

Ткачева Н.А., д.социол.н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.

Источник: bizguid.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин