В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.
Ключевые слова: Тренинг, интерактивное обучение, активный методобучения.
Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся — активных методов обучения. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.
Среди множества методов активного обучения выделим тренинг.В истории человечества тренинги появились давно, а именно тогда, когда появился процесс обучения одного человека другим. Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка)– форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования. И первыми такими обучающими формами можно, наверно, считать разнообразные посвящения и инициации древних людей, целью которых был качественный скачок сознания, переход его на новый уровень.
Тренинг как метод обучения персонала. Лекция 1.
Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога К. Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.
В 1950-е–1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе
Тренинг — один из интерактивных методов социально-психологического обучения и развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по5–15минут).
Бизнес-тренинг, как метод обучения персонала. Часть 1.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.
Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории.
Сегодня среди видов тренинга выделяются:
— Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К.Левина и К.Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.
— Психотерапевтический тренинг- тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.
— Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).
— Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.
— Аутотренинг-тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.
— Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.
Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.
— обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;
— достижение наработки и развития требуемого навыка.
Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогических студий и дидактических игр.
Их можно рассматривать с точки зрения разных парадигм:
— тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;
— тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;
— тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;
— тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, позволяет наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении.
Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков и в решении личностных проблем. Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.
Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы.
— Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.
— Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.
— Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.
— Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии, не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.
— Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим.
Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе. Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.
— Принцип партнерских отношений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы. Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.
— Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.
— Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний, суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. «Личная собственность» на авторство сообщения предусматривает ответственность особы за выраженные в сообщении мысли или чувства. Этот принцип предполагает только безоценочные суждения о других.
Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни.
Преподаватель-арбитр должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами получения, накопления и подачи информации обучающимся, влиять на их поведение и отношения. Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.
В конце каждого занятия подводятся итоги. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения анонимных анкет. Преподаватель-тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, закрепляя, таким образом, пройденный материал.
- Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов : Издательский центр «Наука», 2009.
- Гузеев В.В. «Системные основания образовательной технологии», М., Знание, 1995г.
- Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485.
- Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера / Кей Торн, Дэвид Мак-кей. – СПб.: Питер, 2001.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.:Высш. шк., 1991.
Источник: nsportal.ru
Бизнес тренинг как один из способов обучения и развития персонала организации
В том, что обучением и развитием персонала следует заниматься и выделять определенную сумму на эти цели- сомнений нет. Но даже, если ваше руководство по какой- то причине не спонсирует посещение вами тренингов, то вы не потеряете время и деньги зря, если инвестируете свои деньги в свое образование и повышение профессионального мастерства. В дальнейшем- это только улучшит ваше благосостояние и вы сможете развить в себе необходимые для работы навыки.
Бизнес тренинг, которые вы будете посещать с целью обучения и развития своих профессиональных навыков, может проходить в различных формах:
- Моделирование ситуативной игры, в которой сотрудники сталкиваются с различного рода предложенными им педагогом различных ситуаций. Например, недовольный скандальный клиент, повторно пришел в магазин вернуть товар, который нашел у конкурентов дешевле. Преодоление такой ситуации не только потребует от вас умения красиво говорить, но и знания некоторых приемов публичного выступления.
- Ролевые игры на корпоративных тренингах учат перевоплощаться в «шкуру» клиента и ставить себя на его место, составлять за него компрометирующие вопросы и вместе с коллегами по тренингу искать на них самые лучшие ответы. Такие ролевые игры разовьют в вас навыки актерского мастерства, что позволит быть добродушным и чутким к нуждам покупателям и выглядеть при этом не заискивающим, рассчитывающим на обогащение за счет покупателя продавцом- консультантом, а естественным внимательным сотрудником.
- Изучение психотехник нейро-лингвистического программирования, которые на психологическом уровне воздействуют на отношение клиента к вам и вашей компании. Эти техники обязательны и в устных публичных выступлениях, где невербальные знаки «магически» помогают добиваться у аудитории расположения к себе.
- Командная работа. Такая форма обучения помогает научиться общаться с коллегами, доверять напарникам, принимать коллективные решения, выработать подходящий для команды алгоритм работы, научиться нести ответственность за коллективное решение. Опыт командной работы укрепляет корпоративный дух и помогает установить гармонию в отношениях с коллегами.
- Упражнения на раскрытие потенциала и работа над своими личными характеристиками, формирование уверенности в себе и развитие недостающих качеств.
Все эти формы проведения тренингов преследуют одну главную цель – обучение и развитие потенциала сотрудников.
Курс: Актерское мастерство для взрослых
На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость
Навыки, которыми вы овладеете:
- Актерское мастерство
- Коммуникативные навыки
- Четкость речи
- Раскрепощение
Источник: www.teatr-benefis.ru
ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА
Ключевые слова: тренинг, профессиональное развитие.
Nateikina Y.O.
Undergraduate, National Research Tomsk State University
TRAINING AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STAFF
Abstract
The article deals with the concept of training as a means of professional development, as well as consider the uniqueness of this method.
Keywords: training, professional development.
Одним из успешных способов профессионального развития персонала является такой способ, как тренинг. Тренинги на формирование и развитие различных компетенций уже успели зарекомендовать себя в практиках организаций как наиболее эффективные способы развития персонала, особенно в новых или меняющихся условиях работы.
Для понимания данного способа профессионального развития персонала необходимо обратиться к толкованию самого понятия «тренинг». Авторы Е.В. Буйло и И.В.
Иванова [1] пишут, что «тренинг – это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих и профессиональных компетенций». Автор В.А. Саакова [3] cчитает, что «профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию необходимых профессиональных качеств».
Тренинг способствует быстрому и эффективному профессиональному, а также личностному развитию работников организации. Мощное развитие происходит в основном благодаря тому, что тренинг позволяет овладеть необходимыми компетенциями через игровые ситуации, а также с помощью техники активного общения и слушания.
Иными словами тренинг – это специально созданная модель жизненной ситуации, в процессе которой человек приобретает определенный опыт и не боится совершать ошибки за счет искусственности ситуации. Разнообразные программы тренинга призваны научить участников справляться с трудностями, преодолевать личностные и профессиональные риски. Цели любой программы тренинга специфичны и предполагают формирование, развитие или совершенствование какой-либо компетентности. Компонентами компетентности авторы считают знания, умения, социальные или профессиональные установки и компетентные действия [1].
Уникальность тренинга как способа развития персонала состоит в том, что с его помощью можно не только развивать компетенции, но еще и ненавязчиво прививать персоналу необходимые организации ценности. Кроме того, А. Журавлев [2] отмечает, что тренинг может способствовать формированию продуктивной для деятельности установки, так как успеху часто мешают не столько недостаточность необходимых знаний и навыков, сколько непродуктивные установки, задающие принципиально неправильный подход к работе.
Существует множество видов и классификаций тренинга. Большинство авторов выделяют самую распространенную из них – классификация по направленности и способу воздействия на обучающихся, а также по типу изменения поведения у участников.
По этой классификации все тренинги можно разделить на следующие виды: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, а также бизнес-тренинг. Навыковый тренинг призван сформировать и отработать определенный навык, он подходит тем, кто точно определился с темой, которой ему необходимо овладеть. Психотерапевтические тренинги призваны изменить сознание человека, победить личностные кризисы человека, а также способствуют личностному росту. Социально-психологический тренинг направлен и на изменения в сознании и формирование определенных компетенций. Бизнес-тренинг в настоящее время является наиболее популярным способом обучения, так как основывается на совершенствовании навыков конкретных сотрудников.
Тренинг как любой вид обучения имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: овладение конкретными компетенциями за короткое время, возможность применения в работе полученных знаний и навыков сразу после тренинга, повышение мотивации персонала, сплочение коллектива. К недостаткам можно отнести: необходимость составления качественной и продуманной программы тренинга, а также посттренинговое сопровождение.
Учитывая все плюсы тренингов как способа профессионального развития, можно предположить, что данный вид обучения сотрудников будет высокоэффективным. Кроме того, он позволит не просто формировать и развивать необходимую нам компетенции персонала, а еще и формировать культуру, ориентированную на желаемые ценности организации.
Литература
- Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. – 2014. — №12. — с. 12.
- Журавлёв Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. — 2013. — №1. — с.49-53.
- Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование . – 2007. — №2. — с.60-61.
References
- Bujlo E.V. Trening kak metod razvitija kommunikativnoj kompetentnosti / E.V. Bujlo, I.V. Ivanova. // Zhurnal Nauchno-metodicheskaja rabota. – 2014. — №12. — s. 12.
- Zhuravljov Aleksej. Specifika obuchenija s pomoshh’ju treningov // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. — 2013. — №1. — s.49-53.
- Saakova V. A. Professional’nyj trening kak faktor povyshenija jeffektivnosti organizacii truda // Srednee professional’noe obrazovanie . – 2007. — №2. — s.60-61.
Источник: research-journal.org