Бизнес тренинг как метод обучения

В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ КАК ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье говорится о тренинге как об одном из интерактивных методов обучения. Рассматриваются цели, задачи, виды и принципы проведения тренинга.

Ключевые слова: Тренинг, интерактивное обучение, активный методобучения.

Современный процесс обучения невозможно представить без методов, обеспечивающих максимальную активизацию творческого потенциала учащихся — активных методов обучения. Активные методы обучения — система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Среди множества методов активного обучения выделим тренинг.В истории человечества тренинги появились давно, а именно тогда, когда появился процесс обучения одного человека другим. Тренинг (англ. training – обучение, тренировка, подготовка)– форма активного обучения, основу которой составляет выполнение комплекса упражнений, направленных на развитие умений и социальных установок. Конечно, в ходе тренинга участники приобретают и новые знания, но это не теоретические знания в «чистом» виде, они обязательно связаны с практикой их использования. И первыми такими обучающими формами можно, наверно, считать разнообразные посвящения и инициации древних людей, целью которых был качественный скачок сознания, переход его на новый уровень.

Тренинг как метод обучения персонала. Лекция 1.

Формирование тренингов в отдельный метод обучения и появление позднее их разновидностей (тренинги личностного роста, тренинги продаж, бизнес тренинги и т.п.) связывают с именем американского психолога К. Левина. Этот социальный психолог в 1946 году создал специальные тренинговые группы, целью которых было совершенствование навыков общения. Было замечено, что эффективные изменения в установках, более объективный анализ особенностей личности и ее поведения происходят тогда, когда человек действует и обучается в группе.

В 1950-е–1970-е гг. тренинг развивается как форма развития социально-психологических умений, способности личности взаимодействовать с окружающими людьми. Контингент участников тренинга состоял из представителей тех профессий, которые ориентированы на работу с людьми: педагогов, менеджеров, консультантов и т.п. В настоящее время тренинг получил широкое распространение, выйдя за рамки практической психологии и подготовки специалистов. Он используется педагогами и психологами в работе с детьми и подростками, находит применение в общем и профессиональном образовании, в воспитании и развитии личности, в коррекционно-педагогической работе

Тренинг — один из интерактивных методов социально-психологического обучения и развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по5–15минут).

Бизнес-тренинг, как метод обучения персонала. Часть 1.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

Тренинги, используемые в наше время, весьма разнообразны по форме, задачам и целевой аудитории.

Сегодня среди видов тренинга выделяются:

— Социально-психологический тренинг – вид тренинга, который был разработан в 1970-е гг. под руководством немецкого психолога М. Форверга и явился логическим продолжением исследований тренинговых групп К.Левина и К.Роджерса. Цель социально-психологического тренинга состоит в развитии умений и навыков социального взаимодействия.

— Психотерапевтический тренинг- тренинг, проводимый для изменения в сознании участников, для коррекции их поведения, для улучшения отношений в группе.

— Обучающий («навыковый») тренинг, направленный на выработку навыков: учебных и профессиональных; физических (силовых) и умственных; социальных; специальных (например: навыков закаливания организма; психологической саморегуляции; выживания в сложной ситуации и т.д.).

— Бизнес-тренинг, проводимый для повышения эффективности управления и производственной деятельности.

— Аутотренинг-тренинг, который человек «проводит сам с собой», выполняя определённые упражнения, помогающие расслабиться или сосредоточиться, преодолеть усталость и болезненные ощущения, избавиться от негативного отношения к другому человеку, развить в себе полезные качества.

— Тренинг личностного роста, направленный на личностное развитие. Выполняемые упражнения помогают человеку избавиться от недостатков и развить в себе полезные качества личности. Может проводиться как с группой, так и индивидуально, как под руководством тренера, так и самостоятельно.

Цель тренинга: дать участникам недостающую информацию, сформировать навыки устойчивости к давлению сверстников, навыки безопасного поведения.

— обеспечение активного вовлечения всех участников в процесс обучения;

— ​ достижение наработки и развития требуемого навыка.

Читайте также:  Как бизнес тратит на благотворительность

Тренинги бывают столь непохожи, что порой трудно на первый взгляд выделить общие закономерности. Поэтому непосвященные люди понимают под тренингом совершенно несопоставимые формы занятий – от интерактивной лекции, разукрашенной красивыми плакатами, и обыкновенных просеминаров до психолого-педагогических студий и дидактических игр.

Их можно рассматривать с точки зрения разных парадигм:

— тренинг как своеобразная форма дрессировки, при которой при помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны поведения, а при помощи отрицательного — «стираются» нежелательные;

— тренинг как тренировка, в результате которой происходит формирование и отработка умений и навыков;

— тренинг как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых умений и навыков;

— тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.

Тренинг является многофункциональным методом осуществления преднамеренных изменений психологических феноменов социального субъекта (отдельной личности или группы) с целью его развития и гармонизации. Он представляет собой совокупность определенным образом отобранных и систематизированных интерактивных методов психолого-педагогического воздействия, которые используются для формирования навыков самопознания, самосовершенствования. Он создает предпосылки для проведения анализа своих собственных возможностей, условий реализации поставленных целей, позволяет наметить пути и определить инструментарий саморазвития, рационально спланировать свои действия в заданном направлении.

Тренинг предполагает не только активную интеллектуальную деятельность его участников, но также работу с эмоциями и чувствами. Он позволяют очень быстро (за считанные дни) сплотить коллектив. Высока эффективность тренинга в коррекции поведения, в формировании учебных или профессиональных навыков и в решении личностных проблем. Тренинг привлекает участников своей эффективностью, конфиденциальностью, внутренней открытостью, комфортной психологической атмосферой.

Для успешного проведения тренинга важно соблюдать определенные принципы.

— Принцип добровольного участия, как во всем тренинге, так и в его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности в ходе работы группы. Принудительно позитивная личностная динамика, как правило, не происходит, поэтому не следует добиваться этого от участников авторитарными методами.

— Принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу.

— Принцип самодиагностики предполагает рефлексию и самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

— Принцип безопасности гарантирует защищенность каждого члена Т-группы, сохранение конфиденциальности их информации. Все, что осуществляется на занятии, не выносится за пределы группы. Он предусматривает ограничение обсуждения событий, проблем, вопросов лишь в рамках тренинга. Он ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, которые происходят в группе в конкретный момент.

— Принцип открытости предусматривает, что участники должны быть открытыми, честными. Они не должны кривить душой и лгать. Предполагается, что раскрытие своего «Я» другими является признаком сильной и здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с собой настоящим.

Открытость, эмпатия, толерантность способствуют обеспечению честной обратной связи с другими членами группы, т.е. передачи той информации, которая является важной для каждого участника и запускает механизм развития самосознания и механизмы взаимодействия в группе. Принцип открытости означает доверительное общение между членами Т-группы, что является одним из фундаментальных элементов тренинга. Он предполагает правила обращения на «Ты», что психологически уравнивает всех участников в правах и вносит в общение некоторый элемент интимности.

— Принцип партнерских отношений предусматривает реализацию субъект-субъектного взаимодействия между тренером и членами Т-группы. В процессе занятий, тренер должен организовать такое общение участников, при котором учитываются интересы, чувства, эмоции и переживания всех и каждого члена Т-группы. Данный принцип гарантирует равные права каждого участника на высказывание собственной точки зрения, проявлять свои чувства, выражать протест, вносить предложения.

— Принцип активности предполагает обязательную активность всех участников и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности Т-группы. Реализация этого принципа позволяет осуществлять развитие каждого участника без непосредственного влияния психолога на участников, а за счет создания условий для самосовершенствования средств организации коммуникативного взаимодействия.

— Принцип акцентирования содействует глубокой рефлексии участников, учит их концентрировать внимание на себе, своих мыслях, чувствах, предусматривает развитие навыков самоанализа. Он созвучен с принципом персонификации высказываний, суть которого в том, что участники тренинга должны быть сосредоточены на процессах самопознания, самоанализа и рефлексии. Даже оценка поведения должна осуществляться через словесное выражение собственных чувств и переживаний. Использование данного принципа помогает решить одно из главных задач тренинга – научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. «Личная собственность» на авторство сообщения предусматривает ответственность особы за выраженные в сообщении мысли или чувства. Этот принцип предполагает только безоценочные суждения о других.

Читайте также:  Бизнес штрафовать не будут

Проведение тренингов чрезвычайно ответственное дело, так как в данной форме деятельности порой затрагиваются самые тонкие струны души человека. Вместе с тем тренинг одна из увлекательнейших, необычных, интересных форм совместной работы людей, желающих добиться успеха в работе, межличностных отношениях и в жизни.

Преподаватель-арбитр должен владеть психолого-педагогическими знаниями и умело применять их в учебном процессе, владеть методами получения, накопления и подачи информации обучающимся, влиять на их поведение и отношения. Преподаватель-тренер должен знать цели и задачи, методы и способы обучения, источники информации, профилактические образовательные программы.

В конце каждого занятия подводятся итоги. Как правило, эта процедура рассчитана на то, чтобы участники поделились своими впечатлениями, ощущениями, высказали свои пожелания. Подведение итогов можно проводить в виде заполнения анонимных анкет. Преподаватель-тренер может спросить участников семинара, что нового они узнали, что было для них интересно, полезно, предложить вспомнить, какие упражнения они выполняли, закрепляя, таким образом, пройденный материал.

  1. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов : Издательский центр «Наука», 2009.
  2. Гузеев В.В. «Системные основания образовательной технологии», М., Знание, 1995г.
  3. Белая О. Методы психологического тренинга http://propsiholog.ru/node/485.
  4. Торн К. Тренинг. Настольная книга тренера / Кей Торн, Дэвид Мак-кей. – СПб.: Питер, 2001.
  5. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.:Высш. шк., 1991.

Источник: nsportal.ru

Бизнес тренинг как один из способов обучения и развития персонала организации

В том, что обучением и развитием персонала следует заниматься и выделять определенную сумму на эти цели- сомнений нет. Но даже, если ваше руководство по какой- то причине не спонсирует посещение вами тренингов, то вы не потеряете время и деньги зря, если инвестируете свои деньги в свое образование и повышение профессионального мастерства. В дальнейшем- это только улучшит ваше благосостояние и вы сможете развить в себе необходимые для работы навыки.

Бизнес тренинг, которые вы будете посещать с целью обучения и развития своих профессиональных навыков, может проходить в различных формах:

  1. Моделирование ситуативной игры, в которой сотрудники сталкиваются с различного рода предложенными им педагогом различных ситуаций. Например, недовольный скандальный клиент, повторно пришел в магазин вернуть товар, который нашел у конкурентов дешевле. Преодоление такой ситуации не только потребует от вас умения красиво говорить, но и знания некоторых приемов публичного выступления.
  2. Ролевые игры на корпоративных тренингах учат перевоплощаться в «шкуру» клиента и ставить себя на его место, составлять за него компрометирующие вопросы и вместе с коллегами по тренингу искать на них самые лучшие ответы. Такие ролевые игры разовьют в вас навыки актерского мастерства, что позволит быть добродушным и чутким к нуждам покупателям и выглядеть при этом не заискивающим, рассчитывающим на обогащение за счет покупателя продавцом- консультантом, а естественным внимательным сотрудником.
  3. Изучение психотехник нейро-лингвистического программирования, которые на психологическом уровне воздействуют на отношение клиента к вам и вашей компании. Эти техники обязательны и в устных публичных выступлениях, где невербальные знаки «магически» помогают добиваться у аудитории расположения к себе.
  4. Командная работа. Такая форма обучения помогает научиться общаться с коллегами, доверять напарникам, принимать коллективные решения, выработать подходящий для команды алгоритм работы, научиться нести ответственность за коллективное решение. Опыт командной работы укрепляет корпоративный дух и помогает установить гармонию в отношениях с коллегами.
  5. Упражнения на раскрытие потенциала и работа над своими личными характеристиками, формирование уверенности в себе и развитие недостающих качеств.

Все эти формы проведения тренингов преследуют одну главную цель – обучение и развитие потенциала сотрудников.

Курс актерского мастерства для взрослых

Курс: Актерское мастерство для взрослых

На курсе для взрослых вы узнаете как развить свои коммуникативные навыки, улучшить речь, побороть застенчивость

Навыки, которыми вы овладеете:

  • Актерское мастерство
  • Коммуникативные навыки
  • Четкость речи
  • Раскрепощение

Источник: www.teatr-benefis.ru

ТРЕНИНГ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА

Ключевые слова: тренинг, профессиональное развитие.

Nateikina Y.O.

Undergraduate, National Research Tomsk State University

Читайте также:  Google аккаунт для себя или для управления бизнесом в чем разница

TRAINING AS A METHOD OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STAFF

Abstract

The article deals with the concept of training as a means of professional development, as well as consider the uniqueness of this method.

Keywords: training, professional development.

Одним из успешных способов профессионального развития персонала является такой способ, как тренинг. Тренинги на формирование и развитие различных компетенций уже успели зарекомендовать себя в практиках организаций как наиболее эффективные способы развития персонала, особенно в новых или меняющихся условиях работы.

Для понимания данного способа профессионального развития персонала необходимо обратиться к толкованию самого понятия «тренинг». Авторы Е.В. Буйло и И.В.

Иванова [1] пишут, что «тренинг – это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих и профессиональных компетенций». Автор В.А. Саакова [3] cчитает, что «профессиональный тренинг – это система воздействий, упражнений, направленных на развитие, формирование, коррекцию необходимых профессиональных качеств».

Тренинг способствует быстрому и эффективному профессиональному, а также личностному развитию работников организации. Мощное развитие происходит в основном благодаря тому, что тренинг позволяет овладеть необходимыми компетенциями через игровые ситуации, а также с помощью техники активного общения и слушания.

Иными словами тренинг – это специально созданная модель жизненной ситуации, в процессе которой человек приобретает определенный опыт и не боится совершать ошибки за счет искусственности ситуации. Разнообразные программы тренинга призваны научить участников справляться с трудностями, преодолевать личностные и профессиональные риски. Цели любой программы тренинга специфичны и предполагают формирование, развитие или совершенствование какой-либо компетентности. Компонентами компетентности авторы считают знания, умения, социальные или профессиональные установки и компетентные действия [1].

Уникальность тренинга как способа развития персонала состоит в том, что с его помощью можно не только развивать компетенции, но еще и ненавязчиво прививать персоналу необходимые организации ценности. Кроме того, А. Журавлев [2] отмечает, что тренинг может способствовать формированию продуктивной для деятельности установки, так как успеху часто мешают не столько недостаточность необходимых знаний и навыков, сколько непродуктивные установки, задающие принципиально неправильный подход к работе.

Существует множество видов и классификаций тренинга. Большинство авторов выделяют самую распространенную из них – классификация по направленности и способу воздействия на обучающихся, а также по типу изменения поведения у участников.

По этой классификации все тренинги можно разделить на следующие виды: навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, а также бизнес-тренинг. Навыковый тренинг призван сформировать и отработать определенный навык, он подходит тем, кто точно определился с темой, которой ему необходимо овладеть. Психотерапевтические тренинги призваны изменить сознание человека, победить личностные кризисы человека, а также способствуют личностному росту. Социально-психологический тренинг направлен и на изменения в сознании и формирование определенных компетенций. Бизнес-тренинг в настоящее время является наиболее популярным способом обучения, так как основывается на совершенствовании навыков конкретных сотрудников.

Тренинг как любой вид обучения имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: овладение конкретными компетенциями за короткое время, возможность применения в работе полученных знаний и навыков сразу после тренинга, повышение мотивации персонала, сплочение коллектива. К недостаткам можно отнести: необходимость составления качественной и продуманной программы тренинга, а также посттренинговое сопровождение.

Учитывая все плюсы тренингов как способа профессионального развития, можно предположить, что данный вид обучения сотрудников будет высокоэффективным. Кроме того, он позволит не просто формировать и развивать необходимую нам компетенции персонала, а еще и формировать культуру, ориентированную на желаемые ценности организации.

Литература

  1. Буйло Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова. // Журнал Научно-методическая работа. – 2014. — №12. — с. 12.
  2. Журавлёв Алексей. Специфика обучения с помощью тренингов // Научные исследования в образовании. — 2013. — №1. — с.49-53.
  3. Саакова В. А. Профессиональный тренинг как фактор повышения эффективности организации труда // Среднее профессиональное образование . – 2007. — №2. — с.60-61.

References

  1. Bujlo E.V. Trening kak metod razvitija kommunikativnoj kompetentnosti / E.V. Bujlo, I.V. Ivanova. // Zhurnal Nauchno-metodicheskaja rabota. – 2014. — №12. — s. 12.
  2. Zhuravljov Aleksej. Specifika obuchenija s pomoshh’ju treningov // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. — 2013. — №1. — s.49-53.
  3. Saakova V. A. Professional’nyj trening kak faktor povyshenija jeffektivnosti organizacii truda // Srednee professional’noe obrazovanie . – 2007. — №2. — s.60-61.

Источник: research-journal.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин