1 июн (Рейтер) — Финская Nokian Tyres в конце 2022 года — после продолжавшихся несколько месяцев переговоров — была на пороге завершения сделки о продаже российского бизнеса за 400 миллионов евро ($440,32 миллиона). Но Москва снова поменяла правила.
В декабре Россия потребовала, чтобы уходящие компании при продаже бизнеса предоставляли дисконт не менее 50%, а также вносили 10% от суммы операции в федеральный бюджет. Минфин США назвал это «налогом на выход».
Nokian Tyres в результате снизила согласованную цену продажи Татнефти своего российского бизнеса до 286 миллионов евро. Российская правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями одобрила сделку в марте — спустя девять месяцев после того, как финская компания начала «контролируемый уход» с рынка.
Затянувшийся уход Nokian Tyres иллюстрирует растущие трудности, с которыми сталкиваются западные компании, окончательно не покинувшие Россию. Неопределенность для них продолжает усиливаться спустя 15 месяцев после начала Москвой «специальной военной операции» в Украине, вызвавшей массовый исход иностранных игроков с российского рынка.
Глобальная приватизация | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес
«Новые изменения в нормативных актах в России в сентябре и декабре оказали большое влияние», — сказала Рейтер директор по трансформации Nokian Tyres Йоханна Хорсма.
В прошлом году тысячи компаний, от телекоммуникационных операторов до ритейлеров одежды, приостановили работу в России на фоне масштабной волны западных санкций.
Некоторым удалось договориться о быстром уходе с российского рынка, зачастую благодаря большой скидке или передаче бизнеса в управление местному руководству.
Теперь на уход необходимо больше времени, а разобраться в требованиях российской власти оставшимся компаниям стало еще сложнее.
В конце апреля вышел указ президента РФ Владимира Путина, которым он передал Росимуществу во временное управление доли германской Uniper и финской Fortum в их российских дочерних энергокомпаниях. Указ принят «в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия» США и их союзников, говорится в документе.
Получить разрешение российской правкомиссии — очень сложно и долго, говорит Петер Ванд, партнер юридической компании Baker McKenzie во Франкфурте-на-Майне, работавший над уходом Nokian Tyres из России.
По его словам, особенно длительным был процесс оценки бизнеса, а ужесточение санкций требовало постоянных проверок на соответствие требованиям.
«С западной точки зрения, ждешь больше конкретики в описании процесса и сроков», — сказал Ванд. Дополнительные требования к оценке, обнародованные в середине декабря, появились уже в процессе проведения сделки Nokian Tyres, добавил он.
Томас Кёрменди, генеральный директор норвежского производителя упаковки Elopak, который в марте завершил продажу своего российского бизнеса местному руководству, сказал, что главной проблемой была «неизвестность».
«У вас гораздо, гораздо меньше информации о внешних факторах, чем при любой другой бизнес-сделке», — сказал Кёрменди. У него сложилось впечатление, что комиссия перегружена количеством заявок, которые нужно обработать.
Изъятие загранпаспортов | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес #Shorts
«Нас объединили с другими компаниями и дали инструкции… вероятно, потому, что у них просто не было ресурсов, необходимых для работы с каждым по отдельности», — сказал он.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев в мае сказал, что процесс идет не так быстро, поскольку «это все каждый раз штучные единичные решения», при этом «комиссия собирается три-четыре раза в неделю и рассматривает по 20 вопросов каждый раз».
«Конечно, иностранцы не выпускаются по полной стоимости. Понятно, что им должно быть тяжело», — сказал Моисеев, добавив, что можно сделать исключение в том случае, если это будет в интересах РФ.
«То есть когда для нас лучше, чтобы иностранцы вышли цивилизованно, чем бросили и просто повесили амбарный замок на то предприятие, которым они владели».
По словам одного западного инвестора, все еще владеющего активами в РФ, российские покупатели стремятся воспользоваться огромными скидками и используют хорошо налаженные контакты для продвижения сделок.
Покупателя надо выбирать тщательно, чтобы не столкнуться с «мошенничеством», говорит Хорсма из Nokian Tyres. По ее словам, многие российские кандидаты были «оппортунистами», одновременно участвующими в других масштабных сделках или переговорах.
Решающее значение имеют отношения компаний с правительством, говорит Татьяна Становая, основатель аналитической компании R.Politik.
«Это во многом зависит от того, какие личные отношения у иностранной компании с правительством и есть ли у нее влиятельные партнеры в российском руководстве», — сказала она.
Кёрменди, который назвал национализацию «худшим кошмаром» для любой компании, сказал, что Elopak согласилась на шестилетний опцион на выкуп, как и многие уходящие компании.
Ванд предупредил, что у оставшихся компаний мало времени.
«Если вы не сможете вовремя продать (бизнес), наступит момент, когда у вас может не оказаться средств для продолжения работы», — сказал он.
«Время для тех, кто все еще в России, уходит быстро». (Александр Марроу при участии Дарьи Корсунской)
Источник: www.moscowtimes.ink
Внезапные собственники: что ждет менеджеров уходящих из России западных компаний
Почти каждый день появляются новости: иностранная компания ушла из России и продала свой бизнес топ-менеджерам местного подразделения. Скорее всего, активы передаются за символическую сумму с возможностью обратного выкупа в течение оговоренного срока. Но если покупка была легкой для новых владельцев, то управление полученной собственностью обернется для них немалыми проблемами, прогнозирует хедхантер Алена Владимирская
Итак, вы купили бизнес у своих бывших боссов. И поскольку вы в нем работаете уже очень много лет, то вам кажется, что вы все о нем знаете. Уверяю вас, что нет. Сюрпризы ждут на всех направлениях, но я поговорю только о том, в чем понимаю, — о людях.
Новые условия
1. Вы выясните, что рядом с вами нет менеджеров. Те талантливые, умные и очень профессиональные люди, которые вместе с вами управляли российским филиалом, чаще всего в новых условиях окажутся не профессиональны. Почему? Все просто. Эти люди привыкли локализовывать глобальную стратегию в масштабах страны.
Они не умеют принимать ответственность не за отдельный процесс или показатель, а за весь бизнес. И более того, годами этот навык у них не был востребован.
Давайте будем честными, мало кто из международных компаний позволял отклоняться от общей стратегии. «Коллективная ответственность» — это мантра глобального бизнеса. Естественно, если навыка принятия самостоятельных решений не было годами, то ваши коллеги не смогут его быстро нарастить.
Конечно, кто-то перестроится. Но большинство окажется в абсолютном параличе и будет вам скорее мешать, чем помогать.
2. «Ганди умер — поговорить не с кем». О, сколько раз вы высмеивали все международные корпоративные бадди-программы, коуч-сессии, стратегические игры и прочее. Теперь, когда у вас этого нет, внезапно выяснится, что вам не хватает суперпрофи с большим опытом, чем ваш, с которыми можно посоветоваться в сложные моменты. Конечно, бывшие коллеги могут поговорить. Но это если захотят, будут свободны, сочтут это важным для себя.
3. Нелояльность коллектива к новым условиям работы. В новой реальности придется работать иначе. Постоянные переработки, чтобы настроить бизнес. Снижение или полное отсутствие премий. Большая ответственность.
Сотрудники на среднем и низшем уровне обязательно выразят недовольство, ведь они фактически остались в той же компании и хотят работать как раньше — с таким же режимом дня, с такими же стандартами, на таких же деньгах. Обиженные будут уходить — возможно, с судебными претензиями.
4. Уход международных карьеристов. Многих менеджеров крупных зарубежных компаний держала на месте перспектива перевода в интересные для них страны. Теперь вы уже не часть глобальной корпорации. И поскольку эта мотивация была для таких людей основной, то они начнут уходить и искать новые международные компании — китайские, арабские или индийские.
Источник: www.forbes.ru
Чем обернется для мировых брендов уход с российского рынка: миллиардные убытки и 120 тысяч рабочих мест
Международные компании одна за другой временно приостанавливают свою работу в России на фоне конфликта в Украине — кто-то по политическим соображениям, а кто-то — из-за усложнения логистики и нестабильности курсов валют. И это печально не только для покупателей: самим компаниям такие меры серьезно бьют по бюджету.
Варя Баркалова
MIGUEL RIOPA/AFP via Getty Images
Еще в самом начале марта мировые компании самых разных направлений, от модных брендов до производителей программного обеспечения, стали покидать российский рынок. Первыми на такой шаг пошли европейские ретейлеры, для которых стала невозможной доставка товаров в Россию, — из-за закрытия авиасообщения и трудностей с пересечением границ работу в российском направлении прекратили курьерские службы DHL и Fedex. Потом стали отключаться те, кто не готов сотрудничать с Россией по политическим мотивам, — для них уход сродни санкциям. Большинство компаний, впрочем, не раскрывает причин своего решения, но итог один — «деятельность приостановлена на территории РФ, магазины временно закрываются».
0 РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Российские покупатели реагировали на такие новости огромными очередями, чтобы успеть закупиться впрок товарами любимых брендов: например, магазины Ikea накануне закрытия оказались на порядок более загруженными, чем в периоды больших распродаж. И все же уход, пусть и временный, из России ударяет не только по российской аудитории брендов, но и по ним самим — и счет убытков идет на миллиарды долларов.
По данным Йельской школы менеджмента на 14 марта 2022 года, о приостановке работы в России сообщили 375 компаний. У многих из них в стране были офисы, магазины и сотрудники.
Так, McDonald’s, крупнейший международный работодатель в России, обеспечивал рабочими местами более 62 тысяч человек, в магазинах Ikea работали 15 тысяч сотрудников, а в брендах Inditex — Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius и Pullhttps://www.pravilamag.ru/life-style/668623-chem-obernetsya-dlya-mirovyh-brendov-uhod-s-rossiyskogo-rynka-milliardnye-ubytki-i-120-tysyach-rabochih-mest/» target=»_blank»]www.pravilamag.ru[/mask_link]