Разбираемся с обязанностями, которые предполагают две этих роли.
3971 просмотров
Если вы уже поняли, чем отличаются продакт-менеджер и проджект-менеджер, вот вам задача со звёздочкой: понять разницу между менеджером продукта (он же продакт-менеджер, product manager, PM) и владельцем продукта (продакт-оунер, product owner). Вопрос непростой, тем более что в некоторых компаниях предпочитают объединять две эти роли, вручая все обязанности одному человеку. Можно ли так делать, и в чём разница между ними?
Кто чем занимается
Если вкратце, продакт-менеджер — лицо, которое принимает окончательное стратегическое решение по продукту: видение, стратегия, бизнес-цели. Владелец продукта — это роль в гибкой методологии.
Продакт-менеджер — это наёмный предприниматель внутри компании, нацеленный на развитие продукта, который принесёт наибольшую прибыль бизнесу с наименьшими вложениями. Он сфокусирован на долгосрочной стратегии. Продакт-менеджер отвечает за исследование конкурентной среды и своей аудитории. Речь идёт о маркетинговых задачах и взаимодействии с клиентами.
Кто такой Product Owner?
Продакт-оунер несёт ответственность за достижение максимальнои ценности продукта как результата работы, которую выполняет команда. И добивается он этого при работе со Scrum — фреймворком гибкой разработки программного обеспечения. Владелец продукта понимает, кто чем в команде занимается, управляет бэклогом, плотно взаимодействует с разработчиками и другими заинтересованными лицами. Он отвечает за то, чтобы все члены команды имели конкретное представление о том, над чем работают, в какой последовательности они будут выполнять поставленные задачи.
Почему возникает путаница
Scrum — простая структура, ориентированная на помощь командам в разработке программного обеспечения. Она не охватывает общие практики управления продуктами, такие как разработка стратегии, составление дорожной карты и финансовый прогноз. Единственный инструмент управления, который предлагает данный фреймворк, — приоритизация бэклога.
Некоторые подходы, такие как SAFe (Scaled Agile Framework — фреймворк для координации работы над проектом или связанными проектами для пяти или более SCRUM-команд), разделяют роли продакт-менеджера и продакт-оунера для облегчения масштабирования. Владелец продукта SAFe — не то же самое, что владелец продукта в Scrum, и это только добавляет путаницы.
Так почему же Scrum вообще ввёл роль владельца продукта? Почему в фреймворке не использовался термин «менеджер продукта»?
В 1990-х годах, когда был разработан Scrum, управление продуктами отличалось от того, что есть сегодня. Менеджеры делали предварительные исследования рынка, планировали выпуск продуктов и определяли требования к ним. Затем они передавали спецификацию и требования менеджерам проектов, которые и занимались созданием продуктов. Продакт-менеджеры возвращались только для постановки задач на внесение правок или помощи на этапе запуска.
Это резко контрастирует с тем, как все происходит сейчас при гибком управлении, когда сотрудники, занимающиеся созданием продуктов, должны постоянно взаимодействовать с командами разработчиков, не пренебрегая рынком и внутренними заинтересованными сторонами.
Придет Владелец продукта и решит все вопросы бизнеса!
Кроме того, сейчас Scrum применяется за пределами сферы разработки. Многие организации, которые приняли эту систему управления, — банки, ритейл и медиа-компании — традиционно не имеют команд по управлению продуктами и, следовательно, менеджеров. Но у них есть диджитал-продукты — приложения для онлайн-банкинга, программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, повышения производительности и снижения затрат.
Вводя должность продакт-оунера, эти организации могут начать работать гибко, без необходимости создавать группу управления продуктами и инициировать процесс организационных изменений. Scrum позволяет возлагать эту роль на кого-то из команды. Соответственно, сотрудники соответствующих бизнес-подразделений могут — с некоторым обучением и инструктажем — выступать в качестве владельцев продуктов. (Однако в долгосрочной перспективе выделение этого как отдельной функции, вероятно, будет полезным.)
В итоге, если говорить о практике, термины «менеджер продукта» и «владелец продукта» часто используются как взаимозаменяемые. Однако специалисты не играют одну и ту же роль под разными именами. Это две уникальные функции. Вот их главные рабочие задачи:
Может ли владелец продукта быть менеджером по продукту
Дискуссия о том, где заканчивается одна роль начинается другая и действительно ли эти две функции являются двумя различными аспектами одной и той же должности, вероятно, будет продолжаться вечно.
Но короткий ответ – да: владелец продукта определённо может быть менеджером продукта, и наоборот. А если это всё-таки два разных специалиста, крайне важно, чтобы они понимали, чем различаются их роли и обязанности.
Есть международные двухдневные тренинги для того чтобы называться владельцем продукта. Но проблема в том, что потом человек занимает должность менеджера по продукту, и, прямо скажем, не имеет ни малейшего понятия, что делать. Он на самом деле не понимает всего объёма своих обязанностей и не знает, как добиться успеха в работе.Управление продуктом – это многогранная, сложная дисциплина, которую трудно понять и освоить. Работа в качестве эффективного менеджера продукта требует навыков лидерства, управления жизненным циклом продукта, составления стратегии продукта и исследования рынка, формирования бизнес-модели и работы с финансовыми показателями.
Конспекты книг и дополнительные материалы на канале Цифровая ферма единорогов и в чате Cообщество tech-предпринимателей.
Источник: vc.ru
Product owner – кто это и что он делает?
Что ещё за product owner? Кто это? Очередной интернет-специалист с непонятными обязанностями?
Елена Лукашина Учебный центр TeachLine
Что ещё за product owner? Кто это? Очередной интернет-специалист с непонятными обязанностями?
Спокойно! Всё понятно и чётко. Сейчас разъясним.
Кто такой product owner?
В большинстве источников перевод на русский звучит как «владелец продукта», и это создаёт путаницу. Что такое продукт компании? Это то, за что покупатели платят деньги. К примеру, продуктом автосервиса будет ремонт автомобиля, а продуктом интернет-магазина – товары, которые там приобретут.
Ну а владелец продукта – это тот, кто его производит, что ли? Нет, в данном случае это человек, который владеет информацией о продукте. Компетентный представитель продвигаемого продукта – слегка бюрократично, но более точно и однозначно.
Чем занимается product owner?
Есть такой эксперимент из области философии искусственного интеллекта – «Китайская комната». В нём участвуют два воображаемых человека, листочки с вопросами на китайском языке и листочки с ответами на эти вопросы. Суть в том, что, имея чётко прописанные скрипты, один человек, не зная китайского, может подбирать к листкам с вопросами соответствующие листки с ответами и передавать их вопрошающему. Так второй человек, знающий язык, получит разумные ответы на свои вопросы от того, кто не знает ни одного иероглифа.
Без продакт-оунера продвижение и модернизация продукта могут выглядеть как тот самый искусственный интеллект. Оно и неплохо, когда всё идёт чётко по плану. Однако тут в процесс вмешиваются они. Потребители, которые высказывают пожелания и недовольства, а то и вообще, отказываются покупать продукт и повышать выручку.
И для эффективного продвижения уже недостаточно искусственного интеллекта, а нужен настоящий, живой. Тот самый, который сможет отличить ценный отзыв от происков конкурентов, а ценные отзывы, в свою очередь, рассортировать по важности на важные и второстепенные. А как он узнает, что важно, а что нет? Строгих правил тут нет. Он просто разбирается в том, что продаёт компания, и представляет её возможности.
Зачем нужен человек, который знает продукт?
К сожалению, многие хорошие специалисты бессовестно игнорируют задачу изучения продукта, которым они занимаются. Особенно это заметно в отношении малоизвестных товаров и услуг. Дизайнер подбирает картинки тем более обобщённые, чем меньше он знает о товаре. Копирайтер наполняет тексты поразительным числом пустых слов, чтобы закрыть брешь в знаниях о продукте. Рекламщик неверно выбирает аудиторию или слепо следует примеру других подобных акций.
Продакт-оунер знает о продукте всё, и может проконтролировать других участников процесса, чтобы они выполнили свою задачу на 100%. Он служит для коммуникации всех участников кампании по продвижению. Именно он слушает и слышит клиентов, и может донести до команды разработчиков их потребности и возможности продукта.
Обязанности продакт-оунера
- Создание образа продукта. Собирая информацию о потребностях потенциальных клиентов, их отзывы и пожелания, продакт-оунер создаёт на их основе некий план развития и модернизации и передаёт его заказчику. Что-то согласуется, что-то нет, но в итоге получается более чёткое видение продукта, направления, куда будет двигаться процесс. Этот образ подаётся команде, занимающейся продвижением, для планирования дальнейших действий;
- Управление бэклогом. Бэклог – это задачи, основанные на отзывах покупателей. К примеру, если люди жалуются на то, что заказать услугу сложно из-за неудобной формы на сайте, это пожелание передаётся в техподдержку и проблема исправляется. Но есть и такие жалобы, на которые стоит реагировать отказом. Например, если покупателя не устраивает, что телефоном, купленным у вас, неудобно забивать гвозди. Таких пожеланий огромное количество, и оно всегда превышает возможности компании. Учесть их все нереально, хотя бы потому, что они могут быть прямо противоположны друг другу, да и нередко противоречат направлению развития компании;
- Расстановка приоритетов. Продакт-оунер борется с прокрастинацией. С одной стороны, хорошо бы учесть все пожелания, а с другой – нужно придерживаться графика внесения изменений. Если в течение года планируется создать обновлённый образ продукта и запустить его в производство, то именно через год результат и должен быть. Продакт-оунер помнит, что сделать нужно не только хорошо, но и вовремя. И что лучшее – враг хорошего. Лучше выпустить продукт и потом доработать, чем тянуть с ним ещё три года. А чтобы можно было доработать мелочи, не теряя в качестве, нужно правильно расставлять приоритеты в потребностях товара;
- Оценка результатов. Ну, тут всё понятно. Product owner оценивает, насколько успешными стали изменения, внесённые с его помощью. В том числе, понимает он это и по отзывам потребителей.
И, конечно, не стоит забывать о коммуникации между всеми важными действующими лицами – владельцем компании, командой разработчиков, рекламщиками, покупателями и т. д. Так что дел для специалиста product owner хватает с лихвой. Многие владельцы бизнеса о нём даже не знают. А ведь, возможно, именно в его отсутствии заключается проблема в раскруткой бренда и интернет-продвижением услуг компании.
Источник: teachline.ru
Чем занимается владелец продукта: преимущества и недостатки
В команде разработчиков есть несколько ключевых позиций. Одна из них — владелец продукта. Специалист полностью погружается в продукт, знает его особенности, целевую аудиторию и ее потребности, видит наперед, к какому результату необходимо прийти, понимает, как направить команду, чтобы достичь поставленных целей.
Многие путают профессию владельца продукта с менеджером продукта, но это совсем разные должности. Менеджер продукта — это в первую очередь руководитель проекта, он ставит задачи и проверяет их готовность, контролирует все процессы. Владелец продукта работает вплотную с самим продуктом, он не руководит разработчиками, а направляет их и корректирует задачи, подбирая гибкие методы.
Что делает владелец продукта?
Специалист выполняет часть обязанностей руководителя, менеджера и маркетолога. Он активно участвует в создании продукта и отвечает за результат на всех этапах:
- за ценность конечного продукта,
- за составление задач для достижения результата,
- за единое понимание, чтобы каждый специалист стремился к одной цели.
Основные обязанности:
Планирование. Четко представляет себе, какой продукт должен получиться в итоге.
Польза. Анализирует целевую аудиторию, оценивает, насколько продукт может закрыть их потребности.
Разработка. Обсуждает работу с командой, выслушивает идеи, оценивает их и включает в план задач.
Приоритеты. Определяет очередность задач. Понимает, что нужно сделать в первую очередь, а что можно доработать потом. Составляет спринт и контролирует ход работы.
Процесс создания. Проверяет результаты в конце каждого спринта, при обнаружении косяков придумывает способы их устранения.
Понимание. Следит, чтобы была налажена коммуникация в команде, разработчики могли без труда обмениваться идеями и обсудить решение проблем.
Владельцем продукта может быть как специалист из команды исполнителей, сотрудник компании заказчика или человек со стороны, которого нанимают специально для проекта. Профессионал должен уметь проводить исследования рынка, продуктов и трендов, анализировать данные и принимать решения, формировать и проверять гипотезы, работать тесно с командой.
Пройдите онлайн-курсы бесплатно и откройте для себя новые возможности Начать изучение
Преимущества роли:
- Востребованность на рынке труда.
- Широкие возможности для карьерного роста.
- Интересные задачи.
- Большой круг обязанностей, отсутствие рутины.
Недостатки:
- Возможны переработки.
- Повышенная нагрузка и риск выгорания.