В связи с ростом потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающих современным требованиям и важнейшим тенденциям международного бизнеса.
В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования при водятся такие определения инвестиционного проекта, как «дело», «деятельность», «мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов)- Ближе к этому понятию термины «хозяйственное мероприятие», «работа (или комплекс работ)», «проект как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или | описывающих такие действия».
На основе анализа приведенных определений и признаков бизнес-проекта можно сформулировать более общее определение понятия инвестиционного бизнес-проекта, которое удовлетворяет всем основным признакам и не противоречит ни одному из приведенных ранее определений. Инвестиционный бизнес-проект — это ограниченное по времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации.
Как написать бизнес план? Пошаговая инструкция
Включение в определение «системы» указывает не только на целостность проекта и его разграниченность с другими видами бизнеса, но и подчеркивает единственность проекта (в отличие от серийного производства), а значит, его неповторимость и признаки новизны.
Классификация бизнес-проектов. Многообразие бизнес-проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, длительностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т. д.
Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она оказывается полезной.
Выделены следующие основания классификации бизнес-проектов:
тип проекта — по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект;
класс проекта — по составу и структуре проекта и его предметной области;
масштаб проекта — по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
длительность проекта — по продолжительности периода осуществления проекта;
сложность проекта — например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
вид проекта — по характеру предметной области проекта.
Рассмотрим основные разновидности проектов по предложенным основаниям:
тип проекта — технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
Как защитить свой бизнес-проект?
класс проекта — моио-, мульти- мегапроект.
Из названия каждого из трех классов проектов следует:
монопроект — это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
мулыпипроект — это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно-и мультипроектов.
Масштабы проекта — мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность проекта — краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Сложность проекта — простые, сложные и очень сложные.
Виды бизнес-проектов — инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и др.
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и прежде всего от масштаба, длительности и сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли. В этой группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывке развитие компании.
Источник: infopedia.su
Классификация бизнес-проектов
· Тип — по сферам деятельности (технический, экономический, социальный, организационный, смешанный).
· Класс — по составу, структуре и предметной области (монопроект — отдельный проект, мультипроект — комплексный, состоящий из ряда монопроектов и требующий общего управления, мегапроект — целевые программы развития регионов, отраслей, других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов).
· Масштаб — по размерам проекта, количеству участников и степени влияния на внешнюю и внутреннюю среду (мелкие, средние, крупные, очень крупные). Масштабы проектов можно рас сматривать в более конкретной форме: межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, одного предприятия.
· Длительность — по продолжительности периода осуществления (краткосрочные — до трех лет, среднесрочные — от трех до пяти лет, долгосрочные — свыше пяти лет).
· Сложность — по степени технической, финансовой, организационной и других видов сложности (простые, сложные, очень сложные).
· Вид — по характеру предметной области (инновационный, организационный, учебно-образовательный, исследовательский, научно-технический, смешанный и т.д.).
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех пере численных оснований их классификации, но прежде всего от масштаба, длительности и сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относят такие, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли. В этой группе выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.
Новая идея — самый дешевый ресурс и самый большой дефицит. Без идеи предпринимательство существовать не может. В основе любого предпринимательства лежит какая-нибудь идея. Одна хорошая идея может определить профессиональную деятельность предпринимателя и многих людей, связанных с ним работой, на всю жизнь
Под источником формирования новых предпринимательских идей обычно понимаются:
· достижения науки и техники;
· новые возможности применения уже производимого товара или продукта;
· письма с жалобами;
· мнения работников отделов сбыта и торговых представителей;
· потребности, еще не осознанные потребителем, но угаданные предпринимателем;
· публикации федерального правительства и новые законы;
· научные исследования и опытно-конструкторские разработки;
Конечно, существуют и многие другие идеи, лежащие на поверхности, схваченные налету или поднятые из глубины. Они мо гут не отличаться новизной. Они могут быть гениальными и мизерными. Но существенно одно: для каждой идеи есть свой потребительский рынок
Предпринимательская идея — это идея, основанная на инновации, нововведении, ноу-хау, т.е. направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм и т.д. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации.
Примеры инноваций можно найти в любой области человеческой деятельности
Начинающий предприниматель, а тем более предприниматель опытный, затевающий новое дело, новый бизнес, должны обладать прежде всего чутьем, т.е. угадывать и воспринимать перспективную идею. Собственно говоря, наличие реальной предпринимательской идеи специалисты считают основным фактором эффективности бизнеса. Но идея действительно должна быть реальной. А распознать такую идею бывает не простор
Предпринимательская идея — это интуиция профессионала, способного схватить идею налету, а потом развить ее, или раскрутить, как говорят сегодня в шоу-бизнесе. Но на научном языке предпринимательская идея — это отражение в сознании предпринимателя присущего потребителю желания (может быть, не осознанного им) иметь тот товар, который будет произведен предпринимателем. Иными словами, это продуманное, проанализированное, просчитанное, четкое представление о том, как потребность потенциального потребителя может быть удовлетворена, путем каких конкретных действий и, разумеется, затрат предпринимателя. Эскизы новой модели автомобиля, которая появится на рынке через два года, уже та года хранятся в сейфе президента автомобильной компании. Моды будущего сезона были изобретены в прошлом сезоне.
Накопление идей, которые могли бы (как сначала предпринимателю кажется, а потом подтверждается детальным экономическим анализом) составить предмет его предпринимательской активности. Для продуктивного выполнения принятых идей и намеченных работ необходим побудительный мотив, т.е. процесс стимулирования предпринимательской команды (или отдельных сотрудников) к деятельности, направленной на достижение индивидуальных и общих целей предприятия.
Предпринимательская идея имеет существенные особенности, относящиеся к начинающему предпринимателю — без наличия конкретной идеи предпринимательская деятельность невозможна, и к функционирующему — нельзя избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей.
Понятно, что у каждого предпринимателя своя собственная линия профессионального поведения, как своя голова на плечах. Тем не менее существуют и общие черты процесса накопления, отбора и сравнительного анализа идей, так сказать общая концепция.
Накопление — это результат осмысления окружающей действительности: рыночной ситуации, поведения потребителей, научных прогнозов, уровня развития техники и технологии.
Отбор конкретных идей из накопленного отбора осуществляется по разным критериям, например:
· эффективность идеи (чистая прибыль, время окупаемости затрат и др.);
· цены (по сравнению с конкурентами или аналогами);
· перспективы завоевания прочного положения на рынке (про цент рыночного сегмента);
· длительность подготовительного периода (от начала воплощения предпринимательской идеи до момента передачи потребителю товара, составляющего предмет этой идей);
· размеры и источники требуемого капитала;
· возможность инвестирования капитала;
· степень доступности оборудования, необходимого для организации производства (идеи);
· доступность требуемого сырья и в необходимых количествах;
· наличие рабочей силы требуемого профиля и достаточного уровня квалификации
Источник: studentopedia.ru
Классификация бизнес-проектов
Многообразие бизнес- проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, длительностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т. д.
Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она оказывается полезной.
Выделены следующие основания классификации бизнес-проектов:
тип проекта — по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект;
класс проекта — по составу и структуре проекта и его предметной области;
масштаб проекта по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
длительность проекта по продолжительности периода осуществления проекта;
сложность проекта — например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
вид проекта — по характеру предметной области проекта. Рассмотрим основные разновидности проектов по предложенным основаниям:
тип проекта — технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
класс проекта — моно-, мульти- мегапроект. Как следует из названия каждого из трех классов проектов: монопроект — это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
мулыттроект — это комплексный проект; состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
мегапроект — целеые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно- и мульти проектов.
Масштабы проекта — мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме — межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Длительность проекта — краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). Сложность проекта простые, сложные и очень сложные.
Виды бизнес-проектов — инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и др.
Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта.
К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли. В этой труппе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие компании.
Смотрите также:
Классификация основных целей бизнес-планирования. Бизнес-план следует составлять так, чтобы
В резюме отражаются: □ генеральная цель будущего предпринимательского проекта
В данном разделе бизнес-плана следует дать подробное изложение предлагаемого проекта, что позволит инвестору оценить
Классификация предпринимательских рисков.
Следовательно, классификация рисков в бизнесе используется аудитом при прогнозной оценке инвестирования проектов, предоставлении коммерческими банками кредитов предприятиям.
Источник: bibliotekar.ru