Частный музей как бизнес

Центр фотографии им. братьев Люмьер, объединяющий галерею и частный музей, отмечает 10-летний юбилей. О том, как собирать музейную коллекцию и одновременно быть арт-дилером, сколько стоит выставка фотографии и как устроена экономика частного музея в Москве, создатель центра Наталья Григорьева-Литвинская рассказала Forbes Life

Наталья, решился ли вопрос, что с арендой, и сохранит ли центр свой прежний адрес на Стрелке, на Красном Октябре?

Пока полная неизвестность. Мир галерей, мир музеев погрузился в коллапс. Мы, как и все, не знаем, что делать. Есть несколько сценариев, будем принимать решение по ситуации. У нас есть опыт выживания. В этом году 10 лет частному музею и 20 лет галерее — Центру фотографии им. братьев Люмьер.

Это не первый кризис на нашем веку. Надеюсь на свой иммунитет.

Ваша галерея фотографии — единственная галерея с такой специализацией сегодня. Ваши конкуренты и партнеры в этом сегменте не смогли пережить кризисов. За счет чего удалось выжить вам?

Как создать свой музей

Думаю, мне удалось выстроить оптимальную бизнес-модель для нашего рынка. Это издательство, книжный магазин, музей, галерея. Эту структуру я «нащупывала» все эти годы. Она позволяет держаться на плаву без привлечения дополнительных средств. У меня нет никакого другого бизнеса для подстраховки. Когда я открывала свою первую галерею на антресолях ЦДХ в 2001 году, это были деньги семьи.

Через несколько лет я их вернула. Конечно, их не требовали назад, но я так решила. Галерея — это мой бизнес, я должна сама за него отвечать.

С 2001 до 2010 года мы существовали в формате галереи в ЦДХ: проводили небольшие, галерейного масштаба, выставки, издавали книги, помогали и консультировали в создании коллекций, поднимали интерес к советской эпохе в нашей фотографии. Когда мы перешли в формат выставочного центра, стали устраивать выставки музейного уровня.

Чем принципиально отличается галерейная выставка от музейной?

Задача галерейной выставки фотографии — продать отпечаток. Музейная выставка — это серьезная кураторская, исследовательская работа. В Центре фотографии три выставочных зала, которые представляют выставки разных эпох, жанров, направлений. Все они готовятся кураторским отделом задолго до открытия.

Мы делаем 12-15 выставок в год на территории Красного Октября и около 5-7 на сторонних региональных и международных площадках. Вход на наши выставки всегда платный.

Почему выставки в музее по билетам, а в галерее — бесплатные?

Практика показывает: работы покупает меньше одного процента посетителей. Все остальные просто зрители. Но если кто-то заинтересуется, например, отпечатками Ги Бурдена (чтобы в Москве открылась его выставка, я три года вела переговоры) мы, конечно, поможем им связаться с наследниками фотографа и приобрести отпечаток. Помочь коллекционеру — задача галериста.

Организовать выставочный проект музейного уровня — задача кураторов. Уровни издержек галереи и музея несопоставимы.

Коллаборации музеев и галерей — обычная международная практика. Например, когда нью-йоркский МоМА показывает ретроспективу Эдварда Стейхена, в это же время Howard Greenberg Gallery на 57-й улице тоже открывает его выставку. Галерея, конечно, пользуется моментом, чтобы на волне повышенного внимания к фотографу продать его работы. Но и музей не возражает против такого подхода. Благодаря галерее он получает редкие работы на выставку из коллекций клиентов галереи.

Я дружу со всеми профессионалами в области фотографии. Поэтому, например, когда в МАММ идет выставка Эрика Модигана Хека, то желающие купить его отпечаток обращаются к нам. У центра и галереи Люмьер репутация профессионального международного эксперта.

Это все придумано для того, чтобы держаться на рынке. Нужно быть и бизнесменом, и фанатом фотографии. Многое из того, что я делаю в центре, я считаю своей профессиональной миссией. Например, когда мы провели ретроспективу социальной фотографии 1980–1990-х годов Владимира Филонова, то открыли для многих его творчество.

Показали прошлым летом «Власть и правду Александра Устинова» с кадрами бульдозерной выставки. Большинство наших 20-25-летних посетителей впервые узнали о том, как Хрущев спорил с Неизвестным на выставке 30-летия МОСХа и что была выставка в Беляеве в 1974 году, которую разгоняли поливальными машинами и бульдозерами. Но они увидели историю в лицах.

Чтобы иметь возможность делать такие выставки, нужен баланс опыта и профессионального чутья. Большинство выставок фотографии советского периода — это, по сути, миссионерские проекты, которые невозможно окупить входным билетом. Хотя это не значит, что мы не должны их проводить. У нас есть три зала, которые мы используем под разные форматы. Какие-то проекты позволяют выполнять наш профессиональный долг, какие-то нас кормят.

Цена билета в 2010 году составила 230 рублей. Показывали «Советское фотоискусство 60-70-х». Чтоб создать такую экспозицию, перебрали около 70 фотоархивов за четыре года. Но оно того стоило: очередь на вход стояла 40 минут — час. В 2013 на выставке «125 лет National Geographic» установили цену 500 рублей за билет.

Поток зрителей был такой, что мы не успевали мыть полы и убирать в туалетах.

Сегодня средняя цена билета — 430 рублей. При посещаемости 180 000 человек в год — это кусок хлеба. Из этих денег мы платим аренду, зарплату. Выставочные бюджеты в основном покрываются прибылью галереи. К слову, сейчас, когда музей закрыт, остатки нераспределенной прибыли, которые должны были уйти на выставки 2020 года, идут на зарплаты сотрудников.

Читайте также:  Бизнес когда произошло слово

Иногда бывает и так, что денег нет ни в музее, ни в галерее. Например, в 2018 году фотографическое сообщество отмечало 110-летие Якова Халипа. С его наследием я работаю с 2004 года, выпуск альбома и ретроспективу к юбилею считала своим долгом. Достойная книга стоит €40 000, выставка — еще минимум €40 000.

Многие работы Халипа были вывезены на Запад, для масштабного проекта их нужно было вернуть в Россию. И я пошла с поклоном в «Газпром нефть». В архиве Халипа есть съемка папанинцев в Арктике. В 1938 году Халип был членом экспедиции по спасению полярной станции СП-1, с борта ледокола отправлял очерки в центральные газеты.

В «Газпром нефти» этой историей по-человечески прониклись и поддержали и книгу, и выставку. Шаг был для меня морально непростым, просить очень не люблю, но когда просишь не для себя, как-то легче.

Как вообще создаются выставки в вашем центре?

Выставки создает кураторский отдел центра или они берутся в аренду. Например, выставка Йозефа Коуделки «Вторжение 68 Прага» — это продюсерский проект Aperture Foundation, который они разработали с автором и сдают в аренду. Чтобы получить эту выставку, помимо собственных расходов на организацию, необходимо оплатить fee (арендную плату), страховку и перевозку. Fee проекта составила $20 000.

Можно было сэкономить на перевозке, привезти выставку, например, из Европы. Но я везла из Японии, из токийского Музея фотографии, сэкономить не получилось, потому что сам Коуделка мог приехать в Москву только в определенные даты. Исходя из этих расходов рассчитывается стоимость входного билета, способная погасить издержки. Но, честно говоря, это не всегда реально. Цена аренды западного проекта единая и для российского музея, и для американского, а цена входного билета у нас сегодня в четыре раза ниже.

Сдаете ли вы свои выставки в аренду?

Когда мы только открывались как музей, я решила: будем возить наши выставочные проекты по регионам. Напечатала каталоги, создала презентации, рассчитала бизнес-план. Была уверена, что смогу реализовать стандартную бизнес-модель в России. Стала предлагать готовые выставки российским музейным площадкам. Они были в шоке: как я себе такое позволяю, к тому же за деньги!

Средняя себестоимость российского проекта — 1,5–2,5 млн рублей. Я предлагала взять ее в аренду за 100 000-300 000 рублей ( 10% реальной себестоимости ) в зависимости от уровня работ и их количества. Плюс необходимо оплатить страховку и транспорт.

Но так как проекты представляют собой выставочные отпечатки, не авторские винтажи и не работы ограниченного тиража, то страховка и транспортные издержки минимальные. Я билась пять лет, искренне не понимая, почему проекты, способные давать прибыль музеям и гарантированные очереди, не вызывают интереса у подведомственных площадок.

Частный бизнес считает лучше, и мы достаточно успешно сотрудничаем с музеем «Эрарта» в Санкт-Петербурге, ранее работали с питерскими «Этажами». В красноярском музейном центре «Площадь мира» моя хорошая знакомая показывала наши выставки за свой счет. Мы работали с частными площадками в Казани, Нижнем Новгороде. Сейчас планируем открыть в Азербайджане несколько выставок с бакинским Домом фотографии. «Ельцин Центр» должен был открыть на майские праздники наш проект Джеймса Хилла, но, к сожалению, вирус разрушил все планы.

Сейчас совместно с Еленой Карисаловой и Still Art Foundation мы создаем благотворительный просветительский проект, посвященный творчеству наших мэтров Александра Родченко, Наума Грановского и Владимира Лагранжа. Хотим устроить в недалеком будущем большой тур по стране, не брать fee с выставочных площадок, организовывать лекционные и экскурсионные программы при участии московских профессионалов. К туру планируем выпустить книги-монографии Наума Грановского и Владимира Лагранжа, первая будет представлена в начале осени.

В Центре фотографии им. братьев Люмьер работает книжный магазин, где собраны фотоальбомы звезд фотографии и есть издания центра. Это коммерция или просвещение?

В 2009 году в Международном центре фотографии в Нью-Йорке я нашла магазин моей мечты. Я там могла сидеть сутками. А потом рискнула, пошла ва-банк и устроила что-то похожее у себя в музее. Выкупила около 400 необходимых, лучших книг и привезла их в Москву. Установила цены на 15% ниже московских.

Очень мне хотелось увидеть такую же сцену, как в ICP в Нью-Йорке: много молодежи сидят-читают-смотрят. И у меня получилось.

Сейчас книги уже заказываем у дилеров. Много делаем своего: постеры, открытки, сумки, значки. Выпускаем продукцию под каждую большую выставку. В 2010 при запуске Центра фотографии я выкупила у фотографов и их наследников авторские права на издание постеров на некоторые знаковые работы советских классиков. Напечатали их на безупречной итальянской бумаге.

Постеры покупают очень охотно. Купить авторский отпечаток ограниченного тиража за 40 000–60 000 рублей не всем по карману. Мы сделали наш магазин доходным. Он стал центром притяжения.

Кто ваша основная публика?

В Москве около 250 человек, собирателей фотографии, которые ходят на все выставки, покупают авторские отпечатки. Из них около 50 человек — активные, серьезные коллекционеры. Все остальные — наши любимые зрители. Все эти годы я билась за каждого из них. Сейчас я вижу, что происходит вокруг.

У меня нет детских иллюзий. Думаю, что многим будет непросто найти деньги на билет к нам.

Что будет после карантина, если мы не сможем открыться, вернуться к прежним масштабам работы? Думаю, будем опираться на нашу галерею, коллекционеров, будем развивать образовательную программу, экскурсии, устраивать встречи с авторами. Я профессиональный исследователь советской фотографии, выкупаю архивы у авторов, систематизирую, изучаю.

Читайте также:  Значение малого бизнеса как сектора рынка

У меня в собрании более 13 000 авторских отпечатков. Я хочу это показывать. Считаю своей задачей оставить после себя историю советской фотографии от Родченко, Игнатовича до Филонова, Борисова. Уже сейчас по материалам моей коллекции можно издать серьезный трехтомник. Так что работы хватит на многие годы.

А вообще-то, я мама троих детей, которые незаметно подросли, пока я «билась» на российском арт-рынке. Я счастлива, что моя семья все это терпит с улыбкой. С этой мыслью я продолжаю бороться.

Источник: www.forbes.ru

Открытие музея

Рассказывать об открытии музеев в деловом издании? Ну, может быть разве что вспомнить о них разок-другой на последних страницах, после нескольких обзоров кинофильмов и порекомендовать очередную скучную экспозицию. Правда, музеи могут быть причислены к особой индустрии развлечений – бизнесу, чьи бюджеты в мире исчисляются миллионами долларов. Насколько оправдан по отношению к бизнесу на музеях торговый подход?

Всякий музей, в первую очередь, – это организованный научно-исследовательский центр. Впрочем, все понимают, что ожидать специальных денежных дотаций от государства не доводится. Сегодня в сфере тихого интеллектуального досуга существует грубое соперничество, здесь музеи соперничают со всевозможными дискотеками, кинотеатрами, клубами, да и примитивно домашним диваном и телевизором.

Музеи на госслужбе

Вероятно, именно музей Дарвина, который посвящен эволюции звериного мира и находится в государственной собственности, дозволено назвать одним из самых удачных Московских музеев. Он довольно отличается от пафосной Оружейной палаты либо знаменитой Третьяковской галереи и непрерывно находится у всех на слуху, а также регулярно напоминает в афишах о себе и своих экспозициями, нестандартных акциях. А это очень позитивно сказывается на увеличении числа его посетителей.

Музей энергично старается сотрудничать и с фирмами, которые организуют экскурсии в Москву из различных городов. Но привлекать зарубежных путешественников пока трудно из-за необычной позиции наших сановников. В мире иноземцам предлагается по несколько музейных программ, а в России существует некоторый «одобренный прейскурант объектов для показа».

Музей Дарвина подчистую отрицает устоявшийся стереотип музея, как такого места, где воющие от скуки студенты и школьники снуют туда-сюда, не замечая экскурсовода. Довольно будет сказать, что в любом музее на входе посетители и туристы могут за копейки купить обучающие брошюры, которые разработаны под стать любому возрасту, красочные и яркие путеводители по музею, которые, в свою очередь, построены в виде ребусов и кроссвордов.

В этом музее ежедневно в определенное время проводится светомузыкальная видеоэкспозиция под названием «Живая Планета»: в одном из многочисленных залов на стенах демонстрируется 20-минутный кинофильм о зарождении и становлении жизни на Земле. Во время демонстрации намеренно подсвечиваются определенные экспонаты, ну а звук, который записан в системе Dolby Digital, усиливает результат присутствия. Таким образом, впервые в мировой музейной практике были объединены вероятности осветительной и другой техники с непрерывно действующей экспозицией.

Раньше завсегдатаями музея были предпочтительно родители с детьми, а сейчас заметно увеличилось число посетителей среди старшеклассников и студентов. Организованные группы при этом сегодня не превышают 15% от всего числа посетителей.

Скачать бизнес план музея за 550 руб., у наших партнёров, с гарантией качества.

Музей как бизнес

С самого старта бизнеса необходимо определиться, будет ли это музей искусств, краеведческий музей, музей иллюзий или тому подобное.

Однако, встречаются сегодня в русской практике в том числе и частные бизнес проекты по открытию музея, которым получается трудиться с выручкой. Причем их создатели особенно подчеркивают, что это полновесные музеи, а не «шоу» либо ресторан, спрятанный под музейной вывеской . В качестве примера дозволено привести легендарный Музей русской водки в Санкт-Петербурге.

Именно солидный ученый подход отличает этот уникальный питерский музей от его аналогов.

В одном из множества выставочных залов созданы оригинальные интерьеры трактира 19 столетия, где любому посетителю предлагают рюмочку водки. Так же для всех желающих здесь проходят дегустационные презентации, причем все блюда – от вкуснейших блинов с икрой до умопомрачительного куриного жульена – приготовлены по оригинальным рецептам старой кулинарной книги «Презент молодым хозяйкам».

Музей был открыт ко Дню города в 2001 – м году. За это время его успели посетить примерно 22000 посетителей, из них больше 60% составляют зарубежные путешественники. Их с охотой поставляют фирмы по туризму, ведь у музея со 120 туристическими компаниями заключен особый договор о сотрудничестве. Очень интересен тот факт, что посещения Музея русской водки включены даже в непременную программу многих учебных заведений.

Входной билет в этом уникальнейшем музее стоит 25 рублей, а интереснейшая экскурсия на русском языке будет стоить любому желающему всего 50 рублей, также экскурсии проводятся и на иностранном языке – их стоимость 100 рублей за человека. Стоимость дегустационных презентаций зависит от прейскуранта блюд; особенно актуальным бывает меню за 450 рублей.

Тактическим партнером этого музея стала известная «Русская вино-водочная компания», изготовитель торговой марки спиртных напитков «Флагман». Продукция этой компании представлена также и в меню, и на информационных стендах, которые посвящены современному изготовлению водки. В том числе, сотрудничает этот музей и с другими изготовителями.

Читайте также:  Свой морской порт как бизнес

Музей первоначально задумывался как бизнес, и сегодня его стержневой доход складывается от работы трактира (30%), реализации билетов (30%), и продажи сувениров (40%). В музейном штате 15 человек, расходы на рекламу музея минимальны.

Она, как поясняют в музее, нецелесообразна, так как пропускная способность любого музея невысока, и поэтому недостатка в посетителях нет, следственно есть толк только напоминать о себе в разных музейных каталогах.

Существенных доходов Музей русской водки пока не приносит: крупны нынешние расходы, нужно непрерывно пополнять экспозицию, и основное – слишком дорого обходится аренда помещения в центре города.

Музеи и реклама

Впрочем совсем не непременно требовать от бизнеса по открытию музея валютных поступлений, он может быть и легко результативным PR-инструментом.

Причем это смешное на слух учреждение абсолютно может считаться полновесным музеем. Достоверные экспонаты для Музея автоугона были предоставлены столичной ГАИ и 7-й отдел МУРа, которая специализируется на этих правонарушениях.

Здесь и фальшивые номера, и поддельные водительские удостоверения.

Есть и совсем чудесные экспонаты. Сложно остаться безразличным, глядя на огромную связку уникальных рыболовных крючков, которая была оставлена на водительском сиденье завзятым автолюбителем и рыболовом 78-летним Василием Дедюлей.

Кроме того, что об открытии этого музея было написано во многих изданиях, он привлекает большое внимание общественности. Согласитесь, спустя некоторое время после того они вблизи одного из стендов сами испробуют ножовкой перепилить блокиратор КПП, они оценят наше чувство юмора. Денег с посетителей никто не берет – у музея совершенно другие задачи.

Таким образом, можно сказать, что открытие собственного уникального и интересного музея может быть отличной и рентабельной идеей бизнеса. Главное грамотно составить бизнес план и все рассчитать.

Также в Москве недавно открылся музей эротического искусства. Конечно, всем посетителям такого культурного заведения уже должно исполниться больше 18-ти лет.

Скачать бизнес план музея за 550 руб., у наших партнёров, с гарантией качества. В открытом доступе, на просторах интернета, его нет.
Содержание бизнес плана:
1. Конфиденциальность
2. Резюме
3. Этапы реализации проекта
4. Характеристика объекта
5. План маркетинга
6. Технико-экономические данные оборудования
7. Финансовый план
8. Оценка риска
9. Финансово-экономическое обоснование инвестиций
10. Выводы

На видео: Как открыть частный музей

Понравилась эта бизнес идея? — Хорошо, поделитесь ссылкой в соц. сетях, расскажите и друзьям — это лучшая благодарность нам! Поставьте свою оценку этой статье — Открытие музея, проголосуйте за лучшую бизнес идею — это анонимно и всем сразу видно.

Источник: biznes-prost.ru

Частный музей. Бизнес идея №131

частный музей

Здравствуйте, уважаемые читатели блога mlnrub.ru. Бизнес-идея создания частного музея подойдет тем, кто увлекается коллекционированием. Таким образом, появляется шанс заработать на собственном хобби.

В России для начала подобной предпринимательской деятельности лицензии не нужны.

Для начала нужно определиться с юридической формой. Если учреждение будет небольшим, то достаточно будет зарегистрировать ИП.

Выбор помещения

Идеальный вариант – собственное помещение. Переезд музея является делом довольно хлопотным. Сложности могут возникнуть при транспортировке хрупких предметов. Кроме того, частые переезды могут негативно сказаться на посещаемости, так как люди часто привязываются именно к месту.

Требования к помещению для музея:

  • Минимальное количество соседей или полное их отсутствие.
  • Возможность принимать большие группы людей.
  • Наличие сигнализации и охраны.
  • Доступность.

Необходимое оборудование

Самым популярным вариантом демонстрации экспонатов является витрина. Они предотвращают попадание на них пилы, грязи и не позволяют посетителям дотрагиваться до них. Лучше покупать модели, которые запираются на замок.

Также важно правильно организовать освещение. Помимо точечного освещения экспонатов используются следующие средства:

  • Плазмы.
  • Диорамы.
  • Голограммы.
  • Проекторы.
  • Информационные киоски.
  • Звуковое оборудование.

Работа с посетителями

Найти подходящее помещение и правильно расставить экспонаты недостаточно. Посетители сами не придут. Их нужно привлекать.

В выставочном зале нужно 3-4 раза в год менять экспозиции.

Любовь посетителей завоевывается лишь со временем, поэтому изначально частный музей может не приносить прибыль. Этот бизнес больше подходит для терпеливых предпринимателей.

План открытия музея выглядит следующим образом:

  • Поиск помещения.
  • Ремонтные работы.
  • Закупка элементов мебели.
  • Поиск экспонатов.
  • Регистрация.
  • Открытие.

Примерная прибыль

При правильном подходе можно заработать более 100 тыс. рублей. Размер среднего чека – 500 рублей. Студентам и школьникам можно предложить скидки. Данный вид деятельности окупается в течение двух лет.

Начальные инвестиции

Чтобы открыть частный музей понадобится порядка 1 млн. рублей. Основные статьи расходов:

  • Стеллажи и витрины для экспонатов.
  • Инвентарь и мебель.
  • Ремонтные работы, проведение коммуникаций, организация отопления и установка системы кондиционирования воздуха.
  • Закупка экспонатов.

частный музей

ОКВЭД

Данная деятельность соответствует ОКВЭД 92.52.

Необходимые документы

Для небольшого музея достаточно будет зарегистрировать ИП. Крупным организациям лучше отдать предпочтение ООО.

Система налогообложения

Оптимальный вариант – УСН. Преимуществом данной формы налогообложения является простота ведения учета. Музейная деятельность относится к льготному виду. Бизнесмен может рассчитывать на снижение процентной ставки по страховым взносам ПФР, ФОМС, ФСС.

Лицензирование

Чтобы получить статус музея необходимо заказать оценку коллекции.

Открытие музея

Проект может стать коммерчески привлекательным только при выполнении следующих условий:

  • Тема интересна людям.
  • Расположение музея в туристической зоне.
  • Привлечение клиентов.

Есть множество заезженных тем. Вы же можете выбрать нечто уникальное, например, представление народных промыслов, сказочных персонажей, шоколада и т. д. Успешность предприятия во многом будет зависеть от креативности бизнесмена.

Источник: mlnrub.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин