С момента начала СВО российская экономика переживает крупнейшую перезагрузку за последние пятнадцать лет. Многим секторам экономики приходится адаптироваться под новые сложности, которые замедляют процессы развития бизнеса на всех этапах. Повышение затрат на логистику, перебои с поставками сырья, сложность новых финансовых операций для закупок – это вызовы не только для предпринимателей, но и для правительства, которое издает законы, регулирующие российский рынок. Торговля с другими странами, которые не применили против России санкционные меры, выходит на совершенно новый уровень. Китай, Египет, Киргизия, Мексика, ОАЭ, Казахстан, Индия начинают вести более активные международные отношения.
Российский рынок табака является одним из крупнейших в мире по объему потребления сигаретной продукции. В данный момент правительством готовится распоряжение, благодаря которому табачную продукцию внесут в список стратегических товаров. По некоторым расчетам, бюджетные доходы по табачной продукции в 2023 году составят 100 млрд. рублей, при средней цене на табачную продукцию 125 рублей (из-за повышения ставок акциза).
ЗАПРЕТ НА ПРОДАЖУ ЭЛЕКТРОННЫХ СИГАРЕТ. ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ? ЭКОНОМИКА ТАБАЧНОГО БИЗНЕСА. ОПТ ИЗ КИТАЯ
Из-за высоких цен спрос на дешевые табачные изделия поднялся, вместе с этим увеличился рост контрафакта, который остается пока самой главной проблемой отрасли.
Из-за неэффективности мер пресечения незаконной торговли бюджет страны недополучил более 300 млрд рублей. (данные Счетной палаты). Минфин считает, что в табачной отрасли слишком много регуляторов, а нормативно-правовое регулирование не обеспечивает действенных механизмов контроля за оборотом. Именно это является причиной контрафакта никотино-содержащей продукции.
Между тем, по данным Федеральной службы государственной статистики, не прогнозируется снижение спроса на сигареты. Каждый восьмой курильщик в России признался, что за последние полгода стал курить чаще.
Еще одной проблемой до сих пор остается отсутствие закона о присутствии на полках торговых точек не менее 35 % российской никотино-содержащей продукции. Если бы такой закон вышел, это стимулировало бы в России фабрики производить больше табачных продуктов. Если бы на законодательном уровне провели еще ряд изменений: убрали коэффициент Т (он ограничивает объем производства по существующей ставке акциза и темп, что ограничивает рост), давали бы кредиты на расширение объема продукции на уровне Минпромторга и поощряли другими мерами, то через некоторое российские предприятия вместе со странами ближнего зарубежья сумели бы покрыть как минимум 60 % рынка. Необходимо выпустить еще меры поддержки отечественного производителя с учетом роста населения в стране в принципе.
После событий 24 февраля в медиапространство прошли новости, что с российского табачного рынка ушли крупные международные игроки: Imperial Brands (потери после ухода – 400 млн. стерлингов) и British American Tobacco. Компания Philip Morris тоже объявила о своем потенциальном уходе. На самом деле транснациональные корпорации остались, просто интегрировались в иной формат, например, через российские компании.
Сколько приносит табачный магазин? Как открыть табачку и не прогореть?
Многие эксперты не называют это катастрофой для потребителей, потому что российский табачный рынок все еще представлен успешными компаниями. По сообщению ЦРПТ рынок легальных сигарет вырос на 12 %, такая цифра – это заслуга российских производителей. Одной из таких компаний является Калужская табачная фабрика.
За пятилетнюю работу КТФ успели наладить бесперебойное производство никотино-содержащей продукции, которая совмещает передовые инновационные технологии, современные научные достижения с эко-традициями: чистый табачный лист, классические способы выращивания без преизбытка пестицидов и гербицидов. Табак выращивают в других странах: Китае, Индонезии, Турции, Болгарии, Индии, Ливане. Объемы производства КТФ – это более 200 миллионов сигарет в месяц, которые могут закрыть немалую часть потребительского спроса в России. Эту фабрику отличает и маркетинговый план: создание узнаваемого бренда и уникальных продуктов без аналогов даже за рубежом.
На прошедшей международной выставке World Tobacco Middle East в Дубае, КТФ была представлена широким ассортиментом своей продукции, которая по словам посетителей мероприятия, смело отвечает всем самым высоким мировым стандартам. C учетом ограничений наиболее привлекательны для экспорта азиатские рынки и Middle East. Участие в WTME для российских компаний открывает новые возможности – развиваться в направлении Востока, чью специфику еще предстоит изучить. Чем регулярнее российские предприятия будут посещать подобные мероприятия, тем комфортнее окажется вход на эти рынки.
Факт существования таких молодых российских компаний в табачной индустрии можно также считать позитивным для всей отрасли. Подобные предприятия смогут даже в условиях новых мер регулирования значительно помочь экономике России.
Немного статистики: до введения маркировки теневой сегмент табачного рынка рос в геометрической прогрессии. С момента ее появления в 2019 году этот сегмент стал сокращаться. К 2022 году доля незаконного оборота на рынке сократилась с 15,6% в 2019 году до 11,5% по итогам 2021 года.
Источник: dni.ru
Продавцы сигарет жалуются на низкую рентабельность бизнеса
Представители отрасли просят установить комиссию за эквайринг на уровне 0,7%, тогда как сейчас она может превышать 2%. В ЦБ опасаются, что такой подход может привести к уменьшению банками кешбэка по картам, сокращению программ лояльности и введению дополнительных комиссий для обслуживания карт
—>
Обновлено в 12:30
Представители табачной отрасли просят правительство и ЦБ снизить процент комиссии, которую розничные продавцы табака должны платить банкам за переводы по банковским картам. Они считают, что действующая система снижает рентабельность бизнеса до неприемлемо низких значений, пишет РБК.
Представители отрасли просят установить комиссию на уровне 0,7%, тогда как сейчас она может превышать 2%, но в ЦБ опасаются, что это может привести к уменьшению банками кешбэков по картам, сокращению программ лояльности и даже к введению дополнительных комиссий для обслуживания карт.
Снижение комиссии за эквайринг очень помогло бы розничным продавцам табака, говорит член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли Антон Воронов.
Антон Воронов член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли, эксперт табачной отрасли «За последние годы доля карточных платежей в общей массе составляет в Москве уже чуть ли не 90%, никто не платит наличкой. Казалось бы, обороты повысились в разы у банков по картам, почему комиссия?
Хочется ожидать, что она уменьшится, потому что по большому-то счету расходы банков не сильно возросли. Да, там надо поставить терминал, да, нужно какой-то процессинг обеспечивать, но, как ни странно, комиссия банков за эквайринг только возросла. То есть она сейчас в некоторых случаях составляет и 2%. Почему речь идет в первую очередь о табаке?
Это самая чувствительная к таким комиссиям отрасль, поскольку в табаке наценка ограничена, по сути, с двух сторон. Продавать дороже, чем максимальная розничная цена, ты не можешь, все продают по той цене, которая написана на пачке, а оптовая цена тоже фиксирована, поскольку всего полтора дистрибьютора на всю страну, и самих производителей сигарет тоже по пальцам можно перечесть.
В настоящее время порядка всего 9%, по-моему, наценка в среднем составляет на сигареты, что для розницы катастрофически мало. Расходы просто на логистику, на то, чтобы привезти товар, разложить его, обеспечить продавца и все остальное — электричество, заплатить арендную плату, — больше 10%. Продавцы ужимаются, и буквально вот этот 1% и зарабатывают с сигарет, а его отбирает банк.
Уже не первый год малая розница кричит, пишет в Центробанк по поводу того, что надо законодательно как-то ограничить эту наценку. Но ЦБ, по всей видимости, поддерживает именно банки, они для него более родные, потому что, понятно, их задача в первую очередь не допустить какого-то финансового кризиса. Банки это устраивает, они зарабатывают много денег на эквайринге».
На высокие комиссии на эквайринг жалуются не только в табачной отрасли. Вся розница говорит об этом несколько лет. Причем если крупным ретейлерам за счет объемов обычно удается договариваться с банками на уровень комиссии в районе 0,8%, то мелкие точки как платили 2%, так и платят. Говорит эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель Алексей Петропольский.
Алексей Петропольский эксперт по правовым вопросам «Опоры России», предприниматель «В России традиционно эквайринг стоит дорого, причем не только для табачной продукции. Это абсолютно для любого предприятия, которое пользуется кассовым оборудованием с возможностью оплаты безналом. Такие платежи обходятся от 1% до 4%.
Представьте, 4% за то, что человек просто пришел и оплатил товар или услугу картой. Я уж не знаю, почему именно табачные изделия начали поднимать этот вопрос, у них наценка на товар вполне себе нормальная, но для малого бизнеса во многом это губительные проценты, которые вычитаются, и с них еще и платятся налоги.
И, конечно, этот вопрос давно надо было поднимать и снимать данные проценты, особенно учитывая то, что основные платежные сервисы в виде Mastercard и Visa ушли из России, и по факту зарабатывают на этом только банки. Если мы возьмем зарубежный опыт, то комиссия за эквайринг, как правило, лежит на потребителе, то есть человек копит какие-то бонусы, баллы, у всех карты привязаны к каким-нибудь милям и прочим системам накопления. И доходит до того, что сами предприятия или хозяину, или банку выплачивают некие дивиденды, поскольку это для них является маркетингом, а они уже там в свою очередь пытаются рекламировать потребителю ту или иную группу товаров. То есть здесь больше все завязано на маркетинге, у нас же про маркетинг вообще никто не говорит. Поэтому, если уж и говорить о справедливых ставках, то это 0,1-0,3% за платеж».
Все это приводит к тому, что мелкой рознице приходится применять разные и не всегда легальные схемы, чтобы выжить. Например, просить покупателей оплачивать наличными или переводами, прятать терминалы оплаты, говорить, что оплата по карте сейчас невозможна, и так далее. А в табачной отрасли некоторые вообще торгуют контрабандой, говорит предприниматель, владелец табачного бизнеса Антон Чемена.
Антон Чемена предприниматель, владелец табачного бизнеса «Основной монополист, «Мегаполис», который по всей России доставляет эти сигареты, очень большой процент забирает себе, и поэтому предпринимателю достается очень маленький процент, и ему невыгодно торговать именно официальными, акцизными сигаретами. То есть любой маленький предприниматель начинает выживать.
А как можно выжить? Это только увеличить наценку. Наценка может быть увеличена только на неофициальных, безакцизных, контрабандных, фейковых сигаретах. Почему и придумали минимальную розничную цену, чтобы оградить потребителя от фейка.
Производители табака, я считаю, чувствуют себя отлично, потому что себестоимость сигарет очень маленькая, и очень большая наценка — это акциз, который получает государство, и я думаю, государство больше бы заинтересовано было, чтобы у нас меньше было контрабандных и фейковых сигарет. И проще, по-моему, официально предпринимателю разрешить делать большую наценку, чтобы у него был выбор. За поддельные его могут наказать, за настоящие нет, и пропадет сам принцип контрабандных сигарет».
Доля нелегальной табачной продукции в России растет. По данным Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции, в 2022 году в ЦФО она составила 13%. По данным Минпромторга, ущерб бюджету оценивается более чем в 81 млрд рублей.
При этом в России сокращается потребление табака. Как заявили в пресс-службе Рослесинфорга (лесоучетного ведомства Рослесхоза), в 2022 году за счет снижения продаж сигарет от вырубки было спасено около 320 тысяч деревьев. В прошлом году производство сигарет в России сократилось почти на 2%.
Источник: www.bfm.ru
British American Tobacco: цифровой акциз на табак повысит прозрачность в отрасли
МОСКВА, 24 мая — ПРАЙМ. Введение цифрового акциза на табак повысит прозрачность процесса начисления и сбора самого акциза; это не должно будет отразится на ценах, поскольку стоимость табачной продукции зависит в первую очередь от объёма акцизной нагрузки, рассказал РИА Новости директор департамента по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям БАТ, российской структуры British American Tobacco, Олег Барвин.
Ранее в среду агентство ознакомилось с дорожной картой Минфина РФ, из которой следует, что введение цифрового акциза на табак начнется в стране в первом квартале 2024 года.
Позже оператор системы маркировки «Честный знак» — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — сообщил агентству, что табачная отрасль в России сможет ежегодно экономить более 2 миллиардов рублей за счёт перехода на цифровые акцизы.
«Сейчас отрасль, включая нашу компанию, ведет активную подготовку к введению цифрового акциза. Мы поддерживаем эту меру и считаем, что она позволит повысить прозрачность процесса начисления и сбора акциза. Что касается цен на табачную продукцию, то они зависят в первую очередь не от способа администрирования акциза, а от объёма акцизной нагрузки. Если индексация акциза в следующем году произойдет в плановом режиме в соответствии с теми ставками, которые заложены в Налоговом кодексе, то мы не ожидаем заметного роста цен на табачную продукцию», — заявил Барвин.
В середине ноября 2022 года замминистра финансов Алексей Сазанов на встрече с иностранным бизнесом на площадке Американской торговой палаты в России (American Chamber) заявил, что министерство активно занимается проработкой введения цифрового акциза на табак и пиво. По его словам, предполагается, что налоговая служба автоматически будет исчислять налоговые обязательства при выпуске в оборот продукции на основании сведений, которые есть в информационных системах по маркировке табака и пива.
Источник: 1prime.ru