Сущностью деловой игры как средства обучения является ее способность служить целям обучения и воспитания, а так же то, что она переводит эти цели в реальные результаты. Способность эта заключена в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. В связи с чем актуальным является проведение классификации существующих деловых игр.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДЕЛОВАЯ ИГРА, ТРЕНИНГ
Текст научной работы
Деловая игра раскрывает личностный потенциал обучающегося: каждый участник может продиагностировать свои собственные возможности в отдельности и в совместной деятельности с другими участниками. Студенты становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и «создателями» собственной личности. Они решают задачи самоуправления, ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, выявляют свои недостатки и предпринимают меры по их устранению. В этом им помогает преподаватель.
Как играть в деловые игры: рассказываю на конкретном примере со сценарием, вопросами
Соответственно, в литературе существует множества классификаций деловых игр по различным критериям:
По времени проведения:
- без ограничения времени;
- с ограничением времени;
- игры, проходящие в реальное время;
- игры, где время сжато.
По оценке деятельности:
- балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
- оценка того, кто как работал, отсутствует.
По конечному результату:
- жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
- свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
По конечной цели:
- обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
- констатирующие — конкурсы профессионального мастерства;
- поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
По методологии проведения:
- луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
- ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
- групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Присяжные заседатели»);
- имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Правовая семья»- для обучения по проблемам глобализма и т.д.);
- организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) – не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
- эмоционально-деятельностные игры (Е.В.Гильбо, 1980-е) – избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;
- инновационные игры (В.С.Дудченко) – формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
- ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.
- Комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000-е) – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгированно имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.
Одной из целей проведения подобных игр является привитие студентам навыков решения конкретных вопросов и накопления ими практического опыта в решении процедурных вопросов на основе создания конкретной модели, максимально приближенной к реальной жизненной ситуации.
Бизнес — игра | Эффективный отбор персонала | Как пройти деловую игру | Пример и разбор деловой игры
Для наибольшей эффективности необходимо создать, как на стадии подготовки, так и на стадии проведения деловой игры, условия максимально приближенные к реальным ситуациям, связанным с проведением судебного заседания.
Значение деловых игр по дисциплине «Теория государства и права»
- Коваленко К.Е.
Этапы проведения деловых игр по дисциплине «Теория государства и права»
- Коваленко К.Е.
Условия проведения деловых игр по дисциплине «Теория государства и права»
- Коваленко К.Е.
К вопросу о некоторых видах деловых игр
- Коваленко К.Е.
Дидактическая ценность деловых игр
- Коваленко К.Е.
Список литературы
- Вербицкий А.А. Активные методы обучения в высшей школе: Контекстный подход. М., 1990.
- Коваленко К.Е. О возрастающей роли разумности в правосознании общества//Право и государство: теория и практика. 2012. № 2.
- Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модельное обучение: вопросы теории и технологии. Алма-Ата., 1980.
Цитировать
Коваленко, К.Е. Виды деловых игр / К.Е. Коваленко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2014. — № 27. — URL: https://novainfo.ru/article/2601 (дата обращения: 30.05.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Проведение бизнес-игр в производственной практике
Игры применяют, когда нужно максимально вовлечь участников в процесс. Если на презентации можно уйти в свои мысли, то во время бизнес-игры придется включаться по-полной.
Некоторые разновидности деловых игр:
1. Тренажер рабочей операции;
Для подобной игры может подойти всё что угодно. Можно купить несколько наборов детского конструктора, разбить участников на команды и поставить им задачу как можно быстрее, по секундомеру, собрать радио.
Тут уже никто не скажет, что выбирать детали из неорганизованной кучи это «мне так удобно». Участники сами поймут, что самым оптимальным способом победить, будет организация рабочего пространства по системе «5S».
И в сознании сотрудников отпечатается ассоциативная связь о том, как можно добиться высокой производительности на рабочем месте. Кроме того, сам процесс действительно крут и очень воодушевляет. Особенно, когда есть противоборствующая команда инженеров, бьющаяся над такой же задачей, и которую требуется превзойти.
Всё это очень мобилизует разум, а также создает эмоциональную привязку, благодаря которой сотрудники будут с большей охотой совершенствовать и реальные рабочие операции!
По быстрой переналадке обычно изготавливают специальные тренажеры. Если у вас есть механическая мастерская, то сделать подобное — это пара пустяков. Осталось только найти среди своих сотрудников инженера с пытливым умом, который разработает конструкцию (и будет знаком с технологией быстрой переналадки).
Тренажер должен имитировать какую-нибудь рабочую операцию. Например, смену пресс-формы.
2. Моделирование производственного предприятия;
Деловые игры – это наглядность. Одно дело – убеждать своих скептически-настроенных сотрудников в пользе тех или иных методов организации производства, а совсем другое — позволить им самим ощутить разницу. После этого убеждать их в эффективности предлагаемой модели будет значительно проще. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Источник: https://admin.strizhi.info/магазин-подарков/бумажный-самолётик
После таких игр мировоззрение может поменяться очень сильно. Вот цитата из книги «Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации», Питер Сенге:
Не могу забыть, как ошеломленно смотрел на диаграммы «пивной игры» президент крупной фирмы грузовых автоперевозок. Во время перерыва он бросился к телефону.
«Что случилось?» — спросил я его.
«Как раз перед тем, как я к вам приехал, мои менеджеры закончили анализ нашей деятельности. У одного из подразделений обнаружили чудовищную нестабильность использования грузовиков. Все сочли, что президент этого подразделения просто не может справиться с работой. Мы автоматически решили, что вся вина на нем.
Меня поразила идея, что причина здесь, быть может, структурная, а вовсе не в этом человеке. Я сразу же побежал звонить в штаб-квартиру корпорации, чтобы остановить процедуру его увольнения».
Типовые игры данной категории:
- Пивная игра;
- Задача про бородача;
- Завод планёр.
- Задача по производственному управлению
- Бизнес-игра по бережливому производству «Завод ключей»
3. Имитация общения в процессе рабочей ситуации, поиск решения проблемы в ходе обсуждения;
Игру можно специально подобрать таким образом, чтобы тактично намекнуть какому-нибудь руководителю или всему коллективу о том, где у него находятся «зоны роста». На всё это можно будет обратить внимание при разборе полетов по завершении игры. А т.к. речь идет всего лишь об игре, то никому не обидно. А умный человек для себя выводы сделает.
Казалось бы, этот тип игр самый оторванный от производства. В них даже реквизит почти никакой не нужен. Но на самом деле, данные игры для производства тоже очень важны, т.к. система постоянных улучшений на предприятии может упираться не только в недостаток понимания матчасти, но также и в негативные особенности менталитета, которые как раз можно и нужно корректировать в том числе при помощи бизнес-игр.
Если вам требуется, чтобы сотрудники начали лучше обсуждать друг с другом проблемы предприятия, и начали решать их сообща, то задайте им игру в виде ребуса, подсказки к решению которого будут у каждого из участников на бумажках, но этими бумажками нельзя делиться. Тогда участники будут активно слушать друг друга и делиться информацией. Первичный эмоциональный барьер перед этим процессом будет преодолен, и в своей производственной практике выполнять подобное будет проще.
Если вам требуется, чтобы ваши сотрудники научились не только спорить друг с другом и непримиримо стоять на своем, но и приходить к согласию и синергии, то задайте им игру в которой победить могут только либо все, либо никто.
Например, огласить участникам такое задание (упрощаю): вам в бесплатную аренду на целый год отдадут дом (один на всех), а спустя год полностью передадут его в вашу собственность при одном условии: вы сейчас договоритесь между собой, где именно этот дом должен быть расположен. Люди начинают договариваться, и убеждать друг друга в своей точке зрения: кто-то хочет дом в Альпах, а кто-то на берегу моря. Но на самом деле задача имеет всего одно правильное решение, гарантированно устраивающее всех участников. Но чтобы его найти нужно перестать «тянуть одеяло на себя».
Ключевая особенность проведения таких игр в том, чтобы не давать игрокам понимания, как следует выиграть в этой игре, а дать им возможность понять это самим. Только так есть вероятность изменить мировоззрение.
Высшие чины определенного бренда решили провести для руководства всех заводов игру. Наняли тренера, которая ездила по всем заводам и проводила игру для топов. Рядовые сотрудники туда не допускались.
Суть игры — гипотетический завод. Руководители разных подразделений действуя так, как они действуют в реальной жизни должны были привести завод к успеху. Естественно, как и в каждой подобной игре был подвох. Все как в фильме «Игры разума», где Джон Нэш, гениальный математик, предположил, что действовать нужно не только так как выгодно тебе, но и с учетом интересов других сторон, чтобы и другие стороны тоже оказывались в выигрыше. Если будешь делать так, как хорошо только тебе, то проиграют в конечном итоге все!
Игра была тоже построена так, что если каждый руководитель, будет действовать в интересах своего подразделения, стараясь достичь максимального экономического эффекта в своем подразделении, то в итоге это приведет к краху бизнеса. и что нужно учитывать интересы других подразделений. Эту простую фабулу необходимо было понять самим, ведущая игры не подсказывала.
Естественно, в первом раунде все терпят крах. Так бывает в каждой бизнес-игре. Но потом разыгрывается еще один раунд. А потом, если нужно, — еще. Мол, пока топы не поймут в чем дело.
В общем вышло так, что они разрушали бизнес еще три раза под ряд. Потому что для успеха нужно быть открытым к новым знаниям.
Заключение:
Определённо, бизнес-игры формируют лучшее представление о неких навыках или инструментах, нежели голая теория. Ученики сами после тренингов просят больше практики и игр. Начинают интересоваться теорией. Материал так действительно усваивается лучше.
Как превратить игру в пустую трату времени:
1. Заставить людей играть в эту игру тогда, когда у них горит какая-то работа.
Это заставит их сидеть как на иголках, постоянно отвлекаться и периодически выбегать из аудитории.
2.
Набрать слишком большие группы.
Если людей в группе слишком много, то сильно возрастает процент тех, кто вообще не понимает, что происходит — они сидят и думают, что мы тут тратим время.
3. Урезать временной лимит, проведя трехдневный тренинг за один день.
Тут сразу же встает вопрос о ваших истинных намерениях: поменять мировоззрение людей или быстро отчитаться «для галочки» и побыстрее снова прыгнуть в привычный водоворот рутины. Зато иметь потом возможность для упрёков «Вы же тренинг прошли!». Сотрудники моментально считают ваши настроения и не поверят в лозунги типа «Мы все одна команда!». Но в реальной жизни просто начнут пытаться манипулировать коллегами с помощью этого лозунга.
4. Поиграть и разойтись по своим делам.
Это сильно снизит эффективность обучения. Когда так происходит, большинство тех, кто играет в эти игры, потом все равно не применяют это в жизни. Все будут помнить только то, как это было весело. Гораздо лучше по окончании игры сразу же раздать участникам какие-нибудь рабочие задания, связанные с производством.
5. Единоразовость.
Проводить игры следует регулярно. Это как тренировка. Менталитет и привычки меняются не за раз, это может быть долгим процессом. Большинство людей инертны и единоразовые игры им не помогут.
Если вы прислушаетесь к этим вредным советам, то бизнес-игры пройдут для вас совершенно бесполезно. Как у моего знакомого, который после четырех бизнес-игр с коллегами вернулся в отель, где они отдыхали. Отель был немного переполнен. Практически каждый из их компании вставал с утра пораньше и бежал быстрее занять лежак, кинув на него свое полотенце.
В итоге в 9-10 утра он приходил на пляж и видел картину, что загорают полотенца и ему негде расположиться. Он попытался объяснить коллегам, что только что у них был тренинг, который наглядно демонстрировал, что так делать неправильно. Если не занимать места, то всегда будут свободные лежаки и каждый сможет найти себе место под солнцем. Но всё было бесполезно.
Видеть в бизнес-играх панацею – ошибочно. Но если вы решили провести бизнес-игру, то вам могут помочь специализированные агентства, книги, подробная информация в интернете, а также собственная фантазия. Сначала нужно определиться с целью, и под нее найти подходящую бизнес-игру будет уже не сложно.
Источник: demakhin.livejournal.com
Ч3 Моделирование и бизнес игры для тренингов
Первые деловые бизнес игры для тренингов были упрощенными с точки зрения количества переменных, связанных с принимаемыми решениями, количества участников игры, множества товаров и рынков, а также объема обратной связи, которую получали участники. Это было запрограммировано, поскольку модели, поддерживающие первые деловые игры, были несложными, а бизнес-симуляции обсчитывались вручную (Фриче и Бернс (Fritzsche https://lico.ru/o_kompanii/stati/prochee/ch3_modelirovanie_i_biznes_igry_dlya_treningov/» target=»_blank»]lico.ru[/mask_link]