Все города страны сталкиваются с проблемой пассажироперевозок. Муниципальная инфраструктура не справляется с обеспечением перемещения потоков пассажиров. Маршрутные такси плотно вошли в нашу жизнь.
Маршрутный бизнес способен обеспечить значительные прибыли, но существует множество сложностей, только преодолев которые, можно организовать прибыльное дело.
Юридический аспект деятельности
Нужно понимать, что данный вид деятельности во многом зависит от контактов с городскими властями. Помимо права на занятие предпринимательской деятельности: регистрация ООО или ИП; необходимо получить лицензию на перевозки.
Маршрутный бизнес подпадает под один из видов деятельности, требующих лицензирования. Для получения данной лицензии следует предоставить в представительство министерства транспорта набор таких документов:
- Устав предприятия;
- Учредительный договор;
- Свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учет;
- Адреса и реквизиты;
- Некоторые другие документы (список следует уточнить)
Официальный платеж, выплачиваемый за само рассмотрение заявки, составляет 300 руб. за лицензию. При выдаче лицензии оплачивается еще 1000 руб.
Бизнес на маршрутке, автобусе
Формирование автопарка
На начальном этапе, когда отсутствует готовый бизнес план маршрутного такси с нуля, необходимо рассмотреть вопрос подбора машин для автопарка. Существует несколько способов решения проблемы выбора транспортных средств для осуществления перевозок:
- Можно осуществить найм водителей с личными транспортными средствами. К достоинствам такого подхода относится отсутствие необходимости решать какие-то проблемы с автомобилями. Эти задачи ложатся на плечи владельцев данных транспортных средств. Данный подход имеет и свои недостатки: прибыль сокращается, а вы не в полной мере управляете бизнес-процессом, поскольку зависите от водителей и не можете их контролировать в полной мере.
- Второй вариант – это создать собственный автопарк. Эта задача требует внимательного планирования прибыли и расчета затрат. Грамотный типовой образец бизнес план маршрутного такси обычно включает эти данные.
Особенности приобретения автотранспорта
Если принято решение сформировать собственный парк автотранспорта, подходить к приобретению автобусов необходимо с максимальной тщательностью, поскольку это основной инструмента данного вида бизнеса. Перед тем, как открыть свой бизнес маршрутных такси, необходимо ознакомиться с эксплуатационными характеристиками планируемых для применения автомобилей.
Здесь также существует два подхода. Первый – это приобретение отечественных автомобилей. Цена российской «Газели» выглядит достаточно привлекательной. Но срок службы такого транспортного средства в режиме маршрутного такси составляет 2-3 года. После этого срока в связи с износом и низкой надежностью эксплуатация машины становится настолько проблематичной, что это способно подорвать прибыльность бизнеса.
Бизнес на маршрутках: как на этом заработать?
Микроавтобусы иностранного производства (Пежо, Форд) примерно вдвое дороже «Газелей» (1-1,2 млн. руб.), но имеют более высокую вместимость, а, кроме того, гораздо дешевле в обслуживании и способны прослужить 6-7 лет.
С целью минимизации вложений в маршрутный бизнес можно рассмотреть приобретение автомобилей б/у, также различные кредитные и лизинговые схемы.
Резюме
Пассажирские перевозки – прибыльный, но сложный бизнес, имеющий множество подводных камней, требующий умения правильно распределять инвестиции и налаживать контакты с партнерами.
Сохраните статью в социальные сети:
Другие материалы:
- Как открыть шаурму и заработать? Шаурма — турецкое блюдо, уже давно завоевавшее немалую популярность на российском рынке. Основной ег.
- Как открыть свой мясной магазин? Мясо относится к категории товаров, спрос на которые всегда находится на высоком уровне. Среди жител.
- Как открыть свой продуктовый магазин с нуля? Продукты питания – товары, спрос на которые неизменно высокий. Рыночная ниша настолько велика, что м.
Источник: startbusinessidea.ru
Организация маршрутного такси
В секторе пассажирских перевозок существует расписание маршрутного такси и автобусов. Во втором случае сложно построить прибыльное дело, тогда как первый бизнес — маршрутное такси по городу или между населенными пунктами — считается в 2-3 раза выгоднее.
Грамотно разработанный бизнес-план маршрутного такси помогает увидеть несколько неявных нюансов, на которые ранее предприниматель мог бы не обратить внимание. Готовый проект поможет бизнесмену более четко действовать при проблемных ситуациях.
Важно учесть все этапы, чтобы увидеть важные моменты при запуске бизнеса и получить максимальную прибыль. Для открытия маршрутного такси необходимо следующее:
- Разработать подробный бизнес-проект.
- Зарегистрироваться как юридическое лицо.
- Согласовать план с администрацией города, получить разрешение. Подать заявление в Ространснадзор на получение лицензии, так как закон не разрешает осуществлять нелицензионную пассажирскую развозку, если в одном транспортном средстве больше 8 пассажиромест.
- Найти место для расположения таксопарка, где аренда максимально соответствует условиям бизнес-плана.
- Купить материалы и провести строительные работы.
- Получить предпринимательский кредит или инвестиции из других источников, купить микроавтобусы.
- Рассмотреть особенности маршрута такси, составленного при разработке бизнес-плана, учесть все возникшие проблемы, так как без этого не обходится ни 1 запуск дела. Доработать ценовую политику и систему учета.
- Заказать или купить на месте и установить необходимое оборудование для видеонаблюдения, спутникового отслеживания.
- Нанять и обучить работников, в том числе водителей, управляющий и обслуживающий персонал.
- Провести первую маркетинговую кампанию.
Срок открытия маршрутного такси — от разработки проекта до запуска бизнеса — составляет 12-24 месяца. Каждый этап всегда совмещается с другими. Процесс открытия нового дела никогда не проходит гладко, даже с учетом хорошо проработанного профессионалами бизнес-плана.
Преимущества бизнеса
Пассажирские перевозки пользуются спросом в каждом городе. Но одно дело, когда транспортным обслуживанием населения занимается 1-2 организации с автобусными парками, нерентабельной экономикой, а значит и отсутствием возможности регулярно проводить ремонтные работы. А другое дело, когда горожане могут выбрать между автобусами и маршрутками.
Кто может разбогатеть
Преимущества маршрутного такси в следующем:
- это наиболее эффективный вид транспорта для пассажиров, так как маршрутки никогда не бывают переполнены и быстрее передвигаются по улицам города, чем обычный автобус;
- из первого преимущества формируется второе — большой пассажиропоток и спрос на услуги, соответственно перевозчик получает чистую прибыль.
Однако все эти преимущества будут иметь место только в следующих случаях:
- рынок региона не переполнен;
- линии маршрутного такси, которые выберет предприниматель, будут востребованы среди пассажиров;
- на фоне муниципальных и конкурентных автопарков парк маршрутного такси предпринимателя будет выделяться комфортабельностью и чистотой.
Несмотря на всю привлекательность бизнеса пассажирских перевозок наземными транспортными средствами, будь то автобус или маршрутка, важно четко анализировать ситуацию на рынке в конкретном регионе. Необычным бизнесом может стать также речное маршрутное такси, но оно имеет еще больше нюансов, которые необходимо учитывать.
Финансовые расчеты и рентабельность
Важный этап в бизнес-плане. В примере указан расчет небольшого маршрутного такси, где площадь составляет 180 м², а парк автомобилей состоит из 5 транспортных средств:
- оформление пакета документации, в том числе получение лицензии от Ространснадзора — 90 тыс. руб. разово;
- аренда — 250 тыс. руб. в месяц;
- строительство территории и отделка помещения — 800 тыс. руб. разово;
- закупка мебели и необходимого инвентаря — 620 тыс. руб. разово;
- закупка и установка необходимого оборудования, в том числе системы отслеживания, видеонаблюдения — 260 тыс. руб. разово;
- покупка 5 шт. вида транспорта: микроавтобусы и 1 автобус, следующий маршруту от города до аэропорта — 3 800 тыс. руб. разово;
- затраты на горючее — 280 тыс. руб. в месяц;
- страховка и прочие налоги — 230 тыс. руб. в месяц;
- амортизационные расходы — 30 тыс. в месяц;
- обслуживание и ремонт автопарка — 180 тыс. в среднем в месяц;
- зарплата 10 работникам — 410 тыс. руб. в месяц;
- маркетинговая кампания перед запуском бизнеса — 120 тыс. руб., в дальнейшем — 60 тыс. руб. в месяц.
Бизнес идея: муж на час
Для запуска маршрутного такси потребуется первоначальные инвестиции в размере 7,.07 млн. руб. Ежемесячные расходы составят 1.44 млн. руб. Учитывая прибыль от ежедневной поездки каждого автотранспорта, доход маршрутного такси в месяц составит — 1.8 млн. руб. Соответственно, чистая прибыль составит 360 тыс. руб. ежемесячно, а срок окупаемости наступит через 20 месяцев.
Какой выбрать автомобиль
Заказать автомобиль для маршрутного такси на самом деле можно как у отечественного автопрома, так и зарубежного. Но вся проблема упирается в стоимость транспорта. Варианты могут быть следующие:
- Автобусы малого класса из новых импортных моделей: Volkswagen Caddy (от 1.2 млн. руб.), FIAT Scudo (от 1.4 млн. руб.), Peugeot Expert (от 1.8 млн. руб.), Hyundai H-1 (от 1.9 млн. руб.), Mercedes-Benz Sprinter Classic (от 2 млн. руб.).
- Новые отечественные микроавтобусы: ГАЗ 2217 (от 700 тыс. руб.), ГАЗ 3221 (от 850 тыс. руб.), ГАЗ 2250 (от 1 млн. руб.).
- Автобусы малого класса с пробегом корейских или отечественных производителей: Hyundai H1 2004 г. (от 450 тыс. руб.), FIAT Ducato 2009 г. (от 680 тыс. руб.), ГАЗ 2250 2012 г. (от 300 тыс. руб.), Kia Pregio 2005 г. (от 300 тыс. руб.), ГАЗ 3221 2011 г. (от 400 тыс. руб.).
Стоит отметить, что переделывать автомобили, не предназначенные для пассажирских перевозок, не рекомендуется. Любая жалоба пассажира имеет свои последствия. Это может спровоцировать не только постоянные затраты на ремонт, но и банкротство, или хуже — может случиться серьезная авария маршрутного такси.
Важно оценить финансовые возможности, чтобы начинать пополнять парк автомобилей той или иной моделью.
Сегодня наиболее выгодные способы приобрести коммерческий транспорт — взять в кредит или в лизинг.
В первом случае сумма затрат будет включена в общий кредит, полученный для запуска бизнеса. Во втором случае автомобиль приобретается на похожих условиях кредита, но все затраты входят в смету ежемесячных расходов. Главным преимуществом лизинга перед кредитом в том, что предпринимателю не придется платить налог на собственность этого автомобиля, так как транспорт будет числиться на балансе лизингодателя до окончания срока договора.
Источник: dengivsetakipahnyt.com
Как зарабатывают перевозчики в маршрутных такси – рассказ владельца минской «МТ-Экспресс»
Сергей Гридюшко, совладелец и директор ООО «МТ-Экспресс», член правления «Белорусского союза транспортников», рассказал, как в Минске организован бизнес по перевозкам пассажиров в маршрутных такси, оценил его эффективность и состояние этого рынка.
– В 1990-е все ушли в бизнес, и я задумался: а что умею делать я? Переучиваться с инженера не хотелось, на завод идти тоже. А вот «баранку крутить» я умел. Я выучился на категорию «Д».
На рынке пассажирских перевозок я с 2000 года. Тогда в Минске был монополист – «Миндавг». Вместе с товарищем я зарегистрировал ИП, мы «скинулись» на новую «Газель» и стали работать на маршруте этой компании.
Становление и развитие бизнеса
В развитии компании «МТ-Экспресс» было два этапа.
ИП-водители, 2000-2004. Два год мы сами, работая водителями, изучали дело изнутри. В те годы маршрутов было мало. ИП «прокладывали» их самостоятельно. ГАИ не хотел нас пускать на рынок. В 2002 нас собралось четверо, и мы создали маршрут. Разрешение на него, так называемый «паспорт маршрута», выдавал Мингорисполком.
Это был первый маршрут, который шел через весь город – от Курасовщины до Уручья. До этого маршрутки ездили только с микрорайона до метро. Правда, был один длинный маршрут – от аэропорта до Кульман, но это единичный случай.
Это было золотое время в нашей среде. Мы «забили» 12 машинами весь маршрут. А в лучшие времена на нем работало 28 микроавтобусов. Каждый мог приносить $70-$100 в день. Для Минска это было неплохо, но для сравнения – у московских перевозчиков это было 20-30% от рентабельности в те годы.
Создание фирмы, 2004. Мы реорганизовались, стали юридическим лицом. Сразу возникли новые расходы: офис, найм бухгалтера. Увеличились налоги. Рентабельность пошла вниз. Везде работали «Газели» или «низкие» Форды. Только начали появляться «Мерседесы» и «Пежо». Тогда нас обязали, согласно предписаниям Европейской экономической комисии ООН, сменить машины.
У нас уже было 20, и мы взяли в лизинг еще 20 новых «Газелей». Наша фирма стала второй в Минске по количеству транспорта.
А в конце 2004 случилась авария. По вине водителя. Никто не погиб, но были пострадавшие. Случай получил резонанс – маршрутка опрокинулась прямо под окнами мэра Минска. В компании началась черная полоса.
Двое учредителей вышли, забрали технику, оставили меня с компаньоном. «За спиной» у нас был лизинг – около $420 000. Платить было нечем.
Но конъюнктура рынка была хорошей, и мы начали продавать людям «франшизу» – право работать на маршруте. Человек выкупал у нас машину и работал на нас же. В течение нескольких лет мы погасили долг. Правда, все приобретенные в лизинг машины у нас выкупили, за исключением нескольких.
Продвижение услуг
Лучшая реклама для перевозчика – это его регулярная маршрутка на дорогах, которую видят пассажиры. Продвижение или «раскатка» маршрута – достаточно недешевая рекламная акция. В 2000-х мы сами создавали первые маршруты и раскатывали их. Просто-напросто ездили, показывая себя пассажирам. Если они видят, что раз в пять минут проходит маршрутка, то уже могут положиться на перевозчика.
Поначалу было сложно. Люди садились и говорили – мне до метро. Я спрашиваю: «А дальше вам куда?». Оказывалось, что в Уручье. И мы убеждали пассажиров, что на нашем транспорте они могут доехать без пересадки и гораздо быстрее.
Для раскатки маршрута нужно иметь на 20 км 10-12 машин и ориентироваться на несколько месяцев продвижения. На продвижение каждого маршрута у нас ушло $40 000 – $50 000.
В лучшие годы у нас было 3 собственных маршрута.
- Первый в Минске длинный маршрут (бывший №1155, филиал БГУ – Уручье-4) в прошлом году не выдержал конкуренции с метро. Сейчас там работает один-единственный ИП.
- Второй (№1065, Чижовка-Ждановичи) не выдержал конкуренции с дублирующими маршрутами и закрылся через два года, в 2006-м.
К 2015 году в компании осталось 6 машин и половина одного маршрута №1088 (ул. Ландера – ул. Нестерова). Он дублирует 88-ой маршрут городского автобуса, но едет в полтора раза быстрее.
У некоторых водителей есть мнение: «больше интервал = больше людей». На самом деле, это не так. Люди привыкают, что маршрутку сложно дождаться или что она всегда забита.Тогда человек отказывается от нее в пользу общественного транспорта.
Заказчиком всех регулярных перевозок является Мингорисполком, оператором – «Столичный транспорт и связь» (СТС). Он на конкурсной основе распределяет имеющиеся маршруты и разрабатывает новые, принимает к сведению идеи перевозчика.
Если интервал движения транспорта меньше 15 минут, то расписание на остановках не требуется. Маршрутки попадают под это правило. Но внутренне расписание есть у всех.
Пассажиры
Это люди среднего достатка, студенты, молодежь. Бывает, пассажир может не заплатить, и водитель не заметит. Такое происходит не чаще раза в день. Но я говорю водителям: лучше недосдать денег мне, чем устроить скандал, высадить человека.
Если не заплатили случайно, по причине рассеянности, то можно и простить. Но были случаи, когда человек специально давал крупную купюру – пользовался отсутствием мелочи.
Есть разные люди, кто-то из них может позвонить на горячую линию. Когда я сам был водителем, то мог выбежать и в киосках разменять деньги.
У меня был случай: постоянно ездила женщина, которая давала крупные купюры. Как-то я взял пару купюр и попросил в банке разменять мне на мелкие. Когда она вошла, я вручил ей этот «веер». Она закричала: «Что вы мне даете?!». А я говорю: «Так вы завтра ими рассчитайтесь».
Со мной она больше не ездила.
Персонал
В 2003/2004 – 2005/2006 была огромная текучка кадров, много увольнений. Попадались нерадивые водители – скрывали часть выручки, могли не помыть машину.
Сейчас наши водители удерживаются не один год, а 7-8 лет. Коллектив сформирован на 80%.
На одну машину приходится два водителя. Их зарплата не зависит от выручки. Но если норма не отработана, то они будут оштрафованы. Хотя у водителя жесткий план, на 100% проследить весь его заработок не всегда получается. Когда первый извозчик «запряг кобылу», поехал и начал производить деньги, они начали прилипать к рукам.
Это невозможно остановить! Я спрашиваю у водителя: «Сколько тебе надо дать, чтобы ты не брал «мимо кассы»?. И начинаются оправдания, дескать, оставил себе часть денег на сигареты, обед.
Состояние рынка
В 2004 году в Минске было примерно около 1100 маршруток. Потом эта цифра резко упала до 500, к 2006 – поднялась до 600.
Сейчас в городе работает 500+ машин. Вот что на этом рынке происходит.
Сформированная ниша. С нуля на этот рынок войти очень сложно. Маршруты уже сформированы, а для создания нового нужно обладать большими средствами. Расходы следующие:
- Закупка автопарка. Это основная статья расходов. Сегодня машину бу можно приобрести примерно за $15 000 — $20 000. На новый маршрут нужно порядка 10-12 машин.
- Затраты на обкатку маршрута.
- Найм персонала: водители, бухгалтер.
- Аренда офиса.
ИП может вклиниться в действующий маршрут только с разрешения перевозчиков этого маршрута – прийти к ним и договориться. Но невозможно прийти и сказать: «Двигайтесь!».
Еще один способ: прийти в СТС и изучить там список маршрутов, где есть вакантные места.
В нашем бизнесе никогда не было «серых» нелегальных перевозчиков, в отличие от такси и маршрутов, которые ездят в другие города. Да, они имеют лицензию, но ездят без расписания, «полупартизанами».
Фирм гораздо больше, чем ИП. Индивидуальный предприниматель – это одна машина. Перевозчики (юрлица) имеют не только лицензию, но и договор СТС на обслуживание определенного маршрута. Право на работу на нем. Они могут нанимать людей в свою компанию, а также берут машину в аренду у водителя, если тот приходит со своей.
Немного компаний, имеющих в собственности автомобили. Новому человеку лучше купить микроавтобус и прийти наниматься к перевозчику – и он сразу начнет зарабатывать. Особенно, если машина новая, то она заменит «убитую» за время эксплуатации маршрутку.
Рост количества машин к концу 2014. Из-за девальвации в России подержанную машину там можно было купить гораздо дешевле, чем в Беларуси. Перевозчики этим воспользовались. Стало больше автомобилей с небольшим пробегом (3-5 года).
Обновление автопарка к ЧМ-2014 по хоккею. К чемпионату поднялся уровень требований к подвижному составу, автомобили должны быть не старше 10 лет. «Фордики» ушли быстро, появились 5-6 летние микроавтобусы.
Рентабельность пассажирских перевозок
Во всем мире пассажирские перевозки убыточны или низкорентабельны. Но если я, как частный перевозчик, сработаю в минус, то мне скажут: «Ну, не повезло». А государственные автобусы без топлива не останутся никогда.
Время от времени я слышу заявления, что общественный транспорт выйдет на нулевую рентабельность. Но если это случится, то количество маршруток в течение месяца вырастет вдвое. Во многих странах общественный транспорт стоит ровно столько, сколько должен стоить по всем экономическим расчетам. На Западе стоимость одной поездки приблизительно стоит как один литр топлива.
А тариф на маршрутку ниже. Ведь автобусы и троллейбусы дорого не только покупать, но и содержать. Маршрутки дешевле и их расходная часть ниже.
К примеру, московские перевозчики ездят только на новой технике. Три года компания ее эксплуатирует, потом продает. Когда доллар стоил 32 российских рубля, проезд на маршрутке стоил 28-30 рублей. Цена на маршрутку была та же, что и на троллейбус. Некоторые московские перевозчики мне тогда говорили: «Я бы с удовольствием еще больше снизил цену, но мне город не позволяет».
Примерно до 2010 года в Минске регулировали стоимость услуг перевозчиков: ограничивали верхний предел.
Теперь мы ограничены 15% рентабельностью:
- для выхода на 0% рентабельности, надо провезти на одной маршрутке за день от 70 до 100человек.
- больше – это еще не чистая прибыль, но нечто похожее. Маршрут-середнячок – это 120 человек.
- Удовлетворительно – 150, очень хорошо – 200 пассажиров в день.
Как таковых убыточных маршрутов в Минске нет. Однако я со смехом относился и отношусь к идее ввести ночные маршрутки, она ожидаемо провалилась. Наиболее рентабельными я считаю маршруты, которые идут через весь город. Например, №1153 (Зеленый Луг – Малиновка).
Да, рентабельность низкая, и это сильно влияет на инвестиционную привлекательностью этого бизнеса. Но зато он вечный. Люди никогда не перестанут ездить по городу.
Маршрутка экономит еще и время. Технологическая скорость общественного транспорта за последний год упала на 10%. Причина: пробки. Сделали выделенную линию на проспекте, ну и что? Легковые автомобили как ехали, так и едут.
Когда человек приходит на, так сказать, пункт продажи услуг, он видит: троллейбус доедет за 45 минут, маршрутка – за 20. И в маршрутке ему комфортно, у него есть сидячее место, а иногда даже включен телевизор или радио.
Затраты и прибыль
Дневной план у наших водителей – перевести 150 человек (цена на проезд в маршрутном такси в Минске 10 000–12 000 – Прим. «Про бизнес.»).
Для каждой компании есть свой план дневной выручки.
Машина работает 26-27 дней в месяц (несколько дней оставляем на ремонт, техобслуживание). В нашей фирме 6 машин.
Выручка уходит на:
- Топливо – 35%.
- Амортизационные отчисления – 10%.
- Обязательные платежи (СТС – за наличие карточки маршрута, за спутниковую навигацию, налоги) – 25%.
- Зарплата персоналу – 20%.
Остается 10% рентабельности. Эта цифра непостоянная: могут быть серьезные поломки, снижение пассажиропотока. Иногда может быть и 0%. В моей компании давно не было 15%.
На чем перевозчик может сэкономить
1. Хранение машин на стоянках.
2. Отказ от ремонтной зоны (мелкий и не требующий специальной квалификации ремонт перевозчик может сделать сам).
3. В небольших компаниях сразу видно, есть ли в ней лишние люди. Поэтому у перевозчиков они не задерживаются. Многое я могу сделать сам: собрать выручку, отвезти в банк, вплоть до того, что могу побыть слесарем. Многие руководители иногда сами выезжают как водители – не только чтобы сэкономить/заменить водителя, но и чтобы подсчитать пассажиропоток.
Мой совет тем, кто хотел бы стать перевозчиком: открыть категорию «Д», купить автомобиль и прийти в компанию водителем.
Для каждой компании есть свой план дневной выручки.
Почему падает пассажиропоток
1. Открытие метро по аналогичному маршруту. Хотя, когда на Каменной горке открылось метро, водители думали – никого не будет. Но район настолько перегружен, что через месяц люди вернулись в маршрутки.
2. Финансовое положение населения. Оно не улучшается.
Однако парадоксально, что проезд на маршрутке все равно выходит дешевле, чем на общественном транспорте. Если проезд с пересадкой на общественном транспорте стоит 9 000 руб, то маршрутка – от 10 000 до 12 000. А если нужны 2 пересадки?
3. Повышение тарифа. Когда поднимается цена, в первый месяц пассажиропоток обязательно падает. Водители знают в лицо своих клиентов и замечают: ага, вот он уже ждет автобус, а не меня. Потом пассажиры, как правило, возвращаются.
Поднятие цены – всегда очень болезненный вопрос. Повышение цен мы, перевозчики, согласовываем друг с другом. Советуемся с водителями. Многие говорят – может не надо, давайте подождем. Если повысить тариф, то при среднем пассажиропотоке больше не заработаешь – людей станет меньше, выручка останется та же.
Другое дело – более низкий трафик на каком-нибудь маршруте. Если на нем не поднять цену, то рентабельность будет нулевая. Если еще раз подорожает топливо или увеличатся другие обязательные платежи (например, привязанные к базовой величине), то тариф в этом году повысится. Но я придерживаюсь мнения, что 12 000 рублей за проезд останутся надолго.
Источник: probusiness.io