Ситуация в автобизнесе, как и во многих других отраслях, сейчас во многом зависит от дальнейшего разрешения внешнеполитической ситуации. Каждый из путей выхода приведет к разным сценариям развития экономических последствий. Не хочется строить апокалиптических прогнозов, при которых большинство автомобильных марок кроме китайских будут потеряны для российского авторынка, но в любом случае нужно осознавать, что откат к ситуации начала февраля исключен.
За последнюю неделю сразу несколько автопроизводителей объявили о прекращении отгрузок новых автомобилей российским дилерам. Среди них группа Volkswagen (бренды Audi, Skoda, Volkswagen), Chevrolet (модели американской сборки), Jaguar/Land Rover, BMW, Volvo Car и, что более удивительно, китайская Chery. На этом фоне многие сразу стали проводить аналогии с уходом с российского рынка General Motors и Ford в 2015 году.
Но по моему мнению об этом пока говорить очень рано. Решения такого уровня принимаются не за два дня и не на эмоциях, а являются результатом взвешенного экономического анализа. Последние 5-6 лет многие автодистрибьюторы работали в России на уровне нулевой рентабельности, искусственно поддерживая определенный уровень цен и ориентируясь на долю рынка, а не прибыльность. Очевидно, что на фоне дестабилизации экономики, ухудшения курса, снижения спроса те или иные иностранные марки быстрее подойдут к той черте, при которой они уже будут не готовы поддерживать вливаниями бизнес в России.
Самозанятые — Как работая на себя, преуспеть в автобизнесе.
Однако текущие заявления дистрибьюторов больше носят эмоциональный характер. На мой взгляд, в большей степени, они продиктованы политическим давлением своих государств на фоне конфликта. Мол, вот смотрите, мы отреагировали, как вы и просили. Есть впрочем и вполне объективный фактор для паузы в поставках – это необходимость стабилизации курсов валют. Но эта ситуация вполне обыденная – в непростых условиях с точки зрения логистики и ценообразования мы живем уже третий ковидный год.
Безусловно, любой кризис — проблемы для одних и возможности для других. В 2014-2015 году General Motors, будучи лидером российского рынка, за несколько месяцев его покинул, и произошла смена расстановки сил, после которой лидером стал корейский альянс Hyundai-KIA. Вопрос по дальнейшей политике корейских брендов носит открытый характер.
Свято место пусто не бывает, поэтому и на этот раз могут быть тоже существенные перемены. Но в любом случае передел рынка будет обусловен экономическими, а не политическими причинами. Сейчас мы все чаще слышим прогноз о полном захвате российского авторынка китайскими брендами. Да, для этого действительно есть основания.
Уровень автомобилей из Поднебесной стал гораздо выше, отношение к ним со стороны клиентов выросло в лучшую сторону, а цены, несмотря на их увеличение, все равно остаются достаточно адекватными для рынка. Более того, китайские бренды представлены не только в массовом, но и премиум-сегменте. Достаточно вспомнить про Exeed (Chery) или Zeekr (Geely).
Что осталось от авторынка в России спустя год
Однако если в массовом сегменте будет легче пересадить покупетелей на китайские бренды, то в премиум-сегменте это уже маловероятно. Думаю, что клиенты, которые захотят купить себе автомобиль европейского премиум-бренда, смогут это сделать и через 2-3 месяца, даже в случае прекращения поставок. Появятся новые каналы поставок, «серый» импорт из других стран, и.т.д.
Впрочем, безотносительно будущей расстановки сил среди автобрендов, есть как минимум три ключевых проблемы.
Во-первых, рост цен. Уже с 1 марта многие автопроизводители пересмотрели свои прайсы в сторону увеличения. В сегменте относительно доступных автомобилей новые ценники могут повергнуть в шок тех, кто держал в голове определенный ориентир по стоимости. Безусловно, уровень цен приведет к снижению спроса. Как, впрочем, и после 2014 года, когда продажи упали почти в 2 раза.
Кстати, напомню, резкого роста цен тогда не наблюдалось, да и рубль возможно отыграет позиции.
Во-вторых, резкое сокращение доступности автокредитования. В 2021 году до 60% новых автомобилей продавалось в кредит. Сами производители активно предлагали собственные интересные кэптивные программы, позволявшие получить автомобиль без первоначального взноса и самостоятельно выбирать график платежей. Теперь каждый автопроизводитель вынужден будет пересмотреть их.
На фоне увеличения ключевой ставки до 20% очевидно, что даже при одобрении заявок многие клиенты уже сейчас не готовы взваливать на себя такое кредитное бремя. Таким образом, этот инструмент не будет стимулировать продажи, но не думаю, что такая высокая ставка надолго.
В-третьих, опасения вызывает финансовая состоятельность самих автодилеров. Многие участники рынка сейчас задумаются над своим будущем. Наибольшие риски есть у тех дилеров, которые за последние годы экстенсивно развивались, осуществляли покупки других дилеров.
Понятно, что это делалось преимущественно на заемные средства в расчете на будущий денежный поток и возможности реструктуризации кредитов. Но понятно, что эти деньги в текущей ситуации уже не вернуть, поэтому такие дилеры будут под угрозой выживания. Большие проблемы могут испытывать те дилеры, которые сейчас находятся в стадии строительства дилерских центров.
Важно, чтобы российские банки здесь могли пойти на встречу. Те, кто планировал строительство, но не успел начать, смогут вовремя отказаться от своих планов. Оставшиеся дилеры находятся в более безопасном положении, но все равно находятся под угрозой возможности пересмотра дистрибьюторами формата своего присутствия в России. Убежден, что каждый дилер будет пересматривать свою бизнес-модель.
Ситуацию усугубило и то, что в этом году у дилеров не оказалось подушки безопасности. Обычно перед ожидаемым ростом цен следует период ажиотажного спроса, позволяющий дилерам распродать склады и хорошо заработать перед затяжным падением. Парадоксом этого февраля было то, что никакого роста трафика в салонах не наблюдалось, хотя все понимали, что цены значительно вырастут. Люди активно снимали огромные суммы наличных, реагируя на новостные ленты, но никуда их не тратили, стараясь понять, что происходит. Возможно, недели через две-три, как это было в случае с ковидным локдауном, люди немного успокоятся и уже тогда будут готовы рассмотреть варианты инвестирования средств.
Есть ли смысл действующим клиентам опасаться проблем с гарантией и запчастями? Ограничительные меры пока касаются только поставок новых автомобилей. Перед глазами пример концерна General Motors — концерн свернул продажи Opel еще 6 лет назад, но «длинные» контракты по гарантии до сих пор сохраняются.
На мой взгляд, дистрибьюторы продолжат нести гарантийные обязательства, и угроза их неисполнения невелика. Гораздо больше риски в исчезновении самого дилера. Но клиентам расслабляться все равно не стоит – с учетом того, что запчасти могут сильно подорожать, негарантийный ремонт станет дороже.
Что на этом фоне происходит с автомобилями с пробегом? Во многом этот рынок зависит от рынка новых автомобилей. Есть как факторы, способствующие росту спроса, так и факторы, работающие на его снижение. Рассмотрим обе группы.
Во-первых, в «плюс» играет отказ клиентов от новых автомобилей из-за высоких цен и дефицита, как это происходило в прошлом году, но этот переход уже почти завершен. Во-вторых, изменения спроса на товары-заменители – финансово усложнившаяся ипотека и ограничения туризма в зарубежье приведет к тому, что люди смогут потратить освободившиеся деньги на покупку автомобилей. В-третьих, за последние годы многие убедились в том, что покупка авто с пробегом – это хорошая инвестиция. Достаточно купить себе ликвидный автомобиль, чтобы не только ездить на нем в удовольствие, но и каждый год наблюдать за его удорожанием.
Среди факторов, способствующих падению спроса – это то, что с учетом санкций люди вероятно будут стараться инвестировать не в квартиры и автомобили, а в валюту. Для другой категории потенциальных покупателей текущий информационный фон все больше сведет все покупки к продуктам первой необходимости, бытовым вещам, остальные деньги будут сберегаться. Поэтому покупка автомобиля может быть отложена на полгода-год.
Другой фактор, способствующий падению спроса — возможный рост цен на авто с пробегом. Пока предпосылок к этому нет, но нельзя исключать. В этом случае те люди, которые будут не готовы рассматривать автомобили более высокого ценового сегмента, отложат покупку, либо будут пытаться самостоятельно через объявления выбирать автомобиль подешевле со всеми вытекающими проблемами. Такое поведение уже было отмечено последние полгода.
Какая динамика рынка с пробегом будет по факту, будет, прежде всего, зависеть от внешней конъюнктуры, совсем не связанной с рынком. Но в любом нужно отдавать себе отчет, что возвращения к ситуации прошлых лет уже не будет. Готового рецепта, как действовать, вы не найдете ни в одной книжке и не узнаете ни у одного специалиста. Прогнозировать свою работу каждый бизнес должен самостоятельно, ежедневно сопоставляя внутренние и внешние обстоятельства.
Оставляйте заявку на вступление в нашу специализированную Whatsapp-группу автодилерского бизнеса Сибири, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в этой отрасли.
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Источник: ksonline.ru
Автомобильный рынок
Авторынок и автопром, господдержка автоконцернов и локализация производства, автопроизводители и автодилеры, автомобильные порталы, сайты для продажи автомобилей, автосалоны, рынок подержанных автомобилей, подписание автоконцернами специнвестконтрактов (СПИК) — последние новости и все самое важное об авторынке в теме «Ъ».
Автодилерам не хватает кнопок
С какими трудностями сталкиваются продавцы машин
- Автомобильный рынок
- Внедрение ГЛОНАСС
- Владислав Викторов
- Радио «Ъ FM»
Иномарки обгоняют цены
На сколько изменится стоимость зарубежных автомобилей
- Автомобильный рынок
- Владислав Викторов
- Радио «Ъ FM»
Авто с пробегом покажут историю
Как купить подержанный автомобиль с зарубежного аварийного аукциона
- Автомобильный рынок
- Владимир Расулов
- Радио «Ъ FM»
Все сваренное непосильным трудом
Новые правила расчета баллов локализации обесценят вложения автозаводов в кузовные операции
- Автомобильный рынок
- Бизнес
- Ольга Никитина
- Главное
- Эксклюзив
- Газета «Коммерсантъ» №93/П от 29.05.2023, стр. 7
- Архив газеты «Коммерсантъ»
Контрафакт встраивается в рынок
С какими проблемами сталкиваются автовладельцы
- Автомобильный рынок
- Борьба с контрафактом
- Санкции против России
- Владимир Расулов
- Радио «Ъ FM»
«Москвичу» не хватило заряда спроса
Почему электрокар не заинтересовал покупателей
- Автомобильный рынок
- Импортозамещение
- Владислав Викторов
- Радио «Ъ FM»
Lada Vesta узнала себе цену
Сколько стоит авто и какие у него перспективы на российском рынке
- Автомобильный рынок
- Деятельность АвтоВАЗа
- Владимир Расулов
- Радио «Ъ FM»
Электромобили заряжены на Россию
Какие модели и за счет чего завоевывают рынок
- Автомобильный рынок
- Электромобили
- Андрей Загорский
- Радио «Ъ FM»
Tank 500 накручивает цены
Оправдывает ли китайский автомобиль свою стоимость
- Автомобильный рынок
- Владимир Расулов
- Радио «Ъ FM»
Подержанные машины разгоняются
Продажи на вторичном авторынке РФ быстро растут
- Автомобильный рынок
- Авто
- Бизнес
- Ольга Никитина
- Газета «Коммерсантъ» №83/П от 15.05.2023, стр. 9
- Архив газеты «Коммерсантъ»
Покупатели прокатились до ОАЭ
Какие факторы нужно учесть при приобретении машины в Дубае
- Автомобильный рынок
- Владимир Расулов
- Радио «Ъ FM»
Автозапчастям продумывают вторую жизнь
Смогут ли власти контролировать продажу подержанных деталей
- Автомобильный рынок
- Автострахование
- Радио «Ъ FM»
«Атом» ждет своего часа
Сборка электромобиля начнется в середине 2025 года
- Автомобильный рынок
- Авто
- Бизнес
- Электромобили
- Ольга Никитина
- Главное
- Газета «Коммерсантъ» №82 от 12.05.2023, стр. 7
- Архив газеты «Коммерсантъ»
Авторынок растет от низкой базы
Продажи превышают прошлогодние, но не могут догнать докризисные
- Автомобильный рынок
- Авто
- Бизнес
- Ольга Никитина
- Главное
- Газета «Коммерсантъ» №79 от 05.05.2023, стр. 7
- Архив газеты «Коммерсантъ»
Авторынок нагоняет продажи
Благодаря чему увеличилось число проданных машин на первичном рынке
- Автомобильный рынок
- Владимир Расулов
- Радио «Ъ FM»
Китайские запчасти усложняют подбор
На все ли авто из КНР легко найти детали
- Автомобильный рынок
- Владислав Викторов
- Радио «Ъ FM»
Мировой автопром отряхнулся от пандемии
Продажи растут благодаря нормализации поставок и спроса
Федеральное утильсобрание
СФ поддержал АвтоВАЗ в попытке повысить утильсбор
- Автомобильный рынок
- Авто
- Бизнес
- Деятельность АвтоВАЗа
- Деятельность Совета федерации
- Ольга Никитина
- Главное
- Газета «Коммерсантъ» №77 от 03.05.2023, стр. 9
- Архив газеты «Коммерсантъ»
Подержанные авто разгоняют продажи
За счет чего растет вторичный рынок иномарок
- Автомобильный рынок
- Санкции против России
- Владислав Викторов
- Радио «Ъ FM»
Автовладельцам удаляют доступ
Какие производители отключают свои приложения в России
- Автомобильный рынок
- Санкции против России
- Илья Сизов
- Радио «Ъ FM»
Показать еще
01.06.2023
AVA Group
Цифровые методы продаж от AVA Group на форуме «Движение»
01.06.2023
АО «ДОМ.РФ»
ДОМ.РФ представил рынку систему «Цифровой контроль строительства»
01.06.2023
AVA Group
AVA Group принял участие в финале премии Urban Awards
31.05.2023
АО «Банк ДОМ.РФ»
В 2023 году с помощью проектного финансирования в России запустят строительство 50 млн кв. м жилья
Лента
Лента
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Загрузка новости.
Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия от 11 октября 2019 г.
Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.
Источник: www.kommersant.ru
ЦИФРЫ И СТАТИСТИКА: ЧТО ЖДЁТ АВТОБИЗНЕС В 2023 ГОДУ
2022 год на авторынке связан с уходом западных производителей, дефицитом автозапчастей и ростом цен. Что будет влиять на рыночную динамику в наступающем 2023 году? Как отметили эксперты автобизнеса, российская экономика, которая в будущем году будет трансформироваться повлияет на динамику ВВП, объем экспорта, снижение реальных доходов населения и на рост рынка новых автомобилей.
223 просмотров
Прогнозируют объем продаж около 630 – 640 тыс. автомобилей, таким образом мы входим в 2023 год со стабильными уровнями цен, и если в дальнейшем не усугубится политическая и, соответственно, экономическая обстановка, то эти уровни сохранятся.
Поставки по параллельному импорту не смогут окончательно решить проблему с дефицитом и в полной мере удовлетворить спрос. Ремонт авто рядом увеличиться и конкуренция будет расти. Мы проанализировали рынок СТО, которые пользовались программой ws.zen.car в 2021 и 2022 гг и получили цифры указывающие, что программа для автосервиса важна, как никогда.
Динамика количества заказов-нарядов – прирост за 2022 год
Сравнили 2021 и 2022 год по динамике роста заказ-нарядов у пользователей ws.zen.car: средний чек, нормо-часы, поведение клиентоа, начиная с марта 2021 по декабрь 2022 год. Если сравнивать показатели количества заказ-нарядов, то рост был в ноябре 2022 года на 20%, так же как и в 2021. По загрузке сети на примере одного СТО количество заездов было более 1000 в 2021 году, загруженность от 22 марта до ноября примерно 939 заказ-нарядов. Динамика заказов-нарядов приходящихся на один автосервис авто в ноябре и декабре 2022 года выросла на 47,15 %.
Практически все крупные сетевые автосервисы и авторизированные сервисные центры используют нормо-часы, чтобы стандартизировать работу, вести учёт рабочего времени сотрудников и решить вопрос внутреннего контроля. Но для малых, гаражных автосервисов и мастерских использование нормо-часов может ограничивать рост и добавлять проблем. Средний нормо-час у клиентов ZEN.CAR вырос на 70,39%, прирост выдался на февраль и апрель 2022.
Поведение клиентов СТО
Рост среднего чека у пользователей ws.zen.car в 2022 году выдался на июнь и сентябрь месяцы и составил 64,54% по сравнению с 2021 годом. Онлайн обращения выросли на 80%, что говорит об актуальности приложений для автолюбителей, например такого, как Мой Авто. Интернет влияет на каждую часть процесса владения автомобилем. Более 90% автовладельцев обращают внимание на отзывы и имидж СТО.
ZEN.CAR поздравляет с наступившим Новым годом и желает в 2023 году становиться еще более эффективнее и успешнее. Спасибо, что остаётесь с нами.
Источник: vc.ru