В последние несколько лет на американских знаменитостей обрушился шквал судебных исков. Фотографы обвиняют селебрити в нарушении авторских прав. Все дело в том, что звезды стали публиковать в своих соцсетях снимки, которые сделали папарацци. Но это незаконно. Российских знаменитостей в нарушении авторских прав обвиняют не так часто.
Но с учетом популярности социальных сетей количество подобных дел может возрасти. Разобрались, кому по российским законам принадлежат авторские права на снимки звезд и какую позицию занимают отечественные суды.
В июле 2021 года агентство Integral Images подало в суд на британскую певицу Дуа Липа за публикацию фото в инстаграм. На снимке изображена сама звезда, она готовится к посадке в самолет. Агентство обвинило певицу в нарушении закона, ведь авторские права на фото принадлежат ему. Теперь у Дуа Липы хотят отсудить $150 000, сейчас дело находится на стадии разбирательства.
Эта история не единичный случай. За последние несколько лет в нарушении авторских прав фотографы обвинили не одну знаменитость: иски подали к Ариане Гранде, Хлои Кардашьян и Джастину Биберу. Все они выкладывали в аккаунтах в инстаграме снимки самих себя, которые сделали папарацци. Фотоагентства считают, что публикация фотографии в инстаграме звезды мешает им зарабатывать.
Что это авторское право | Как заработать на правах | Авторское право | Миллион на песнях
Обычно знаменитости монетизируют свои аккаунты в соцсетях, размещая там рекламу. Получается, снимки используют для коммерческих целей, но фотографы с этого прибыль не получают.
По американским законам фотографы правы, но многие селебрити с этим не согласны. Они считают, что права на снимки должны быть не только у фотографов, но и у них самих. «Фотографы используют закон об авторском праве для своей выгоды и зарабатывают деньги на снимках звезд, а потом подают в суд на них и еще больше увеличивают свой доход», — рассказывает адвокат актрисы Лизы Ринны, которую тоже обвинили в нарушении авторских прав.
Как показывает практика, подобные дела заканчиваются мировыми соглашениями: селебрити выплачивают фотографам деньги и удаляют снимки из аккаунтов. Digital Music News передает, что Ариане Гранде пришлось заплатить $50 000. Но есть и другие случаи, когда звезды продолжаются судиться и доказывают, что имеют право на свое фото.
Джиджи Хадид утверждала, что она соавтор фото, так как позировала для папарацци. Дело закончилось в пользу фотомодели, но не из-за ее позиции, а по формальным причинам. По американским законам, чтобы подать в суд иск о нарушении авторских прав, нужно зарегистрировать их. Но этого фотографы не сделали.
Авторские права на фото звезд: мнение российских юристов
В России иски к звездам за публикацию фотографий подают не так часто. Да и правовое регулирование обсуждаемой темы у нас другое. Как указано в Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 25 сентября 2017 года, фотограф изначально обладает авторскими правами на снимок как его создатель. Но если речь идет о фото людей, то значение имеют не только авторские права фотографа, но и права человека на свое изображение, объясняет руководитель практики разрешения споров патентного бюро Patentus Patentus Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) × Дарья Гжимек.
Воронка продаж. Как продавать музыку и защищать авторские права в шоу-бизнесе?
По закону права на снимок принадлежат гражданину, который его сделал. При этом неважно, что или кто изображен на фото.
Использовать изображение человека можно только с его согласия, но в этом правиле есть исключения, говорит эксперт. Как указано в п. 1 ст. 152.1 ГК, спрашивать разрешения не нужно, если фото сделано в общественном месте или распространяется в публичных интересах. То же самое касается и снимков звезд. Так что по российскому законодательству авторские права на снимки знаменитостей принадлежит фотографам.
Если звезда хочет опубликовать в соцсетях чужой снимок, то надо оформить лицензионный договор с фотографом, рассказывает помощник юриста юридической фирмы Lidings Lidings Федеральный рейтинг. группа Фармацевтика и здравоохранение группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Банкротство (споры mid market) группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры — high market) 13 место По выручке 22-24 место По количеству юристов 5 место По выручке на юриста × Юлия Ипатова. В документе нужно указать, как можно использовать фото: публиковать в своих соцсетях, передавать СМИ или даже использовать для производства мерча (ст. 1235 ГК).
Кого можно и нельзя признать соавтором фото
Неограниченно и без разрешения фото могут использовать соавторы — люди, которые создают произведение совместно (п. 1 ст. 1258 ГК, п. 83 Постановления Пленума ВС от 23.04.2019 № 10). И если вклад фотографа очевиден, то причастность актрисы или модели к созданию снимка вызывает сомнения.
Партнер юрфирмы NEVSKY IP Law NEVSKY IP Law Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) × Николай Зайченко считает, что в процессе создания снимка участвует только фотограф: он выбирает объект съемки, ракурс, выставляет свет. Все это влияет на итоговый результат, на который у фотографа возникают исключительные авторские права. Мнение юриста подтверждается практикой.
В 2016 году Лариса Перепелкина* провела фотосессию для своей подруги Юлии Смирновой*. Получившиеся снимки фотограф отправила модели, чтобы та могла опубликовать их в своих соцсетях. Но Смирнова поступила иначе: она обработала снимки в фоторедакторе, а потом передала их СМИ. Журнал использовал фото для иллюстрации статьи на своем сайте.
Перепелкина посчитала, что Смирнова и издание нарушили ее авторские права, поэтому обратилась в Василеостровский райсуд Санкт-Петербурга. Ответчиком по делу стало СМИ, а Смирнову приобщили как третье лицо, дело рассматривала Мария Хмелева (дело № 2-72/2017).
На судебном заседании Перепелкина рассказала, что отправила фото Смирновой для личного использования. Фотограф не разрешала обрабатывать снимки и передавать их другим людям. Письменных доказательств истица не предоставила. Все договоренности были устными, девушки не заключали соглашение.
Смирнова заявила, что тоже имеет на фото авторские права. Она активно участвовала в фотосессии: покупала одежду для съемок, делала макияж и прическу, предлагала время и место. Но суд не посчитал это достаточным творческим вкладом, поэтому не признал за Смирновой авторские права (п. 1 ст. 1258 ГК).
Представитель журнала рассказал, что Смирнова дала письменное разрешение на публикацию фото и гарантировала, что является их автором. У ответчика не было повода сомневаться, что это не так. Хмелева не приняла эти доводы и отметила, что отсутствие вины не освобождает от ответственности (п. 3 ст. 1250 ГК).
Судья указала, если фотограф и модель не заключили договор, то исключительные авторские права на снимки принадлежат фотографу (ст. 1257 ГК). Он может распоряжаться ими как угодно, в том числе запрещать другим использовать снимки (п. 2 ст. 1270 ГК ).
Публикация фото без согласия правообладателя незаконна (абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК). В ст. 1274 ГК и ст.
1276 ГК указаны случаи, когда изображения можно использовать без разрешения автора, — в научных или культурных целях. Но такой подход к рассматриваемой ситуации нельзя применить, потому что на сайте СМИ есть реклама, а опубликованные фото повысили интерес читателей к порталу. Это подразумевает коммерческую выгоду, что противоречит ст. 1274 ГК и ст. 1276 ГК.
В итоге с журнала взыскали компенсацию за нарушение авторских прав и компенсацию морального вреда. СМИ обязали удалить фото Перепелкиной. Журнал обжаловал выводы первой инстанции, но безрезультатно (дело № 33-11283/2017).
Юрист патентного бюро Patentus Patentus Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) × Диана Шаклина уточняет, что человека на фото все-таки можно признать соавтором. Но это произойдет только в исключительных случаях: когда модель придумала композицию, выставила свет, выбрала реквизит, полностью создала свой образ. То есть простое позирование селебрити для папарацци не наделяет звезду авторскими правами.
Если модель своим трудом действительно повлияла на создаваемый результат интеллектуальной деятельности, она должна быть признана соавтором.
Зайченко добавляет, даже если модель не признают соавтором фото, у нее останутся права на другие объекты — прическу или макияж. Это не позволит фотографу использовать снимок без согласия модели.
О том, что макияж может быть объектом авторских прав, говорит и судебная практика. Как видно из решения Выборгского райсуда Санкт-Петербурга по делу № 2-177/2012, макияж считается «произведением изобразительного искусства». Согласно ст. 1228 ГК, у его автора есть исключительные права: тот может разрешать или запрещать другим использовать макияж — копировать или фотографировать его (ст. 1229 ГК).
Когда не будет нарушения авторских прав
За публикацию фотографии без авторских прав знаменитости придется заплатить штраф от 10 000 до 5 млн руб. (ст. 1301 ГК). «Взыскание 5 млн руб. за использование обычной фотографии вряд ли возможно, но в зависимости от ценности снимка или серьезности нарушения компенсация достигает и 100 000 руб. даже за однократное размещение», — рассказывает Гжимек. Правда, не всегда подобные решения можно отстоять в вышестоящих инстанциях.
В 2017 году французский фотограф Феийад де Шовен Франсуа Режи Дионис по заказу журнала Cosmopolitan провел фотосессию для певицы Зары. Представители издания отсмотрели получившиеся фото и купили авторские права на одно из них. Остальные снимки остались в собственности фотографа.
В 2019 году Феийад де Шовен Франсуа Режи Дионис узнал, что артистка в своих социальных сетях и на сайте использует фотографию, авторские права на которую принадлежат ему. Фотограф обратился в Петроградский райсуд Санкт-Петербурга и попросил взыскать с Зары 1,6 млн руб. за нарушение авторских прав и 100 000 руб. за моральный ущерб. Дело № 2-636/2020 рассматривал Сергей Никитин. Сама певица в суд не пришла.
Чтобы доказать свои авторские права, истец в ходе процесса показал исходники фото, которые он сделал в 2017 году. А факт размещения снимка на сайте Зары подтвердил протокол осмотра, заверенный нотариусом. Доказательств, что Феийад де Шовен Франсуа Режи Дионис передал авторские права на изображения Заре, судья не нашел. Поэтому посчитал требования заявителя обоснованными, удовлетворив их частично.
На основании ст. 1301 ГК Никитин присудил истцу 100 000 руб. как компенсацию за нарушение авторского права, а еще 50 000 руб. за моральный вред (п. 1 ст. 1251 ГК).
Певица с таким выводом не согласилась и обжаловала его в Санкт-Петербургском горсуде (дело № 33-1132/2021). В качестве нового доказательства по делу (ч. 1 ст. 327.1 ГПК) она предоставила договор между журналом Cosmopolitan и своим ООО «Зара». Согласно документу, журнал передал «Заре» исключительную лицензию на использование фото бессрочно.
А из договора между французским фотографом и Cosmopolitan следует, что Феийад де Шовен Франсуа Режи Дионис передал журналу исключительные права на результаты фотосессии (всего было сделано 500 снимков). У самого фотографа нет прав на их использование.
Тройка судей под председательством Евгения Хвещенко отменила решение нижестоящей инстанции и отказала французскому фотографу. Никаких денег тот не получил.
* Имена и фамилии изменены редакцией.
Источник: pravo.ru
Авторские и смежные права в шоу-бизнесе
Актуальность темы исследования. Коренные изменения в политической жизни страны, обусловленные развитием рыночных отношений, вызвали необходимость принятия нового законодательного акта, отвечающего существующим международным требованиям и стандартам.
Права авторов в гражданском законодательстве Российской Федерации
Общая характеристика субъективного авторского права Авторское право как система правовых норм регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, в том числе и в сфере шоу-бизнеса.
Личные неимущественные права автора
Среди личных неимущественных правомочий автора, в том числе и создающего произведения в сфере шоу-бизнеса, можно выделить следующие: 1) право авторства; 2) право на имя; 3) право на обнародование; 4) право на защиту репутации автора; 5) право на.
Имущественные права авторов
Современное российское законодательство предоставляет автору исключительные права на использование созданного им произведения в любой форме и любым способом (ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Все имущественные права автора таким.
Срок действия авторских прав
Авторское право действует в течение определенного срока, после чего прекращается и произведение становится неохраняемым или, как говорится в Законе (ст.28), перешедшим в общественное достояние. По общему правилу, авторское право действует в течение.
Современное состояние правового регулирования авторского права в сфере шоу-бизнеса
Правовое обеспечение государственной политики в области авторского права и смежных прав в сфере шоу-бизнеса Историю законодательства об авторском праве на протяжении трех последних столетий можно рассматривать как поиск разумного баланса интересов.
Проблемы регулирования авторских прав в шоу-бизнесе по российскому законодательству
Конституция Российской Федерации устанавливает по меньшей мере 17 правовых норм, защищающих права авторов и тем самым интеллектуальный потенциал как ресурс государства. Таким образом, Конституция России фактически настраивает общество на то, что.
Перспективы совершенствования законодательства в сфере авторского права и смежных прав в шоу-бизнесе
Основные направления совершенствования законодательства в сфере авторского права и смежных прав в шоу-бизнесе С 1993 г. в России работает и действует Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». В свое время его принятие было одним из завоеваний.
Предложения по действиям федеральных органов исполнительной власти в обеспечении государственной политики в области защиты авторских и смежных прав в сфере шоу-бизнеса
На основании требований пунктов 4 и 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты в сфере гражданского законодательства.
Анализ возможностей участия России в системе международной охраны авторских прав в сфере шоу-бизнеса
Основная задача международных соглашений состоит в обеспечении охраны авторских прав, первоначально возникших в одном государстве, на территории и других стран-участниц. В стране происхождения произведения охрана осуществляется, как правило, на.
Перспективы развития международного сотрудничества в области охраны авторских прав
Стремительно развивающаяся технология требует и будет требовать в дальнейшем реформирования законов в области авторских прав, как на международном, так и на национальном уровнях. В ближайшем будущем ожидается принятие Протокола к Бернской конвенции.
Заключение
В результате выполненного дипломного исследования можно сделать следующие выводы и заключение. Последние десять лет в России активно и успешно развивается новая отрасль индустрии развлечений — музыкальный шоу-бизнес, одной из существенных.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты. 1. Конституция Российской Федерации 1993 года. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (первая и вторая части). 3. Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. 4. Закон.
Список литературы
1. Абова Т.Е. Некоторые вопросы договорного права России и зарубежных стран Институт государства и права Рос. акад. Наук. М.: МЗ-Пресс, 2007. 2. Азбука авторского права. — М.: Юр.лит.,2006.
3. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. — М.
Источник: studentopedia.ru
Семинар 9
2. Виды рекламы. Носители рекламы или средства ее распространения.
3. Способы определения затрат на рекламу.
4. Рекламные компании и их классификация
5.Определение эффективности рекламы
1.. Стимулирование сбыта.
3. Прямой маркетинг.
7. Комплекс маркетинговых коммуникаций.
Взять Багиев 7.2.
1. Мультимедиатехнологии и маркетинг в Интернете.
2. Функциональное значение и ресурсы интернета.
2. Авторский договор — юридическая основа функционирования шоу-бизнеса
1. А́вторское пра́во —институт гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях.
Первоначальным субъектом авторского права всегда является «физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность — автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав — личные неимущественные права и исключительное право(имущественное право) на использование произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное (презумпция авторства).
Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:
· различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения;
· работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
· заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
· наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).
Ещё одним, специфическим субъектом авторского права, являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.
Срок действия авторских прав
Если произведение вышло в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 50 лет после первого выпуска. Время смерти автора в данном случае значения не имеет. При создании же произведения в соавторстве авторское право действует в течение всей жизни плюс 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов.
Отсчет сроков авторства начинается с 1 января года, следующего за тем, в котором имел место юридический факт, послуживший началом течения срока. По истечении срока действия авторского права произведение становится общественным достоянием. В этом случае любое лицо может использовать произведение любым способом, но с соблюдением бессрочно действующих прав на авторство, имя и защиту репутации автора.
Изъятия из авторских прав
В целях обеспечения интересов общества в Законе устанавливаются изъятия из прав автора. Это отдельные, частные, случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения: цитирование произведений в определенном объеме, использование обнародованных произведений в учебных целях и т.д. Допускается также использование произведений путем репродуцирования без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиотеками, архивами без извлечения прибыли, но с обязательным указанием имени автора и в некоторых других случаях. Установление и реализация таких норм не должны наносить ущерб нормальному использованию произведений и не ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.
О четырех принципах авторского права
Пришшпы авторского права, как и принципы гражданского права — это основополагающие идеи, основные начала, связанные с его универсальными задачами.
Первый принцип авторского права — принцип свободы творчества, прямо закрепленный в ст. 44 Конституции РФ. Конкретизация этого принципа, пронизывающая собой авторское законодательство, несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства, запрещенных в России (Закон РФ «О средствах массовой информации»). Поэтому законодательство охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в субъективной форме: свобода выбора темы, сюжета, жанра, художественных образов и т.п.
Второй принцип авторского права — сочетание личных интересов автора или без выплаты авторского вознаграждения. Или другие виды работ: цитирование произведений в определенном объеме, использование обнародованных произведений в учебных целях и т.д. Допускается также использование произведений путем репродуцирования без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения библиотеками, архивами без извлечения прибыли, но с обязательным указанием имени автора и в некоторых других случаях. Установление и реализация таких норм не должны наносить ущерб нормальному использованию произведений и не ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя.
Это принцип, присущий другим институтам ИС и гражданскому праву.
Так, по мнению А.П. Сергеева, признание за автором его монопольного права на созданное им произведение не означает, что он должен иметь неограниченный контроль за использованием своего произведения. Ничем не ограниченная монополия возможна лишь в отношении необнародованных произведений. При этом, если с согласия автора произведение стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, т.к. общество в равной степени заинтересованно как в свободном доступе к творческим произведениям, так и в их защите нормами авторского права. Поэтому с учетом интересов общества установлены исключения, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе заинтересованными лицами.
Третий принцип — принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. И, как сказано выше, это одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. Напомним, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, и при свободном использовании произведения обязательно указание имени автора и т.д.
Относительно имущественных прав авторов — они могут передаваться другим лицам: по авторскому договору, в порядке наследования и в силу закона (свободное использование произведения).
Четвертый принцип авторского права — принцип свободы договора.
Этот принцип следует понимать как принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон авторского договора.
Однако свобода договора не может противоречить закону.
В этом смысле право должно ограждать законные интересы авторов как запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, так и правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, по расторжению авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сторонами не определен, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и некоторых других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания и иных условий авторского договора.
2. Авторский договор — юридическая основа функционирования шоу-бизнеса
Волевые действия, в результате которых часть авторских имущественных прав передается другому лицу, именуются в Законе «передачей имущественных прав». Передачу имущественных авторских прав следует отличать от перехода этих прав к другому лицу.
Переход является более широким понятием: сюда включаются и те случаи, когда авторские права переходят к другому лицу помимо воли автора (наследование, переход прав на служебные произведения, переход прав на аудиовизуальные произведения и др.). Имущественные авторские права могут быть переданы другому лицу только по авторскому договору. Часть вторая ГК не выделяет авторские договоры в качестве особого вида гражданских договоров. Вместе с тем ГК предусматривает применение к продаже имущественных прав общих положений о купле-продаже, оговаривая при этом, что общие положения о купле-продаже применяются к продаже имущественных прав, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав.
К авторским договорам применяются общие нормы о гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже. В связи с этим, называя стороны авторского договора, можно, хотя и условно, употреблять термины «продавец» и «покупатель», подразумевая под «продавцом» автора или иное лицо, владеющее авторским правом и передающее авторские права по договору, а под «покупателем» — лицо, которое приобретает авторские права по договору.
В Законе «Об авторском праве и смежных правах» стороны авторского договора именуются «автор» и «пользователь», что также не совсем точно и в значительной степени условно. Как продавец, так и покупатель могут быть физическими или юридическими лицами. Хотя Гражданский кодекс допускает применение к авторским договорам общих положений о купле-продаже, очевидно, в связи с наличием у этих договоров сходных черт, еще больше сходства у авторских договоров с арендными договорами (временный характер, контроль со стороны арендодателя за использованием объекта, возвращение объекта арендодателю по окончании договора). Наряду с имущественными правами авторские договоры всегда затрагивают личные авторские права.
Однако для того, чтобы передать авторские права по авторскому договору или иным путем, их надо иметь. Что касается случаев свободного использования, то здесь имущественные права отсутствуют, и о передаче каких-либо прав нельзя говорить.
Содержанием любого авторского договора является передача имущественных прав, а объект (предмет) этого договора — имущественные авторские права.
Авторские договоры подразделяются на:
1)договоры о передаче исключительных прав;
2)договоры о передаче неисключительных прав.
Договор о передаче исключительных прав
В этих договорах покупатель становится исключительным, единственным владельцем имущественных прав (в тех пределах, которые указаны в договоре). Иными словами, покупатель может не только сам использовать произведение: он может также запретить любому другому лицу (в том числе и продавцу) использование произведенияВ настоящее время в авторских договорах о предоставлении исключительных прав иногда делается добавление о том, что приобретатель получает также право на защиту полученного права в случае нарушений со стороны любых третьих лиц. Такое добавление с правовой точки зрения ничего нового не содержит, поскольку владелец исключительного права всегда может защищать свое право.
Более того, нельзя исключать такой возможности: заключая договор о передаче исключительных прав, продавец может оставить часть этих исключительных прав за собой. Например, стороны могут договориться о том, что исключительное право (на тот или иной способ использования и в определенных договором пределах) делится между продавцом и покупателем поровну, что стороны становятся совладельцами этого права и будут в дальнейшем совместно пользоваться и распоряжаться этим правом.
Права, приобретаемые при договоре о передаче неисключительных прав покупателем, являются относительными: они действуют только по отношению к продавцу и не дают покупателю никаких прав по пресечению использования произведения третьими лицами. Поскольку авторский договор может предусматривать передачу разных видов имущественных прав, следует учитывать, что некоторые из них могут передаваться как исключительные, другие — как неисключительные.
Авторский договор должен предусматривать следующее:
— способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору)
— срок, на который передается право;
— территорию, на которой может осуществляться использование;
— размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования;
— сроки выплаты вознаграждения
При частичной передаче каждое имущественное право может делиться любым способом: по предмету, объему, территории, сроку и т.д. и т.п. Закон не запрещает такое деление и не регулирует его.
Срок, на который передается авторское право по договору, может значительно варьироваться:
Авторский договор может по-разному определять территорию, на которой могут использоваться передаваемые права. Часто продавец разрешает использовать произведение по всему миру («мировые права»), иногда — только в странах СНГ, иногда — выборочно в нескольких странах. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме.
В случае, когда авторский договор был заключён без соблюдения требований о простой письменной форме, должны применяться последствия, предусмотренные в Гражданском кодексе Российской Федерации. В этом случае стороны при возникновении спора лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и её условий на свидетельские показания, с сохранением права приводить письменные и другие показания. В устной форме может быть заключён авторский договор об использовании произведения в периодической печати.
Все вышесказанное показывает, что ответственность по авторскому договору в целом такая же, как у договора купли-продажи и иных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.
Кроме того, следует отметить, что, исходя из самого принципа и специфики предметов авторских договоров, сторона, нарушавшая свои обязательства, чаще всего наносит значительные убытки стороне, право которой нарушено. Особенно это относится к пользователю и заказчику творческого произведения. Поэтому при заключении авторского договора следует уделять особое внимание ответственности сторон и ситуациям, при которых таковая возникает или может возникнуть
Казусы авторского права: Пол Маккартни, утерявший в молодости права на свои песни в составе «Битлз», вынужден был платить правообладателю Майклу Джексону за то, что исполняет на концертах собственные песни.
2. Принципы авторского права.
3. Авторский договор — юридическая основа функционирования шоу-бизнеса
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru