Что такое Белорусский шоу бизнес

От открыток и украшений до тортиков и варенья. На мир надвигается крафтовая революция. Ручной труд все более востребован, а эпоха массового производства готова уйти в прошлое. О том, можно ли монетизировать талант и превратить хобби в источник дохода, кто завоюет сердца и кошельки покупателей – штучные товары или массмаркет, поговорили в ток-шоу « Точки над i ».

Ольга Шерснева, ведущая ток-шоу:
Есть ли вообще шоу-бизнес у нас, в Беларуси, и как развиваться музыканту, вокалисту здесь?

Татьяна Трухан, певица, руководитель вокального коллектива:
Да, абсолютно точно могу сказать, что сейчас у нас новый виток развития белорусского шоу-бизнеса. Я непосредственно имею радость делиться опытом с людьми, которые хотят дальше быть солистами и развиваться в этой сфере. Могу сказать, что у нас очень много талантливых ребят и девчат, которые должны немножко поднабраться опыта.

Немножечко стать известными в социальных сетях и на телевидении. Они действительно займут, я считаю, достойную нишу. Поэтому у нас белорусский шоу-бизнес начинает процветать.

Вся правда о белорусском шоу-бизнесе//Крутой поворот №3 с Алексеем Хлестовым

Ольга Шерснева:
Можно ли на этом заработать и жить?

Татьяна Трухан:
Я, конечно, наблюдаю сейчас за развитием молодых музыкантов. Это, конечно, очень сложно, потому что всегда нужно начать с себя и своего таланта.

Ольга Шерснева:
Если у тебя нет протеже, который будет платить за твои клипы, песни, музыку, костюмы?

Татьяна Трухан:
Абсолютно не так. Конечно, есть коммерческие проекты, безусловно. Когда просто есть продюсер, который находит музыкальный материал, и ему нужно реализовать. Слава богу, мне не приходилось сталкиваться и работать с такими проектами.

Источник: dzen.ru

Анализ внешней среды шоу-бизнеса в Республике Беларусь

Краткая характеристика шоу-бизнеса в Республике Беларусь

Шоу-бизнес как понятие появилось в специальной литературе сравнительно недавно-с середины 80-х годов и заменило существовавшее ранее: «советская эстрада». Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале 20 века и _ объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие «эстрада» существует только у нас.

В Республике Беларусь распространенно мнение, что шоу-бизнеса в стране нет. Может быть, само понятие его и присутствует, а на деле он отсутствует, т.к. определение «бизнес» предусматривает какой-то немалый заработок, но при таком малом уровне гонораров у артистов сложно что-то на высоком уровне делать.

Только благодаря указу о том, что 75% отечественной музыки должно быть в эфире, позволяет существовать шоу-бизнесе в стране. В Беларуси 40% — это «шоу-бизнес», а 60% — эстрада. В Республике Беларусь не хватает увеселительных заведений, которые давали бы молодежи больше простора для развития. Они работают по старым принципам, а эти стереотипы уже давно пора менять, как это было сделано в Российской Федерации и Украине [22].

Позиция. Белорусский шоу-бизнес

Любые качественные характеристики в культуре являются в большей или меньшей степени субъективными, однако уровень белорусской эстрады вполне можно измерить и характеристиками количественными: альбомы, концерты, гонорары. По этим параметрам шоу-бизнес Беларуси вполне можно сравнить с шоу-бизнесом России — оба они выросли из зачатков «советского шоу-бизнеса» и при этом до сих пор сохраняют наиболее близкие друг к другу социокультурные приметы (что в меньшей степени можно сказать, если сравнивать белорусскую ситуацию с ситуацией в Польше или Литве).

Хотя рынки Беларуси и России отличаются друг от друга по емкости в десятки и сотни раз, однако этот фактор нивелируется отсутствием языковых и визовых барьеров: теоретически белорусские артисты легко могут гастролировать по России и издаваться на ее лейблах. Так, к примеру, «Ляпис Трубецкой» сотрудничает с такими брендами, как «Никитин» и «Концерн группа СОЮЗ», а Дмитрий Колдун работает с «Национальной музыкальной корпорацией» Виктора Дробыша.

Безусловно, талантливые артисты, исполнители, в Беларуси есть — как они есть везде. Можно долго говорить о музыкальном образовании в Беларуси, его достоинствах (сохранение сети начальных образовательных учреждений и наличии опытных кадров) и недостатках (глобальное техническое и моральное устаревание, неадекватность системы образования рынку), однако система музыкального образования существует.

Правда, музыкант (танцор, вокалист, etc.) — это еще не эстрадный артист, не шоу-мен (вумен), не «звезда». Шоу еще должно встретиться с бизнесом, чего в Республике Беларусь, собственно, и не произошло. Отсутствие этой связки проявляется хотя бы в том, что в стране существуют явные проблемы с наличием фигуры продюсера. Продюсеры есть — а образования у продюсеров нет.

С позиции обыденного сознания уникальным, «штучным» в этом тандеме «шоу и бизнеса» является артист, носитель творчества и вдохновения, а продюсер — это лишь бизнесмен, работающий по стандартным законам экономики и рынка. Однако в Беларуси система так не работает. Самые известные артисты как Беларуси, так и России, имеют вполне традиционное музыкальное образование, а вот продюсеры — как раз наоборот, совсем не обучены экономике и менеджменту. Так, к примеру, такие корифеи белорусского шоу-бизнеса, как Д. Безкоровайный, М. Алейников, и В. Кубышкин не имеют профессионального образования. И поэтому это явление является причиной дефицита профессиональных продюсеров на белорусском рынке.

Вся существующая в Беларуси система профессионального образования не работает на подготовку продюсеров, которые, образно выражаясь, и являются тем самым дефисом в сочетании «шоу-бизнес». Именно это и является одной из основных причин того уровня и качества рынка шоу-бизнеса, которые мы можем наблюдать в Беларуси.

Специфика рынка шоу-бизнеса Беларуси в том, что все основные характеристики артиста (уровень и источники его заработка, социокультурный контекст, тематика творчества, общественная активность) зависят, по сути, от одного фактора — его позиции относительно действующей власти.

Всех белорусских артистов можно в соответствии с этой позицией классифицировать:

1) «Придворный артист» — идея придворного артиста далеко не нова — о времени ее возникновения свидетельствует даже само слово «придворный».

2) Артист на «социокультурном контракте» — всегда были (есть и будут) люди, которых привлекает возможность сделать своим «бизнес-партнером» самого большого и самого богатого субъекта национальной экономики — государство. Здесь речь уже идет не о феномене придворного артиста, а о так называемом «социокультурном контракте»: артисты выступают на праздничных концертах, организуемых органами власти, и участвуют в глобальных государственных культурных кампаниях («За Беларусь!», «Мы — беларусы» и т.п.), взамен получая административный ресурс, который в последующем используется как при непосредственно организации концертов (аренда помещения, отсутствие трудностей с местной администрацией и т.д.), так и в распространении билетов. Наиболее популярная схема — выкупание всех билетов какой-либо государственной организацией или предприятием (как вариант — профсоюзной организацией), и последующее их распространение среди работников (что, в принципе, уже не столь критично для артиста — ведь все билеты распроданы, достигнут стопроцентный коммерческий успех). Среди артистов, в той или иной степени связанных с подобными схемами, можно назвать Инну Афанасьеву, Ирину Дорофееву, Полину Смолову, Викторию Алешко, «Улялюм», «DaVinci», Ядвигу Поплавскую и Александра Тихановича, Аню Шаркунову и многих других.

Читайте также:  Топ стран по легкости бизнеса

3) «ШОСтая колонна» — в противоположность предыдущим артистам, всегда есть те, кто обращается к протестной части населения. Активно выражая через творчество свою гражданскую позицию, эти артисты очень четко очерчивают свою целевую группу (со всеми присущими этому плюсами и минусами). Апофеозом всех трудностей и проблем, сопровождающих таких артистов в Беларуси, стал т.н. «Список запрещенных к упоминанию деятелей искусства и творческих коллективов»,, куда вошли «Ляпис Трубецкой», «N.R.M», Дмитрий Войтюшкевич, «Крамбамбуля» «Палац» и другие.

Как бы там ни было, но можно констатировать, что либерализация в Беларуси если и стала тенденцией в экономике (по крайней мере — на декларативном уровне), то никак не в культуре.

4) «Наше искусство вне политики» — безусловно, существует большое количество артистов, групп и ансамблей, никак не связанны с политикой (ни с какой стороны). В первую очередь — это ансамбли фольклорные и детские, массово существующие при Домах и Дворцах культуры. Хотя и тут, конечно, есть исключения — взять хотя бы тот же ансамбль «Зорачка». Да и «фольк-гурты» логично часто близки к национально ориентированной оппозиции [10].

Характеризуя шоу-бизнес в Республике Беларусь в целом, надо отметить, что в белорусском шоу-бизнесе надо учитывать следующие особенности:

— Продюсер — это главная фигура, участвующая в формировании исполнителя и его дальнейшем продвижении. Однако роль продюсера четко не определена: он может быть и менеджером, и концертным директором, и человеком, который решает все вопросы, и пиарщиком, и имиджмейкером. Именно поэтому, при создании имиджа будущей звезды и разработке стратегии ее продвижения независимым специалистом, следует тщательно согласовывать действия и видение этого специалиста и самого продюсера.

— В развитых странах доход артиста в основном составляет продажа альбомов. В Республике Беларусь доходы от альбомов довольно малы, особенно та их часть, которая достаётся непосредственно артисту. Во многом это связано с возможностью свободного доступа к музыкальным записям в Интернете, где любой пользователь совершенно бесплатно может скачать любую понравившуюся композицию.

На данный момент, в связи с высокой степенью интернетизации населения, эта проблема стоит даже острее, чем пиратство. Несмотря на то, что над этой ситуацией ломают голову юристы и законодатели, все попытки каким-то образом повлиять на проблему остаются безрезультатны. Поэтому при создании имиджа исполнителя и разработке стратегии его продвижения необходимо уделять очень большое внимание именно той его части, которая связана с гастролями и концертами.

— Следующим важным моментом является то, что в странах Запада давно отработана система отношений в шоу-бизнесе: каждый специалист является узким специалистом и профессионалом в своём деле. В странах СНГ, как и в Беларуси, в частности, же зачастую люди берутся за все сразу, и о каком-то делегировании полномочий речь идет далеко не всегда.

— Еще одной специфичной чертой коммуникаций в белорусском шоу-бизнесе является то, что в Республике Беларусь нет никаких законодательных норм, законов, правил, юридической защищенности: ни между коллективом и продюсерскими центрами и рекорд-компанией, ни между продюсером и музыкантами. Таким образом, для звезды выиграть процесс против продюсерской компании практически невозможно. Подтверждения этому встречаются на каждом шагу, особенно часто речь идет о тяжбах за имя (бренд) звезды, которые, как правило, решаются не в пользу исполнителей.

— В результате недостаточного уровня технического оснащения теряется дополнительный способ связи исполнителя и аудитории. В странах Западной Европы и США распространена практика трансляции концертов в Интернете в режиме реального времени. В Республике Беларусь же эта практика пока не нашла своего применения.

Что касается шоу-бизнеса, то это понятие не столько из музыки, сколько из менеджмента. И пока многим из артистов самим приходится заботиться о своей «раскрутке». Может, это и к лучшему: позволяет им оставаться самими собой, но и ограничивает в том числе при обновлении инструментов, организации концертов и в возможности спокойной работе над новыми проектами. Так что кому-то со временем придется брать на себя роль администратора или приглашать продюсеров со стороны.

Таким образом, белорусский шоу-бизнес характеризуется рядом специфических особенностей, которые нужно учитывать при работе в шоу-бизнесе в целом и при создании и продвижении имиджа конкретного исполнителя в частности.

Источник: studentopedia.ru

Что происходит в кризис с белорусским шоу-бизнесом и его звездами

Как меняется спрос на выступления в Беларуси звезд эстрады. Как сфера шоу-бизнеса подстраивается сегодня под требования заказчика. Своим взглядом делится Андрей Гузель, руководитель продюсерского центра «Гранд Мьюзик» (продюсирование, организация выступлений белорусских и российских артистов).

Андрей Гузель. Фото предоставлено «Гранд Мьюзик»

Труднее ли стало собирать публику

– Нельзя сказать однозначно – у каждого артиста своя история, потенциал его команды и перспективность. Но да, ситуация на рынке усложнилась:

1. Когда наша компания организовывает сольные концерты, мы думаем о стоимости билетов. Сегодня мы не можем делать их дорогими, потому что зрители не смогут их купить.

Фото с сайта mingorspravka.by

2. Если мы говорим про корпоративные праздники, тут другая ситуация. Работы стало меньше. Но не потому, что артисты хуже стали работать. Прослойка клиентов, которая организовывала корпоративные праздники и для престижа звала популярных певцов, по-другому расставила приоритеты. Сегодня для части клиентов полезнее потратить деньги на командообразование (тимбилдинг) или обучение. Остались те клиенты, которые:

  • Не могут себе позволить пригласить очень популярных артистов.
  • Те, которые если и тратят деньги, то на суперзвезд.
Читайте также:  Ошибка 1030 Сбербанк бизнес онлайн что это значит

Что произошло с гонорарами артистов

К экономической ситуации нужно относиться философски. Непрофессионалы ищут себе оправдания в экономике или в окружающих. Мы должны действовать в существующих условиях:

  • Гонорары наших артистов не стали меньше и больше.
  • Мы не гонимся за изменением курса доллара. Очень неправильная позиция, на мой взгляд, действовать по схеме: доллар подскочил – и мы сразу же увеличили гонорар. Мы живем в Беларуси и должны считать в белорусских рублях.

Что влияет на спрос

Чтобы не вылететь из обоймы, сегодня очень важно пытаться понять, что востребовано на рынке, что интересно. И суметь это вовремя предложить.

Например, мы заметили, что сегодня львиную долю рынка на корпоративных праздниках заняли кавер-бэнды. Сейчас это модно. Это настроение, живой звук, всем известные песни и т.д. И поэтому наша компания сейчас готовит проект с рабочим названием «Банда Шуры с шевелюрой». Суть и главную фишку раскрывать пока не буду, но мы решили создать бэнд, который, как считаем, войдет в топ.

Могу отметить, что сегодня одно из ивент-агентств заявило неплохой объем корпоративных работ, если мы этот проект реализуем.

Фото с сайта apogeedigital.com

Наши артисты продолжают работать. По сравнению с прошлым годом я могу сказать, объем работ вырос. Правда, и расходы выросли более значительно.

Сегодня все издержки анализируются тщательнейшим образом, к ним относимся очень щепетильно. Будь то купить песню, снять клип или вложиться в какой-то проект. Мы всегда обсуждаем командой, стоят ли потраченные средства, время и силы предполагаемого результата. Просто так снять клип, чтобы он был – зачем? Купить песню, чтобы она просто играла на радио?

Может быть и нужно, но опять же, зачем, если деньги можно потратить на то, что действительно повлияет на продажи.

Конечно же, на рынке есть свои фавориты. Но чаще всего это фавориты своей целевой аудитории. Те, кто слушают Макса Коржа, не будут слушать Сашу НЕМО, а те, кто ходят на концерты Саши НЕМО, не пойдут на концерт Макса.

Фото с сайта grodnonews.byФото с сайта weburg.net

Также на спрос влияет и музыкальный вкус людей, и личная симпатия. Например, сегодня руководители успешных компаний, с радостью приглашают на праздники Ларису Грибалеву, потому что помнят ее передачи. Может быть, тайно были в нее влюблены, может, восхищаются ею как артисткой. То есть часто решения принимаются на личном уровне.

Фото: Бренд-Студио. Фото предоставлено «Гранд Мьюзик

Идеи для развития

Я считаю, что мой главный конек как руководителя – идеи. Я не могу написать хит, потому что я не пишу музыку. А идея решает! Идея – это поиск нестандартных решений, всегда полезно тренировать мозг.

Всегда интересно что-то новое. Что-то необычное. Новые концептуальные проекты, если грамотно реализованы, будут востребованы. И здесь я хочу поставить вопрос по-другому: хватит о проблемах. Давайте говорить о развитии.

О том, что делать, чтобы сегодня дело развивалось, набирало обороты.

Например, ресурсы нашей команды позволяют развиваться и в других направлениях: участвовать в телевизионных проектах. Также мы занимаемся таким делом, как гастроли иностранных артистов по площадкам Беларуси. Еще сейчас идет активная работа над проектом под названием «Школа Артистов». Его суть – дать талантливым ребятам возможность практического применения своим способностям. Пока все обдумываем, примеряем, оцениваем, насколько это может быть реализовано.

Фото предоставлено «Гранд Мьюзик

Если говорить про сегменты рынка, то, например, для одного из них мы сейчас активно продвигаем Славу Ракитина. Целевая аудитория 40+. Это простые, честные и искренние люди любящие душевную музыку, шансон. Работать для этих людей одно удовольствие. Каждое выступление заканчивается искренними аплодисментами, прибыльно.

Сегодня важно не думать об увеличении дохода – сегодня важно думать о том, как устоять на ногах. Но чтобы это получилось, нужно бежать. Нет возможности остановиться, перевести дух, подумать. Нужно работать и работать больше.

И еще насчет концепций и идей – хочу рассказать историю. В прошлом году у нас с Александром Рыбаком родилась идея подготовить от Беларуси участника для Евровидения. Придумали историю, собрали девчонок с разных белорусских городов, нашли уникальный фольклорный вокал. Национальные костюмы, все девочки светлые, обаятельные, милые. Даже назвали их «Милками».

Целенаправленно ушли от того, чтобы делать акцент на их сексуальности.

Саша Рыбак с абсолютным, как я считаю, пониманием того, что нужно Европе и на Евровидении, в частности, написал крутую песню, аранжировку и весь саунд делали в шведском Мальмё. Девочки в современных нарядах с белорусским колоритом, песня половина на английском, половина на белорусском языках, о Беларуси. Александр Рыбак – звезда и победитель Евровидения! Но увы, жюри оценило идею по-другому.

Самое интересное, на днях где-то читаю статью, в которой написано, что при отборе песни на следующее Евровидение приоритет будет отдаваться белорусскоязычной песне.

Могут ли в кризис заработать неизвестные артисты

Нет, здесь не так надо рассуждать. Здесь важно думать о рынке – о том интересен ли ему твой артист. Выгодно работать с тем, кого можно продать. Даже если артист молод и никому не известен, но является интересным предложением – можно обсуждать с ним сотрудничество. И не всегда востребованность зависит от того, успешен ли артист.

То есть продавать можно не только популярных исполнителей. Как я уже говорил, нишу корпоративных праздников заняли никому неизвестные кавер-бэнды. Пять-шесть имен на слуху, а остальные двести – никому не известны. Но они работают. Вопрос в том, что они делают и как они это делают.

Это первое.
Второе – чаще всего продажи происходят не из-за имени артиста, а из-за личных отношений с заказчиком. Здесь очень важно, чтобы менеджеры выстраивали свои отношения с клиентом. Например, у нас есть и неизвестные артисты. И я даже больше скажу: у нас есть артисты, которых мы специально не пиарим, потому что в их случае это никак не повлияет на продажи. А есть артисты известные.

Читайте также:  Основы бизнеса сделка это

Но это, повторюсь, не всегда решающий фактор.

Фото с сайта geometria.ru

По моим наблюдениям, есть 4 пункта, которые важны для клиента:

  • «Престиж» – клиенту нужен известный артист или звезда. Все остальное не важно.
  • «Безопасность» – важно, чтобы у исполнителя была хорошая репутация. Не дай бог, он приехал в «нерабочем состоянии» или еще хуже – вообще не приехал. Важно, чтобы все договоренности были зафиксированы на бумаге и исполнитель не подвел.
  • «Позитив» – клиенту важно получать удовольствие от переговоров. Люди, с которыми он общается, должны быть ему симпатичны. Артист должен радовать и дарить положительные эмоции.
  • «Цена» – для принятия решения, конечно же, она важна.

И для каждого заказчика в приоритете – разные вещи. Если кому-то важна известность, то надо предлагать это. А есть клиенты, которые знают: что бы ни сделала продюсерская компания, она выполнит это хорошо. И они просто доверяют ей выбор артиста. Есть и такие, которым не важно ничего, а просто «скинь-ка мне два рубля».

Ну вы понимаете, что к каждому подход индивидуальный.

К сожалению, в последнее время мне не попадались на глаза достойные ребята. Я ищу обычно самородков, которые пусть и не совсем правильно где-то поют, но у них есть собственный уникальный стиль. Они не стремятся попасть на радио или засветиться на экране. Они просто делают свое дело. Иногда приходится встречаться и с другой ситуацией – я увидел самородка, а он не хочет идти на контакт.

Есть и мнение, в большей мере у молодежи, что все белорусское не очень, а шоу-бизнес – … Это очень раздражает. Потому что белорусское – это мы, и пока мы будем так к себе относиться, ничего при этом не делая – ничего не изменится!

К тому же некоторые боятся, что сотрудничество с продюсером загонит их в какие-то рамки, на них начнут давить и творчеству не останется места. Не все понимают, что шоу-бизнес получается, только если творчество и бизнес договорились. Со своей стороны, я всегда прислушиваюсь к мнению артиста, ни в коем случае его не подавляю.

Как повлиял на белорусский шоу-бизнес кризис в России

Сложная экономическая ситуация коснулась российский шоу-бизнес в первую очередь. Наши проблемы тесно связаны с их проблемами. Экономики у нас завязаны. И у них плохо – и у нас плохо.

В России есть артисты разного уровня. И у них есть правильная тенденция: они живут российским рублем. И вот у тех, кто не гонится за курсом доллара, работа есть.

Сегодня мы уже можем рассматривать российский рынок как поле для сотрудничества. К примеру, аранжировка у известного мастера стоит 100 000 российских рублей. Раньше это было $3 000. Сегодня, в силу того, что цена не выросла в российских рублях, это примерно $1 500.

Фото с сайта beauty-sound.com

Разница между стоимостью аранжировки в Москве и у нас – небольшая. Но уровень и школа там другие, более высокие. И, тем более, на белорусском рынке работу оценивают в долларах, от чего очень сильно проигрывают. Поэтому правильней обратиться на российский рынок.

Это что касается работников музыкальной индустрии [звукорежиссеров, видеоператоров и др.]. Что же касается гонораров российских артистов – здесь тоже кризис всех коснулся. Перед Новым годом у тех, кто называл стоимость своих услуг в долларах и евро «слетело» очень много работ. Потому что клиенты не понимали, что будет дальше, что будет с курсом, в пересчете на российские рубли стоимость услуг поднялась – и многие отменяли заказы.

Сегодня ситуация немного стабилизировалась. Но тем не менее, есть именитые российские артисты, первого эшелона, которые не стесняются, уехав на гастроли, и остановившись в гостинице, подработать там на частном празднике – за сумму меньшую, чем их обычный гонорар.

Изменились ли райдеры артистов

У россиян райдеры вряд ли изменятся, потому что райдер – это не капризы, а необходимость. У каждого человека есть свой режим жизни, к которому он привык. Он так живет. Это как режим питания, тренировок, так и бытовые условия. Если артист буквально живет на гастролях, то райдер – та самая вещь, которая помогает ему сохранять этот режим.

Поэтому если артист привык завтракать здоровой пищей и потом отправляться на тренировку, то в райдере у него должно быть об этом написано. И организаторам нужно будет забронировать гостиницу со спортзалом и кормить здоровой пищей.

Фото предоставлено

Что будет с белорусским шоу-бизнесом в следующем году

Ничего не изменится. Те, кто работает сейчас – будут работать, потому что делают правильные шаги. А те, кто сегодня « вылетел за черту » , – останутся там, если не пересмотрят свои решения.

Фото с сайта shagau.ru

У нас на рынке нет такого сильного течения, которое просто смывает старые имена и приносит новые. Артист может ничего не делать, сидеть на одном месте, не выпускать ни песен, ни клипов, но он остается артистом. В этом хорошая сторона медали. Плохая же – в том, что если ты не работаешь, или даешь концерты раз в полгода, то за что же ты будешь кушать?

Я не аналитик. Я просто знаю, что независимо от того, как складывается ситуация – нужно продолжать работать. Это как с погодой. Пошел дождь – мы взяли зонтик, наступила зима – оделись потеплее, стало жарко – разделись. Не нужно ждать периодов, когда станет легче. Это жизнь, ее нужно проживать с удовольствием, а работа должна быть любимой.

Это главное.

Источник: probusiness.io

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин