Кризис, сокращение затрат, поиск новых рынков сбыта, оптимизация, эффективность, рациональность, импортозамещение и т.д. Все эти вызовы сегодня весьма актуальны.
В ответ на них компании запускают или останавливают определенные проекты, трансформируют бюджет, меняют операционную модель, а некоторые — наиболее гибкие и «прорывные» — даже саму бизнес-модель.
И первый вопрос, который встает перед организациями, решившими проводить изменения, — как эти изменения согласуются друг с другом? На основании чего оценить взаимовлияние изменений и приносимую ими совокупную выгоду?
Ведь хочется, делая А и Б, получить, как минимум, результат А плюс результат Б, а еще лучше некий дополнительный синергетический эффект. В любом случае, мы не хотели бы получить что-то меньшее, чем результат А плюс результат Б. В действительности же речь идёт, как правило, не о двух инициативах А и Б, а скорее об алфавите от А до Я!
Ответ кроется в системном подходе — целостном рассмотрении множества взаимосвязанных элементов. А какое современное направление менеджмента выводит применение системного подхода к управлению организациями на качественно новый уровень?
Архитектура бизнеса. Общий обзор. Что это и зачем
Enterprise Architecture или Корпоративная Архитектура, или Архитектура Предприятия.
Часть людей скептически вздохнёт: «а, архитектура предприятия… опять про ИТ…», другие нехотя дополнят: «ну, наверное, еще про оптимизацию бизнес-процессов». В действительности архитектура предприятия, исходя из названия, касается именно всей организации: маркетинга и позиционирования, бизнес-модели, законодательства, стратегии, финансов, внутренних политик, операционной модели (вот, где появляются бизнес-процессы), информации (на основе которой принимаются решения), информационных технологий, активов (включая здания, средства производства и интеллектуальную собственность) и т.д.
Значит ли это, что нам надо досконально описать всё вышеперечисленное для того, чтобы начать получать выгоды от использования системного подхода, лежащего в основе архитектуры предприятия? Хорошо бы, но необязательно! На подобные описания могут уйти годы. У нас же цель — сопоставить планируемые изменения для определения оптимального их набора и последовательности воплощения в жизнь. И делать это можно не для компании в целом, а для определённого ее направления, но, правда, и выгоды будут очевидны только для этого направления.
Именно по такому пути предпочли пойти в ряде крупнейших нефтегазовых компаний, где первопроходцем в применении архитектурных подходов и методов стал департамент информационных технологий.
«Начав проект еще два года назад нефтегазовая компания совместно с нами провели исследование общепринятых методологий и практик в области управления корпоративной архитектурой на предмет их применимости к российской действительности и зрелости компании», — комментирует руководитель Smart Architects Юрий Орлов, — «результаты этого анализа легли в основу собственной методологии управления корпоративной ИТ архитектурой, состоящей из:
2. Бизнес Архитектура предприятия
- соглашения о моделировании, в котором определено как надо описывать корпоративную архитектуру, с помощью каких правил и нотаций. Ядром соглашения является метамодель организации;
- организационно-ролевой модели управления;
- процессов и методик управления, в том числе: процессов управления корпоративной ИТ архитектурой, подходов к применению справочных (референтных) моделей, подходов к формированию собственной базы знаний и лучшего опыта, методики оценки зрелости практики управления ИТ архитектурой и пересмотра методологии».
Для того чтобы, отталкиваясь от методологии, можно было сразу перейти к практической деятельности, был подготовлен исчерпывающий комплект шаблонов для описания архитектуры в полном соответствии с соглашением о моделировании.
То есть были разработаны шаблоны документов, которые просто не могут друг другу противоречить — они изначально созданы взаимодополняющими за счет единого понятийного аппарата (метамодели), лежащего в их основе.
В целях обеспечения целостности, непротиворечивости и качества описаний архитектуры предприятия были сформированы требования к автоматизации и проведен выбор системы управления корпоративной архитектурой (на основе созданных прототипов). После чего выбранная система управления корпоративной архитектурой была внедрена в соответствии с соглашением о моделировании и процессами управления архитектурой.
Алексей Глазунов, ведущий корпоративный архитектор Smart Architects поясняет: «Индивидуально для каждого нашего заказчика мы создали корпоративную нотацию моделирования архитектуры, в основу которой лег тот самый понятийный аппарат (или метамодель), но только уже опробованный на практике. Далее, как пример одного из наших заказчиков, в системе управления архитектурой совместными усилиями команд были смоделированы более 100 интегрированных между собой систем, что составляет значительную часть ИТ ландшафта.»
Благодаря профессиональной и скоординированной работе, в кратчайшие сроки удалось создать практику управления и моделирования корпоративной ИТ-архитектуры. Во многом этому способствовало непосредственное вовлечение в работу команды архитекторов заказчика, постоянное (еженедельное) обучение, эффективные коммуникации и получение немедленной обратной связи.
Также несомненным критерием успеха стало то, что все методические документы проходили адаптацию через немедленное практическое применение.
По результатам проекта сформированы методологическая и технологическая основы практики управления корпоративной архитектурой, уже сейчас активно используемые для:
- Разработки ИТ-стратегии с детальным поэтапным планом реализации и набором множества промежуточных состояний (ИТ-стратегия стала рабочим инструментом, а не просто документом с декларацией целей);
- Поиска и устранения дублирования функционала в ИТ-ландшафте компании;
- Выявления дублирования информации, определения источников мастер-данных;
- Оптимизации информационных потоков;
- Построения модели ИТ-сервисов с учетом взаимозависимостей между ИТ-сервисами и бизнес-процессами, потребляемой информации, функциональности информационных систем, используемых платформ и технологий;
- Повышения эффективности использования и снижения стоимости владения ИТ- активами.
Как видно, данный проект касался в основном ИТ. Значит ли это, что архитектура предприятия — в первую очередь об ИТ? Нет. В данном примере департамент ИТ компании выступил первопроходцем, раньше всех в компании осознавшим выгоды от применения подобного подхода. Значит ли это, что все компании должны/будут идти по такому же пути? Нет.
Данный путь был выбран с учетом сложившейся на определенный момент ситуации именно в этой компании.
Другим примером применения корпоративной архитектуры является трансформация бизнес-модели в сторону сервисно-ориентированной организации, включая создание новых ценностных предложений, определение подходов к их продвижению на основе сегментации потребителей, формирование набора бизнес-компетенций, необходимых для этих ценностных предложений и их составных элементов, а также переориентация бизнес-процессов на достижение максимального уровня удовлетворенности потребителей.
«Архитектура предприятия и системный подход, как ее основа, направлены на целостное непротиворечивое понимание взаимозависимостей в организации. А такое целостное понимание, как правило, наиболее востребовано в период изменений (как следствие будь то кризиса, бурного роста, жёсткой конкуренции, или технологического прорыва). Ведь если все стабильно и устраивает, то зачем меняться, развиваться — и так хорошо!», — говорит руководитель Smart Architects Юрий Орлов.
Именно поэтому сейчас, когда сам мир становится все более динамичным, корпоративная архитектура, как подход к управлению организациями, набирает все большую популярность и все чаще доказывает свою эффективность в решении таких задач как:
- Повышение качества и скорости принятия управленческих решений;
- Трансформация бизнес-модели;
- Развитие сценарного планирования в организации;
- Импортозамещение;
- Повышение эффективности управления активами (инфраструктурой);
- Снижение затрат;
- Переход к сервисно-ориентированной модели управления компанией;
- Инновационное развитие.
И дело тут не в наличии или отсутствии кризиса, а в системности подхода к управлению организацией. Тот же подход отлично работает и в условиях роста. Это мы — менеджеры, в зависимости от внешних и внутренних условий принимаем решения, куда направить организацию и с помощью каких методов.
А задача корпоративной архитектуры предложить нам наиболее оптимальные варианты, оценить взаимозависимости принимаемых решений, повысить скорость реакции на неучтенные заранее события, что в итоге приведет к наиболее оптимальному набору изменений в текущих условиях.
Источник: medium.com
Что такое бизнес архитектура это
В этой статье пойдёт речь о международном стандарте TOGAF (The Open Group Architecture Framework) в области системной архитектуры предприятия. TOGAF 9.1 занимает почти 700 страниц, поэтому здесь мы сможем рассмотреть только введение. Без исторического вступления, без объяснений, что такое Open Group, и рассуждений о пользе и трудностях практического применения стандартов — со всем этим разберётесь без меня — перейду сразу к делу.
Краткий обзор
На первых страницах стандарта приводится Executive Overview, в котором, судя по всему, даются ответы на возможные вопросы со стороны топ-менеджмента.
Что такое предприятие (enterprise)?
В соответствии с TOGAF термин «предприятие» имеет широкую трактовку. Предприятием называется одна или несколько организаций с общими целями. В этом смысле предприятием может считаться как целая корпорация, так и её подразделение; как государственное учреждение, так и коммерческая фирма или, например, несколько фирм с общими владельцами.
Что такое архитектура предприятия?
Основные термины в стандарте TOGAF взяты из стандарта ISO 42010 «Программная инженерия — Описание архитектурыraquo. В этом смысле TOGAF рассматривает организацию как систему.
В тоже время TOGAF вводит для архитектуры и более частное определение, которое применяется в своём контексте. В соответствии с ним: « архитектура — это формальное описание системы или детальные план системы на уровне компонент, на основании которого осуществляется реализация системы
Архитектор уровня предприятия должен успешно работать в каждом из этих доменов.
Метод разработки архитектуры
TOGAF основан на итеративной процессной модели, которая предусматривает повторное использование имеющихся архитектурных компонент. TOGAF включает методологию разработки архитектуры под названием Architecture Development Method (ADM). В соответствии с ADM разработка системной архитектуры состоит из следующих фаз:
Architecture Development Method
- Предварительная фаза предусматривает подготовку условий для разработки архитектуры, включая адаптацию TOGAF к реальной среде, и определение основных принципов, на которых будет строиться разработка архитектуры.
- Фаза A: Видение архитектуры представляет собой начальную фазу цикла разработки архитектуры. Фаза включает планирование основных мероприятий, определение заинтересованных сторон, создание «Архитектурного видения» и утверждение это видения у руководства.
- Фаза B: Бизнес архитектура предусматривает разработку архитектуры деятельности предприятия в соответствии с ранее утвержденным видением.
- Фаза C: Архитектура информационных систем
- Фаза D: Технологическая архитектура
- Фаза E: Возможности и решения. Фаза определяет разрыв между текущей архитектурой и целевой, а также устанавливает набор возможных средств для достижения целевой архитектуры. В основе данной фазы лежит знакомый многим SWOT–анализ. В качестве средств достижения целей могут инициироваться различные проекты и программы.
- Фаза F: Планирование перехода определяет мероприятия для перехода из текущего состояния архитектуры в целевое. Фаза предусматривает разработку «Плана реализации и перехода», детализированного до уровня пакетов работ, которым можно дать стоимостную оценку и, в конечном счёте, оценить проектные параметры (объём, сроки, стоимость) всего перехода в целом.
- Фаза G: Управление реализацией обеспечивает архитектурный надзор в процесс перехода от текущего состояния к целевому.
- Фаза H: Управление изменениями в архитектуре. Для того чтобы обеспечить достижение изначальных целей в меняющихся условиях, необходимо управлять всеми изменениями, которые вносятся в целевую архитектуру.
- Управление требованиями — это процесс, который охватывает все этапы разработки архитектуры и обеспечивает целостность всего проекта.
Следующая статья будет посвящена структурным элементам TOGAF
Обзор подготовлен с использованием материалов стандарта TOGAF версии 9.1
Источник: www.dataved.ru
Что такое бизнес архитектура это
Бизнес-архитектура на основании миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес-целей определяет необходимые организационную структуру, структуру каналов продаж и функциональную модель предприятия, документы, используемые в процессе разработки и реализации продуктов.
Функциональная модель описывает бизнес-процессы, направленные на реализацию текущих задач и перспективных целей.
Бизнес-архитектура включает в себя:
- предлагаемые и планируемые к реализации продукты и услуги (включая индивидуальные схемы их производства), формализованные в виде единого реестра продуктов и услуг, содержащего также клиентскую сегментацию, тарифы и владельцев продуктов;
- каналы продажи продуктов и услуг, построенные как на базе структурных и территориальных подразделений предприятия, так и на базе современных информационных технологий;
- функции и процессы по реализации внешних и внутренних продуктов и услуг, образующие деревья функций и процессов (далее — бизнес-функции и бизнес-процессы);
- финансовые и распорядительные документы (как в бумажном, так и в электронном виде), формализованные в виде единого реестра (альбома форм) документов банка;
- документопотоки, определяемые нормативными актами по внутреннему и внешнему документообороту;
- организационную структуру предприятия, включая штатное расписание предприятий и его территориальных подразделений, являющихся самостоятельными хозяйствующими единицами (юридическими лицами), комитеты, рабочие группы и ролевые функции отдельных сотрудников, должностные инструкции, положения о подразделениях и рабочих органах и другие документы, регламентирующие взаимоотношения и распределение ответственности между сотрудниками банка, а также между структурными подразделениями банка.
В Бизнес-архитектуре следует выделять следующие слои:
- Фронт-офис (Front-Office)
- Мидл-офис (Middle-office)
- Бэк-Офис (Back-Office)
- Учёт (Accounting)
- Информационное хранилище (DWH)
- Отчётность (Reporting)
В системной архитектуре кроме этого выделяют следующие слои:
- Информационное хранилище (DWH)
- Отчётность (Reporting)
Последнее изменение этой страницы: 13:52, 20 октября 2009. К этой странице обращались 12 644 раза.
- Карта Сайта
- Powered by MediaWiki
Источник: pl-e.ru