В широком определении рынок DIY включает:
- строительные материалы (Hard DIY);
- отделочные материалы (Soft DIY);
- сопроводительные товары для дома (Household): комнатные растения, предметы декора, освещение;
- товары для сада (Garden): растения, грунт, оборудование для готовки на воздухе, садовая мебель.
Захотелось домашнего уюта: самоизоляция подстегнула активность на рынке
На фоне пандемии спрос на товары для ремонта и декор для дома и сада вырос. Активность пользователей «Авито» в категории «Ремонт и строительство» стала рекордной. Особенно сильный ажиотаж наблюдался в период самоизоляции, но и после ее завершения сохранился тренд на рост спроса в сегменте DIY год к году.
- Спрос на товары для ремонта на ресурсе в июне-июле 2020 вырос 89% по сравнению с прошлым годом.
- Наиболее востребованы стройматериалы — 55% пользователей сервиса, искавших товары для ремонта, нуждались именно в них. Спрос на стройматериалы в июне-июле оказался в два раза выше, чем в прошлом году.
- Садовой техникой в летние месяцы 2020 года интересовались на 127% активнее, чем в прошлом году.
🧈Пенопласт,как масло #ремонт #моделирование #diy
Особенности рынка DIY в России
К началу 2020 года суммарный объем рынка DIY в России превысил 1,6 трлн рублей. При этом большая доля рынка приходится на товарные группы строительных и отделочных материалов — объем этого сегмента по итогам года составил 1,1 трлн рублей, а на сегменты Household и Garden соответственно приходится 0,6 трлн рублей.
Конкурентное поле
Общая доля топ-10 крупнейших DIY-сетей на рынке, по данным Infoline, составляет 45%. Абсолютный лидер — «Леруа Мерлен», выручка этой сети за 2019 год превысила 300 млрд рублей. Для сравнения: выручка второго игрока в рейтинге крупнейших — сети «Петрович» — по итогам прошлого года составила порядка 60 млрд рублей.
Топ-5 торговых сетей DIY в России (согласно рейтингу агентства Infoline):
- «Леруа Мерлен»;
- «Петрович»;
- OBI;
- «Сатурн»;
- Castorama.
B2B vs B2C
Масштабную часть аудитории магазинов DIY составляют вовсе не обычные потребители, решившие что-то сделать сами, а профессиональные строители, особенно это касается сегмента Hard.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Игроки DIY-рынка определяют свой ассортимент в зависимости от того, с какой аудиторией хотят работать. Например, сеть «Петрович» ориентирована в большей степени на B2B-покупателей, к которым относятся строительные, ремонтные и монтажные бригады. В ассортименте группы представлены стройматериалы для серьезных ремонтных работ и профессиональные инструменты. OBI, наоборот, работает скорее на B2C-аудиторию и продает больше декора для дома и сада.
КАШПО ИЗ ГИПСА / цемента / DIY / Бизнес идея
Офлайн vs e-commerce
Самым жизнеспособным для DIY-магазина форматом работы является сочетание офлайна и онлайна, поскольку некоторые товары потребители готовы охотно приобретать онлайн, а другие — только при очном осмотре.
Как отметил партнер аналитической компании Data Insight Федор Вирин, выступая на ежегодной прикладной конференции «DIY. Do it online», сантехнику и освещение покупают чаще в онлайне, а обои и плитку предпочитают выбирать офлайн.
Крупные сети начали развивать онлайн-формат давно, а «Леруа Мерлен» в 2019 году даже объявила, что планирует трансформировать некоторые из своих гипермаркетов в дарксторы для обработки онлайн-заказов. По данным компании «Металл Профиль» (производителя строительных материалов из стали), на рынке hard DIY около половины региональных некрупных ретейлеров не представлены онлайн и работают только в офлайн-формате.
Как развиваются малые и средние компании в DIY-сегменте
Дифференцируются от конкурентов
Сергей Таранов, генеральный директор компании Велес-Лес, Москва
Как DIY-магазину не ошибиться с выбором торговой площадки?
Многие предприниматели в кризис задумываются о целесообразности открытия новых точек. Главный вопрос, который возникает в этом случае: как добиться от них максимальной эффективности? Да, время сложное, но, несмотря на снижающуюся покупательскую способности, на рынке по-прежнему много клиентов, и кому-то надо с ними работать.
Перед малыми и средними предпринимателями часто стоит выбор: открывать собственный магазин в формате стрит-ритейла, строить сеть или арендовать точку в крупном торговом центре?
— В каком формате открывать точку?
— В отличие от сетей и сити-ритейла, значительную часть аудитории которых занимают случайные покупатели, в торговые комплексы по продаже стройматериалов и DIY-товаров, как правило, едут целенаправленно. Сети выигрывают за счет широкой распространенности и доступности, однако проигрывают многоарендаторным формам по ассортименту и удобству. К тому же последние имеют важное преимущество перед стрит-ритейлом — возможность привлекать на торговую площадку большой поток потенциальных покупателей.
Во время кризиса многие арендодатели идут навстречу арендаторам, предлагая более гибкие условия. Например, замену установленной арендной ставки на оплату процента с оборота или же снижение арендной платы на 10-20%. Если вы собираетесь открыть собственную точку в торговом комплексе, смотрите на узнаваемость бренда на рынке, высокие потоки посетителей, удобное расположение, партнерство с известными брендами. Мы держим арендную ставку в нашем торговом комплексе на докризисном уровне и стремимся индивидуально рассматривать ситуацию каждого арендатора.
Во многих торговых комплексах существует «якорь»: крупный магазин — продуктовый гипермаркет либо известный бренд одежды, который формирует основной поток покупателей. Торговые комплексы строительных материалов часто развиваются без «якоря», ведь сюда люди приезжают непосредственно за товарами для ремонта и им важно увидеть максимальное разнообразие, посмотреть те позиции, которые они не смогли найти в ассортименте крупнейших специализированных ритейлеров.
— Как выбрать подходящий торговый центр?
— Представителям малого и среднего бизнеса сотрудничество с крупными торговыми комплексами позволяет привлечь аудиторию за счет узнаваемости бренда-арендодателя и удобной площадки, куда люди приезжают с четким намерением приобрести или посмотреть товары для ремонта. Как правило, информация об арендаторах размещается в брошюрах, листовках и на сайте.
Важно посмотреть, как торговый центр, где вы планируете открываться, рассказывает о себе: дает ли рекламу на ТВ, радио, в печатных изданиях. Достаточно ли привлекательны его конкурентные преимущества для потребителя: представлен ли в торговом комплексе широкий ассортимент товаров, есть ли возможность приобрести все необходимое в одном месте?
Обратите внимание: насколько активно торговый комплекс привлекает своих арендаторов к коммуникации с конечным потребителем? Сейчас в связи с тенденцией к отложенному спросу торговым комплексам прибавилось проблем: например, появилась необходимость чаще устраивать скидочные акции совместно с арендаторами. Так, в честь открытия нового корпуса «Каширский двор» наши арендаторы предоставляют скидки от 10% до 40% на часть товаров.
Дополнительный клиентский поток можно организовать через профессионалов DIY-отрасли. Посмотрите, работает ли заинтересовавшая вас торговая площадка с дизайнерами, архитекторами и прорабами. В наших ближайших планах — организация выставок-ярмарок крафтовых изделий — предметов интерьера, сделанных своими руками. Проведение подобных мероприятий станет способом привлечения к сотрудничеству профессиональных дизайнеров, которые смогут представить свою продукцию на нашей площадке.
Для профессионалов отрасли мы также разработали программу «Клуб Привилегий», в которую входят услуги по использованию переговорных комнат, залов для проведения персональных выставок, мастер-классов, возможность поработать с образцами продукции от наших арендаторов. Программа позволит дизайнерам сэкономить время и сократить количество встреч с клиентами, так как выбор материалов, их утверждение и консультация с клиентом проходят внутри торгового комплекса.
Подобные программы существуют, в том числе за границей — создаются пространства, где представители творческих профессий встречаются, общаются и работают. Например, в Нью-Йорке организацией коворкинга для дизайнеров занялся завод по производству тканей. Безусловно, для компаний, чья продукция предназначена для дизайнеров, подобные проекты — отличная возможностью лучше узнать аудиторию. В России коворкингов, заточенных под представителей определенных профессий, пока не так много, но в них есть потребность.
— Как использовать дополнительные кросс-маркетинговые возможности площадки?
— Важно сразу оговорить с потенциальным арендодателем возможность организации кросс-маркетинговых акций. Мы, например, регулярно проводим совместные промоакции с ведущими агентствами недвижимости, нашими партнерами по программе «Новосел», в рамках которых посетители торгового комплекса могут получить консультации от экспертов рынка недвижимости.
С производителями стройматериалов устраиваем мероприятия, направленные как на B2B, так и на B2C-сектор: обучение продавцов, презентации новинок, мастер-классы для клиентов и т.д. В октябре прошли мастер-классы компаний UNIS и Makita, также активно работаем со специализированными выставками, в том числе MosBuild, сейчас готовимся к участию в выставке «Ремонт Экспо 2017».
— Как должна выглядеть «идеальная» торговая площадка для DIY-товаров XXI века?
— Основной тренд сегмента строительных товаров — комфортный формат продаж: на смену строительным рынкам пришли уютные торговые центры, оснащенные парковками, фуд-кортом и большим набором дополнительных сервисов. При реализации проекта нового корпуса ТК «Каширский Двор» мы постарались сделать все возможное, чтобы покупатели чувствовали себя в павильонах арендаторов как дома. Для этого высота потолков не превышает 3 метра, а освещение максимально приближено к домашнему. Таким образом, покупатель может уже в магазине понять, как тот или иной товар будет выглядеть в интерьере квартиры.
Еще один важный тренд сегодня — разделение покупательских потоков в зависимости от спроса на различные группы товаров. На нижних этажах, как правило, продаются товары, на принятие решения о покупке которых существенно влияет их внешний вид и расположение на витрине: обои, ткани, напольные покрытия.
Решение о выборе обоев обычно принимается спонтанно, в то время как процесс покупки, например, сантехники длится гораздо дольше из-за ее высокой стоимости. За сантехникой и кровлей покупатель обычно приходит, уже зная, какие бренды ему интересны. Товары, приобретение которых планируется до прихода в магазин, размещаются в зонах с более низким потоком покупателей. Самые популярные зоны — магазины с осветительными приборами и фуд-корт — расположены на самом последнем этаже, по пути к ним посетители заглядывают в другие магазины, на которые иначе не обратили бы внимание.
Источник: kontur.ru
Онлайн-продажи в сегменте DIY: изменения и тренды
Вопреки пессимистичным прогнозам рынок строительно-отделочных материалов пережил в 2020 году новый виток своего развития: общая динамика выручки крупных игроков составила 12,2%, а онлайн-продажи испытали взрывной рост. Какие онлайн-каналы продаж используют крупные игроки DIY-торговли, как справляются с нахлынувшим спросом и меняют свой бизнес, в этой статье анализирует Вячеслав Коган, директор по развитию департамента e-commerce ГК «Корус Консалтинг».
Общие тренды: рост онлайн-продаж, перераспределение бюджетов, изменения в поведении покупателей
В начале 2020 года в России только 10–15% DIY-компаний предполагали активное развитие собственных интернет-проектов. До половины из них при этом предпочитали не вкладываться активно в развитие собственных интернет-ресурсов, а использовать готовые решения, либо выставляться на сторонних площадках. Это было обусловлено сложностью продуктов, их децентрализированным производством, сложной логистикой и отсутствием стандартного подхода к реализации в онлайн-каналах (к примеру, ценообразование может вестись за штуку, за квадратный или погонный метр).
Кризисный год все изменил. Он ознаменовался взрывным ростом сделок с недвижимостью: объем выданных ипотечных кредитов вырос в 1,5 раза до почти 4,3 триллионов рублей. Вырос и спрос на загородное жилье для круглогодичного проживания — на 36% по сравнению с предыдущим годом. Все это не могло не подстегнуть рынок DIY-товаров и заставить его меняться.
Сети «Петрович» и «Леруа Мерлен» быстрее всего адаптировались к растущему спросу. Сеть «Петрович» с самого начала делала ставку на e-commerce, а «Леруа Мерлен» быстро поняла необходимость развития онлайн-канала. У «Леруа Мерлен» доля онлайн-продаж близка к 10%, у СТД «Петрович» процент онлайн-продаж и через колцентр – 72%.
Выросли и показатели маркетплейсов: рост оборота Ozon в категории DIYhttps://www.retail.ru/tovar_na_polku/onlayn-prodazhi-v-segmente-diy-izmeneniya-i-trendy/» target=»_blank»]www.retail.ru[/mask_link]