Матышева, В. В. Государственные закупки — инструмент поддержки малого предпринимательства в России / В. В. Матышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 370-373. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54477/ (дата обращения: 02.06.2023).
В данной статье государственные закупки рассматриваются как один из ведущих инструментов поддержки субъектов малого предпринимательства в России. Автором выявлены заложенные в законодательстве РФ варианты обязательного участия субъектов малого бизнеса в поставках товаров, или оказании услуг для обеспечения государственных нужд, а также определен резерв повышения эффективности использования государственных закупок как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства через решение специфических проблем в данной сфере.
Ключевые слова: государственные закупки, субъекты малого предпринимательства, поддержка субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования законодательства о контрактной системе.
Подробный разбор 44-ФЗ для новичков в госзакупках!
Малый бизнес играет значимую роль в рыночной экономике. Субъектами малого бизнеса являются небольшие фирмы, которые занимаются неспециализированным бизнесом в границах локального рынка. Однако в современных условиях субъекты малого предпринимательства постоянно испытывают трудности и нуждаются в государственной поддержке.
И если о прямом содействии развитию малого предпринимательства в России в настоящих экономических условиях говорить не приходится, то единственной альтернативой становится использование косвенных каналов стимулирования предпринимательства, одним из которых является активное вовлечение субъектов малого предпринимательства в участие в государственных и муниципальных закупках.
Как справедливо отмечают О. В. Локота, Е. А. Попова, Е. М. Медякова, А. И. Морозова, законодательство о контрактной системе в России сегодня представляет собой динамично развивающуюся отрасль права, что позволяет обеспечить эффективность внедрения инновационных и электронных технологий. Модернизация механизма организации государственных закупок позволяет обеспечивать единство экономического пространства, расширять возможности для участия в закупках отдельных категорий поставщиков (подрядчиков, исполнителей), развивать добросовестную конкуренцию. [1, С.92]
Государственные закупки — это основной инструмент поддержки экономической и социальной стабильности российского государства, способ обеспечения экономического роста в стране. В условиях экономической нестабильности малому предпринимательству требуются более или менее гарантированные рынки сбыта продукции.
Президент РФ В. В. Путин, выступая 23 октября 2018 года на бизнес-форуме общественной организации предпринимателей «Опора России», отметил, что «по предварительным данным в 2018 году объем закупок у субъектов малого предпринимательства составит более 3 трлн. руб. В предстоящий период «Корпорации МСП» совместно с бизнесом предстоит взять новую высоту — довести к 2024 г. объем закупок до 5 трлн. руб». [2].
Что хорошего в госзакупках для малого бизнеса // Про госзакупки простым языком
Все вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы исследования и обосновывает необходимость проведения анализа государственных закупок как одного из инструментов поддержки и развития малого предпринимательства в современной России.
Российское законодательство о контрактной системе предусматривает несколько вариантов гарантированного участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках:
‒ Во-первых, положением пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3] (далее по тексту — ФЗ № 44) прямо предусматривается участие субъектов малого предпринимательства независимо от их от организационно-правовой формы. Успешность участия малого бизнеса в государственных закупках обуславливается относительно меньшими издержками производства и обращения своих товаров.
‒ Во-вторых, частью 1 статьи 30 ФЗ № 44 установлена обязанность для заказчиков покупать товары, работ или услуги в объеме не менее чем 15 % от совокупного годового объема закупок непосредственно у субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.
‒ В-третьих, Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 № 642 четко определен перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, закупка которых осуществляется только субъектами малого предпринимательства.
‒ В-четвертых, законодательством предусмотрена также косвенная поддержка участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках через установление обязательного требования о привлечении в качестве субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций.
‒ В-пятых, как справедливо отмечает В. И. Таланцев, одной из эффективных форм поддержки субъектов малого предпринимательства в замках ФЗ № 44, является введенная в 2017 г. льготная система штрафов за неисполнение обязательств по контракту. [4]
‒ В-шестых, в качестве эффективной формы поддержки малого предпринимательства в рамках государственного заказа можно назвать и сокращенные сроки оплаты заказов поставщиками (подрядчиками, исполнителями) из числа субъектов малого предпринимательства.
Реализация указанных нормативных приложений привела к тому, что в первом полугодии 2018 года всего размещено 601,3 тыс. извещений о закупках, где участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года; общий объем закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в первом квартале 2018 года составил 524,4 млрд рублей, что на 66,7 % соответственно выше аналогичных показателей за первый квартал 2017 года. При этом средняя цена извещения таких закупок составила 872,07 тыс. рублей, что на 14,7 % выше аналогичного показателя 2017 года (760,07 тыс. рублей). Основным способом определения поставщика среди субъектов малого предпринимательства в 2018 году остаются электронные аукционы, доля использования которых составляет 82,6 % от общего числа извещений и 89,6 % от общей стоимости извещений о закупках у данных субъектов. [5]
Несмотря на столь существенный перечень возможностей участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках и наглядной иллюстрации практических успехов статистическими показателями, мы полагаем, что в настоящее время использованы не все ресурсы системы государственных закупок как инструмента поддержки и развития малого бизнеса в Российской Федерации.
Резерв для повышения эффективности использования государственных закупок как механизма поддержки субъектов малого предпринимательства кроется, по нашему мнению, в решении проблем, которые возникают в процессе проведения государственных закупок с участием субъектов малого предпринимательства. Выявленные нами проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных (муниципальных) закупках можно наглядно представить в виде таблицы.
Наименование группы проблем
Описание проблем
Общие проблемы системы государственных закупок
Низкий уровень конкуренции
Недобросовестная конкуренция на торгах
Отсутствие централизованного государственного органа контроля и аудита в сфере закупок
Низкий уровень квалификации участников закупок (особенно со стороны субъектов малого предпринимательства)
Отсутствие авансирования по контракту
Введение требований по обеспечению заявок и завышенные требования по обеспечению исполнения контракта
Затраты на получение электронной подписи
Специфические проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках
Незначительный объем средств, предназначенных для закупок у малого бизнеса
Формальный подход заказчиков к привлечению к участию в закупках субъектов малого предпринимательства
Отсутствие реальной реализации принципа стимулирования инноваций
Для нашего исследования наибольший интерес представляют специфические проблемы участия субъектов малого предпринимательства в государственных закупках, ведь именно в их решении кроются перспективы повышения эффективности использования системы государственных закупок как инструмента поддержки субъектов малого предпринимательства.
Для решения данной группы проблем, по нашему мнению, необходимо:
‒ изменить как саму квоту по объему закупок у субъектов малого предпринимательства до 25 % (в настоящее время — не менее 15 % об общего объема закупок), так непосредственно формулировку, используемую при её определении;
‒ необходимо в ряде отдельных случаев в объем закупок у субъектов малого предпринимательства включать закупки у единственного поставщика;
‒ необходимо превратить в обязанность право заказчика устанавливать в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства;
‒ необходимо определиться с размером доли цены контракта, которую исполнитель контракта обязан передать на субподряд субъектам малого предпринимательства, предусмотрев её в части 5 статьи 30 ФЗ № 44 (например, «20 % и более процентов от цены контракта»).
Подводя итог всему вышеизложенному еще раз подчеркнем, что участие субъектов малого предпринимательства в государственных закупках является значительным стимулом для обеспечения социально-экономического развития нашего государства. Представляется актуальным разработка программы преодоления выявленных проблем, которые ограничивают доступ к участию малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках.
- Локота О. В., Попова Е. А., Медякова Е. М., Морозова А. И. Контрактная система. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник. Ростов н/Д: ООО Альтаир, 2016.
- Президент Владимир Путин подтвердил планы по поддержке малого бизнеса силами госкорпораций [Электронный ресурс] URL: http://goszakaz.tv/news/details/759-prezident-vladimir-putin-podtverdil-plani (Дата обращения: 25.11.2018 г.)
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», N 80, 12.04.2013.
- Таланцев В. И. Контрактная система и ее роль в поддержке малого предпринимательства // Интернет-журнал Науковедение. — 2017. — № 6 (43). –С. 94–96
- Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/contracts/purchases/ (Дата обращения: 21.11.2018 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, закупка, малый бизнес, контрактная система, субъект, участие субъектов, число субъектов, инструмент поддержки, Россия, специфическая проблема участия субъектов.
Ключевые слова
субъекты малого предпринимательства, государственные закупки, поддержка субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования законодательства о контрактной системе
государственные закупки, субъекты малого предпринимательства, поддержка субъектов малого предпринимательства, направления совершенствования законодательства о контрактной системе
Похожие статьи
Малое предпринимательство и государственные закупки в РФ
Но вместе с тем, субъекты малого предпринимательства имеют и ряд преимуществ [Рисунок 3]. Рис. 3. Преимущества МСП при участии в госзакупках. Несмотря на наличие определенных преимуществ, большинство субъектов малого бизнеса характеризует нежелание принимать.
Государственная поддержка субъектов малого и среднего.
Процесс формирования системы государственной поддержки МСП начался еще в 2000 г
Наиболее востребованной среди субъектов МСП является финансовая поддержка.
Бизнес-инкубатор — инструмент оказания поддержки субъектам МСП на начальном этапе.
Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России
Таблица 2. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства в зависимости от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за
Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого.
Реализация механизма поддержки субъектов малого.
Данная статья описывает особенности реализации существующего механизма поддержки СМП и СОНКО в контрактной системе, позволяет выявить его сильные и слабые стороны. Ключевые слова: СМП, СОНКО, контрактная система.
Управление развитием государственной поддержки малого.
95,5 % общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской
Изучение роли малого и среднего предпринимательства в экономической системе, в том числе в переходный период, выявление специфических черт хозяйствования малых и.
Актуальные проблемы государственной поддержки развития.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, регион
Органы местного самоуправления, организуя реализацию мероприятий государственной поддержки субъектов малого предпринимательства на.
Административная ответственность за нарушение порядка.
Одним из правовых механизмов поддержки субъектов малого предпринимательства является предоставление им преференций в рамках контрактной системы Российской Федерации. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О контрактной системе.
Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства.
В Санкт-Петербурге аналитикой проблем в строительной сфере занимается «СоюзПетроСтрой». В рыночной экономике малый и средний бизнес образует основу функционирования и развития экономики страны и создания гражданского общества со всеми.
Основные механизмы и инструменты государственной.
Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект [4].
- Как издать спецвыпуск?
- Правила оформления статей
- Оплата и скидки
Источник: moluch.ru
Закупки малого объема
С 1 апреля 2021 года ЗМО осуществляются по новым правилам. Вступили в действие поправки в статью 93 № 44-ФЗ. Изменения произошли в части повышения лимитов с 600 тыс. ₽ до 3 млн. ₽. В этой статье разберем, как при закупках малого объёма действовать заказчикам и поставщикам.
Как определяются закупка малых объемов?
Сам по себе термин малых закупок в федеральных законах не встречается. В случае № 44-ФЗ под этим скрывается «закупка у единственного поставщика». В законе № 223-ФЗ речь идет о праве не публиковать информацию на портале ЕИС, если сумма не превышает определенных параметров. Общий смысл в том, что при небольших тратах можно упростить закупку, чтобы избежать лишней волокиты.
Закупка малых объемов по закону №223-ФЗ
Согласно этому закону, любая трата денег на нужды организации менее 100 тыс. ₽, относится к категории малых закупок. Если же предприятие за финансовый год расходует на процедуры более 5 млрд. ₽, то тогда лимит для ЗМО повышается до 500 тыс. ₽. Объем и сумма здесь определяется на основе данных бухгалтерской отчётности.
Это значит, что такие малые закупки можно не публиковать в Единой информационной системе (ЕИС). Как правило, так происходит при выборе единственного поставщика. Заказчики могут самостоятельно определять список товаров, работ или услуг, а также выбор поставщиков или исполнителей, в отношении которых применять упрощённые процедуры. Для оплаты таких товаров, работ или услуг требуется в качестве обоснования только приказ по компании или распоряжение ответственного лица. Вся информация указывается в ежемесячной финансовой отчётности.
Требования закона №44-ФЗСумма затрат на закупок такого типа по требованиям № 44-ФЗ не может превышать 3 млн. ₽. В некоторых ситуациях устанавливается лимит, в 5% от годового объёма приобретений товаров, работ или услуг. Общая сумма при этом не может составлять более 50 млн. ₽.
Исключение могут составить компании, занимающиеся сельским хозяйством. Также есть ряд организаций, которые имеют лимит по сумме однократной траты на ЗМО в размере до 400 тыс. ₽. При этом лимит повышается до 50% общего валового объёма совокупного годового объема закупок (СГОЗ). Это организации следующего профиля:
- учреждения культуры муниципального назначения;
- парки культуры и отдыха, заповедники и муниципальные зоопарки;
- организации, оказывающие телерадиовещательные услуги населению;
- музеи и библиотеки, в том числе сельские.
Перед проведением расчёта суммы малых трат предварительно организуется расчёт всех уже оплаченных или требующих оплаты контрактов на текущий финансовый год. Также отклонятся от норм могут учреждения муниципальной власти, которые самостоятельно для себя устанавливают суммы договоров.
В случае превышения установленных законом лимитов возможна административная ответственность заказчика или самого юридического лица. Размер административных штрафов может достигать 30 тыс. ₽.
Порядок проведения закупок малого объема
Порядок организации закупок объема зависит от способа выбора контрагента. Обычно такие виды расходования средств проводятся путём выбора единственно возможного поставщика, без прохождения конкурсного выбора. Для этого компании или организации нужно разработать соответствующее внутреннее положение, где будут указаны такие моменты:
- включается ли малая закупка в план;
- размещается ли извещение о ее проведении в ЕИС;
- направляются ли итоговые сведения в реестр заключенных договоров.
В законе № 223-ФЗ по этому поводу нет единых требований. Руководствоваться нужно внутреннем положением вашей компании.
Дробление затрат
Если это не противоречит внутреннему положению компании, можно покупать одинаковые товары, работы или товары в течение отчётного периода небольшими партиями. Однако лучше не злоупотреблять таким способом, потому что можно столкнуться с обвинениями со стороны контролирующих органов в ограничении конкуренции. Не стоит заключать одновременно несколько договоров суммой до 100 тыс. ₽, если одновременно действуют таких условия:
- вы проводите ряд одинаковых сделок за короткий промежуток времени (например, за один месяц с одной и той же подрядной организацией заключены договоры на ремонт офиса, или же если эти договора носят однотипный характер);
- при этом общая сумма всех договоров превышает установленный в положении лимит.
В случае совпадения всех указанных параметров есть вариант, что затраты будут признаны нарушающими требования 135-ФЗ (“О защите конкуренции”), а заключенные договора станут недействительными. Это может произойти,как по требованиям со стороны поставщиков, так и по распоряжению контролирующих органов.
Нормативное регулирование
Информация обо всех закупках должна включать в отчёт о количестве и фактической стоимости заключаемых с поставщиками и контрагентами услуг, формируемый на ежемесячной основе. Размещается такая отчётность в ЕИС, причём делается это не позже, чем 10 числа месяца, который следует за отчётным периодом. В нее включаются данные о счетах, которые были выставлены без подписания сторонами договора, о любых покупках за наличные и т.д.
В реестр малых закупок на небольшие суммы включаются, если этот момент прописан и указан в вашем Положении. В процессе поставки фактическая стоимость договора может изменится и превысить установленный максимум в 100 тыс. ₽. Тогда включение информации о договоре в отчет становиться обязательным. В противном случае возможны штрафные санкции.
Источник: 223-1c.ru
Госзакупки у малого бизнеса: правовой режим в деталях
Закупки бюджетных учреждений, естественных монополий и принадлежащих государству организаций регулируются двумя основными нормативными актами — законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а так же законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Первый регулирует все закупки всех государственных заказчиков и полностью прописывает проведение торговой процедуры. Второй — устанавливает общие принципы првоведения закупок, и в то же время более детально описывает закупки со стороны организаций с долей участия государства более 50%, естественных монополий, а так же закупки со стороны бюджетных организаций, проводимых за счет внебюджетных источников.
На что нужно обратить внимание представителям предприятий малого и среднего бизнеса при подготовке к участию в госзакупке, исходя из требований законодателя? Несколько важных замечений.
Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства
Статья 30 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» закрепила обязанность заказчиков осуществлять определенные закупки только среди субъектов малого предпринимательства (СМП).
При этом закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП. В данном случае начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 миллионов рублей.
Основными нововведениями для СМП стало ведение с 01 августа 2016 года Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр СМП представляет собой размещенную в открытом доступе базу данных, содержащую широкий состав сведений о СМП России. Сведения Реестра могут быть использованы для подтверждения принадлежности хозяйствующих субъектов к категории СМП, поиска контрагентов, проработки дополнительных мер поддержки малого и среднего предпринимательства.
Отличия 44-ФЗ от 223-ФЗ
В отличие от закупок по ФЗ-44 закупки по ФЗ-223 могут быть осуществлены только у малого и среднего бизнеса, если такая компания имеется в Реестре СМП.
Организация не сможет участвовать в закупках по ФЗ-223, которые проводятся только среди субъектов малого и среднего бизнеса, если сведения о нем отсутствуют в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Так считает Минэкономразвития России в письме от 29.12.2016 №Д28и-3468.
Проведение закупок среди указанных лиц регулирует постановление Правительства РФ №1352 от 11.12.2014 г. Согласно его положениям участники закупки по 223-ФЗ, проводимой только среди субъектов малого и среднего бизнеса, должны подтверждать свой статус сведениями из реестра СМП. Это правило не распространяется на вновь созданные компании и вновь зарегистрированные ИП. Они обязаны представить вместо сведений из реестра декларацию о соответствии критериям отнесения к субъектам СМП.
Если сведения об участнике отсутствуют в реестре СМП или не представлена декларация, заказчик на этом основании принимает одно из следующих решений:
— об отказе в допуске к участию в закупке такого участника;
— об отказе от заключения договора с участником закупки, являющимся единственным поставщиком.
Следует отметить, что от участников закупок, проводимых по Закону №44-ФЗ среди субъектов малого предпринимательства, не требуется подтверждать принадлежность к малому бизнесу данными из реестра СМП. Они должны представить в заявке только декларацию.
Критерии отнесения к предприятиям малого и среднего бизнеса
С 1 августа 2016 г. постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены новые критерии по доходам СМП.
При отнесении организаций и предпринимателей к субъектам МСП вместо категории выручки от реализации товаров (работ, услуг) перешли к использованию категории дохода от ведения предпринимательской деятельности.
Предельные значения дохода установлены такими же, как предельные значения выручки:
— для микропредприятий — 120 млн руб.,
— для малых — 800 млн руб.,
— для средних — 2 млрд руб.
Поскольку критерии поменялись, при формировании Реестра категория предприятия (микро-, малое или среднее предприятие) будет определяться на основе данных о полученном доходе от ведения предпринимательской деятельности только за предшествующий 2015 г., без учета данных за 2013 и 2014 гг.
Таким образом, организация может быть отнесена к категории малого предприятия, если ее совокупный доход за 2015 г. состоит до 800 млн. руб. При этом должны соблюдаться и другие условия (в частности, среднесписочная численность работников за 2015 г. не должна превышать 100 человек).
Следует отметить, что с 1 января 2017 года также вступила в силу часть 8.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ, согласно которой в случае неисполнения обязанности по закупкам у СМП в течение календарного года заказчик в течение следующего календарного года, начиная с 1 февраля, обязан руководствоваться Законом №44-ФЗ. Причем данное ограничение вступает в силу, при условии, если:
— заказчик не осуществил закупки у субъектов МСП в объеме, предусмотренном Постановлением №1352 от 11.12.2014 г.;
— заказчик указал недостоверную информацию в годовом отчете об объеме закупок у СМП;
— заказчик не разместил годовой отчет о закупках у СМП.
Таким образом, последние нововведения в сфере закупок в основном коснулись определения и подтверждения организациями статуса субъекта малого предпринимателя в связи с введением в работу Единого реестра СМП. Данный ресурс позволяет оперативно проверить отнесение организации к СМП, не проверяя его учредительный состав, среднесписочную численность или объем годовой выручки.
Источник: www.forbes.ru