Деловую игру «Я и бизнес» целесообразно проводить по курсу «Экономика» в 11 классе социально-гуманитарного профиля, либо по курсу «Обществознания» по итогам изучения раздела «Экономическая сфера». Проведение деловой игры по теме «Я и бизнес» актуально, т.к. неблагоприятная ситуация на рынке труда создает сложные условия для выпускников при дальнейшем выборе профессии и трудоустройстве. Урок ориентирован на формирование ключевых компетенций:
- готовность к разрешению проблем;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к взаимодействию в команде, сотрудничеству и т.д.
Приобретение данных компетенций позволит учащимся реализовать себя в условиях рыночной экономики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
деловой игры «Я и бизнес»
Учитель истории и обществознания
Деловая игра «Я и бизнес» по экономики проходит в 11 классе социально-гуманитарного профиля. Проведение деловой игры по теме «Я и бизнес» актуально , т.к. неблагоприятная ситуация на рынке труда создает сложные условия для выпускников при дальнейшем выборе профессии и трудоустройстве. Урок ориентирован на формирование ключевых компетенций :
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 класс: Бизнес и его формы | Видеоурок
- готовность к разрешению проблем;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к взаимодействию в команде, сотрудничеству и т.д.
Приобретение данных компетенций позволит учащимся реализовать себя в условиях рыночной экономики.
Содержание деловой игры закрепляет понятие «бизнес-план», «инвестиции», «акционерный капитал», «предпринимательская способность».
Метод работы – презентация, деловая игра.
Форма работы — групповая.
Ожидаемый результат. Развиваются творческие способности учащихся, формируются компетенции, позволяющие быть востребованными на рынке труда. В процессе деловой игры учащиеся приобретают следующие компетенции: поиск, первичный анализ и применение информации по экономике, содержащейся в законодательстве, использование справочной системы «Консультант-Плюс», изложение и аргументация собственных суждений по экономическим проблемам.
Деловая игра акцентирована на экономическую практику, вовлечение учащихся в экономический процесс.
До игры учащиеся самостоятельно через «Консультант-Плюс» изучают законодательную базу по малому и среднему бизнесу в РФ и РК, готовят презентацию для урока. Из СМИ берут информацию о средней заработной плате по ХМАО-Югре, о процентных ставках в банках, о стоимости аренды помещения.
- Бухарев Н. «История и обществознание. Технология гражданского образования». Волгоград, Изд. «Учитель», 2009 год.
- Интернет – ресурсы:
- Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РК.
- Сайт ГУП Центр занятости населения ХМАО-Югра.
- Сайт «Фестиваль педагогических идей» открытый урок.
Экономика – есть искусство удовлетворять
Виды и формы бизнеса. Видеоурок по обществознанию 7 класс
безграничные потребности при помощи
Деловая игра « Я и бизнес»
Цель: обобщение знаний и умений по экономике, отработка практических навыков при создании бизнес – предприятия.
- Формировать активную жизненную позицию в условиях рыночной экономики;
- Изучить и практически применить знания при составлении бизнес-плана;
- Учить умению исследовать выбранную проблему;
- Научить технологии составления бизнес-планов;
- Воспитывать ответственность за экономические решения, уважение к труду, предпринимательской деятельности;
- Формировать готовность использовать полученные знания в конкретных ситуациях.
Вступительное слово учителя.
Сегодняшняя экономическая ситуация дает шанс – возможность жителям ХМАО-Югра реализовать себя, как предприниматель.
Сегодня «малый» и «средний» бизнес являются приоритетными для развития экономики нашего региона. Правительством РФ разработаны нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность бизнеса. К ним нужно отнести:
- Концепция развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2020 года.
- Целевая окружная программа «Дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда ХМАО-Югра».
Сообщение ученика с использованием Интернет – ресурса:
В ХМАО-Югра утверждена концепция развития малого и среднего предпринимательства до 2020 года. Главная цель, обозначенная в документе, — увеличить вклад «малого» и «среднего» предпринимательства в экономику округа. Не обошлось в концепции и без инновационного вопроса: ожидается, что господдержку преимущественно будут получать предприятия, внедряющие инновации.
Поддержку из бюджета будет получать и отрасль народно-художественного промысла и ремесленничества, которой отводится роль «визитной карточки». Разработчики документа обозначили проблемы, серьезно сдерживающие развитие малого бизнеса в ХМАО-Югре. Это недостаток собственных средств, высокая стоимость кредитов, большая затратность, высокие цены и тарифы, дорогие сырье, услуги, топливо, энергия, недостаток квалифицированных кадров, конкуренция со стороны монополий и ограниченность спроса на товары за счет низкой плотности населения. К этому можно добавить конкуренцию с предпринимателями из других регионов.
Вызов 2: В программе развития малого и среднего предпринимательства в ХМАО-Югре на период до 2020 года устойчивый рост бизнеса назначен на 2016 –й и последующие годы . К этому времени почти все из вас станут квалифицированными специалистами. Кто – то будет работать в государственном секторе экономики, часть из вас, несомненно, будет реализовывать свой личный бизнес – проект.
Сегодня на уроке вы попытаетесь моделировать собственный бизнес в игровой форме с использованием экономических ресурсов на основе полученных знаний.
II этап. Повторение пройденного материала. Цель – обобщение знаний по теме: «Предпринимательская деятельность». (с использованием презентации)
- Человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. (Предприниматель.)
- Расходы на приобретение всего объема ресурсов, которые фирма использовала для организации производства определенного объема продукции. (Затраты.)
- Доход, полученный в ходе реализации товара или оказания услуги. ( Выручка.)
- Все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд. ( Блага.)
- Превышение выручки от продажи товара над суммарными затратами на его изготовление. (Прибыль.)
- Владелец акций. (Акционер.)
- Общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел. (Товарищество.)
- Коммерческая организация. (Фирма.)
- Выручка продаж минус внешние затраты. Какой вид прибыли? (Бухгалтерская.)
Сделайте вывод (письменно) о предпринимательской деятельности, признаки предпринимательской деятельности.
Например: предприниматель – это человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму. Основная цель предпринимателя – это создание товаров и услуг с целью получения прибыли. В условиях рыночной экономики наиболее распространенные виды фирм – это индивидуальное предпринимательство, товарищество с ограниченной ответственностью, акционерные общества (ЗАО, ОАО).
III этап. Деловая игра. Формирование групп учащихся для создания проектов по организации малого и среднего бизнеса Управление компанией осуществляется следующими специалистами: президент, вице – президенты: по маркетингу, по производству, по финансам, по персоналу, по ИКТ.
Учащиеся распределяют роли в компании, придумывают название кампании, выбирают форму кампании, определяют источник финансирования, выбирают вид деятельности (сфера услуг, торговля, изготовление хлебобулочной продукции и т.д.). Учащиеся просчитывают, какова стоимость аренды помещения, процент по кредиту, на какой слой населения рассчитывается продукция, реализация и какова годовая прибыль. В группах учащиеся заполняют таблицу №1.
Указать выбранный вами вариант
Источник: nsportal.ru
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность (человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект —субъект —мотив —цель — средства —процесс (действия) —результат.
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность (нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат.
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
Виды трудовой деятельности:
- производственная – создание материальных ценностей, необходимых для жизни;
- государственная (деятельность представителей органов власти);
- политическая – участие люде в политической жизни страны;
- военная – защита страны;
- интеллектуальная – занятия наукой, исследование природы, общества, человека;
- художественная – создание произведений искусства (картин, музыки, скульптурных и архитектурных произведений и др.)
Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
Учение (учебная деятельность)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности; в результате учебной деятельности совершенствуется мышление и речь, развиваются творческие способности, приобретается профессию.
Самообразование – вод учебной деятельности, самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в его основе которого лежит личный интерес.
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Особенности деятельности человека.
- Целенаправленность, осознанность, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановость, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
- Деятельность может носить творческий характер.
Отличие деятельности человека от активности животного.
Деятельность человека.
- Носит целенаправленный характер, имеет осознанные мотивы.
- Характеризуется использованием необходимых средств и методов, рациональным их выбором для достижения цели.
- Систематичностью, имеет набор специальных операций, действий.
- Носит продуктивный характер, то есть человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.
- Является результатом развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.
- Приобщение к деятельности происходит в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.
Активность животного.
- В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах.
- Отсутствие осознанной поставленной цели.
- Отсутствие осознанного выбора средств и методов, только использование природного материала.
- Запрограммированность действий природой.
- Отсутствие систематической деятельности.
- Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
- Активность животных — это результат их биологической эволюции, она предопределена генетически, заложена в них от природы.
Значение деятельности в жизни человека.
- Формирует личность, качества человека.
- Способствует самореализации личности, т. е. воплощению в действительность планов, жизненных целей.
- Развивает способности человека: преодолевая возникающие трудности, лень, робость, неверие в собственные силы, человек развивает себя.
- Именно по результатам деятельности общество судит о человеке, возникает уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Разделы
- ЭКЗАМЕНЫ — 2023.
- Конституция Российской Федерации 1993 года с поправками 2020.Текст + комментарий.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 23. Вариант № 31.КОНСТИТУЦИЯ РФ.
- ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ — ШКОЛЬНИКАМ.
- Обществознание. Повторение теории к ЕГЭ и ОГЭ. Карточки: вопрос-ответ.
- СЛОЖНЫЙ ВОПРОС – ПРОСТОЙ ОТВЕТ
- Готовиться к ЕГЭ легко и просто.
- Обществознание. ВСЯ ТЕОРИЯ В ОДНОМ МЕСТЕ.
- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору.
- Готовимся к экзаменам.Трудные вопросы.
- ЕГЭ. Обществознание. Задание № 24. ПЛАН.
- Предэкзаменационный марафон. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
- Общество. Теория
- ОБЩЕСТВО. Термины.
- Человек. Теория
- ЧЕЛОВЕК. Термины.
- Познание. Теория
- ПОЗНАНИЕ. Термины.
- Духовная сфера. Теория
- Духовная сфера. Термины.
- Политика. Теория
- ПОЛИТИКА. Термины.
- Право. Теория
- ПРАВО. Термины.
- Социальная сфера. Теория
- Социальная сфера. Термины.
- Экономика. Теория
- Экономика. Термины.
Источник: obschestvoznanie-ege.ru
Виды деятельности человека.
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная — разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя — внутренняя.
Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности — это общение, игра, учение и труд.
↑ Общение как вид деятельности
Общение — вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.
Структура общения:
Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)
Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении
Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому
Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)
Еще раз то же самое
Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)
Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.
Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства
Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):
- органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
- устная речь;
- письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
- технические средства (радио, телевидение, компьютер)
- коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
- познавательная (олучение новой информации);
- социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
- психологическая (эмоциональная поддержка);
Виды общения
Прямое — личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг друга | Деловое (формальное) — общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот. | Вербальное — общение посредством речи. | Межличностное — общение между двумя людьми. |
Косвенное — общение через других людей. | Личное (неформальное) — разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми. | Невербальное — общение посредством мимики, жестов, поз. | Групповое — общение между тремя и более людьми. |
↑ Игра как вид деятельности
Игра — это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс — отдых, развлечение.
Характерные черты игры:
- Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
- В процессе игры используются определенные предметы
- Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
- Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
↑ Учение как вид деятельности
Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.
Учение бывает:
- Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
- Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)
↑ Труд как вид деятельности
Труд — это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.
В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.
Квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Характерные черты труда:
- Целесообразность
- Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
- Наличие мастерства, умений, знаний.
- Практическая полезность
- Наличие результата
- Развитие личности
- Преобразование внешней среды обитания человека
↑ Материальная и духовная деятельность
По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.
Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.
Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.
Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.
Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.
Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.
К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.
Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.
Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам — это ценностно-ориентировочная деятельность.
Прогностическая деятельность — это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.
Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.
Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство — это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.
Духовное производство — производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.
Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.
↑ Творчество как вид деятельности
Творчество — это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве — новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека.
Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция
Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании
Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Источник: socialtutors.ru