Что такое информационное обеспечение малого бизнеса

Организация информационного обеспечения определяет уровень ориентации общества в социально-экономической и общественно-политической ситуации, способствует успеху бизнесменов на рынке, включая вопросы организации производства и продвижения продукции и услуг. А это, в свою очередь , непосредственным образом влияет на выживаемость малых предприятий. В России в целом сформировался рынок информационных продуктов и услуг, его наиболее развитым сектором является сектор деловой информации. Российские бизнесмены находятся в качественно новой информационной среде и имеют возможность получить значительное количество видов информационных услуг, предлагаемых на мировом рынке. Вместе с тем, несмотря на принятые решения и неоднократные попытки создания единой системы в области информационного обеспечения малого бизнеса, такая система не создана.

Информационная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими информационными системами и структурами, созданными в рамках многих проектов и практически не взаимодействующими между собой. В качестве базы развития информационной структуры в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации (1996-1997 гг. и 1998-1999 гг.) Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса создало сеть электронного информационного обмена (СИОРА) на основе глобальной сети Интернет .

Лекция Информационное обеспечение управления корпорациями

Сеть СИОРА состоит из центрального сервера-портала сети Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса и WEB-серверов региональных агентств на территории более чем 50 субъектов Российской Федерации. На серверах собрана деловая информация , представляющая интерес для предпринимателей, работающих в регионах, и бизнесменов, работающих на межрегиональном, федеральном и международном уровнях.

Информационные ресурсы представлены коммерческими предложениями малых предприятий, методической информацией для малых предприятий, юридической консультационной информацией, материалами об условиях и возможностях кредитования малого бизнеса, информацией о семинарах и курсах обучения для бизнесменов и др. Действуют такие проекты, как «Дистанционная юридическая консультация для предпринимателей (ДЮК)», «Система продвижения коммерческих предложений (СПКП)», «Госзаказ для малого и среднего бизнеса» и др. В рамках сети СИОРА существует уникальный, постоянно дополняемый информационный ресурс — «Новости сети региональных агентств поддержки малого и среднего бизнеса», содержащий актуальную информацию о малом и среднем бизнесе регионов России и распространяющийся в виде еженедельного «Новостного дайджеста сети СИОРА» по различным печатным и электронным СМИ России и зарубежья.

Деятельность сети СИОРА не ограничивается только возможностями Интернет . Информация , размещенная в сети СИОРА, распространяется среди предприятий малого и среднего бизнеса и другими способами (письма, факсы электронная почта ). Это позволяет более широко доводить информацию до самых широких кругов бизнесменов. По данным статистики посещений, ежемесячно информационными ресурсами сети СИОРА пользуется не менее 15 тыс. человек.

Урок 10. Государственная поддержка малого бизнеса

Вместе с тем вследствие крайне ограниченных средств на развитие сети электронного информационного обмена малого и среднего бизнеса СИОРА, имеющихся проблем в регионах России с выходом в Интернет сеть СИОРА развивается очень медленно.

Продолжает функционировать созданная на базе Единой информационной системы ТПП России коммерческая сеть — Российская информационная сеть делового сотрудничества. В 1997 г. она была интегрирована в международную сеть Интернет . Основу ее информационного массива составляет система «Деловое сотрудничество», содержащая деловые предложения российских и зарубежных бизнесменов, сведения об инвестиционных проектах, другую деловую информацию. Информационная сеть ТПП России объединяет 59 территориальных торгово-промышленных палат, 10 представительств ТПП России за рубежом (Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Израиль, Южная Корея, США, Турция, Швейцария), ряд российских информационно-телекоммуникационных сетей и систем, а также отдельных российских и иностранных субъектов хозяйственной деятельности.

Возросла активность западных информационных компаний, которые приносят на российский рынок свои технологии сбора, обработки и распространения информационных продуктов, расширяют с учетом российской специфики предложение своих услуг.

В рамках программы ТАСИС по проекту SMERUS 96-02 созд5 центров деловой информации, занимающихся информационным консалтингом, обучением бизнесменов и продвижением товаров на рынке (в Чувашской Республике, Москве, Челябинске, Барнауле, Воронеже).

В целях дальнейшего развития информационного обеспечения малого и среднего бизнеса необходимо наладить взаимодействие существующих информационных ресурсов и систем информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Важной задачей является создание региональных систем деловой информации, типовых проектных решений по комплексной автоматизации деятельности малых предприятий, что поможет шире использовать передовые, доступные для малых предприятий информационные технологии . Необходимо повысить уровень и качество обучения современным информационным технологиям бизнесменов, специалистов структур поддержки бизнеса, а также их ответственность за представление актуальной и достоверной деловой информации в информационные системы .

Издательская, рекламная и выставочно-ярмарочная деятельность — элементы информационного обеспечения малого бизнеса.

Малые предприятия имеют ограниченные возможности для рекламы продвижения собственной продукции на межрегиональные рынки. Одна из форм поддержки деятельности малых предприятий — обеспечение их выставочно-ярмарочной деятельности, организация коллективных стендов малых производственных предприятий, использование которых позволяет в 2-4 раза снизить затраты на участие в выставке.

Важным шагом, предпринятым МАП России для развития информационного обеспечения поддержки малого бизнеса, является создание системы сбора и распространения информации на базе Ресурсного центра малого бизнеса, функционирующего при МАП России в рамках программы технической помощи ЕС по проектам ТАСИС. Инфраструктурные организации поддержки малого бизнеса и непосредственно малые предприятия имеют постоянный доступ к актуальной информации по малому бизнесу федерального уровня, а также к существующим в регионах Российской Федерации информационным ресурсам.

Имеющаяся информация представляется через сервер Ресурсного центра в Интернет , содержащий несколько десятков тысяч страниц (www. rcsme.ru), а также в виде ежегодных печатных каталогов и CD-ROM . Информационная система предоставляет свободный доступ к базовой информации по каждому региону, к аналитическим материалам и статистике по малым предприятиям регионов, контактную информацию региональных структур поддержки предпринимательства, региональные законодательные акты и источники информации по малому бизнесу. Через систему ссылок сервер Ресурсного центра предоставляет доступ к информации зарубежных и международных организаций по развитию и поддержке предпринимательства. В свою очередь зарубежные организации, предприятия и международные программы могут получить через сервер актуальную информацию о малом бизнесе в России, необходимую для развития сотрудничества с российскими партнерами. Кроме того, материалы МАП России, результаты исследований Ресурсного центра малого бизнеса, международных проектов по проблемам развития предпринимательства на постоянной основе рассылаются по электронной почте и обычной почтой в региональные структуры поддержки бизнеса, подразделения администрации регионов, отвечающие за развитие бизнеса, другие заинтересованные организации.

С целью автоматизации обмена информацией в Ресурсном центре малого бизнеса разрабатывается специальное программное обеспечение , которое позволяет упростить и ускорить обмен информацией между МАП России, региональными и федеральными структурами поддержки, а также предоставит возможность всем структурам поддержки, имеющим доступ в Интернет , обмениваться между собой актуальной информацией по малому бизнесу.

Перспективным направлением информационного обеспечения бизнеса является электронная коммерция с использованием современных информационных технологий: Интернет постепенно превращается в необходимый инструмент бизнеса XXI века. Если раньше он использовался только для традиционных рекламных кампаний, то теперь все большее количество предприятий, в том числе малых, пользуются Интернет -магазином, чтобы не отставать от конкурентов и поддерживать связи с заказчиком. Производители продукции и услуг к основным положительным итогам пользования электронной коммерцией относят круглосуточный режим работы, увеличение объема продаж, расширение рынка.

Читайте также:  Как продать свои услуги бизнес

Учитывая стратегическое значение информационного обеспечения для развития бизнеса, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, МАП России направил Правительству РФ предложения, согласованные с постоянным представительством Всемирного Банка в Москве, о создании Общенациональной сети информационных центров на региональном и муниципальном уровнях.

19.7. Подготовка кадров для сферы малого бизнеса

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого бизнеса осуществляется в соответствии со статьей 6 федерального закона «О государственной поддержке малого бизнеса в Российской Федерации». В значительной части регионов России сформирована сеть образовательных учреждений, которые проводят подготовку, переподготовку и повышение квалификации таких специалистов.

Гражданам, обращающимся в органы по вопросам занятости в целях поиска работы, и безработным гражданам, желающим организовать предпринимательскую деятельность , оказывается комплекс образовательных и организационно-консультативных услуг. В 2002 г. указанные услуги получили 243,9 тыс. незанятых граждан, в том числе 38,6 тыс. человек прошли обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям, позволяющим организовать собственное дело. Это обеспечило занятость 54,5 тыс. граждан, из них около 43,9 тыс. человек занялись индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, около 10,7 тыс. граждан организовали малые предприятия (фермерское хозяйство) или стали работать в подсобных хозяйствах, а более 1,2 тыс. безработных были трудоустроены на вновь созданные малые предприятия.

Большое внимание уделяется проблеме сельской безработицы. Среди граждан, занявшихся предпринимательской деятельностью, более 50% проживают в сельской местности.

Активно используются такие формы работы с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, как интенсивная профориентация, обучение основам бизнеса, консультирование, оформление свидетельств без оплаты государственной пошлины и т.п.

Широкомасштабной программой подготовки кадров для рыночной экономики стал осуществляемый с 1992 г. Академией менеджмента и рынка Морозовский проект.

Морозовская сеть включает 59 региональных учебно-деловых центров, 20 бизнес-инкубаторов, 67 муниципальных представительств учебно-деловых центров, которые стали важным элементом инфраструктуры комплексной поддержки малого бизнеса в регионах.

Консультантами учебно-деловых центров постоянно оказываются услуги действующим и начинающим бизнесменам по вопросам организации собственного дела. В 2002 г. консультационные услуги оказаны свыше 12,6 тыс. физических лиц.

В рамках Морозовского проекта более 35,0 тыс. слушателей и преподавателей-консультантов охвачены различными формами обучения и консультационных услуг по проблемам малого бизнеса.

Весомый вклад в подготовку кадров и консультирование для сферы малого бизнеса вносит Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса с сетью региональных агентств в 50 регионах. Агентство разработало учебные программы в области экономики, менеджмента, финансов с комплексным научно-методическим сопровождением, регулярно проводятся тематические семинары, тренинги, осуществляется обучение бизнесменов и менеджеров, организована деятельность консультационных групп поддержки предпринимательства и малого бизнеса.

Центр «Предпринимательство и малый бизнес» Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации ежемесячно проводит научно-методические семинары по теме «Российское предпринимательство на пороге ХХI века», охватывающие актуальные проблемы развития предпринимательства и малого бизнеса. Кроме того, Центр осуществляет обучение предпринимателей в рамках Президентской программы подготовки кадров ( программа обучения » Менеджмент в малом и среднем бизнесе»).

Минпромнауки совместно с Минобразования и Минтруда России создали многоуровневую систему подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. Разработаны квалификационные требования к профессии менеджера инновационной деятельности, создается новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для подготовки специалистов в этой области. Образован Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства с филиалами в 12 регионах страны, действует Межведомственный научно-методический совет.

Система ТПП России также реализует образовательные программы: региональные палаты организуют семинары для руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, проводятся консультации по основам маркетинга, финансового и производственного менеджмента, по разработке бизнес-планов.

Для реализации мероприятий по подготовке кадров привлекаются средства международных проектов.

Так, в рамках российско-канадского проекта развития бизнес-инкубаторов в регионах России, реализуемого МАП России совместно с канадской организацией МЕДА, проведены семинары для переселенцев, в том числе — с Северного Кавказа, и для директоров подмосковных профессиональных училищ по темам «Как построить и сделать успешным бизнес-инкубатор»,»Бизнес-планирование для малого бизнеса».

Активно развивается система модульного обучения на основе методики Международной организации труда. Международным центром развития модульного обучения разработано 58 модульных программ. В системе региональных центров модульной системы обучения (в том числе службы занятости) прошли подготовку около 115 тыс. человек.

Важной задачей является организация подготовки и переподготовки государственных служащих, работающих в системе поддержки малого бизнеса. Соответствующие мероприятия реализуются в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2004 гг.

Развиваются специализированные Интернет -ресурсы для подготовки кадров системы малого бизнеса: Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса, Академии менеджмента и рынка, центра «Предпринимательство и малый бизнес» Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и других учебных структур.

По экспертным оценкам, для обеспечения потребностей развивающейся рыночной экономики необходимо проводить подготовку и переподготовку специалистов для сферы малого бизнеса в количестве примерно 250-350 тыс. человек ежегодно. Это предполагает создание системы устойчивых учебно-консультационных структур, имеющих базовое, межрегиональное значение , способных не только обучать кадры и консультировать бизнесменов, но и оказывать помощь в создании предприятий, разработке бизнес-планов, выборе сектора рынка и вида продукции, а также информационную поддержку. Кроме того, бизнесменам необходимо создать условия для вложения средств в самообразование и подготовку персонала малых предприятий. Обучение должно быть организовано на основе развития современных компьютерных технологий, в том числе дистанционного обучения и Интернет -технологий, деловых игр, модульных программ обучения — с учетом целей и особенностей развития малого бизнеса в регионах России, степени подготовки обучающихся.

Выполнение этих задач реализуется в рамках соответствующих мероприятий Федеральной программы государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 гг.

Источник: intuit.ru

Система информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП) — что это такое и как с этим работать

Несмотря на название, малый и средний бизнес вносит более чем существенный вклад в российскую экономику. Поэтому проблема поддержки и развития предпринимательства характеризуется непреходящей актуальностью. XXI век предлагает новые методы ее разрешения.

Материалы по теме:

  • 1 организация
  • 3 документа
  • 8 ссылок
  • 8 справочных услуг
  • 1 горячая линия
  • 1 государственная услуга

СИОМП: история существования↑

Система информационного обеспечения малого предпринимательства существует в России почти десять лет. Создание и первые этапы развития СИОМПа относятся к комплексным программам поддержки малого предпринимательства на 1998–2000 и 2001–2003 гг. И сегодня модус информатизации является одним из приоритетных направлений экономической политики Москвы: подтверждение этому находим в Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010–2012 гг.

В разделе «Мероприятия информационной поддержки» перечислены следующие задачи:

1) предоставление информационных услуг по вопросам организации предпринимательской деятельности через специализированные Интернет-порталы;

2) предоставление организациям и предпринимателям информационных услуг посредством электронных баз данных;

3) повышение эффективности предпринимательской деятельности путем информатизации и компьютеризации бизнес-процессов;

4) распространение литературы по вопросам организации и ведения бизнеса;

5) содействие в трудоустройстве в сфере малого и среднего предпринимательства.

Перечисленные задачи находят отражение в структуре СИОМПа.

СИОМП: многосторонний подход в решении проблемы↑

СИОМП представляет собой ряд интернет-ресурсов (на данный момент число их близко к 50), организованных по разделам:

Читайте также:  Ключевое отличие бизнес идеи от любых других идей это наличие конечной цели в виде

а) Предпринимательское право;

б) Финансово-имущественное обеспечение бизнеса;

в) Деловое сотрудничество и продвижение продукции;

г) Наука и инновации;

д) Экология и охрана труда;

е) Налогообложение и учет;

ж) Безопасность предпринимательства.

Помимо этого существует разделение ресурсов на тематические (к этой категории относится большая часть ресурсов — их тематика отражена в приведенной выше классификации разделов) и специализированные (имеющие отношения непосредственно к Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства Москвы).

Эти ресурсы функционируют по принципу «сообщающихся сосудов»: для того, чтобы ознакомиться с обновленной информацией на нескольких порталах, нет необходимости производить поиск на каждом из них — достаточно посетить один из «головных» порталов системы — Российский деловой портал «Альянс Медиа» (второй «головной» портал — http://www.mbm.ru/ — имеет городской масштаб и обладает, в первую очередь, информативной функцией).

Обзор структуры Российского делового портала↑

Внимательное рассмотрение структуры Российского делового портала «Альянс Медиа» позволит получить более ясное представление о возможностях, которые предпринимателям предлагает СИОМП.

Как было сказано выше, портал «Альянс Медиа» является неким центром, в котором сходятся более мелкие ответвления — тематические ресурсы.

1. Координировать их работу помогает такая функция, как Лента предпринимательских новостей.

С другой стороны, потребность в свежей информации находит отражение в сервере «Деловая пресса», включающего 17 периодических изданий (эти издания являются официально зарегистрированными СМИ, которые доступны не только в электронном, но и в печатном виде).

2. Процессы купли-продажи, а также вопросы кадрового характера соотносятся с банком данных «Деловые предложения» (где можно найти предложения о сотрудничестве, предоставлении услуг, бизнес-идей, продукции), сервером «Производители товаров и услуг» (где можно разместить предложение о реализации произведенного товара или услуг), Электронным Торговым Центром.

3. Сервер «Деловые тесты» поможет проверить свои предпринимательские навыки и, при необходимости, предоставит рекомендации по их корректировке.

4. Помощь в разрешении вопросов трудоустройства предлагает «Кадровое агентство малого бизнеса».

5. Помимо этого СИОМП предлагает вниманию российских предпринимателей видеосюжеты на интересующие их темы (для этих целей выделен отдельный интернет-канал.

Стоит еще раз подчеркнуть, что создание единого информационного пространства в сфере малого и среднего предпринимательства имеет определяющее значение для его поддержки. Так, одной из целей развития СИОМПа является привлечение к сотрудничеству иностранных компаний, создание крупных предпринимательских объединений, популяризация образа предпринимателя — все то, что способно вывести средний и малый бизнес на качественно новый уровень.

Источник: www.molnet.ru

Развитие систем информационного обеспечения российского малого предпринимательства

Нормативно-правовое обеспечение информационных услуг как составляющей внешней среды развития российского малого предпринимательства и практики его государственной поддержки следует считать чрезвычайно объемным и многогранным в связи с наличием значительного числа организационно-технических форм передачи (предоставления) такой информации ее потенциальным потребителям, включая и малые предприятия (разнообразные печатные издания, радио и телевидение, прочие системы и сети проводной и беспроводной связи, распространение информации на магнитных и иных носителях, предоставление услуг Интернет и пр.[53]). Видимо, это многообразие технических средств и возможностей передачи информации и является причиной того, что в имеющихся публикациях отсутствуют данные как об объеме рынка информационных услуг предпринимательству (не говоря уже отдельно о сфере малого предпринимательства), так и структуре этого рынка (например, по видам информационных носителей).

Серьезные проблемы связаны и с институциональным обеспечением информационной поддержки малого бизнеса. Начиная с 1994-1995гг. был предпринят ряд попыток создания системы информационного обеспечения малого предпринимательства (СИОМП), прежде всего, на многосторонней (государственно-частной) основе в виде акционерного общества «Российские информационные центры» (АО «РИЦ») во главе с Московским Инфоцентром[54]. АО РИЦ должен быть объединить в единую сеть региональные центры информации — как самостоятельные, так и действующие на местах при бюджетной поддержке. На первом этапе деятельности СИОМП предполагалось объединить таким образом 36 региональных информационно-аналитических центра.

Перед АО «РИЦ» были поставлены определенные задачи в области информационного обеспечения как самого малого предпринимательства, так и всех звеньев (федеральных, региональных, местных)в области государственной политики развития и поддержки МП. Эти задачи, в основном сохраняющие свою актуальность и в настоящее время, таковы:

· создание, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования системы информационного обеспечения предпринимательства на основе сети региональных и местных информационно-аналитических центров, проблемно ориентированных информационных баз и банков данных с использованием унифицированных программных и технических средств и развитых сетей передачи данных;

· информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области развития и государственной поддержки предпринимательства в Российской Федерации;

· информационное обеспечение российских и иностранных субъектов хозяйствования по всем направлениям развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации;

· содействие развитию предпринимательского сектора российской экономики, в том числе на региональном и местном уровнях, путем создания его информационной инфраструктуры.

Однако сложные проблемы бюджетного финансирования, а также последующее упразднение Государственного Комитета РФ по промышленной политике,[55] который нес основную долю ответственности за развертывание систем информационного обеспечения предпринимательства, привели к тому, что поставленные задачи по созданию СИОМП-РИЦ не был в полной мере реализованы даже в рамках базисного становления систем информационного обеспечения МП. Инфоцентры — региональные опорные точки СИОМП на местах — были вынуждены по преимуществу отказаться от специализированной ориентации на информационные нужды МП, т.к. это не позволяло им обеспечить себе «выживания» при сокращении бюджетного финансирования и переходе на принципы рыночной самоокупаемости. Это дает экспертам основание констатировать, что в настоящее время в России особого рынка информационного обслуживания МП, тем более — рынка федерального уровня, — не существует[56].

Между тем, проблемы рынка информационного обеспечения МП складываются не только со стороны «предложения», но и со стороны «спроса». Выявляемая многими обследованиями относительная пассивность российских МП в отношении проблем их информационного обеспечения[57] говорит о необходимости «агрессивно» демонстрировать возможности и преимущества высокой информационной обеспеченности МП, доказывать целесообразность затрат предпринимателей на приобщение к современным информационным системам (например, через компьютерную технику) и найма/подготовки кадров информационного обслуживания соответствующей квалификации. По оценке экспертов «Российской информационной сети делового сотрудничества», затраты на информационное обеспечение предпринимательской деятельности дают 10-кратный эффект окупаемости.

Наиболее перспективны следующие направления информационного обслуживания МП:

· возможности участия МП в системе выполнения поставок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

· возможности расширения и углубления кооперационных связей крупного и малого бизнеса на контрактной и субконтрактной основе;

· привлечение инвестиционных ресурсов для МП;

· лизинговая информация, в том числе по «категории срочный лизинг», льготные платежи по которому делают его наиболее доступным для стартовых МП;

· включение МП в систему франчайзинга и иных форм фирменных поставок, фирменного обслуживания и иного сервиса от лица лидеров российского бизнеса.

Как показывает практика становления систем информационного обеспечения российского малого бизнеса, эти системы эффективно формируются лишь при движении снизу вверх, т.е. не через создание, часто на пустом месте филиальных отделений неких межрегиональных или общефедеральных информационных систем, а путем интеграции в единое информационное поле уже вставших на ноги региональных информационных систем, уже нашедших свое место в общем русле развития малого бизнеса, а также функционирования систем его государственной и общественной поддержки.

Читайте также:  Как начать бизнес строительство домов

Нынешняя же ситуация в области информационного обслуживания МП характеризуется экспертами как параллельное развертывание нескольких разных по объему и возможностям федеральных (точнее — межрегиональных) и еще большего числа региональных систем обеспечения информационных потребностей российского предпринимательства, в том числе, и сферы малого бизнеса. По данным обследования 1996 г., на информационном рынке России действовало около 500 организаций — провайдеров информации разного масштаба и направленности деятельности [58]. В большинстве случаев информация предоставляется на бумажных носителях (публикации) или на электронных носителях. К числу важнейших провайдеров последнего из названных видов информационной продукции в юридической сфере относятся такие известные системы как «Гарант» и «Консультант-плюс»,в общекоммерческой сфере — «Мобиле», «Полинон» и Агентство деловой информации.

Среди печатной информационной продукции следует выделить проекты информационных публикаций Агентства международного развития США (1995-1996 гг.), а также программу «Справочные публикации», реализуемую ИСАРП при поддержке Мирового банка. Основными источниками информации о возможностях бизнес — образования в России являются издания ИСАРП и АНХ при Правительстве России[59].

Особой формой информационных услуг для МП является прямое предоставление таковых через базы данных, а также непосредственно через экспертов-консультантов различных институтов и центров поддержки МП. Так, МАРП предлагает представителям малого бизнеса информацию по законодательству в России и за рубежом, по производителям товаров и услуг в России и странах СНГ, адресную информацию по компаниям и фирмам ЕС, статистические данные по России и ЕС по коммерческим предложениям российских и зарубежных фирм, по товарным рынкам и ценам. Предлагается также такой вид «активных» информационных услуг, как размещение коммерческих предложений МП в международной сети малых и средних предприятий ЕС.

· МАРП предлагает доступ к следующим информационным системам:

· “KOMPASS” -информация о 400 тыс. компаний 13 европейских стран.

· “Dun Европартенариат»” — информация по более чем 2 тыс. компаний-участниц этой программы за 1994-1997гг.

В настоящее время работу по созданию Российской (информационной) сети делового сотрудничества ведет также Российская Торгово-Промышленная Палата (ТПП). Эта система именуется как «Российская информационная сеть делового сотрудничества» («Russian Business Cooperation Network»).

Сеть — коммерческое предприятие — корпорация, 51% капитала которой принадлежит Российской ТПП, среди учредителей также представлен и Федеральный Фонд поддержки малого предпринимательства. Решением Попечительского Совета Федерального фонда корпорация была утверждена генеральным подрядчиком по реализации ряда мероприятий Федеральной программы поддержки МП на 1996-1997 г.г. В рамках этой работы корпорацией проведено накопление больших объемов информации (в том числе по развитию предпринимательства, состоянию региональных систем его информационного обеспечения), проведены аналитические исследования (в частности, по анализу региональной нормативно-правовой базы развития и поддержки малого предпринимательства). Осуществлено 6 пилотных проектов по регионам России по накоплению детальной информационной базы и по всем 89 регионам — информационных блоков более ограниченного объема. Однако поскольку заказчиком данная работа не оплачена (или оплачена не в полной мере) данные информационные ресурсы «заморожены» и не могут быть практически использованы, в т.ч. и представителями предпринимательских кругов.

К участию в накоплении информационных ресурсов данной корпорации привлечено значительное число российских и зарубежных информационных агентств, региональных администраций, более 100 региональных отделений ТПП и пр. В настоящее время в режиме «on-line» сеть предлагает более 400 видов информационных ресурсов, включая «Деловые предложения», «Лизинг», «Деловое образование», «Недвижимость», «Безопасность предпринимательства» и пр. Сеть имеет особый блок, нацеленный на обеспечение информационных потребностей малого бизнеса, однако практическая «насыщенность» данной сети конкретными коммерческими и иными предложениями для МП пока недостаточно велика и нуждается в значительном расширении. Задача могла быть решена в сжатые сроки при ограниченном дополнительном финансировании в рамках новой Федеральной программы поддержки МП.

Еще одной попыткой построить в интересах МП информационную систему общегосударственного уровня следует считать проект «Информационная система Российской сети агентств поддержки малого и среднего бизнеса» (SIORAnet). Главными задачами этой системы являются следующие:

· интеграция российского малого и среднего бизнеса в мировое информационное пространство;

· создание корпоративных информационных ресурсов для участников системы SIORAnet;

· обеспечение доступа малым и средним предприятиям, другим клиентам и партнерам системы к широкому спектру как ее собственных, так и других российских и зарубежных информационных ресурсов;

· обеспечение оперативного информационного взаимодействия между участниками системы;

· формирование и предоставление новых услуг для МП с использованием современных информационных технологий;

· реклама и продвижение услуг системы в России и за рубежом;

· обеспечение органов государственного управления информацией по развитию МП.

Для реализации целей названной системы предполагается создание в 1998-1999 гг. Центрального узла сети на базе РАПМСБ в Москве и 5-6 региональных узлов системы.

На региональном уровне в настоящее время активизируют свою работу региональные Центры научно-технической информации (НТИ), созданные еще в советское время в рамках единой Государственной системы НТИ. В условиях изменившегося спроса на информацию региональные центры НТИ начали осваивать новые рыночные ниши. Например, Московский областной Центр НТИ создал базу данных «Рынок промышленной продукции России», которая на начало 1998 года содержала около 60 тыс. позиций. Волгоградский Центр НТИ создал базу данных по научно-техническим организациям регионов России. Обе базы данных представляют интерес для малого бизнеса не только на региональном, но на общероссийском уровне.

В ближайшей перспективе, несомненно, возрастет актуальность вопросов регулирования информационного обеспечения МП, так или иначе задействованного на электронные носители информации (и, соответственно, правового регулирования). Развитие этого направления информационной поддержки предпринимательства будет приобретать в организационном плане все более масштабный характер. Примером столь широкомасштабной акции может служить кампания развития информационного обеспечения МП «32», поддержанная ГКРП России, представительством компании «Microsoft», рядом ведущих компьютерных фирм, а также фирмой «Гарант» — крупнейшим в России провайдером правовой информации. Программа «32» включала в себя не только льготы для МП на традиционные формы распространения правовой информации на электронных носителях, но и использование механизма обратной связи «Гаранта» с пользователями его правовой информации (по сути, это уже элемент правового консалтинга), данные по систематизации и анализу более 30 000 ситуаций, встречающихся в практике хозяйствования в сфере малого бизнеса.

Резюмируя можно подчеркнуть, что в отличие от планов, существовавших 2-3 года назад, в настоящее время решение проблемы информационного обеспечения МП на федеральном и региональном уровне все в большей мере будет опираться не на государственные структуры, а на систему независимых, в т.ч. и частных информационных систем. Как и в случае с другими видами содействия МП, привлечение для нужд МП независимых информационных систем потребует четкого выделения и закрепления здесь самого компонента «государственной поддержки» в отношении малого бизнеса, а также источников и механизмов ее финансирования. Эта задача должна решаться как на федеральном, так и особенно на региональном уровне информационного обеспечения МП.

Источник: cyberpedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин