« Все течет, все меняется », ⎯ этот античный фразеологизм, приписываемый великому греку Гераклиту отражает диалектическую неизбежность перемен. Вот так и кончился в недавнем прошлом торжествовавший 70 лет социализм с его экономной экономикой и госпланом ⎯ на улице капитализм и рынок.
Выживает сильнейший, а кто не вписался в рынок, тот… как там гова́ривал известный политик с рыжей копной волос…, ⎯ одним словом, в теперешние времена вся полнота ответственности за судьбу своего бизнеса лежит на владельце бизнеса и доверенном им центре управления этим бизнесом.
А это значит, что помимо знаний и умений строить бизнес и управлять им, грамотному и дальновидному владельцу и управляющему звену жизненно необходимо знать рынок, понимать принципы его построения, правила и законы функционирования, уметь анализировать рынок, делать выводы, принимать адекватные управленческие решения, делать прогнозы.
В статье ниже рассмотрим эти вопросы подробно и комплексно. Читаем!
Рынок. Конъюнктура рынка. Определения
Каждый человек по-своему представляет что такое рынок . В целом ⎯ одно и то же, но тем не менее. А вот научное определение: рынок ⎯ это система устоявшихся взаимоотношений между поставщиком товаров/услуг, т.е. продавцом и приобретателем их, т.е. покупателем. Она (система) имеет свои характеристики, показатели и закономерности. Взаимоотношения, как правило, основаны на добровольном обмене продуктом/услугой с использованием универсального эквивалента⎯ денег.
Пополняем словарный запас. Конъюнктура.
А что такое конъюнктура рынка ?
Слово «конъюнктура» иностранного происхождения (лат. conjunctura, от лат. conjungo — связываю, соединяю) и обозначает сложившуюся обстановку, создавшееся положение, возникшую ситуацию в данной конкретной области в конкретный период времени.
Применительно к рынку ⎯ это сложившаяся на рынке на данный момент или рассматриваемый ограниченный отрезок времени конкретная экономическая ситуация, которая характеризуется и показывает:
- динамику производства и потребления;
- степень сбалансированности рынка (баланс спроса и предложения);
- сформировавшиеся или намечающиеся тенденции эволюции рынка;
- уровень устойчивости или колебаний основных параметров рынка;
- масштабы рыночных операций и степень деловой активности;
- уровень коммерческого (рыночного) риска;
- силу и размах конкурентной борьбы;
- и т. д.
Изучение и анализ конъюнктуры рынка ⎯ обязательное условие и важнейший вклад в успешность и стабильность бизнеса
Почему так категорично? Всё просто: потому что рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность вашего торгового предложения и, соответственно, конкурентоспособность и устойчивость вашего бизнеса.
А это значит, что ведя постоянный мониторинг, внимательное изучение и анализ конъюнктуры рынка вы будете легко ориентироваться и понимать как экономика в целом, государство и общество, а с ними ⎯ производство и торговля, особенно в вашей нише, влияют на состояние рынка, на его колебания и тенденции будущего развития.
Что такое конъюнктура рынка?
Следовательно, сможете ясно и своевременно понять какие меры следует предпринять, чтобы ваше торговое предложение было конкурентно и максимально близко́ к нуждам потребителей, полнее удовлетворяло покупательский спрос, а вы смогли более рационально и эффективно использовать все имеющиеся у вас возможности.
Первоисточник для изучения рыночной конъюнктуры ⎯ теория цикличного развития экономики
Этот постулат нужно рассматривать как принципиальный подход к изучению конъюнктуры глобальных рынков, потому что мировая экономическая наука давно пришла к выводу, что цикличность — это форма развития как национальных экономик, так и мирового хозяйства как единого целого и это движение от одного макроэкономического равновесия к другому.
Современная теория популяризирует 4-хфазовую модель цикла активности экономической сферы. Каждая фаза играет в развертывании цикла свою роль, подготавливая условия и предпосылки для перехода его в следующую фазу:
Источник: dzen.ru
Конъюнктура простыми словами — это не сложно: доступное объяснение
Что такое конъюнктура и как это понятие объяснить простыми словами? Это создавшееся положение, обстановка в какой-либо области общественной жизни, конкретная ситуация, сложившаяся в процессе ее изменения. Она бывает вызвана совокупностью условий, взаимосвязей и определенным стечением обстоятельств, действующих длительное время и способных влиять на решение какого-либо дела, вопроса и тому подобное.
Понятие «конъюнктура» возникло еще в Древнем Риме. Если говорить простыми словами, конъюнктура – это «описание ситуации, сочетание разнообразных вещей». Термин происходит от средневекового латинского conjunctura и от латинского conjungo – «связываю», «соединяю».
Что такое конъюнктурность
Конъюнктурность – это понятие в социально-политических науках довольно новое. Чаще всего его используют в негативном значении для определения процессов «подстройки» под конкретную ситуацию в политике или экономике. Однако детального научного изучения этого термина еще нет.
Следовательно, можно сделать вывод об отсутствии четкого и однозначного определения понятия конъюнктурность, чем обуславливается актуальность исследования процесса становления понятия и толкования данной категории в современном понимании.
Попытаемся объяснить оба термина простыми словами. Конъюнктура – это итог формирования неких процессов, а конъюнктурность — сценарий, сложившийся в результате этих процессов.
Виды конъюнктуры
Конъюнктура делится на три основных вида: экономическую, мировую (международная) и политическую. Структура конъюнктуры – это три основных ответвления, которые тесно связаны и взаимно дополняются. Структурно взаимодействия видов конъюнктуры можно изобразить в виде треугольника, на вершине которого будет международная конъюнктура, влияющая равнозначно и на политику, и на экономику.
Что такое экономическая конъюнктура? Говоря простыми словами, это сложившаяся ситуация на рынке, поэтому ее часто называют рыночной. Она, в свою очередь, делится на несколько видов, определяемых исходя из географических особенностей, специфики товаров и временных периодов.
Впервые в экономике термин «конъюнктура» появился еще в XVII веке благодаря экономисту Адольфу Вагнеру.
Факторы формирования конъюнктурности
Среди факторов формирования конъюнктуры выделяют постоянные и переменные. К постоянным относятся:
- культурное и нравственное развитие общества;
- уровень маргинальности;
- степень обеспечения материальными благами и ресурсами;
- научно-технический прогресс.
К переменным факторам, которые являются важными в определенной ситуации, относятся:
- международные и внутриполитические кризисы;
- спекулятивные факторы;
- социальные конфликты (забастовки, бойкоты и т. д);
- чрезвычайная обстановка и тому подобное.
Формирование конъюнктуры – это очень переменчивый процесс. Условия обусловлены ее типологией. Их также можно разделить на экономические, социально-политические и международные. Однако существует и сущностное условие формирования конъюнктуры – это исторический путь и исторические закономерности развития субъекта. Эти условия касаются всех сфер жизнедеятельности общества.
Примеры проявления конъюнктуры
Выше мы дали толкование термина простыми словами. Примеры конъюнктуры – это результаты грамотного применения соотношения между спросом и предложением. Рыночная конъюнктура проявляется в стратегии продвижения товаров в разные периоды времени.
Выпуская на рынок свой новый продукт, предприниматель изучит конъюнктуру — то есть проанализирует спрос на товар, уровень насыщения рынка, цены, долю предприятий в данном секторе экономике. Так, на сегодняшний момент выгодно открывать стартап в области цифровых технологий, а именно — в виде разработки мобильных приложений, например.
В искусстве конъюнктурным называют то произведение, которое создается в первую очередь с учетом запросов и настроений в обществе, а не предпочтений автора, который пытается угодить в своем тексте политическому режиму с целью повысить лояльность правительства к своей персоне. Например, в советские годы талантливые писатели вынуждены были писать производственные романы (Ф. Гладков «Цемент», Ю Крымов «Танкер «Дербент» и другие).
Подводя итоги
Говоря простыми словами, конъюнктура – это выражение процессов в отрасли, определенных отражением и динамикой экономики и мировой политики. А поскольку ситуация в политике и экономике является динамично развивающейся, то и конъюнктура отражает эти тенденции, противоречия и закономерности. Если пояснять простыми словами, конъюнктура – это отражение в обществе важных и ситуативных событий, которые определяют их развитие в будущем.
Источник: fin-az.ru
Конъюнктура это. Сущность понятия. Анализ рыночной конъюнктуры
В области маркетинговых исследований одним из распространенных способов является анализ рыночной конъюнктуры. Кроме того, подобные изыскания являются актуальными как для макроэкономики, так и для микроэкономики. Оценивая результаты такого анализа, руководство предприятия принимает краткосрочные и долгосрочные решения.
Рыночная конъюнктура — это экономическая обстановка, которая сложилась на рынке в данное время или в течение определенного промежутка под влиянием совокупности обстоятельств. Более подробно это явление будет рассмотрено в данном материале. Читатели получат возможность узнать о методах анализа конъюнктуры и его целях.
Сущность понятия
Еще под конъюнктурой принято понимать комплекс критериев, которые формируют ситуацию. Он включает в себя ряд факторов. В первую очередь необходимо выделить степень сбалансированности рынка. В данном случае речь идет о соотношении предложения и спроса. Кроме того, конъюнктура — это и тенденции развития.
Они могут быть сформировавшимися или изменившимися.
Также конъюнктуру характеризует уровень стабильности или переменчивости основных рыночных параметров, объемы операций на рынке, уровень деловой активности, величина коммерческих рисков, степень конкуренции. А также позиция рынка на определенном этапе сезонного или экономического цикла.
Цель оценки
Каждое новое соглашение предусматривает проведение анализа конъюнктуры рынка. Эти мероприятия предусматривают наблюдения за обстановкой, сложившейся в той или иной отрасли. Такой подход позволяет своевременно фиксировать происходящие изменения. Кроме того, анализ конъюнктуры рынка дает возможность осуществить долгосрочный прогноз относительно возможных тенденций в его развитии. В свою очередь формирование такого сценария позволяет поставить перед предприятием актуальные цели, выработать стратегию поведения и спланировать деятельность организации на определенный период времени.
Следует отметить, что наиболее важным изучение изменений конъюнктуры рынка является тогда, когда предприятие планирует приступить к разработке, производству и выводу на рынок новой продукции.
Особенности анализа
Необходимо подчеркнуть, что при работе над новыми товарами и услугами целесообразно провести ряд исследований, которые позволят сделать анализ более объективным и достоверным. В первую очередь следует обратить внимание на общую экономическую ситуацию в стране, проанализировать темпы роста или, наоборот, падения доходов граждан. Кроме того, большое значение имеет положение дел в отдельных отраслях народного хозяйства, а также обстановка на конкретных товарных рынках. Также следует проанализировать факторы, которые способны оказать влияние на стремительное изменение объема реализации той или иной продукции, баланс внешней торговли, стоимость товаров и услуг и другие показатели.
Среди важных факторов, влияющих на рыночную конъюнктуру в разных областях народного хозяйства, выделяются такие, как текущие политические и внешнеэкономические условия, научно-технический прогресс, степень монополизации отраслей экономики. А также уровень государственного регулирования экономических отношений, инфляцию, девальвацию, положение дел в правовой и судебной сферах.
Методы исследования
Как видно, рыночная конъюнктура — это сложный феномен, который к тому же подвержен быстрым изменениям. Данное явление является следствием симбиоза множества единичных компонентов и событий, изменение которых подчинено законам вероятности. Для оценки конъюнктуры используется определенный набор количественных и качественных характеристик, которые можно изучить и проанализировать.
Какие средства применяются для изучения этого явления? Статистические методы сбора и анализа данных об обстановке на рынке, а также экономико-математические приемы. Кроме того, широко используются средства теории вероятности и математической статистики. Использование подобных методов при исследовании рыночной конъюнктуры — это возможность для предприятий и организаций осуществить анализ текущего положения на различных рынках и, кроме того, определить сценарий, по которому те будут развиваться в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Источник: businessman.ru