Белорусский покупатель не избалован крафтовой продукцией и мало что о ней знает. Если провести опрос по данной теме, то большинство ответов сведутся к пиву. Даже по запросу «крафтовый мед» в Google все равно получаем сайты российских производителей и опять-таки пива. Кроме пивоварен, о которых мы подробнее расскажем в следующей статье, примеры производств у нас единичные.
Среди самых известных – «Сырная лавка» в Славгороде, дивный кофе в Интернет-магазине roast.by (аг. Черноградь), ароматный хлеб и выпечка в минских пекарнях Boulangerie, Brioche Paris, «Мулин» и «Бэйкери дю cолей».
Правда, пару лет назад в моду вошли еще крафтовые бургеры. Тон рынку задал, естественно, McDonald`s в США, но волна быстро докатилась до Москвы, где, как грибы после дождя, начали расти бургерные. Да, Тимати явно в тренде. Дать четкое определение этому продукту сложно. Но чаще всего такую пищу позиционируют как состоящую из натурального качественного мяса и, в общем, только свежих ингредиентов, а также сдобренную соусами собственного производства.
Что такое крафтовое пиво? | БИЗНЕС-ПЛАН
Но это на наших просторах. Западный рынок уже насыщен крафтом, живет им, дышит. Продукции – масса: от шампуней до мяса. Соответственно, развито и поставлено все: сайты для продажи, логистика, локации. Рынок разделен и забит под завязку.
А это часто означает, что год-другой – и модная тенденция накроет нас.
Крафтовое (о)сознание
Что же такое крафт? Это философия, некий особый стиль и дух производства. Представьте, что ваша семья ждет очень дорогих и близких людей в гости. Домочадцы со счастливыми глазами суетятся, отбирают лучшие продукты, ищут самые достойные рецепты, чтобы было вкусно, чтобы порадовать.
Все действуют сообща: вместе колдуют на кухне, думают, как лучше приготовить, подать, удивить… Создание крафта предполагает эту теплую домашнюю атмосферу общности, артельности и любви к тому, что вы делаете и для кого делаете. Это штучно, декоративно и недаром слово «крафт» противопоставляется масс-маркету, ширпотребу, то есть всему тому, что производится большими объемами и рассчитано на массового потребителя.
Крафтовый бизнес. Как заработать, сидя дома. Как открыть свое дело
Крафтовое производство предполагает малотиражность – выпуск продукции ограниченными, малыми партиями. Таким образом, можно лучше проконтролировать и обеспечить высочайший уровень качества. Поскольку слово происходит от английского craft («ремесленничество», «ручной труд»), то предполагается наличие разработанных под продукт рецептур и минимум автоматизации процесса.
Как часть составного целого в понятие крафта входит строгий отбор компонентов продукта – натуральных, экологичных, а также обеспечение условий для выращивания таковых. Например, фермер выращивает свою продукцию на «чистой» земле без применения вредных добавок, гормонов, ускорителей роста и т. д. Все это требует вложения средств, и немалых. В общем, в данном случае также применимо пресловутое правило: хорошая работа – это не дешево, а дешевая работа – это не хорошо!
Крафтовую продукцию не принято продавать в супермаркетах. Места ее реализации – лавки, пекарни, собственные магазинчики. Так, например, американская компания Micklethwait Craft Meats производит мясо и продает его в небольших стилизованных трейлерах.
Этикетки для крафта
Поскольку у крафта все в порядке с философией и позиционированием на рынке, то и требования к этикеткам предъявляются соответствующие. Многое зависит от того, какой аспект выдвигается на первый план.
Если в первую очередь бренду важно подчеркнуть:
Семейность, домашний бизнес
В таком случае предпочитаем этикетки в стиле ретро либо с применением «дедовских» шрифтов. Разрешено использовать гравюры, украшать этикетку различными виньетками. Печатают ее на искусственно состаренной бумаге либо с соответствующей текстурой. На этикетку имеет смысл вынести текстовки вроде «по старинным рецептам», «из домашних погребов», «от семейной династии». Иногда делают ставку на местность, в которой располагается производство.
Ручной труд
Дерзко и даже в чем-то нарочито, напоказ используется стилизация под ручную работу. Здесь все должно просто кричать нам: производство настолько не автоматизированное и до такой степени крафтовое, что взяли кусок бумаги, налепили на «свежеиспеченный» товар и по-быстрому записали от руки основные данные.
А если на этикетке есть рисунок – значит, работнику было нечем заняться, и вот он решил «размалевать» ее, как умел. Серьезных навыков художника, мастерства высшей школы здесь не требуется. Наоборот: чем проще, тем лучше. Но позитив и озорство в отображении обычно приветствуются!
Натуральность ингредиентов
Сразу же стоит озаботиться материалом для этикеток. Забудьте о пленке и выбирайте натуральные материалы вроде бумаги и дерева. Если при этом этикетка сохраняет характерную текстуру – значит, вы в тренде. На этикетках крафтовой пищи и напитков не стоит писать общие фразы типа «100% пользы», «эко», «только натуральные ингредиенты» и подобное, поскольку этим уже стали злоупотреблять, и покупатели утратили веру в правдивость красивых слов. Лучше указать специфику производства: например, написать «свежевыжатый» для соков, первого отжима – для оливкового масла, «только из-под коровы» – для молока и т. п.
Также на западных рынках принято делать проще и нагляднее – выносить на передний план состав продукта. Его можно заключить в рамку или окружить узором, выделить цветом или игрой шрифтов – главное, чтобы он бросался в глаза. А упаковать все стоит в крафтовый картон, конечно же.
Уникальность, особенность продукта
Здесь дизайнер имеет полное право разгуляться, дать простор своей фантазии. Широкий спектр материалов, функциональность этикеток, богатство тематики и иллюстраций, применение самых современных технологий печати и it-сферы – все это приветствуется в крафте. Оригинальные рисунки, насыщенность цветов и любовь к золоту характерны для данного варианта.
Нам удалось обнаружить линейку крафтового пива, посвященного биткоинам. В ногу со временем, так сказать.
Особенно много внимания уделяется фотографиям или рисункам. Их принято выполнять в определенном стиле искусства – стимпанк, ретро, романтизм, готика и т. д. Можно разработать образы героев и поместить на этикетку приключения с ними.
Предложение от «Флекс-н-ролл»
Где еще печатать самоклеящиеся этикетки на крафтовую продукцию, как не в типографии «Флекс-н-ролл»?! Наша компания – тоже производственная: мы не просто осуществляем печать на сырье, мы производим сами этикетки. Потому мы понимаем наших заказчиков и с удовольствием оказываем все необходимые консультации. Высокое качество, применение новых технологий, богатая декоративная отделка и возможность индивидуальных предложений под заказ – оригинальные этикетки, напечатанные у нас, станут достойным гармоничным представлением вашей уникальной продукции. Свяжитесь с нами – сделайте запрос расчета стоимости этикетки или заказ обратного звонка.
Источник: flex-n-roll.com
Что такое крафтовый бизнес
Когда бренд на российском крафтовом рынке можно признать успешным? Из чего складывается этот статус — узнаваемость, рейтинги, наличие собственных заведений, выход в торговые сети? Вопросов на этот счет накопилось множество. Мы собрали их все и обсудили, что такое успешный крафтовый бренд в России с совладельцем пивоварни Zagovor Brewery Александром Мальцевым, главным пивоваром Lux In Tenebris Михаилом Пахаловым и руководителем отдела маркетинга Brewlok Brewery Ильей Гордеевым.
Евгений Яковлев
1 декабря 2021 г. 19:00
Поделиться
Главные критерии
Для начала стоит определиться с критериями успешного бренда на крафтовом рынке. В случае с крафтом не получится свести их только к объемам продаж — даже если брать чисто финансовую сторону, здесь можно рассматривать, например, еще и наличие брендовых заведений или доступ к масштабной розничной дистрибуции в сетях. А если не ограничиваться исключительно коммерческим успехом, то безусловно стоит говорить о важности восприятии бренда потребителем, которое выражается в том числе и в строчке рейтинга, и в отзывах в известном приложении. Каждый из наших спикеров поделился своими мыслями на счет того, что определяет успешность крафтового бренда.
Александр Мальцев из Zagovor Brewery считает, что хороший, качественный продукт, который нравится людям — более значимый критерий успешности, чем финансовые показатели:
—Мы говорим о крафтовом рынке, который является также некой субкультурой, и тут главный критерий это сам продукт.
Александр Мальцев
Михаил Пахалов из Lux In Tenebris назвал в качестве основного критерия успешности крафтового бренда привлекательность для стороннего инвестора.
— Продажи могут быть скромными, узнаваемость может быть в рамках ограниченной аудитории, но при этом бренд может быть оценен высоко как вложение, — добавил главный пивовар Lux In Tenebris.
Михаил Пахалов
Илья Гордеев из Brewlok Brewery заметил, что для владельца пивоварни и для потребителя критерии успешности могут серьезно отличаться. В условиях российского рынка руководитель отдела маркетинга Brewlok видит отчетливым показателем успеха переход пивоварни с контракта на собственные мощности.
— Это сразу говорит о том, что объемы продаж растут, бренд нашел своего покупателя и есть задел на новые каналы продаж. Такая, классическая история, где герой «андердог», как это сейчас модно называть, — уточнил Илья Гордеев.
Илья Гордеев
Успех в России и в США
Так или иначе, американский крафтовый рынок остается самым крупным в мире и является моделью, по которой развивается отрасль в других местах. Естественно, с некоторыми оговорками и учетом ситуации в той или иной стране. Для более ясного представления о том, чем определяется успешность крафтового бренда, мы узнали, отличаются ли ее критерии в России и США.
По мнению Александра Мальцева, критерии оценки успешности бренда схожи, но необходимо учитывать некоторую специфику.
— В Америке бренд больше привязан к своей местности — штату, городу, — чем у нас. Критерии похожи, конечно же, просто они измеряются не в рамках страны, а в рамках штата, из которого родом пивоварня.
Илья Гордеев также подчеркнул, что упор на локальную дистрибуцию у многих американских пивоварен играет важную роль и в этом состоит серьезное отличие от российского рынка — в каждом штате представлены в основном местные бренды, которые конкурируют между собой. В России такой жесткой привязки к месту не наблюдается и в каждой точке доступна продукция из всех регионов страны.
— У нас любая крафтовая пивоварня конкурирует со всеми сразу. Да, кто-то скажет, что в США более 6 000 пивоварен, но попробуйте купить Monkish за пределами Калифорнии. Это задача для гиков, — считает руководитель отдела маркетинга Brewlok.
По собственному опыту общения с американскими пивоварами, Илья отметил, что они говорят о тех же проблемах, что и российские. Критерии успеха бренда, в сущности те же, но свою роль играет покупательская способность населения:
— Стать успешным в условном Спрингфилде тебе проще, там есть кому покупать твое пиво.
Михаил Пахалов отметил безусловные различия в масштабах и развитости рынков, но заметил, что при прочих равных критерии можно назвать общими. В качестве примера Михаил привел покупки малых пивоварен крупными производителями, которые становятся актуальной темой и в России.
В самом начале было сказано, что объемы производства и соответственно продаж не являются для крафтового бренда в России единственным показателем успеха. Тем не менее, остается актуальным вопрос: должен ли успешный крафтовый бренд непременно наращивать мощности или же может комфортно существовать в выбранной изначально нише?
Илья Гордеев отметил, что в условиях нашего рынка «выжить — это уже часть успеха». По мнению руководителя отдела маркетинга Brewlok, в вопросе объемов проявляется еще одно существенное различие американского и российского рынков:
— В США некотором пивоварням удается оставаться на одном объёме, это их осознанный выбор. Они создают ажиотаж и могут позволить себе высокую добавочную стоимость бренда. Хороший пример — Tree House Brewing, с их очередями за новым релизом.
В то же время, для роста крафтового бренда в России необходимо расширение дистрибуции и привлечение новых покупателей.
— Нет еще столько фанатов сауэр элей чтоб они держали на плаву пивоварню, выпускающую только кисляки. Каждая пивоварня в России диверсифицирует свой портфель, осознанно или нет, чтобы оставаться на рынке, — подчеркнул Илья.
Александр Мальцев отметил, что увеличение объемов и продаж логичным образом показывают успешность пивоварни, но далеко не каждый успешный бренд стремится наращивать свои объемы.
— Успешный бренд может построить человек, для которого это вообще параллельное хобби, а не основная деятельность, и увеличения объемов он может не хотеть. Такие случаи есть, — поделился мнением совладелец Zagovor Brewery.
Михаил Пахалов также считает, что вопрос роста объемов решается в зависит от целей и стратегии.
— Нишевый продукт может быть так же успешен, как и массовый, — резюмировал Михаил.
Lux In Tenebris
Значение грамотного маркетинга для строительства успешного бренда не переоценить. Помимо очевидных аккаунтов в социальных сетях, крафтовая индустрия предполагает другие интересные варианты продвижения — презентации, коллаборации. Остается вопрос о том, какая именно модель будет способствовать успешности бренда, а не вызовет негатив у потребителей.
Александр Мальцев отметил, что в первую очередь маркетинговая стратегия крафтовой пивоварни не должна быть навязчивой, так как это один из моментов, который и отличает крафтовый рынок от рынка ритейла. Также Александр подчеркнул, что в крафте «никакой маркетинг не вытянет плохой продукт». Совладелец Zagovor Brewery отводит маркетингу задачу скорее информационного канала, чем ключевого инструмента для продвижения бренда.
Zagovor Brewery
— Важен маркетинг в целом, так как это соревнование – кто первый донесет информацию о своем продукте до потребителя. Ставка так или иначе делается на определенное маркетинговое направление, но пренебрегать другими способами полностью нельзя: слишком быстро все меняется и есть риск упустить момент, — высказал свою позицию Михаил Пахалов.
Илья Гордеев считает, что успешность бренда может обеспечена разными маркетинговыми моделями:
— Посмотрите на AF Brew, Brewlok, Jaws. Каждый пришел к своей успешности своим методом. Одни вложились в качество и доступную цену. Другие очень плотно работают с локальными сообществами и за счет этого получают известность.
При этом Илья отметил, что есть общий принцип, основополагающий для любой стратегии маркетинга — выбрать сильную сторону пивоварни и прокачивать ее:
— Создали уникальный рецепт пива? Отлично, сделайте так, чтобы каждый узнал об этом и верил, что оно обязательно к дегустации. Если у вас есть харизматичный пивовар, то организуйте турне по России с презентациями для дистрибьюторов и гостей баров.
Личность и бренд
Продолжая тему харизматичных личностей в крафтовой индустрии, перейдем к вопросу о том, должно ли быть у успешного бренда в прямом смысле человеческое лицо. Можно вспомнить Сэма Каладжионе из Dogfish Head, Джеймс Уотта и Мартина Дики из Brewdog — не будет преувеличением сказать, что публичность этих фигур в немалой степени поспособствовала росту популярности их брендов. Российская крафтовая сцена также не лишена ярких личностей, интервью со многими из которых представлены на нашем ресурсе. И все-таки мы решили уточнить, является ли такая открытость непременным фактором или же бренд может быть успешен и в случае, если создатели не покидают режим инкогнито.
Александр Мальцев в первую очередь отметил, что строить весь маркетинг бренда вокруг личности сложнее, так как есть опасность «скатиться в пошлость и графоманию». По мнению совладельца Zagovor Brewery, само влияние такой персонифицированной модели на успешность бренда оценить трудно — исследований на тему того, дает ли такой подход какие-либо преимущества, скорее всего не проводилось. Таким образом, стратегия остается на усмотрение пивоварни — хватает примеров брендов и с той, и с другой моделью.
По мнению Михаила Пахалова, в идеале крафтовый бренд должен иметь свое лицо или лица. В глазах потребителя это добавляет больше доверия к продукту — «я знаю, кто это сварил». Тем не менее, маркетинг пивоварни не должен сводиться только к личному бренду основателя, главного пивовара или кого-либо еще — бренд компании должен представлять собой отдельную сущность.
Илья Гордеев считает, что стремиться к открытости крайне важно:
— Я все еще верю и надеюсь, что крафтовое пиво это про людей и ремесленный подход к делу. Понимаю, тяжело. В России мы как-то более замкнуты в себе. Однако стоит меняться.
Как отметил Илья, определенные подвижки в этом отношении произошли на фоне непростой ситуации с ковидом. Тогда многие основатели пивоварен лично общались с аудиторией и призывали к поддержке индустрии. Но со стабилизацией ситуации «пивовары опять ушли в подполье».
Уже упоминавшаяся покупка небольших пивоварен крупными корпорациями — тема неизменно животрепещущая. Мнения на этот счет могут быть разными, но примеров таких брендов более чем достаточно. Навскидку можно назвать хорошо известные Dogfish Head, Firestone Walker, Founders. В России такие истории пока еще не так распространены и отметить в этом плане можно недавнюю сделку Hoppy Union с Konix Brewery. Логичным образом возникает вопрос о влиянии продажи бренда на его успешность.
Александр Мальцев отметил, что обычно люди продают свой бизнес по собственному желанию, в крайне редких случаях — по нужде, поэтому для владельцев пивоварни такая сделка в любом случае будет успехом. Дальнейшее развитие уже будет зависеть от новых владельцев — бренд вполне может быть сохранен в изначальном виде. Бывают случаи и с другим сценарием — когда путем покупки попросту «хоронят» конкурента, но совладелец Zagovor Brewery отметил, что не помнит таких кейсов на крафтовом рынке.
Михаил Пахалов полагает, что бренд претерпит некоторые изменения при переходе к другим владельцам, но какого они будут характера — зависит только от самого руководства. Бренд может быть перестроен во что-то иное, закрыт или же остаться нетронутым за исключением оптимизации каких-либо бизнес-процессов. По мнению главного пивовара Lux In Tenebris, успех в этом случае измеряется улучшением благосостояния бывших владельцев пивоварни.
По мнению Ильи Гордеева, если цель владельцев продать пивоварню, то ее продажа это, естественно, успех. Также в том случае, если пивоварня требует огромных расходов, с которыми тяжело справляться ее основателям, продажа долей с целью привлечения инвестиций является успехом. Руководитель отдела маркетинга Brewlok отметил, что в России под продажей пивоварни зачастую понимают ее полный переход под контроль новых владельцев, что не всегда так:
— Может быть, продали только долю в 5%. Или продали права на эксклюзивные продажи. Есть разные варианты.
Ситуация сейчас
И напоследок мы выяснили мнение наших спикеров о том, как обстоят дела с успешными брендами на российском рынке сегодня.
— С развитием рынка и старые бренды крепнут, и появляются новые сразу сильные. Все зависит от рыночной конъюнктуры. Будем надеяться, что будет еще больше сильных и ярких брендов, так как это показатель здорового рынка, — поделился мнением Александр Мальцев.
Михаил Пахалов считает, что сильных брендов пока мало, но есть достаточно много перспективных.
— Многим не хватает инвестиций, чтобы выйти на новый уровень, но чтобы их привлечь, нужно самостоятельно добиться успеха на непростом и не слишком развитом рынке, а это порой сверхзадача, — обозначил актуальные проблемы главный пивовар Lux In Tenebris.
Илья Гордеев также видит достаточно много перспективных брендов, развитию которых мешают разные факторы — отсутствие финансирования, грамотного менеджмента или своего производства. Тем не менее, руководитель отдела маркетинга Brewlok видит поводы для оптимизма в этом плане:
— У нас много брендов с возможностью роста. Думаю, что в каждом городе с населением от 500 тысяч человек уже будет минимум по одному проекту. Я говорю это как маркетолог, иногда видишь пивоварню и думаешь: как было бы круто, сделай они вот это и вот ещё это. Они б точно «выстрелили». И я желаю им всем успехов в наступающем году!
Источник: craftdepot.ru
Бизнес идея: Крафтовый бар
Крафтовое пиво постепенно захватывает российские бары, но мало кто может объяснить, чем оно отличается от обычного. Это качественное пиво с характером и смыслом, сваренное не предпринимателем, а пивоваром по традиционному рецепту.
Напиток стал настолько популярен, что составляет серьезную конкуренцию классическим сортам пива.
Растущий спрос на особое пиво вызывает желание даже у самых далеких от коммерции людей открыть свое дело. Почему? Это перспективный бизнес, который впечатляет процентами дохода и имеет короткий срок окупаемости.
Практически каждый мужчина стремится реализовать свои способности в жизни, обеспечить семье достойную жизнь, добиться признания в обществе. Наемная работа хоть и приносит стабильный доход, но это определенная потеря свободы выбора.
Открыть собственный крафтовый бар — один из способов достичь своих целей.
Здесь не будет иметь значение образование, возраст и другие стандартные требования. Личностные качества — главный приоритет успешного бизнеса.
Открытие заведения может стать не только удачным вложением, но и местом души, где весело будет провести время с близкими.
С чего начать.
Если вы новичок или нет базовых знаний в области предпринимательства, то расстраиваться рано, ведь быть владельцем бара может каждый, кто с трепетом относится к культуре крафта! Единственное, что требуется — ответственный и серьезный подход к ведению бизнеса.
Несмотря на растущую популярность крафтовой культуры в России, стать владельцем бара все ещё остаётся доступным для многих. Так, например, чтобы открыть небольшой бар-магазин, вам понадобится около 1.2 млн. рублей.
Таким образом, крафтовое пивоварение ещё не один год будет проживать бурный рост, поэтому сейчас самое время задуматься над бизнесом в этой области. Все потому, что у людей есть желание открыть новые грани любимого напитка и проводить время с близкими в уютных и непохожих на другие заведениях.
Источник: www.beboss.ru