В Кыргызстане малый и средний бизнес ориентирован в основном внутрь страны, а емкость рынка ограничена. Так экономист Рустам Нурматов прокомментировал Vesti.kg данные Нацстаткома, согласно которым малый и средний бизнес в 2017—-2021 годах обеспечивал почти 43% ВВП, но при этом количество предприятий постоянно росло.
— Мысленно можно поделить сто долларов между 10, 20, 30 людьми, с нашим рынком всё происходит аналогично, — объяснил эксперт. — Вообще рост числа предпринимателей — это хороший тренд, население само по себе решает проблему безработицы.
В то же время Нурматов отмечает и проблему данной ситуации.
— При постоянной ёмкости рынка бизнес начинает мельчать, — сетует экономист. — Чтобы это изменить, необходимо принять концепцию поддержки экспортно-ориентированных предприятий. Такая практика есть уже и в Казахстане , и в Узбекистане .
Далее эксперт указал, как могла бы работать такая поддержка.
— К примеру, экспортным предприятиям, которые продают, скажем, 75% своей продукции за рубеж, можно возвращать налог на прибыль, — рассказал Нурматов . — Естественно, не в форме наличных, но в виде инвестиций. Это поможет развить предприятия в Кыргызстане , что повлечет за собой рост благосостояния и ВВП. Это поможет также увеличить доходы малых и средних предприятий.
Как начать бизнес с 10 тыс. сом?
Поясним, Нацстатком опубликовал данные по малому и среднему бизнесу Кыргызстана , исходя из которых подобные предприятия с 2017 по 2021 год генерировали от 41 до 43% ВВП. При этом количество данных предприятий постоянно росло.
Источник: news.myseldon.com
Миллион рабочих мест и поддержка регионов. Что из себя представляет МСБ Кыргызстана
Малые и средние предприятия в Кыргызстане вместе с индивидуальными предпринимателями создают почти 1 млн рабочих мест в стране и формируют почти 30% ВВП КР, что говорит о невероятной важности предпринимательства и индивидуальной занятости. Более того, в отдельных областях МСБ формируют до 47% валового дохода по реальному сектору экономики.
Что на сегодня из себя представляет сектор МСБ Кыргызстана в количественном и денежном выражении и какие данные говорят о важности их поддержки, проанализировал Economist.kg.
Число МСБ и региональный дисбаланс
По данным статистики Нацстаткома, по итогам I полугодия 2022 года в Кыргызстане насчитывалось 12.5 тысячи малых и средних предприятий, в том числе 11.8 тысячи малых предприятий и 718 средних компаний. За год количество субъектов МСБ выросло на 3.9%.
В региональном распределении имеется сильный дисбаланс, поскольку в Бишкеке сосредоточены 62% всех малых и средних предприятий страны (7.8 тысячи).
На втором месте по количество субъектов МСБ находится Чуйская область (1 562 предприятий), на третьем месте находится Ош с 830 малыми и средними предприятиями. В остальных областях страны число малых и средних предприятий варьируется от 288 до 549, что чрезвычайно мало в сравнении с Бишкеком.
Бизнес Идеи 2022 в Кыргызстане / Топ 10 Как открыть свой бизнес / БАЛКОНСКИЙ
МСБ и ИП обеспечивают почти 1 млн рабочих мест
Чрезвычайную важность МСБ для Кыргызстана демонстрирует такой показатель, как количество создаваемых рабочих мест. На І полугодие текущего года, только субъекты малого и среднего предпринимательства обеспечивают занятостью свыше полумиллиона кыргызстанцев – 519.6 тысячи человек.
Однако помимо субъектов МСБ есть еще более самостоятельный вид занятых – это индивидуальные предприниматели. Их количество почти сопоставимо со всеми работающими в секторе МСБ – 438 тысяч человек.
Таким образом малые и средние предприятия вместе с индивидуальными предпринимателями обеспечивают почти миллион рабочих мест в Кыргызстане – 957.6 тысячи. И это учитывая то, что в Кыргызстане насчитывается всего порядка 2.5 млн занятых.
Хорошие показатели в том, что число занятых в малых и средних предприятиях и в секторе индивидуальных предпринимателей растет. За год рост занятых в МСБ-секторе составил 2.4%, в секторе индивидуальных предпринимателей – 2.9%.
Большая значимость МСБ для регионов
Малые и средние предприятия Кыргызстана обеспечивают не только рабочие места, но рост экономики в целом. В первом полугодии 2022 года субъекты МСБ заработали совокупно 85 млрд 715.3 млн сомов, что на 24% или 16.6 млрд сомов больше, чем годом ранее.
Наибольший объем выручки МСБ сосредоточен в Бишкеке – столичные предприниматели заработали 49 млрд сомов или 57% от всего объема выручки МСБ по Кыргызстану. На втором месте по доходам субъекты МСБ из Чуйской области (19.6 млрд сомов), на третьем месте находятся предприниматели Джалал-Абадской области, заработавшие 6.1 млрд сомов.
Меньше всего МСБ заработали в Баткенской (746 млн сомов) и Таласской (861 млн сомов) областях.
Важно отметить тот момент, что в отдельных областях МСБ формируют до 40% валового дохода областей по реальному сектору экономики.
Так, в большинстве регионов выручка (валовой доход) субъектов МСБ от реализации продукции, товаров, работ, услуг составляет 40-47% к общему объему валового дохода областей по реальному сектору экономики.
Как видно из графика, существенный доход реальному сектору экономики субъекты МСБ приносят в Баткенской и Нарынской областях, а также в Оше.
Эти данные говорят о большой значимости малого и среднего предпринимательства для регионов.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы первыми узнавать о самых важных событиях экономики и бизнеса в Кыргызстане.
Источник: economist.kg
Малый бизнес в Кыргызской Республике
Целью данного исследования было определение основных проблем, мешающих развитию предпринимательства.
Исходя из данной цели, были выдвинуты следующие задачи:
• Выявить проблемы и препятствия развитию предпринимательства;
• Исследовать мнение предпринимателей о дерегулировании государственных полномочий в предпринимательской деятельности.
Работа состоит из 1 файл
Для точности картины, учитывая расходы ресурсов, необходимо помнить о налогах и вынужденных платежах, которые следует вносить в государственную казну. Эти затраты можно приплюсовать к MF, хотя они и не связаны непосредственно с приобретением факторов предпринимательства.
Налоги следует рассматривать как оплату предпринимателем права на осуществление своей деятельности и отчасти плату за пользование «бесплатными» природными ресурсами, которые общество предоставляет предпринимателю. Налоги – это и плата за государственные услуги по управлению бизнесом.
Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность действий предпринимателя, проводимых последовательно либо параллельно в течение всего периода от начала до завершения конкретного дела, от вложения конкретных средств до получения прибыли как конечного результата деятельности.
Такой завершенный цикл предпринимательства принято называть бизнес-операцией или бизнес-сделкой.
Разделение всего процесса предпринимательства на отдельные операции, сделки необходимо бизнесмену для
- Составления программы действий.
- Установления моментов начала и завершения дел.
- Расчета потребных ресурсов.
- Оценки ожидаемого результата.
Такое разделение предпринимательской деятельности целесообразно даже для однородных повторяющихся видов предпринимательства.
Последовательность проведения отдельных действий, составляющих бизнес-операцию, представлена на рис. 2.
- Формирование замысла предполагает формулирование целей и содержания бизнес-операции.
- Планирование операции предполагает более подробное изложение способов ее проведения, чем на этапе формирования замысла.
- Заключение контрактов предполагает установление юридически обоснованных договорных отношений со всеми участниками бизнес-операции.
- Ресурсное обеспечение представляет собой элемент бизнес-операции, с которого обычно начинается практическая реализация предпринимательской операции.
- Производство продукции является основным элементом бизнес-операции, в ходе которой используются ресурсы в соответствии с разработанными планами, договорами и технологиями.
- Реализация продукции является заключительным этапом бизнес-операции и состоит в том, что конечный продукт предпринимательской деятельности доводится до потребителя, в результате чего бизнесмены получают деньги за произведенный продукт, достаточные для покрытия издержек и получения прибыли.
Глава 2. Анализ современного состояния малого предпринимательства в Кыргызской Республике.
2.1 Современное состояние малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республики.
Основу любой рыночной экономики составляет частный сектор, где малые и средние предприятия (МСП) играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблему формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономики в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов[4,Стр.25].
Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики [стр.1]. Для государства и политиков сектор МСП важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социально-экономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны.
Кроме того, для правительства малые и средние предприятия — это значительный источник пополнения государственного бюджета. Ученые макроэкономисты воспринимают данный сектор в контексте комплексных задач системных изменений, происходящих в переходный период: развития частного сектора, реструктуризации и возможности более эффективного распределения и использования ресурсов.
Целевая модель рыночной экономики предполагает, что ее наиболее важные и ценные механизмы будут запушены через конкурентный рынок с его горизонтальными связями между большим числом производителей. Согласно этой модели, такие традиционные функции государства плановой экономики, как создание рабочих мест, определение национальной специализации, улучшение международной конкуренции и т.д., лучше всего выполняются частным сектором, а именно, сектором малого и среднего предпринимательства.
Макроэкономисты рассматривают выполнение этих функций в широком контексте всей экономической системы. При новой организации национальной экономики сектор малых и средних предприятий воспринимается ими как решающая сила, способная стать ценным экономическим стимулом, в частности, через механизм мультипликатора, и содействовать распространению важнейших технологий и упрочению прогрессивных позиций и предпринимательской культуры в обществе.
Восприятия и ожидания самих предпринимателей изменяются с течением времени. Члены бизнес-сообщества (новые предприниматели и те, кто начал свой бизнес раньше, в условиях частичных реформ) приветствуют частный сектор, заменяющий старый стиль, центральную плановую бюрократию и позволяющий им самостоятельно принимать решения, создавать потенциально новые возможности для роста.
Однако чрезмерное налогообложение, государственная бюрократия, вмешательство в их бизнес со стороны и т.д. заставляют их искать убежище в неформальном секторе. После централизованной плановой экономики значительная часть населения республики не приняла данный сектор, считая его труднодоступным и не достаточно надежным для получения стабильного дохода или работы.
На первый взгляд, жесткие правила ведения бизнеса, постоянная неуверенность и риск в сфере малого и среднего бизнеса должны были бы оттолкнуть предпринимателей. Однако он воспринимается ими как серьезная альтернатива старому укладу жизни с его механизмами социальной защиты и определенной системой предоставления гарантий на получение рабочего места.
В настоящее время происходит смешение старых и новых позиций, появляется прогрессивное предпринимательское восприятие, растущее пропорционально достижениям в создании классической рыночной среды. Для Кыргызстана сектор малого и среднего предпринимательства рассматривается как основной катализатор изменений, происходящих в экономике, поскольку он быстрее и полнее учитывает изменения спроса населения на отдельные виды продукции и услуг, весьма мобилен при внедрении новшеств.
Малые предприятия менее капиталоемкие, могут функционировать на основе имеющейся инфраструктуры, эффективно используют региональные трудовые и материальные ресурсы. Цикл «идея — практическое внедрение» занимает у них обычно немного времени.
Нельзя не учитывать и новую объективную тенденцию в экономике развитых капиталистических стран, предпочитающих мелкие производства крупным. На наш взгляд, в настоящее время сочетание предприятий разных размеров улучшит их приспособляемость к современным требованиям хозяйствования, а также ускорит научно-технический прогресс по целому ряду направлений.
Малые формы бизнеса порождают и существенно стимулируют предпринимателей. Сектор малого и среднего бизнеса может стать двигателем экономического развития страны, поскольку более динамично реагирует на рыночные изменения. Гибкость и высокая адаптивная способность при не очень больших затратах — главное преимущество малых предприятий. В Комплексных основах развития Кыргызской Республики до 2011 г. указывается: «Частное предпринимательство, в том числе малый и средний бизнес, будет приоритетной сферой обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности».