Об эффективности продаж говорят два показателя: маржа и наценка. Они очень похожи и их легко спутать. В этой статье сначала поймем, в чем между ними разница, а после — определимся, что именно вам лучше считать: маржу или наценку. Или и то, и другое?
Сразу сделаем небольшой реверанс: говорить дальше будем не про маржу, а про маржинальность. Потому что все говорят «маржа», но это же абсолютный показатель в рублях. Проще измерять ее в процентах, а в процентах — это маржинальность.
Но начнем статью не с маржинальности и не с наценки, а с маржинального дохода. Без него мы с места не сдвинемся.
Маржинальный доход — отправной пункт понимания маржинальности и наценки
Маржинальный доход — прибыль, которая остается после вычета переменных расходов.
Маржинальный доход = Выручка — Переменные расходы
Переменные расходы — те расходы, которые напрямую зависят от объема продаж. Например, чем больше Катя продала картин, тем больше исходников понадобится на сборку — краски, холст и рамку.
Маржа и маржинальность, как считать и на что смотреть.
Маржинальный доход студии живописи при продаже картин
У Кати художественная студия — она рисует картины на заказ. Покупателям она их реализует за 1000 ₽ (выручка), а материалы на их производство (те самые холст и краски) обходятся ей в 200 ₽ (переменный расход).
Маржинальный доход: 1000 ₽ — 200 ₽ = 800 ₽
В маржинальном доходе постоянные расходы не учитываются. Если у Кати на окладе работает охранник, соотнести его зарплату с конкретной сделкой не получится. С бухгалтером, уборщицей, личным водителем та же история.
Не причисляйте к переменным расходам расходы, колеблющиеся во времени. Само определение переменных расходов может ввести в заблуждение — вроде бы сюда должны относиться все расходы, которые меняются от месяца к месяцу. Например, офисные расходы могут увеличиться с 15 до 20 тысяч рублей из-за закупки партии ручек, но от этого расход не становится переменным. Он не влияет на выручку, поэтому он постоянный.
Теперь, когда разобрались с маржинальным доходом, со спокойной душой примемся за наценку и маржинальность. Объясним, что же значат эти показатели. Вдогонку приведем их формулы и рассчитаем на примерах.
Что такое маржинальность
Маржинальность — показатель рентабельности (эффективности) выручки. Он демонстрирует, сколько каждый рубль выручки приносит маржинального дохода. Иными словами, показывает долю прибыли в выручке. Считается так:
Маржинальность = Маржинальный доход / Выручка * 100%
Маржинальность картин
Маржинальный доход Кати при продаже картины — 800 ₽, а выручка — 1000 ₽. Посчитаем маржинальность:
Маржинальность = (800 / 1000) * 100% = 80%
Это значит, что из всех заработанных денег 20% пошли на покрытие переменных расходов.
Маржинальность не может быть больше 100%. Представим странную ситуацию. Вова получил заказ покрасить забор в сиреневый цвет. Оплату в тысячу рублей ему дали вперед.
Как увеличить ПРИБЫЛЬ? Всё, что нужно знать о марже и маржинальности
Вова пришел на место и увидел, что забор и так покрашен. Получается, Вова выполнил работу, не работая. Переменных расходов нет, Вова не тратил своего времени и ничего не покупал.
Маржинальный доход = 1000 — 0 = 1000
Маржинальность = 1000 / 1000 * 100% = 100%
Сработать эффективнее ну просто нельзя. Невозможно маржинального дохода получить больше, чем выручки.
Маржинальность может быть отрицательной. Вова получил новый заказ. Забор в этот раз оказался неокрашенным. Он получил тысячу рублей и пошел покупать краску. Краска обошлась в две тысячи.
Маржинальный доход = 1000 — 2000 = — 1000
Маржинальность = — 1000 / 1000 * 100% = — 100%
Что такое наценка
Наценка — коэффициент надбавки. Она показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.
Наценка = Маржинальный доход / Переменные расходы * 100%
Наценка картин
Катя продает картины по 1 000 ₽. Как мы помним, переменные расходы Кати составляют 200 ₽. Маржинальный доход — все те же 800 ₽. Посчитаем наценку:
Наценка = (800 / 200) * 100% = 400%
Это значит, что добавленная стоимость продукции в четыре раза больше той, которую мы вложили. То есть, маржинальный доход, который получила Катя, в четыре раза больше переменных расходов.
У наценки нет верхнего предела. Костя купил билет лотереи Спортлото за 100 рублей. Косте повезло — его билет оказался счастливым, он выиграл миллион рублей.
Маржинальность = 999 900 / 1 000 000 *100% = 99,99%
Наценка = 999 900 / 100 * 100% = 9999%
А если бы Костя выиграл не миллион, а 15 миллионов, то:
Маржинальность = 14 999 900 / 15 000 000 *100% = 99,999 333 333%
Наценка = 14 999 900 / 100 * 100% = 149 999%
Чувствуете? Маржинальность мечтает прикоснуться к заветным 100%, а наценка гуляет где-то на краю Вселенной.
Наценка может быть отрицательной, но не меньше -100%. Если сработали в минус, наценка становится бесполезной: непонятно, о чем она говорит. Предположим, выручка 500 ₽, а переменные расходы 1000 ₽. Тогда наценка будет -50%. Значит, мы к нашему продукту сделали такую наценку, чтобы работать в минус. Да и мыслить в отрицательных процентах с точки зрения переменных расходов проблематично: сложно соотнести цифры друг с другом.
В чем же принципиальная разница между маржинальностью и наценкой
Посмотрите на эти формулы ↓
Наценка = маржинальность / (100 — маржинальность)
Маржинальность = наценка / (100 + наценка)
Наценку можно вывести из маржинальности, а маржинальность — из наценки. Их пропорции всегда будут одинаковыми. А это значит, что определенному уровню наценки всегда будет соответствовать один и тот же уровень маржинальности:
- Маржинальности 33,3% всегда будет соответствовать наценка 50%
- Маржинальности 50% всегда будет соответствовать наценка 100%
- Маржинальности 80% всегда будет соответствовать наценка 400%
Маржинальность и наценка — об одном и том же. Это два взаимосвязанных понятия. Разница только в подходе. Маржинальность считается по отношению к цене продажи, а наценка к переменных расходам.
«Так, а мне-то что считать: маржинальность или наценку?»
Логичный вопрос: если эти показатели об одном и том же, какой из них выбрать? Наш ответ — маржинальность. Вот несколько причин, по которым мы обычно оцениваем эффективность продаж через маржинальность.
1. Маржинальность проще для восприятия. Маржинальность — про то, как эффективно мы сработали с позиции выручки. Мы отрезаны сверху и не можем сработать эффективнее чем 100%. 100% — это такая цифра-идиллия, к которой мы стремимся.
Как мы убедились выше, наценка может принимать совершенно невероятные коэффициенты: 120%, 450%, 2867%. Нет верхнего предела, и это не укладывается в голове. Легче мыслить в пределах 0−100, чем в 0-заоблачные цифры.
2. При убытках наценка неинформативна и показывает непонятно что. Если мы сработали в убыток, маржинальность показывает, насколько велика беда. А наценка устроена так, что корректна только при работе в плюс.
3. Через маржинальность считаются показатели более высокого порядка. Все рассмотренные примеры выше строились вокруг одного единственного товара. Но при общем анализе гораздо интереснее посмотреть на маржинальность в целом по направлению или по всему бизнесу.
Вы можете посчитать маржинальность всего бизнеса, а использовать наценку для этой цели — ну очень странно. Вы же его не продаете, а хотите узнать эффективность. Маржинальность как раз про эффективность. А раз общее считается через маржинальность, то частное лучше считать через нее. Не запутаетесь лишний раз.
4. Маржинальность используется в подсчете точки безубыточности.
ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность * 100%
Если вы будете считать ТБУ через наценку, то вам придется проделывать дополнительные математические расчеты: выводить из маржинальности наценку. Только смысл усложнять?
Первое письмо уже летит вам на почту. Если не приходит в течение получаса, пишите на [email protected] .
Вы уже забирали эту прелесть. Воспользуйтесь поиском по своей почте, найдете. Если не нашли, то попробуйте с другой почты или напишите на [email protected]
Управленка
Курс по финансам бизнеса, специально для предпринимателей. Два раза в неделю будем присылать письма с уроками — понятными и кайфовыми.
Источник: noboring-finance.ru
Что такое Маржа, Маржинальность и Рентабельность разберемся сегодня в рамках рубрики #учебник
Все три понятия показывают сколько прибыли мы получили, и какова эффективность нашего бизнеса, но, тем не менее, все эти понятия разные.
Начнем с рентабельности : она показывает эффективность использования различных ресурсов — материальных, трудовых, денежных и так далее. Считается она как отношение прибыли к тому, рентабельность чего мы хотим посчитать.
Например, общая рентабельность как рассчитывается [Прибыль]/[Себестоимость]*100%, рентабельность продаж как [Себестоимость]/[Выручка]*100%, а рентабельность инвестиций так же, но делить на сумму вложенных средств. Бывают и другие виды рентабельности: активов, капитала, производства и другие. На них особо не будем заострять внимание, считаются они примерно похоже — меняется только знаменатель. Считать рентабельность можно как всего бизнеса, так и отдельных товаров. Переходим дальше к моржам марже.
Маржа (Маржинальный доход) — это разница между выручкой и переменными затратами. Переменные затраты — это такие затраты, которые прямо зависят от количества выпущенной продукции, например, сырье и материалы, топливо, премия менеджерам, и так далее. То есть, при расчете Маржи нам не важны постоянные расходы (аренда, окладные зарплаты, электричество в офисе и так далее).
Кстати, как правильно посчитать выручку (а это не все поступившие доходы) я писал в прошлый раз . Не путайте маржу с прибылью (про прибыль написано в том же посте, что и про выручку). Например, если вы печёте торты, потратили 600 рублей на ингредиенты, а продали торт за 1000 рублей, то ваша маржа составила 400 рублей. На первый взгляд это хороший результат, а как на самом деле? Это подскажут следующие понятия.
Маржинальность — это, можно сказать, рентабельность маржинального дохода. Вы же помните, что рентабельность это прибыль, деленная на что-то? Суть та же, только в случае с маржинальностью вместо прибыли в числителе стоит маржа, в знаменателе стоит выручка.
Маржинальность показывает сколько рублей маржи прибыли приносит каждый вложенный рубль. Посчитаем маржинальность нашей кондитерской: 400/1000*100%=40%. Каждый вложенный рубль приносит 40 копеек сверху. Вроде неплохо?
Но если посмотреть на это с другой стороны, то получается, что целых 60% выручки — это переменные затраты, а в эти 40% еще придется поделить между постоянными расходами и прибылью. Следовательно, чем маржинальность будет больше, тем лучше, тем больше прибыль. Чтобы увеличить маржинальность, нужно уменьшить переменные расходы — сменить поставщика сырья, на того, который предлагает цены меньше, также можно пересмотреть другие переменные расходы.
С помощью анализа маржи и маржинальности вы можете выявить какие товары у вас наиболее прибыльные, без отвлечения внимания на не касающиеся прямо товара расходов, как, например, аренда. Наиболее маржинальный товар можно использовать в маркетинговых акциях, сбивая на него цену (ведь у вас запас хода на него большой).
Какие темы разобрать в следующих выпусках рубрики? Пишите в комментариях
Также очень рекомендую подписаться на мой канал в Телеграме , чтобы получать гораздо больше полезной информации и быстрее, чем на Дзене.
Источник: dzen.ru
Маржа: понятие, основные виды, отличие от маржинальности. Как рассчитать маржу
Сегодня слово «маржа» употребляется в разнообразных отраслях — в предпринимательстве, банковском деле, торговле, страховании и т. д. При этом почти всегда речь идет об одном из параметров ценообразования или показателе рентабельности, но конечный смысл в каждой из сфер будет другим.
Поскольку изначально понятие маржи появилось в экономических науках, именно в этом контексте его и стоит разбирать первоначально. С этого мы и начнем, затем рассмотрим наиболее значимые виды маржи и, наконец, перейдем к расчетным формулам с наглядными примерами.
- Что такое маржа
- Виды маржи
- Валовая
- Вариационная
- Чистая процентная (банковская)
- Операционная маржа
- Другие виды маржи
- Формула расчета маржи
- Порядок расчета
- В бизнесе
- В торговле
- На Форекс
Что такое маржа
Маржа (от франц. «marge» — запас, резерв) — это показатель, отражающий долю прибыли в полученной по итогам какой-либо экономической деятельности выручке. Выражается в процентах. Не может быть больше 100%.
По сути, маржа — разновидность показателя рентабельности. Она позволяет судить об эффективности работы предприятия, банка, страховой компании и прочих субъектов после продажи ими какой-либо продукции, ценных активов или услуг.
Также нередко встречается выражение маржи в валютах (рублях, гривнах, долларах). В таком случае она рассчитывается как разность между конечной ценой и закупочной (себестоимостью).
Такой упрощенный метод определения маржи достаточно популярен, однако расчет в долях или процентах считается каноничным и к тому же более информативным при оценке финансовой эффективности какой-либо деятельности.
Виды маржи
Практически в каждой отрасли экономики существуют свои разновидности маржи. Также вариации этого показателя выделяются в зависимости от включения в процесс его определения различных дополнительных параметров. Рассмотрим наиболее распространенные разновидности.
Валовая
Валовая маржа — это разность между общим объемом полученной выручки (до выплаты налогов) и производственными затратами (зарплата персонала, коммуналка, комплектующие и т. п.). Иными словами — это доля выручки, которая сохраняется после вычета из нее себестоимости продукта.
Расчет валовой маржи ведется по формуле:
BM = (ОВ — C)/ОВ * 100%,
где ОВ — общая выручка; С – себестоимость.