1. Магистрант 2-го курса по направлению «Международный бизнес»
2. канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный университет (ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Sandbukt A.M.
Scientific adviser: Mileta Valentin Ivanovich
1. Undergraduate 2nd year in the direction of «International business»
2. PhD in Economics, Associate Professor
Kuban state University
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы формирования механизма государственной поддержки малого бизнеса. Сформировано авторское определение понятия «механизм государственной поддержки». Составлена схема механизма государственной поддержки
малого бизнеса. Был сделан вывод о том, что механизм государственной поддержки малого бизнеса должен создаваться с учетом исторических особенностей и современных потребностей бизнеса государства, а также, с учетом нацеленности на реализацию определенных задач.
Abstract: The article deals with the problems of formation of the mechanism of state support of small business. The author’s definition of the concept «mechanism of state support» is formed. The scheme of the mechanism of state support is made small business. It was concluded that the mechanism of state support for small business should be created taking into account the historical features and modern needs of the state business, as well as, taking into account the focus on the implementation of certain tasks.
Проблемы развития малого и среднего бизнеса
Ключевые слова: государственная поддержка, малый бизнес, централизованный экономический механизм, децентрализованный экономический механизм.
Keywords: state support, small business, centralized economic mechanism, decentralized economic mechanism.
Сегодня результативная государственная поддержка малого бизнеса не может осуществляться без формирования соответствующего механизма, позволяющего задействовать социальный и экономический потенциал субъектов предпринимательства и действенно расходовать ресурсы бюджета.
Исходя из принципов научного познания, прежде всего, следует определить, что же такое экономический механизм вообще и механизм государственной поддержки, в частности.
Известно, что с позиции теории управления практически любые процессы, протекающие в экономике, являются результатом функционирования определенного механизма.
Изначально, в экономическую науку понятие «механизм» пришло из технической сферы, где он определяется в качестве внутреннего устройства машины или прибора, приводящее их в действие [3]. Со второй половины ХХ века экономисты стали применять данное понятие для характеристики производственных и социальных процессов и их взаимодействия [5].
По мнению О.И. Стогула, экономический механизм является целостной системой экономических способов, методов, форм и рычагов, которые оказывают воздействие на экономические процессы и отношения посредством управленческих функций для экономического развития и действенного функционирования [4].
Г.И. Брялина классифицирует экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса, выделяя централизованные и децентрализованные (рисунок 1) [2]. Полагаем, что данная классификация является целесообразной, поскольку позволяет выделить виды механизмов поддержки в зависимости от субъектов воздействия.
Что такое экономика малого бизнеса? — Сергей Аванесов, #фсд18
Рисунок 1. Характеристика централизованных и децентрализованных экономических механизмов поддержки развития малого бизнеса [2]
Исследование теоретических взглядов и практических подходов к понятию «механизм государственной поддержки» позволяет сделать вывод, что механизм государственной поддержки – это сложный комплекс региональных и федеральных мер, реализуемых с целью поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса.
Механизм в экономике – это не направление, а целенаправленно формируемая совокупность элементов (организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм), воздействующих на развитие объекта управления.
Необходимо отметить, что в каждом государстве формируется свой механизма государственной поддержки малого бизнеса, учитывающий исторические особенности и современные потребности бизнеса. При этом механизмы государственной поддержки различных государств имеют как сходные черты, так и принципиальные отличия [6].
Проведенное исследование теоретических концепций позволило выделить элементы механизма государственной поддержки малого бизнеса и составить общую его схему (рисунок 2).
Рисунок 2. Общая схема механизма государственной поддержки малого бизнеса (составлен авторами)
Отметим, что механизм государственной поддержки малого бизнеса должен создаваться с учетом нацеленности на выполнение ряда конкретных задач (социальное демпфирование, повышение занятости населения, формирование новых рабочих мест, увеличение доходов населения, инновационность, достижение высокого уровня конкурентоспособности).
Ниже представлена характеристика элементов, формирующих систему государственной поддержки малого бизнеса (рисунок 3).
Основными элементами такой системы, на наш взгляд, являются: объекты и субъекты управления, сам механизм (правовые нормы, формы, методы, ресурсы и др.), а также политика в области поддержки предпринимательства (цели, принципы, стратегия и т.п.)
Отметим, что под политикой следует понимать совокупность социальных практик и дискурсов (логических посылов, концептуальных подходов), в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти.
Рисунок 3. Характеристика элементов, формирующих систему государственной поддержки малого бизнеса [6]
Практика свидетельствует, что существует диалектическая связь – государство развивает малый бизнес, поддерживает его, а он, в свою очередь, способствует развитию экономики. Из этого следует, что государственное регулирование направлено на взаимопомощь с обеих сторон [1].
В результате проведенного исследования теоретических основ формирования механизма государственной поддержки малого бизнеса можно заключить, что понятие «механизм государственной поддержки» охватывает сложный комплекс федеральных и региональных приоритетных направлений поддержки малого бизнеса.
Анализ международной практики поддержки малого предпринимательства свидетельствует, что, исходя из целей, потребностей и сложившихся традиций в странах с развитой экономикой сформирован свой специфический механизм государственной поддержки малого бизнеса. В тоже время существуют и общие черты. Опираясь на них и исходя из отечественных условий, нами предложена общая схема формирования механизма государственной поддержки малого бизнеса.
В заключение отметим, что механизм государственной поддержки малого бизнеса должен создаваться с учетом исторических особенностей и современных потребностей бизнеса государства, а также, с учетом нацеленности на реализацию следующих задач: социальное демпфирование, повышение занятости населения, формирование новых рабочих мест, увеличение доходов населения, инновационность, достижение высокого уровня конкурентоспособности. От действенности функционирования механизма государственной поддержки малого бизнеса напрямую зависит эффективность малых предприятий, от которых, в свою очередь, зависит экономическое положение самого государства.
Источник: edrj.ru
Российский государственный социальный университет.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
студентка IV курса,
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ. 6
1.1. Сущность малого предпринимательства. 6
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в России. 12
1.3. Современное состояние малого предпринимательства в России. 17
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 19
2.1. Государственные органы, отвечающие за поддержку малого предпринимательства. 19
2.2. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства. 21
2.3. Направления государственного регулирования малым предпринимательством. 23
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. 29
3.1. Факторы, сдерживающие развитие малого предпринимательства. 29
3.2. Проблемы государственного управления в сфере малого предпринимательства. 33
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ. Классификация 79 регионов РФ по уровню развития малых предприятий. 40
Введение.
Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной рыночной экономики столкнулось со сложными проблемами, не имевшими аналогов в мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.
В последнее время власть пытается решить эту проблему, но попытки эти крайне осторожны и во многих случаях непрофессиональны. Беда государственного воздействия (федерального, регионального и местного) на предпринимательство состоит в отсутствии долгосрочных и устойчивых программ, что не позволяет устанавливать понятные всем правила (нормативно-правовые, налоговые, ценностные).
Выработка концептуально-стратегических подходов всегда является сложным этапом и требует междисциплинарных исследований, применения совокупности методов, но всегда наиболее плодотворна потому, что позволяет понять взаимосвязь и взаимодействие экономических, социальных, правовых, духовно-культурных механизмов, которые в конечном итоге определяют становление и цивилизованное развитие такого сложного явления, каким является предпринимательство.
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.
Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный строй общества.
Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста. Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.
Предыдущая модель общественного развития в нашей стране базировалась на подавлении предпринимательского духа в обществе и самого предпринимателя как носителя культуры и творческого стиля мышления. Опыт наших реформ (особенно начального периода) показал, что при отказе на словах от традиционной модели, стереотипов мышления фактически продолжается эта же линия. В стране не создан благоприятный предпринимательский климат, нет твердо установленных правил поведения на рынке, отсутствует широкая система мер поддержки инициатив граждан. Еще предстоит выработать оптимальные формы существования малого предпринимательства в нашей стране.
Исходя из этого, необходимо рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства, что и является целью моей курсовой работы.
Объектом исследования будет выступать малое предпринимательство, предметом исследования – сфера государственного управления малым предпринимательством.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность.
Источник: studfile.net
Что такое механизм управления развитием малого бизнеса
1 Пензенский региональный центр высшей школы (филиал) Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства
Инновационный путь развития, поставленный во главу угла российской экономики, объективно предполагает возрастание роли малого предпринимательства, и в первую очередь, инновационного. Государство прилагает значительные усилия по поддержке данного сектора экономики, но, несмотря на это, в России уровень развития малого инновационного предпринимательства (МИП) значительно ниже, чем в развитых странах. На наш взгляд, подобная ситуация связана, в первую очередь, с отсутствием системного подхода к управлению данным сектором экономики. В настоящей статье предпринята попытка применения классической методологии системного подхода к государственному управлению в данной сфере, в результате чего разработана модель системы управления малым инновационным предпринимательством в Российской Федерации. Использование в практике государственного управления данной модели позволит повысить эффективность функционирования малого инновационного предпринимательства России.
Малое инновационное предпринимательство; государственное управление; система управления; эффективность управления; модель системы управления.
1. Глущенко В. В., Глущенко И. И. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования: Учеб. пособие для вузов. — Железнодорожный: ООО НПЦ «Крылья», 2004. — 416 с.
2. Коротков Э. М. Исследование систем управления: Учебник. — М.: Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000. — 183 с.
3. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 2004. — 702 с.
4. Фахрутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник. — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 400 с.
5. Федеральная служба государственной статистики — http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/%20rosstat/%20rosstatsite/main/enterprise/science/#
Переход на инновационный путь развития отечественной экономики стал актуальной задачей еще в конце ХХ века. Жизненную необходимость инновационного развития подтвердил также мировой финансово-экономический кризис, когда возникли проблемы и на традиционном сырьевом рынке нашей страны. На сегодняшний день активность государства в инновационной сфере приняла масштабный характер. Инновационный путь развития поставлен во главу угла российской экономики.
Инновационная модель экономического роста объективно предполагает возрастание роли малого предпринимательства, и в первую очередь, инновационного. Государство прилагает значительные усилия по поддержке данного сектора экономики. Несмотря на это, в России уровень развития малого инновационного предпринимательства (МИП) значительно ниже, чем в развитых странах. Его доля в структуре малого бизнеса незначительна и составляет, по различным оценкам, от 1,4 % до 3,5 %.
За последние годы инновационная активность предприятий в среднем по России показывала негативную динамику [5]. На наш взгляд, подобная ситуация связана, в первую очередь, с отсутствием системного подхода к управлению малым инновационным предпринимательством, который позволил бы собрать воедино все разрозненные элементы и обеспечил бы их слаженную работу в рамках единого механизма.
У истоков системного подхода к исследованию социальных явлений и процессов стояли К. Маркс, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, Й. Шумпетер и др.
Методологические основы теории систем, их структуры и признаки исследовали такие учёные, как Ю. Е. Волков, М. Вебер, Т. Парсонс, В. Парето, Х. Фрайер, Г. Зиммель, У. Аутвейт, Г. Терборн, Ю. Б. Хабермас, М. С. Каган, Э. М. Коротков, Р.А. Фахрутдинов, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Гиг Дж. Ван, Г. Спенсер и др.
Системно-структурная концепция общества и его подсистем разработана в трудах М. Кагана, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, А. Малиновского, Р. Мертона, К. Эриксона, Н. Смелзера и др.
В трудах Н. А. Джобавы, Е. Н. Борисенко, Л. И. Абалкина, Б. З. Мильнера, А. З. Дадашева, М. М. Бахмудова, С. Г. Симонова, И. Ю. Кадочниковой, М. И. Клеандрова, Т. Г. Линник, Е. В. Витке, М. А. Любавиной раскрыты проблемы государственного управления малым предпринимательством, что позволило автору разработать концептуальные основы построения системы управления малым инновационным предпринимательством в Российской Федерации.
Несмотря на обилие публикаций, наблюдается недостаточная изученность проблемы государственного управления малым предпринимательством, в особенности, инновационным, и большой разброс мнений по ряду вопросов.
Для построения системы управления МИП предлагаем начать с базовых аспектов, касающихся непосредственно системного подхода в управлении, рассмотрение которых направит нас в русло классической методологии управления.
М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури указывают, что системой принято называть то, что решает проблему, и в глоссарии ей дают следующее определение: «Система — это единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого» [3, с. 694].
Фахрутдинов Р. А. [4, с. 155] дает следующее определение: «Системный подход — методология исследования объектов как систем. Система состоит из двух составляющих: 1) внешнее окружение, включающее в себя вход и выход системы, связь с внешней средой (взгляд вовнутрь, первично); 2) внутренняя структура — совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих воздействие субъекта управления на объект, переработку входа в выход и достижение целей системы (взгляд изнутри, вторично).
Структура системы — это совокупность компонентов системы, находящихся в определенной упорядоченности и сочетающих локальные цели для наилучшего достижения главной (глобальной) цели системы. Количество компонентов системы и их связей должно быть минимальным, но достаточным.
Построение системы — определение количества компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии (анализ) и установление между ними связей.
Системами управления считают системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и/или придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения. При этом качеством называют специфику данного объекта [1, с. 22].
Коротков Э. М. указывает, что «понятие «система» чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования благодаря тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Главными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.
Но системное представление объекта исследования должно быть дополнено системным подходом к самому исследованию. Иначе может оказаться, что в процессе исследования мы превратим объект из системы в конгломерат элементов, свойств, аспектов и признаков [2, с. 36-37].
При проведении исследований в создании системы управления нужно установить наличие условий существования эффективного управления:
- должна быть известна оценка состояния объекта;
- цель управления должна быть сформулирована четко, допускать формализацию;
- должны существовать реальные варианты достижения искомого состояния или параметров процесса с применением существующих или возможных в своем существовании средств;
- должна существовать возможность воздействовать на объект управления по прямому каналу;
- интенсивность управляющего воздействия (на основе имеющихся ресурсов, пропускной способности каналов управления, мощности исполнительных устройств) должна быть достаточна для осуществления необходимых преобразований за располагаемое время;
- воздействия должны осуществляться в реальном масштабе времени, то есть достаточно быстро для того, чтобы реагировать на происходящие в объекте или процессе изменения [1, с. 11].
Теоретический анализ показал, что, несмотря на различные подходы, большинство современных авторов, давая определение и трактуя понятие «управление», обязательно упоминают маркетинг, целеполагание, менеджмент, планирование, организацию, мотивацию, контроль и анализ.
Субъект системы управления инновационными проектами МП на макроуровне — это государство, представленное в виде институциональной системы государственного управления МИП; объект управления — это малые инновационные предприятия.
Минусов сложившейся институциональной системы множество (дублирование функций, снижение ответственности и т.д.). Мы предлагаем создать один орган, причем очень высокого уровня, подотчетный только Президенту РФ (по аналогии с системой США и др. стран) и возложить на него все функции, связанные с управлением МИП.
Макромаркетинг в сфере малого предпринимательства, на наш взгляд, должен стать фундаментом при формировании политики развития МИП государственными органами. В ходе проведения исследования мы столкнулись с острой нехваткой информации о малом инновационном бизнесе в нашей стране. Таким образом, данная проблема требует первоочередного решения.
Макромаркетинг в сфере малого инновационного предпринимательства — это комплексный подход, используемый при осуществлении государственной инновационной политики развития сектора малого предпринимательства, который заключается в комплексном исследовании запросов малых инновационных предприятий и их эффективном удовлетворении посредством формирования научно-обоснованной системы регулирования и поддержки данного сектора экономики, способствующей эффективному функционированию МИП.
Наиболее важным представляется определение фактического состояния и реальных потребностей МИП. Здесь необходимо представление четкой картины состояния сектора малого инновационного предпринимательства, достигнутого на текущий момент в целом по стране.
Одним из важнейших решений в процессе макромаркетинга в сфере МИП является формирование на государственном уровне единой системы информации, в которой следует аккумулировать все данные, сопряженные с решением проблем МИП. Для этого необходимо создать особое государственное ведомство — Центр информации о МИП (ЦИМИП), чтобы обеспечить возможность постоянного обновления данных, а также их обработку с применением новейших компьютерных программ. Именно ЦИМИП должен выступить информационной базой для принятия решений по государственной политике развития МИП в стране. Он должен стать проводником, через который осуществляется обратная связь между государством и МИП.
Функции Центра представляются следующим образом:
- проведение социологических опросов и сбор данных по проблематике МИП и реакции малого бизнеса на государственные регуляторные решения;
- обработка социологических данных и их предоставление в уполномоченные государственные структуры поддержки МИП;
- публикация и распространение полученной информации, а также доведение до ведома предпринимателей малейших изменений в нормативно-правовом поле.
На наш взгляд, на формирование государственной политики в сфере МИП огромное влияние оказывают внешние и внутренние факторы государственной политики.
1. Внешние факторы государственной политики в сфере малого предпринимательства — это ограничивающие элементы государственной политики, в частности, состояние макроэкономических показателей в стране, уровень научно-технического и культурного развития, возможности государственного бюджета, размер государственного долга, особенности политических воззрений правящих кругов, географическое положение и ресурсный потенциал и т.п.
3. Внутренние факторы государственной политики в сфере малого предпринимательства — это система государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, в том числе структура государственных органов поддержки, действующее законодательство и целевые государственные программы в отношении малого инновационного предпринимательства в рамках страны.
Таким образом, планирование в сфере МИП должно состоять из следующих этапов:
- Разработка долгосрочного прогноза развития малого инновационного предпринимательства в стране на 20-30 лет.
- Разработка генеральной инвестиционной схемы (с увязкой инвестиций с территориальными, трудовыми ресурсами, природными и т.п.).
- Формирование конкретных целей и задач в сфере развития МИП (с учетом результатов проведенных макромаркетинговых исследований фактического состояния и потребностей МИП, а также с учетом тех ролей, которые играет сектор МИП в социально-экономическом развитии государства).
- Разработка серии программ, направленных на развитие и поддержку малого инновационного предпринимательства.
При этом сформулированные цели в сфере развития МИП должны быть увязаны с общими целями государственного регулирования экономики, отраженными в стратегическом плане развития страны на данном этапе.
Подсистема целеполагания системы управления МИП должна позволять осуществлять синтез целей; проверку сформулированной цели на соответствие предъявляемым требованиям; декомпозицию целей; формализацию целей в виде критериев оценки эффективности как результатов инновационной деятельности МИП, так и самого процесса управления инновационными проектами МИП.
Цель может быть представлена как системное объединение (агрегирование) текущего состояния и ролей инновационных проектов МИП в развитии государства. Существует известное положение о том, что цель всегда лежит вне системы. Она отражает реакцию объекта управления на систему.
При этом к цели рекомендуется предъявлять следующие требования: достижимости, измеримости, обеспеченности ресурсами (о чем мы отмечали выше), конкретности срока исполнения, стимулирующего действия [2, с. 408-409].
В качестве целей государственной поддержки и регулирования бизнеса, на наш взгляд, следует выделить двухуровневую систему целей:
- Стратегические- повышение конкурентоспособности российской экономики, структурная перестройка экономики, повышение уровня внутреннего валового продукта, рост налоговых поступлений в бюджет, стимулирование научно-технического прогресса.
- Тактические- рост технологического уровня МИП, привлечение инвестиций в МИП приоритетных отраслей, стимулирование экспортных операций МИП, повышение предпринимательской культуры и прибыльности МИП, формирование благоприятного общественного мнения о частном инновационном предпринимательстве.
Первоочередным заданием должно стать достижение тактических целей, а затем и стратегических.
После этого предлагаемый нами для создания орган по управлению в сфере МИП разрабатывает позицию государства по отношению к МИП, которая должна быть доведена непосредственно до самих малых инновационных предприятий, а именно:
- признание государством исключительно важного значения малого инновационного предпринимательства с точки зрения тех ролей, которые играют МИП в социально-экономическом развитии страны;
- понимание государственной властью существующих проблем МИП и реальное стремление их разрешить;
- желание и наличие конкретных возможностей удовлетворения запросов МИП через разработанные механизмы государственной поддержки;
- готовность государства к партнерским отношениям с малым инновационным бизнесом.
Каждый из видов государственной поддержки МИП должен детально освещаться в прессе и других средствах массовой информации, оговариваться на уровне общественных организаций и, таким образом, обязательно учитывать реакцию малых инновационных предпринимателей.
Что касается инструментов и методов регулирования, то мы предлагаем рассматривать их в контексте реализации государством трех механизмов поддержки МИП: программно-целевого, организационно-правового и функционально-ресурсного (табл. 1).
Под механизмом государственной поддержки малого инновационного предпринимательства мы предлагаем понимать совокупность взаимосвязанных элементов, инструментов и методов организации и управления, обеспечивающих функционирование системы государственной поддержки малого инновационного предпринимательства (табл. 1).
Таблица 1 — Механизмы господдержки МИП
Механизмы
Характеристика
Содержание
Программно-целевой
цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки МИП.
программно-целевое обеспечение поддержки МИП
Организационно-правовой
регулирование внешней среды взаимодействия соответствующих институтов и субъектов предпринимательской деятельности специализированными органами государственного управления и органами государственной и негосударственной поддержки МИП
законодательное и нормативно-правовое обеспечение; содействие малому бизнесу в осуществлении внешнеэкономической деятельности; интеграционное взаимодействие крупного и МИП; международное сотрудничество в области поддержки малого предпринимательства России и стран СНГ и т.д.
Функционально-ресурсный
оказывает регулирующее воздействие на процесс становления предпринимательства как на макроуровне (внешняя среда), так и на микроуровне (внутренняя среда).
финансово-кредитное обеспечение, инвестиционное обеспечение, обеспечение экспертно-консультационной поддержки, научной поддержки (с Вузами, НИИ, РАН и т.п.), информационное обеспечение, кадровое обеспечение и др.
Обобщив вышесказанное, приходим к выводу, что система управления МИП в России должна принять следующий вид (рис. 1).
Рис. 1. Модель системы управления малым инновационным предпринимательством в РФ
Таким образом, в результате проведенного исследования разработана модель системы управления малым инновационным предпринимательством в России, которая, на наш взгляд, может быть успешно внедрена в современную практику государственного управления. Внедрение данной модели позволит повысить эффективность управления в сфере малого инновационного бизнеса.
Рецензенты:
- Тарасов А. В., д.э.н., профессор кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Пензенского государственного университета, г. Пенза.
- Абдуллаева Т. К., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента Дагестанского государственного технического университета, г. Пенза.
Источник: science-education.ru