Уверены на 100% в безопасности выбранных способов налоговой оптимизации? Пройдите короткий тест и узнайте, попадает ли Ваша компания в зону риска.
Виктория Варламова
Советник налоговой службы II ранга, руководитель отдела консалтинга, главный эксперт по бухучету и налогообложению «Правовест Аудит», аттестованный аудитор
- Вы используете несколько компаний для ведения бизнеса по одному виду деятельности?
- Привлекаете дружественных посредников для продажи или покупки товаров?
- Более двух лет показываете в отчетности убытки или незначительную прибыль?
- Ваша компания за последние 2-3 года не попадала под выездную налоговую проверку?
- Получили приглашение на заседание комиссии по легализации налоговой базы, но сомневаетесь в ответах на запросы налоговых органов?
Если Вы ответили «ДА» хотя бы на один из вопросов — риск есть! Рекомендуем актуализировать знания по налоговому контролю.
Эксперты «Правовест Аудит» расскажут, как ЗАКОННО оптимизировать налоговую нагрузку. Почему сегодня категорически нельзя использовать старые способы оптимизации. Как соблюсти должную осмотрительность и в каких случаях «дробление бизнеса» может быть признано необоснованной налоговой выгодой.
Бизнес. Налоговая Безопасность бизнеса
Источник: pravovest-audit.ru
Понятие налоговой безопасности
Безопасность экономической системы государства и хозяйствующих субъектов внутри него обеспечивается при помощи координаций действий в фискальной, бюджетной, научной и правовой системах. Каждое предприятие на своем уровне создает условия для минимизации рисков и снижения влияния негативных внешних факторов на результаты их деятельности. От этого зависит своевременность отчислений в бюджет и финансовая безопасность страны.
Что такое налоговая безопасность предприятия
- правильная оценка имеющихся налоговых рисков;
- проведение налогового анализа;
- повышение уровня организации учетных процессов внутри предприятия;
- обеспечение высокого качества операций по фиксации актов хозяйственной деятельности в налоговом учете.
Для бизнеса главным направлением обеспечения безопасности в сфере налогообложения является снижение числа претензий от контролирующих органов до минимума. Для государства главной задачей становится получение гарантий в стабильных налоговых поступлениях и успешное развитие хозяйствующих субъектов.
Проблемы налоговой безопасности
Создание благоприятных условий работы в сфере налоговой безопасности заключается в борьбе с внутренними и внешними угрозами. Наибольшим рискам подвергаются такие сегменты работы:
- кризис неплатежеспособности, который может стать причиной неуплаты налогов;
- отсутствие стабильного роста экономики;
- высокая доля теневого сектора;
- практика применения «серых» схем уклонения от налогообложения;
- несогласованность действий по ряду вопросов между региональными и федеральными органами власти.
Главным внешним фактором, обладающим негативным воздействием на безопасность фискальной и финансовой систем, является кризис. На уровне предприятий он характеризуется:
Курс Налоговая безопасность бизнеса
- снижением рентабельности производственной деятельности;
- ростом числа операций, необеспеченных ликвидными активами;
- появлением нехватки собственных ресурсов;
- увеличением случаев ухода «в тень» и незаконного уклонения от погашения налоговых обязательств;
- задержкой выплат персоналу;
- преобладанием в расчетах бартерных сделок, позволяющих скрыть движение денежных средств от контролирующих органов.
В масштабах государства большую роль играют органы власти в регионах. Если в одном из субъектов страны на местном уровне чиновники проявляют пассивность в осуществлении реформ, то масштабные начинания не дадут ожидаемого эффекта.
ВАЖНО! Задача государства – защитить интересы предпринимателей и обеспечить согласованность действий всех органов власти.
Для улучшения внешней конъюнктуры в вопросах налоговой безопасности государственным органам необходимо:
- создать механизм контроля и привлечения к ответственности при сбоях во взаимодействии федеральных и региональных организаций с негосударственными образованиями;
- повышать уровень эффективности защиты интересов государственных и частных структур путем совершенствования законодательной базы;
- организовать выполнение координационных функций административными органами власти в регионах и отдельных населенных пунктах через работу комиссионных коллегий.
Еще одна проблема кроется в обилии декларативных программ развития и защиты бизнеса при отсутствии проработанных пошаговых руководств по реализации положений таких документов. Нехватка информации о специфике работы в разных субъектах государства и невозможность учесть все нюансы в полной мере при законодательном регулировании сферы фискального законодательства способны повысить риски налоговой безопасности.
К внутренним проблемам предприятий относятся:
- высокая степень изношенности ресурсной базы (устаревшие основные фонды);
- низкая конкурентоспособность производимых изделий, если выводить продукцию на рынок за пределы конкретного субъекта страны;
- высокая себестоимость готовых товаров;
- недобросовестная конкуренция;
- нехватка узкоспециализированных кадров.
Способы обеспечения налоговой безопасности
Создать условия для обеспечения и сохранения приемлемого уровня налоговой безопасности можно при помощи оптимизации налоговых платежей. Осуществляется это через планирование доходов и расходов на уровне отдельных субъектов предпринимательства и уход от «серых» схем уменьшения налоговых обязательств.
ЗАПОМНИТЕ! Уход от налогов не может быть безопасным, это всегда риск возникновения спора с контролирующими органами и высокая вероятность проигрыша в суде.
Налоговая оптимизация предполагает разработку грамотной и юридически безупречной политики предприятия в области налогообложения. Период действия плана работы над этим должен учитывать тенденции развития рынка и фискальной системы на срок от 1 до 3 лет и специфику деятельности компании. Налоговая оптимизация возможна при условии внедрения на предприятии управленческого учета и постоянного поиска более выгодных условий сотрудничества с контрагентами. Например, при подборе контрагента для аренды имущества необходимо обращать внимание не только на стоимость услуг, но и на чистоту сделки – важно, чтобы низкая цена аренды не сочеталась с взаимозависимостью участников сделки. Если нарушить такое требование, то налоговые органы могут обратить на это внимание и начать проверку обоснованности заявленной цены сделки.
Налоговая безопасность компании
Надежда Казьмина,
практикующий бухгалтер, член Палаты налоговых консультантов РФ
Проблема налоговой безопасности как никогда остро стоит перед российскими компаниями: более 98% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислением налогов, штрафов и пеней, все чаще и чаще налоговые инспекторы взыскивают в судебном порядке задолженность компании с учредителей, генеральных директоров, главных бухгалтеров и иных топ-лиц компании. Как не потерять свой бизнес, сохранить активы компании, законно снизить налоги, избежать начисления штрафов и не попасть под выездную проверку — это ежедневные задачи российского бизнеса.
В настоящее время в российской экономической литературе отсутствует общепринятое системное определение понятия «налоговая безопасность», ее составляющих, а также критерии ее оценки. Условно, в рамках определения понятия «налоговая безопасность компании», можно выделить ее следующие основные компоненты:
• оценка существующих способов оптимизации налоговых платежей и взносов компании;
• оценка существующих налоговых рисков компании;
• оценка существующей налоговой нагрузки компании;
• разработка системы налогового планирования компании, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Рассмотрим эти компоненты подробнее.
Оценка существующих способов оптимизации налоговых платежей и взносов компании — предполагает проведение ретроспективного анализа правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей и взносов.
В зависимости от степени легальности можно выделить следующие способы оптимизации налоговых платежей:
• «белые», полностью легальные схемы — по сути, это инструменты снижения налогового бремени, разрешенные действующим законодательством.
Например, применение компаниями специальных налоговых режимов, освобождающих от уплаты НДС и налога на прибыль, освобождение от уплаты НДС для предпринимателей с выручкой менее 2 млн руб. и т. д.;
• «серые схемы» — спорные способы снижения налогового бремени, использующие недоработки, бреши в законодательстве, арбитражная практика по которым неоднозначна. Например, назначение вместо директора управляющего ИП: с одной стороны, ст. 42 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает передачу полномочий единоличного исполнительного органа управляющему, с другой стороны, контролирующие органы в судебном порядке нередко переквалифицируют такие договоры в трудовые, с доначислением налогов, взносов, пеней и штрафов;
• «черные схемы» — минимизация и уклонение от уплаты налогов с явным нарушением действующего законодательства. Например, использование фирм-однодневок для снижения НДС.
Нельзя не отметить, что спрос рождает предложение, и в настоящее время на рынке налогового консалтинга масса компаний предлагает как законные способы оптимизации налоговой нагрузки, так и использование «серых» и «черных» схем. Интернет пестрит такими предложениями. Однако, что касается разработки и реализации «серых» и «черных» схем через подобные компании — как правило, это устная договоренность, а следовательно, привлечь к ответственности подобного «налогового консультанта» не представляется возможным.
Оценка существующих налоговых рисков компании. Под налоговыми рисками следует понимать сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в результате принятия компанией определенного решения в сфере налогообложения.
Условно можно выделить следующие области риска компании:
• безрисковая область;
• область минимального риска;
• область повышенного риска;
• область критического риска;
• область недопустимого (катастрофического) риска, где безрисковой области соответствует минимальная возможность доначисления налогов и штрафов, а катастрофической — банкротство компании, уголовная ответственность.
По видам рисков можно выделить:
• риск неуплаты налогов — как следствие доначисление пеней и штрафов контролирующими органами;
• риск налогового контроля — риск проведения выездных налоговых проверок;
• риск усиления налоговой нагрузки — риск потери права применения специальных налоговых режимов, налоговых льгот;
• риск налоговой минимизации;
• риск уголовного преследования.
Также риски можно классифицировать на следующие:
• внешние и внутренние;
• непредсказуемые и предсказуемые;
• систематические и несистематические.
Рисками, в том числе налоговыми, можно и нужно управлять (риск-менеджмент). Среди инструментов риск-менедж-мента, применяемых для снижения налоговых рисков, можно выделить:
• метод отказа — предполагает отказ от чрезмерно рисковой деятельности, например, тщательный контроль поставщиков, отказ от заключения сделок с сомнительными контрагентами;
• метод снижения — предполагает профилактику и диверсификацию рисков. Например, заключение однотипных сделок в разных вариантах, расширение присутствия компании на территориях с различными условиями налогообложения;
• метод передачи — предполагает аутсорсинг затратных рисковых функций. Например, передача функции ведения бухгалтерского и налогового учета сторонней специализированной организации и т. д.
Проводя оценку налоговых рисков, необходимо также провести оценку используемых компанией инструментов риск-менеджмента.
Оценка налоговой нагрузки компании. Ежегодно налоговики публикуют показатели безопасной налоговой нагрузки и рентабельности. Основными документами, определяющими налоговую нагрузку, являются:
Показатель налоговой нагрузки рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Расчет налоговой нагрузки произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц.
Следует отметить, что значение данного показателя стоит первым в списке критериев отбора налоговиками компаний для выездных проверок. Чем ниже показатель налоговой нагрузки по сравнению с рекомендуемым — тем выше вероятность налоговой проверки, поэтому при оптимизации налоговых платежей стоит обращать внимание на среднеотраслевое значение показателя.
Система налогового планирования компании — налоговое планирование компании представляет собой активные целенаправленные действия компании с целью уменьшения налоговых платежей, минимизации налоговых рисков, как в краткосрочной, так и в долгосрочной и среднесрочных перспективах. На практике программа налогового планирования компании разрабатывается на период от 1 до 3 лет.
Подготовку программы налогового планирования компании можно разделить на следующие этапы.
1. Постановка целей и задач налогового планирования — на данном этапе необходимо определить особенности деятельности компании, составить перечень уплачиваемых налогов и взносов, провести анализ заключенных и планируемых к заключению договоров. В качестве целей и задач налогового планирования, как правило выступает либо оптимизация налоговых платежей компании, либо сокращение налоговых потерь по группе налогов и взносов или по конкретному налогу.
2. Выявление налоговых рисков — определение финансовых и иных потерь, связанных с проведением налогового планирования.
3. Определение инструментов налогового планирования:
• возможность применения налоговых льгот, специальных налоговых режимов, предусмотренных налоговым законодательством;
• использование различных форм договоров для оптимизации налоговых последствий — например, использование агентских договоров;
• использование налоговых льгот в соответствии с соглашениями об избежании двойного налогообложения для экспортно-импортных операций;
• оптимизация цен сделок и т. д.
4. Разработка схемы налогообложения сделок хозяйствующего субъекта — на основании данных полученных по итогам 1— 3 этапов налогового планирования разрабатывается оптимальная схема налогообложения.
5. Осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с разработанной программой.
Таким образом, обеспечение налоговой безопасности компании включает в себя как ретроспективный анализ уже свершившихся фактов финансово-хозяйственной жизни копании, что связано в первую очередь с тем, что в период проверки включают 3 календарных года, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки, так и разработку программы налогового планирования на обозримое будущее.
Источник: www.tls-cons.ru