Продакшен — деятельность, связанная непосредственно со съёмочным процессом. Постпродакшен — обработка и монтаж отснятого видеоконтента.
Процесс создания любого визуального контента (корпоративного видео, рекламного ролика, клипа, художественного или документального кино и т. п.) делится на три этапа: препродакшен, продакшен и постпродакшен. Вот как они устроены:
На первом, подготовительном этапе (препродакшен) вырабатывается общее видение задумки (подробно описывается идея, создаётся сценарий, сооружаются декорации, подбираются актёры, команда, реквизит и локации и т. д.). На втором, основном этапе (продакшен) происходит съёмка на основе выбранной концепции. На третьем, завершающем этапе (постпродакшен) отснятому материалу придаётся «товарный вид», благодаря чему он превращается в полноценный продукт (проводится работа с компьютерной графикой, спецэффектами, озвучиванием, музыкой и пр.).
Иногда термин «продакшен» используется в более широком значении — он означает процесс производства любого творческого продукта. Также на рынке видео/рекламы слово «продакшен» может использоваться не в значении процесса, а в обозначении организации или подразделения, которые производят визуальный контент.
Как работают продакшн-студии | БИЗНЕС-ПЛАН
Пример употребления на «Секрете»
«В Москве всё ещё дороже. Билет на вечеринку для одного человека или пары — $3000. Это связано с высокой стоимостью продакшена вечеринки в Москве, мы устраиваем больше перформансов и нанимаем больше людей».
(Американский предприниматель Дэймон Лоунер — о бизнесе на секс-вечеринках.)
Нюансы
Например, вот из каких процессов может состоять постпродакшен рекламного видеоролика:
- монтаж;
- дикторское озвучивание;
- создание визуальных эффектов;
- моушен-дизайн;
- создание титров, текстовых надписей;
- саунд-дизайн (мастеринг и сведение звуковых дорожек, наложение звуков природы, города и прочих шумов);
- обеспечение музыкального сопровождения;
- цветокоррекция;
- финальный рендеринг.
Все стадии производства видеоконтента плотно связаны друг с другом и напрямую зависят от качества проведённой работы на других этапах. Без хорошего сценария и тщательно организованного съёмочного процесса уповать на магию постпродакшена было бы слишком самонадеянно. В то же время справедливо и обратное утверждение. Хороший сценарий или идею недостаточно сформулировать и снять. Звук, музыка, цвет, графика — всё это в значительной степени воздействует на зрителя, поэтому имеет важную ценность.
Когда работа производственной команды закончена, в дело вступают специалисты по PR и маркетингу. Чтобы видео или фильм увидели как можно больше зрителей, а создатели контента смогли хорошо заработать, его нужно грамотно продвигать.
Источник: secretmag.ru
Серийный продюсер #13. Продакшн как бизнес. Плюсы и минусы
Продакшн. Что это такое?
Итак, что же такое означает, на первый взгляд понятное, у всех на слуху, понятие «продакшн компания».
Понятие.
Продакшн (Production).
Продакшн, прежде всего, забугорное инглишобразное слово. Перевод сами знаете. Обозначим продакшн, как процесс создания проекта, или изготовление творческого продукта. Наиболее часто этот термин употребляют в сферах кино-, теле- и радио-. Соответственно — производство.
Наиболее часто термин используется в словосочетаниях продакшн-студия и продакшн-компания.
Но, чаще всего, это понятие относится к кино, поскольку большинство продакшн-компаний занимаются производством кинофильмов. Сценарий, подбор актёров, съёмка, монтаж, озвучивание, дубляж — всё это части большущего зверя по имени — Продакшн (Production).
Сам ход процесса, нередко, называют продюсирование.
Человека, возглавляющего процесс производства, называют продюсер.
Кстати говоря, не надо путать продюсера со спонсором. Это разные понятия.
Перепродакшн.
Также существует понятие перепродакшн. Больше всего это явление проявило себя в студийной звукозаписи в 60-х годах. Продюсеры старались вытащить из звукозаписи всё возможное и невозможное. Они «расфуфыривали» музыкальное звучание с помощью различных не музыкальных средств. Одно из таких «стена звука» — этим прославился скандальный продюсер Фил Спектор.
Студийное «расфуфыривание» музыки, добавление неоправданных новых слоев звука, бесконечно длящаяся работа с деталями: вытаскивание то того, то иного звука на передний план, мелкое изменение тембров, массивное использование эффектов, сложение большого количества слоев — все это неуважительно называют перепродюсированием (overproduction).
Перепродюсирование.
Это «Бич» поп- и рок-музыки. Тот самый случай, когда практически вся записанная музыка безнадёжно изменена. А почему это происходило? А всё потому, что продюсеры искали новый звук.
У каждого нового поколения слушателей быстро замыливается слух и не развивается вкус к тому, что музыкально оправдано. То есть, слушателю так и остается неясным, где музыкальная структура, а где декоративный наворот. Другими словами, набор искусственных приёмов и приманок.
Вспомните песню Sher — «I believe»… На момент её создания и взлёта популярности такой приём, «AutoTune», считался браком и не годным к изданию материалом. Однако, теперь каждый рэперский релиз просто напичкан этим АвтоТюном. Вот так, ребята. Это называется — удачный продюсерский ход.
В итоге, всё происходит к лучшему.
Пост-продакшн (Post-production).
Процесс продакшна может включать в себя и все стадии работы над проектом: предпроектная подготовка, разработка сценарного плана, подбор креативной команды, съёмочный процесс, монтаж, озвучивание, мастеринг. Точнее сказать, специалистами отдельно выделяется стадия пост-продакшна. Это период обработки материала, который следует сразу же после съёмочного процесса. Потому, что он может включать в себя компьютерную графику, титрование, монтаж, озвучивание, обработка и так далее.
Сферы применения.
Реклама.
В рекламной сфере продакшн подразумевает производство видео-роликов, музыки или аудио-роликов, джинглов и промо, создание биллбордов и всех видов наружной рекламы. Всё это — продукт для использования (проката, ротации) на телевидении, радио и в интернете. А в случае с наружной рекламой, назовём её бумажной, продукт нацелен конкретно для презентаций, различных акций, для выставок, фестивалей и так далее.
В нашей стране понятие «продакшн компания» более всего ассоциируют с телекомпаниями, то есть производством кино. Но, на самом деле, понятие «production company» может охватывать гораздо более широкий спектр услуг и производства.
В основном, продакшн-компании специализируются на рынке медиа-услуг. Они занимаются дубляжем, озвучиванием, субтитрированием, адаптацией продукции.
Киноиндустрия.
Специалисты продакшн компаний в кинопроизводстве занимаются озвучиванием, дубляжем, комплексной адаптацией различных международных телевизионных каналов на различных территориях. Помимо того, такие компании занимаются субтитрованием, липсингом, редакторской работой. Специалисты компаний работают с более, чем 20 иностранными языками и диалектами. Более того, продакшн компания занимается адаптацией любых жанров и форматов телеканалов и кинофильмов различного контента. В результате, сериалы, документальные картины, телешоу, рекламные ролики, всё это продукт производства.
В зависимости от масштабов продакшн компаний, им могут принадлежать студии звукозаписи и даже съёмочные павильоны. Иногда продакшн компания включает в себя «продюсерский центр» — более частное, но вполне самостоятельное явление в бизнесе.
Основными клиентами российских продакшн-компаний, как ни странно, являются телеканалы России, Украины, зарубежных стран, телевизионные сети. С другой стороны, профессиональные продакшн-компании занимаются озвучиванием классических картин, блокбастеров.
Программное обеспечение.
В разработке программного обеспечения слово «продакшн» является сленговым. Под ним понимается этап эксплуатации программы, то есть когда происходит потребление продукта конечным пользователем. Как следствие, от него образуются и такие связные термины, как production-build приложения (синоним: «релиз») и production-server. В этом случае, речь идёт о сетевом продукте или веб-приложении.
Медиа-бизнес.
В медийном бизнесе термин «production» обозначает либо определённую стадию работы над проектом, либо его полное продюсирование. В некоторых случаях термином обозначают театральную постановку, а также выпуск телевизионных программ.
Классификация.
Кинопроизводство — полный художественный процесс создания фильма, включающий процесс организации производства. К тому же, он включает определение техники и технологии создания фильма, post-production (последующая обработка материала после съёмок эпизодов фильма).
Радио и ТВ — создание эфирного пакета телеканала или радиостанции (заставок, джинглов, отбивок), эфирного промо.
Аудио — музыкальное оформление проекта, создание музыкального произведения (аранжировки) или использование музыкальных библиотек, подбор звуковых эффектов, монтаж и мастеринг.
Видео — создание видеопроекта, фильма, ролика.
Реклама — создание рекламных аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.
Виды продакшн-компаний.
Первый — это крупные продакшн-бренды, которые имеют в своем штате известных режиссеров, актёров.
Однако, второй вид компаний представляет собой небольшие продакшн-компании, которые специализируются на производстве рекламных роликов и размещением их на ТВ. Так или иначе, такие компании входят в состав крупных рекламных агентств.
Наверное, многие из вас с удовольствием наблюдают за рекламой фруктов или овощей, напитков, который так и хочется попробовать. В итоге, их доработкой до рекламного вида занимаются специалисты небольших production-компаний.
Ну что, ребята, разобрались?