В соответствии с поручением Президента Российской Федерации суть «регуляторной гильотины» заключается в отмене до 1.01.2021 года нормативных правовых актов, устанавливающие требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом рискориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах.
В 2019 году Комитет РСПП активно включился в работу по реализации механизма «регуляторной гильотины».
Основная работа ведется в рамках сформированных рабочих и экспертных групп.
На март 2020 г. утверждены составы 43 рабочих групп по видам контрольно-надзорной деятельности.
Представители Комитета включены в рабочие группы в сфере оценки соответствия и в сфере обеспечения единства измерений, при этом от бизнеса сопредседателем рабочей группы в сфере обеспечения единства измерений назначен первый заместитель Председателя Комитета РСПП. Сопредседателем от федеральных органов исполнительной власти является руководитель Росстандарта.
Регуляторная гильотина стартует 01 Июля 2021. Какой бизнес выживет?
Комитет РСПП в ходе работы последовательно отстаивает позиции:
- по сохранению необходимых для российской промышленности нормативных правовых актов с актуальными обязательными требованиями,
- по разработке и принятию новых документов в сроки, предусматривающие их детальную проработку и обсуждение с экспертным сообществом.
Документы
- Поручение по реализации Послания Президента Федеральному Собранию «(№ Пр-294)»
- План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины»
- Методика исполнения плана мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины»
- Состав подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций ФОИВ при Правительственной комиссии по проведению административной реформы
- Положение о рабочих группах по реализации механизма «регуляторной гильотины»
- Проект Федерального закона «Об обязательных требованиях»(обновлено 22.04.2020) .
- Проект Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»(обновлено 22.04.2020) .
- Регуляторная гильотина
- Рабочая группа в сфере обеспечения единства измерений
- Рабочая группа в сфере оценки соответствия
Источник: www.rgtr.ru
Что такое регуляторная гильотина для бизнеса
Пожалуйста, скопируйте нижеприведённую ссылку в вашу программу для чтения РСС-лент. Спасибо.
Чтобы оставить комментарий, вам надо авторизоваться . Текст комментария будет сохранен.
Если вы еще не зарегистрированы на Закон.ру, то сохраните текст комментария и зарегистрируйтесь .
РЕГУЛЯТОРНАЯ ГИЛЬОТИНА И БИЗНЕС – РЕВОЛЮЦИЯ? REGULATORY GUILLOTINE AND BUSINESS — REVOLUTION?
Чтобы скачать публикацию, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
Чтобы совершить покупку, вам надо авторизоваться или зарегистрироваться .
- Судебная практика
- Гражданское право
- Судебные расходы
- Банкротство
- Право и жизнь
- Все темы
- все блоги и обсуждения;
- все материалы с главной страницы;
- новые Блоги;
- новые Обсуждения;
- Новые видео;
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- ВАС РФ
- Правоприменение на местах
- Навыки юриста
- Судьи
- Корпоративные юристы
- Консультанты
- Адвокатура
- Нотариат
- Госслужба
- Юридическое образование
- События и комментарии
- Обзор литературы
- Досуг юристов
- Юридический юмор
- Обзор диссертаций
- ЕСПЧ
- Международное правосудие
- Континентальная Европа
- Англосаксонское право
- Другие страны
- Административное право и процесс
- Арбитражный и гражданский процесс
- Гражданское право
- Конституционное право
- Международное право
- Налоговое и финансовое право
- Семейное и жилищное право
- Теория и история государства и права
- Трудовое право и право социального обеспечения
- Уголовное право и процесс, исполнение наказаний
- Антимонопольное регулирование
- Банки
- Банкротство
- ЖКХ
- Земля и недвижимость
- Информационные технологии
- Нефть и газ
- Разрешение споров
- Спорт
- Страхование
- Ценные бумаги
- Экология
- Электроэнергетика
- Права потребителей
- Реклама и маркетинг
Показать ещё 10
Под знаком «регуляторной гильотины»: как разорвать замкнутый круг дерегулирования и ре-регулирования?
* При подготовке статьи частично использовались материалы, собранные авторами при проведении научно-исследовательских работ по теме «Подготовка предложений по направлениям развития регуляторной среды и регуляторных механизмов» Центра фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (2018 г.).
Анна Евгеньевна Голодникова
начальник отдела экономического и правового анализа Центра оценки регулирующего воздействия Института государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Алексей Ефремов д.ю.н., профессор Воронежский Государственный Университет
Даниил Цыганков Доцент Департамента политики и управления НИУ-ВШЭ
- 27.02.2021
- 2018
- ключевые слова:
- саморегулирование ,
- нормотворчество ,
- контрольно-надзорная деятельность ,
- «регуляторная гильотина» ,
- дерегулирование ,
- ре-регулирование ,
- доказательная регуляторная политика
Выгодное предложение Журнал «Закон» 02-2021
В статье рассмотрен один из инструментов дерегулирования — «регуляторная гильотина». Российский вариант «гильотины» проанализирован в контексте международного опыта и ограниченных институциональных возможностей реформ в современной Российской Федерации. Показано, что изначально амбивалентный институциональный дизайн реформы ставит российское руководство в начале 2021 г. перед выбором: завершить ее, так и не достигнув экономически значимых результатов, или же продлить сроки ее реализации (до 2024–2025 гг.). Предложено рассмотреть шаги по стимулированию регуляторов и адресатов регулирования к применению доказательных методов в нормотворчестве и системному обучению действующих и будущих чиновников.
1 января 2021 г. в России завершилась реформа, названная «регуляторная гильотина». Что за этим последует и смогут ли реформаторы защититься от неизбежных попыток ре-регулирования, покажут ближайшие полгода.
Впервые на уровне документов стратегического планирования «регуляторная гильотина» для действующих российских актов была упомянута осенью 2018 г. — в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года 1 1 Утверждены Распоряжением Правительства РФ 29.09.2018. В рамках мероприятия 1.1.2 «Совершенствование контрольно-надзорной деятельности» было указано, что в целях комплексного обновления обязательных требований планируется реализовать «регуляторную гильотину», предусматривающую обновление всех обязательных требований, принятых ранее середины 2010 г., с одновременным проведением анализа фактических положительных (отрицательных) последствий принятия нормативных правовых актов, а также достижения заявленных целей регулирования. . Некоторым стимулом к появлению этой формулировки послужил доклад ЦСР-ВШЭ о регуляторной политике, опубликованный в мае 2018 г. 2 2 См.: Голодникова А.Е., Ефремов А.А., Соболь Д.В. и др. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего. М., 2018. , однако наиболее ярким импульсом к реальному запуску механизма «регуляторной гильотины» стало выступление Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева на Гайдаровском форуме 15 января 2019 г., распространившее ее на советские акты, и последовавшие за ним поручения 3 3 Поручения Правительства РФ от 30.01.2019 № ДМ-П36-608, от 03.06.2019 № ДМ-П36-4534; Президента РФ от 27.02.2019 № Пр-294. .
С самого начала российская модель «регуляторной гильотины» имела определенные изъяны, которые несли риски для перезапуска экономического роста в РФ:
— институциональная слабость при длительном принятии базового Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательных требованиях) — фактически почти полтора года «гильотина» не имела законного основания, а при принятии Закона были исключены положения о ее действии на региональном уровне;
— ограниченная роль «гильотинных» рабочих групп и Подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций ФОИВ при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (далее — Подкомиссия по «регуляторной гильотине»), их замкнутость на нормотворческий процесс в рамках Правительства РФ, что делало возможным, во-первых, обход «гильотины» путем установления обязательных требований федеральными законами, во-вторых, запрограммированное переутверждение существовавших обязательных требований, если они вытекали напрямую из законов;
— сведение «регуляторной гильотины» к обязательны
Источник: zakon.ru
Как работают реформы контрольно-надзорной деятельности
Реформа КНД состоит из нескольких блоков. Это обязательные требования, процедура и форма контроля их соблюдения и возможность обжалования решения надзорного органа.
Регуляторная гильотина
В соответствии с поручением Президента (февраль 2019 г.) был реализован механизм, который получил название «регуляторная гильотина».
В начале прошлого года был пересмотрен весь комплекс обязательных требований к бизнесу. Было проанализировано более 318 тыс. требований, из них более 143 тыс. отменено.
Работа проводилась совместно с бизнесом. Для реализации реформы сформированы 43 отраслевые рабочие группы, состоящие преимущественно из представителей предпринимательского сообщества.
По оценкам этих групп, в результате опроса Аналитического центра при Правительстве общая экономия предпринимательского сообщества от отмененных требований составила порядка 200 млрд рублей в год в ценах 2021 года.
Законодательно были введены нормы, которые не позволяют количеству правил для бизнеса разрастаться. Все требования должны пересматриваться раз в 6 лет, новые вводятся всего два раза в год, а не бесконтрольно как раньше.
По этой причине отраслевые рабочие группы продолжают работу на постоянной основе. То есть сам бизнес непосредственно контролирует поддержание нормативной базы по обязательным требованиям в актуальном состоянии.
Риск-ориентированный подход к проверкам
Правительство усовершенствовало процедуру проведения контрольных мероприятий. Введен риск-ориентированный подход, то есть система управления рисками. Организации с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой – не проверяются.
Сместился акцент от проверок к профилактике нарушений. Это снижает затраты как государства, так и бизнеса.
Таким образом, создана система, при которой бизнесу выгоднее не нарушать, потому что он знает, что к нему придут проверять.
По итогам 2021 года, в сравнении с 2019 годом, количество проверок снизилось более чем в 2 раза (с 1,5 млн до более 740 тыс.).
Для малого и среднего бизнеса внедрение риск-ориентированного подхода в середине 2021 года обернулось четырехкратным сокращением проверок к концу года – с 243 тыс. в первом полугодии до 62 тыс. во втором.
Досудебное обжалование решений
На стыке интересов государства и бизнеса зачастую возникают спорные ситуации. Правительство поставило перед собой задачу сделать способ разрешения таких споров простым и удобным для бизнеса. Для этого была введена процедура обязательного досудебного обжалования решений контрольных органов.
Как раньше выглядело оспаривание? Через суд. А это юристы, денежные и временные затраты. И в лучшем случае решение можно ожидать через полгода. А в современном мире самый главный ресурс – временной и человеческий.
Система досудебного обжалования позволяет все это значительно экономить.
Жалобу можно подать через портал госуслуг буквально в три клика – для этого создан сервис «Жалоба на решение контролирующих органов». После этого можно в режиме реального времени отслеживать, какие решения по жалобе принимаются. Нормативный срок рассмотрения жалобы составляет до 20 дней, действительности в среднем жалобы рассматриваются в течение 12 дней.
Бизнес получил возможность в комфортном цифровом режиме и в короткие сроки обжаловать надзорные решения. Государство же постепенно расстается с массой рутинных судебных процессов и значительными затратами на них. Очевидные плюсы для всех сторон.
Цифровизация
Вся модель жизнедеятельности усовершенствованной контрольно-надзорной системы полностью цифровая. Впервые все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, заканчивая электронным обжалованием, собрана в единой информационной системе.
Информация представлена в самых разных разрезах – по видам надзора, по контролирующему органу, по территории. Видно количество проверок, обжалований, какие решения приняты, какие есть нарушения.
Система помогает менять сознание контрольных органов, потому что с одной стороны данные появляется в режиме онлайн и на них нельзя повлиять. Но в то же время появилась возможность оперативно принимать управленческие решения. В такой системе координат контролер может думать только в одном направлении – как улучшить работу, а не отчетность.
Сейчас главная задача – дальнейшая цифровизация процедур контроля. Это позволит быстро анализировать полученные данные и проводить тонкую донастройку системы, избавляя бизнес от оставшихся бюрократических преград, и при необходимости корректировать законодательство.
Мораторий на проверки
Ситуация в экономике заставила принимать экстренные меры. 10 марта был введён мораторий, который коснулся как плановых, так и внеплановых проверок по всей стране.
Впервые мораторий коснулся всех компаний – от малых до крупнейших – и всех проверок.
Исключение составили отдельные виды проверок социально значимых объектов (например, в школах и детских садах) по вопросам соблюдения санитарных и пожарных требований, а также опасных производственных объектов.
Наложен запрет на проверки для IT-компаний до 2025 года.
После введение моратория было отменено проведение более 218 тыс. проверок, из них плановых – более 158 тыс. и внеплановых – 60 тыс.
Как правило, в среднем проверка проходит за 8–9 рабочих дней, на нее отвлекается минимум 3 человека, плюс привлекается консалтинг. То есть мораторий сэкономил для бизнеса от 5 до 8 млн человекодней. В деньгах это от 60 до 80 млрд рублей.
Высвободившиеся контролеры переориентируются на профилактику – через нее обеспечивается безопасность. Инспектор приходит к предпринимателю, подсказывает, что нужно сделать, чтобы исправить или не допустить нарушения.
Если в прошлом году доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольных мероприятий составляла 38%, то в текущему году она превысила 77%.
При введении моратория Правительство исходило из необходимости обеспечить баланс между снижением нагрузки на бизнес в сегодняшних условиях и минимизацией рисков угрозы вреда жизни и здоровью граждан.
Правительство контролирует все проверки, которые остались для проведения в этом году.
Задача – избавить бизнес от необходимости лишний раз общаться с государством и дать ему возможность сосредоточиться на своей деятельности в максимально комфортных условиях.
Жалобы на проверки
Правительство усиливает контроль соблюдения ограничений на проведение проверок в текущем году. Для этого на портале госуслуг запущен специальный сервис, с помощью которого бизнесмены и граждане могут сообщить о нарушениях моратория на проверки. Жалоба рассматривается в течение 1 рабочего дня.
Сервис был создан максимально быстро – буквально за неделю – и заработал 15 апреля.
Согласно опросам представителей бизнеса, которые проводит Аналитический центр при Правительстве, мораторий на проверки является одной из наиболее востребованных и действенных мер, которые предприняло Правительство по поддержке экономики в связи с недружественными действиями ряда стран.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai