Что такое системный подход в бизнесе

Словосочетание «системный подход» уже успело набить оскомину всему прогрессивному обществу. О том, каким нужно быть, чтобы прийти к результату, знает каждый: системным, целостным, стратегически выверенным. Однако практика показывает, что семантический смысл этого выражения понимают далеко не все. Что скрывает от обывателей термин «системный подход» и как это реализуется в бизнесе?

Системный подход — это особая методология ведения дел, восприятие бизнеса как целостной структуры, состоящей из множества систем и подсистем, каждая из которых важна.

Таким образом, системный подход представляет собой особый механизм работы, в котором все элементы строго взаимосвязаны между собой и «проседание» одного непременно отражается на качестве остальных. На результате также отражаются и конфронтация внутри системы, и отсутствие чётких порядков взаимодействия между частями, и размытый вектор общего направления. То есть неопределённые целевые ориентиры.

ОШИБКИ ТРАКТОВКИ СМЫСЛА

Некоторые понимают смысл понятия «системный подход» как «охватить всё сразу». Иными словами, с завтрашнего дня начать свою бизнес-жизнь с чистого листа, полностью переписать систему, которая строилась годами (а иногда десятилетиями) или же построить на ровном месте новый корабль с идеальным управлением и идеально сплочённым экипажем.

Системный подход в бизнесе

Однако на практике выясняется, что это физически невозможно. И причина здесь вовсе не в личной слабости руководителя и членов коллектива, не в отсутствии везения, а в базовой ошибке.

Системный подход предполагает понимание линейной взаимосвязи всех элементов, но не предполагает одновременный контроль всех сфер бизнеса. Важно выбрать главный вектор, пункт назначения, глобальную миссию, но путь к ней должен быть тактически выверенным, разделённым на этапы.

По сути, системный подход — это навык дробления задач, грамотное отделение одних групп интересов от других и точечная, пошаговая работа с каждым из них.

Как разделять задачи, когда их много?

  1. Конкретизировать;
  2. Разбивать на пункты;
  3. Обозначать конкретные дедлайны выполнения каждого пункта;
  4. Распределять задачи между сотрудниками.

КОГДА СИСТЕМА ДАЁТ СБОЙ

Рассмотрим на примере. Предприятие в процессе работы систематически терпит убытки: инвестиционные расходы не окупаются, процент маржи никак не может повыситься до размеров, которые позволили бы соблюдать баланс цены и качества товара и при этом извлекать из сделки желаемую прибыль. Что делать?

Для начала используем главный инструмент аудита — системный анализ.

При более детальном наблюдении за процессом работы компании мы выявляем следующие ошибки. Ценовая политика строится без учёта маржинальных целей, а маркетинговый отдел ждёт, что покупательский отклик сам собой закроет финансовые разрывы. Эти проблемы говорят нам о том, что финансовая модель проработана плохо.

Отсутствует приоритетная политика, вектор внимания развеивается сразу на всё. Далее выясняется, что в компании и вовсе нет конкретных целей. Задача — остаться на плаву без какой-либо конкретики. Неожиданно выявляется постоянный внутренний конфликт между отделами продаж, закупок и логистики.

✅ Что такое системный подход? Системный подход в бизнесе

Читайте также:  Бизнес предприятия является рыночным товаром

Становится очевидным, что избежать разногласий при существующей системе управления в принципе невозможно: в компании совершенно не выстроена система корпоративной культуры, отсутствуют какие-либо чёткие механизмы взаимодействия. В отделах наблюдается полная управленческая дезориентация.

Возникает естественный вопрос: а за счёт чего тогда функционирует деструктивная система?

Как бы удивительно это ни звучало, но деструктивная система поддерживается и функционирует за счёт самих же сотрудников. Наёмным сотрудникам удобна неопределённость, так как отсутствие конкретики предполагает снижение личной ответственности и исключает необходимость постоянных решительных действий. Управленец же получает определённое количество прибыли.

Имеет место быть ещё одна причина. Владелец компании постоянно занят адреналиновой игрой: впрыгнуть в последний поезд, успеть за 60 секунд, пятилетка за четыре года и в конечном счёте сводит концы с концами. При этом у всех сотрудников компании создаётся иллюзия целенаправленной работы.

Каковы бы ни были показатели, компаниям с подобной деструктивной внутренней структурой рано или поздно придётся столкнуться с негативными последствиями.

«Незамеченные ошибки могут стать критичным барьером для дальнейшего развития»: о роли системного мышления в бизнесе

Редакция Нетологии поговорила с Джозефом О’Коннором — профессором по коучингу бизнес-школы ISCTE в Лиссабоне и преподавателем курса «Системное мышление для решения бизнес-задач» в Нетологии. Джозеф рассказал, чем отличается системное мышление от привычного, кому и как критически важно его изучить и почему компаниям нужны люди с системным мышлением.

«Незамеченные ошибки могут стать критичным барьером для дальнейшего развития»: о роли системного мышления в бизнесе

Джозеф О’Коннор

Ведущий теоретик коучинга и системного мышления

Главный миф о системном мышлении

Само словосочетание «системное мышление» звучит довольно сложно, поэтому у людей часто возникают ассоциации со сложным техническим оборудованием и ложная логическая связь ⟶ «этот тип мышления нужен в первую очередь математикам и инженерам». Всё это мешает многим разобраться, почему важно иметь системное мышление и чем оно может быть полезно.

Система — любая сложная конструкция, между частями которой есть связи. Это и тело человека, и система кондиционирования воздуха, и система управления организациями, странами, и многое другое.

В системном мышлении есть своя методология, но она не требует специальных технических знаний для изучения, а позволяет по-другому понимать происходящие процессы, посмотреть на привычные вещи иначе и понять, как устроены и функционируют системы.

В чём отличие системного мышления от стандартного

В процессе эволюции обучение человека проходило через формирование причинно-следственных связей. Поэтому наш стандартный мыслительный процесс выглядит так: то, что для одного события было причиной, автоматически становится следствием и причиной для развития новых событий.

Такой упрощённый подход к мышлению иногда приводит к ложным и примитивным выводам. Например, когда нас спрашивают о причине автомобильной аварии, мы в первую очередь думаем о превышении скорости водителем или его алкогольном опьянении. А если попросят предположить причину повышенной преступности, то, скорее всего, мы спишем её на возрастающую безработицу.

Однако мир устроен сложнее и для формирования корректных выводов не всегда достаточно простых, линейных причинно-следственных связей.

Читайте также:  Выделение бизнеса что это

Системное мышление помогает структурировать потоки информации и понимать, как функционируют и взаимодействуют между собой сложные системы — компании, организации, команды. А также видеть закономерности и определять, к каким последствиям может привести деятельность человека или компании.

Зачем бизнесу системность и систематичность исследований и как их обеспечить

Термины системность и систематичность используются в сферах образования и науки. От успешной реализации этих двух принципов зависит результативность процесса обучения и применения знаний. Попробуем провести параллель с бизнесом и разобраться, зачем компаниям нужны системность и систематичность исследований.

Павел Щеголев Эксперт компании Tiburon Research, сооснователь Fastuna

Крупные игроки сферы B2C ведут регулярную исследовательскую работу. Данных о продажах, внутренних метрик и финансового анализа недостаточно, чтобы объяснить полученные результаты и их динамику. Актуальная аналитика и исследования определяют необходимые действия и позволяет формировать запасные варианты решений.

В компаниях, где отсутствует дисциплина исследований, обсуждение неудовлетворительных результатов обычно сводится к длительным обсуждениям мнений и домыслов. И чаще специалисты занимаются «тушением пожара».

В этой статье рассмотрим главные отличия системности и систематичности исследований, остановимся на универсальном наборе исследований для бизнеса, разберемся, как реализовать процесс исследований в крупных и малых компаниях.

Системность и систематичность: что важно исследовать

Бизнес состоит из множества элементов, которыми нужно управлять, чтобы удерживаться на плаву, расти и двигаться к цели. Эффективное управление бизнесом должно носить системный и систематический характер. Системность управления заключается в контроле ключевых и взаимосвязанных элементов бизнеса. Систематичность — в регулярности и ритмичности такого контроля.

Любой бизнес — это система, в которой есть вы, ваша целевая аудитория и тот продукт, который вы для нее создаете. В широком смысле продукт — это сам продукт (товар, услуга, сервис) и его маркетинг (продвижение). Помимо этого бизнес не живет в вакууме. Есть внешний мир, оказывающий серьезное влияние на успешность бизнеса — это конкуренты, появление инновационных технологий, факторы, меняющие жизнь и потребности людей, а также постоянно меняющиеся условия функционирования бизнеса (например, ограничения в связи с пандемией).

Таким образом, в бизнесе есть четыре направления, которые необходимо постоянно держать во внимании и изучать. К ним относятся целевая аудитория, продукт (товар, услуга, сервис), маркетинг (продвижение) и внешний мир.

Как реализовать системный и систематический подход

Успешность реализации двух принципов на практике невозможна без трех составляющих:

  • наличие готового набора регулярных исследовательских подходов (методы и инструменты);
  • интеграция исследований в процессы управления бизнесом и продуктом;
  • вовлеченность команды в работу с информацией.

Набор готовых исследовательских подходов должен обеспечивать полноту информации. Интеграция в бизнес-процессы гарантирует эффективность исследовательской работы и определяет ее цикличность. Вовлеченность команды помогает сформировать единое понимание результатов, проблем и возможностей бизнеса, определиться с приоритетами, повысить эффективность реализации задач.

Читайте также:  Какие этапы бизнес процессов являются критическими

Исследования, которые нужны всем

Хард-метрики не всегда показывают, почему и где именно возникла проблема, что можно было бы сделать лучше. Получить ответы на эти вопросы поможет универсальный набор исследований:

  • Мониторинг удовлетворенности продуктом позволяет получить информацию о продукте, разобраться, что нравится, а что можно улучшить.
  • Мониторинг знания и использования продукта («здоровье» продукта) поможет оценить результаты усилий по продвижению и потенциал роста по развитию знания и использования продукта, узнать позиции в сравнении с конкурентами.
  • Мониторинг конкурентов покажет, есть ли риски для бизнеса, как обстоят дела на рынке, появились ли новые продукты/решения.
  • Мониторинг инноваций и трендов подсветит новые явления и тренды, которые могут быть полезны или несут риск.
  • Исследования целевой аудитории дадут ответы на некоторые вопросы. Почему не все используют продукт? Что и почему используют люди?

Этот набор необходим для оперативного управления и постоянного поиска зон развития. Для разных сфер и масштаба бизнеса список может быть шире. Для крупных компаний, которые занимаются массовыми продуктами, масштабируют рекламу, портфель исследований может быть дополнен мониторингом рекламы, цен, дистрибуции, сегментов целевой аудитории, аналитикой рынка, его структуры и динамики.

Отрасли и компании, которым необходим системный подход

Систематичность исследований важна как для крупных, так и для небольших компаний. Например, если маленький магазин у дома стремится развиваться, то ему необходимо поддерживать актуальность ассортимента, цен, следить за лояльностью постоянных покупателей и технологиями оплаты. Исследования здесь имеют форму наблюдений, бесед, аналитики данных собственного магазина, рекламных площадок и ближайших конкурентов.

Самостоятельное проведение исследований

Чтобы наладить регулярный исследовательский процесс и не допустить ошибок, нужна экспертиза. Проводить исследования можно как своими силами, так и с помощью агентств. Ключевое отличие двух подходов заключается в усилиях и внутренних ресурсах, необходимых для организации системы исследований и обработки данных.

Плюсы и минусы подхода зависят от сферы деятельности компании и решаемых задач. Например, опрос удовлетворенности клиентов легко организовать своими силами в компании из сферы услуг. Однако это достаточно трудно сделать производителю товаров, у которого нет доступа к прямым каналам общения, намного проще и эффективнее привлечь профильное агентство.

Способность системных исследований повысить операционную эффективность компаний

Операционная эффективность — очень широкое и неоднозначное понятие, и многие трактуют его по-разному. Если попробовать упростить, то прежде всего речь идет о способности получать высокий результат при небольших усилиях. Процесс поиска, формирования и принятия решения уже может требовать массу усилий. Наличие информации помогает сократить время обсуждения вопросов с 2 часов до 15 минут в группе топ-менеджеров компании.

Отслеживание ухудшения удовлетворенности продуктом заставляет команду вовремя отследить проблемы, не дожидаясь падения продаж. Большинство крупных компаний, как Сбер, Альфабанк, Yandex, VK, X5, Ozon, Avito используют системный подход в исследованиях уже много лет. Степень использования исследований и аналитики в этих компаниях растет.

Источник: kontur.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин