Многочисленные хозяйствующие субъекты классифицируются по разным признакам и основания их разграничения по тому или иному виду могут оказывать существенное влияние на характер организации финансов.
Наиболее общим признаком разграничения является отнесение предприятий и организаций к одной из сфер деятельности – материальной или нематериальной (непроизводственной).
Другим признаком классификации хозяйствующих субъектов является характер их финансовой деятельности – коммерческая или некоммерческая.
Важным признаком классификации предприятий, организаций, учреждений является принадлежность к определенной форме собственности. Согласно законодательству в Республике Казахстан приняты две формы собственности: частная и государственная. Частная собственность выступает как собственность граждан и (или) негосударственных юридических лиц и их объединений; в качестве особого вида частной собственности выступает собственность общественных организаций.
Государственная собственность представлена республиканской и коммунальной собственностью.
Состав основных фондов, их классификация и структура
Внутри названных форм собственности могут быть сформированы разные хозяйственные структуры, что порождает большее количество организационно-правовых форм хозяйствования:
1. Государственные предприятия, основанные на государственной собственности, в том числе:
республиканские – для решения общегосударственных задач экономического и социального развития Казахстана;
предприятия коммунальной собственности – для решения задач по удовлетворению социально экономических потребностей населения соответствующей территории, находятся в местном подчинении.
2. Предприятия, основанные на частной собственности юридических лиц: хозяйственные товарищества разного типа, в том числе акционерные общества, кооперативные предприятия и организации.
3. Предприятия, основанные на собственности общественных объединений.
4. Совместные предприятия на основе объединения имущества учредителей, в том числе иностранных юридических лиц и граждан.
5. Частные предприятия, основанные на собственности граждан.
6. Смешанные предприятия с участием разных вышеперечисленных форм собственности.
Законодательством Республики Казахстан гарантируется равенство всех форм собственности и равная защита прав субъектов собственности.
Следует различать организационно-правовые формы предприятий и их размеры. Организационно-правовые формы предприятий определяются формой собственности – государственной, частной (с разновидностями ). По размерам предприятия могут быть малыми, средними, средними и большими. Любая форма может быть малой, средней и большой. В законодательном порядке могут быть определены параметры малых предприятий разных сфер деятельности в целях стимулирования их развития как эффективных структур, позволяющих оперативно решать производственные и организационные задачи.
Имеются особенности формирования фондов субъектов хозяйствования в зависимости от форм собственности.Например, финансовые фонды производственных предприятий образуются за счет собственных источников (амортизационных отчислений, дохода (прибыли), некоторых других; кредитов банков; средств от выпуска ценных бумаг; у государственных предприятий эти источники средств дополняются в необходимых случаях ассигнованиями из бюджета и внебюджетных фондов; у кооперативов – средства паевых взносов челнов кооперативов. На практике чаще всего встречаются смешанные формы образования фондов по их источникам, обусловленные смешанными формами собственности.
Классификация видео для бизнеса
Соответственно формированию исходных фондов производства распределяются и используются финансовые результаты хозяйственной деятельности:
1) валовая доход;
2) чистая прибыль;
4) паевые доходы;
5) возмещение расходов бюджета (бюджетных кредитов) и внебюджетных фондов.
Многообразие разных классификационных характеристик предприятий, организаций, учреждений, возможные их сочетания у части хозорганов усложняют финансовый механизм данного звена финансовой системы, требуют постоянно его совершенствования, четкого законодательного регламентирования деятельности, хорошо налаженного управления и контроля финансовых процессов.
Предприятие, как основное звено хозяйственной системы функционирует при многообразии форм собственности и хозяйствования, развитии товарно-денежных отношений и рынка.
Организация финансов предприятий и организаций, функционирующих на паевой основе – хозяйственных товариществ, кооперативов, совместных предприятий – определяется особенностями формирования средств таких предприятий и последующего распределения полученных доходов в соответствии с долей в имуществе каждого участника.
Учредители и участники таких предприятий и организаций осуществляют свои вклады в виде денежных средств, различных видов имущества (зданий, сооружений, оборудования и др.), имущественных прав (прав пользования землей, природными ресурсами, имуществом, интеллектуальной собственностью).
Применительно к акционерным обществам определенные особенности финансовых отношений проявляются в применении акций как средства финансирования производственных и коммерческих потребностей. Этому способствует разнообразие организационных форм деятельности акционерных обществ: они могут быть открытого или закрытого типа (то есть с распространением акций среди ограниченного круга держателей), обществом с полной или ограниченной ответственностью. Оказывает влияние на организацию финансов разнообразие категорий акций (акции предприятий, акции трудового коллектива, акции акционерных обществ), их видов (привилегированные, именные, на предъявителя).
Балансовый чистый доход акционерного общества определяется в порядке, предусмотренном законодательством. Чистый доход (после уплаты налогов) остается в распоряжении общества и распределяется между акционерами в виде дивидендов, перечисляется в резервы, на развитие производства или иные цели, предусмотренные решением общего собрания.
Акционерная форма собственности эффективно действует в экономически развитых странах и является общепризнанной в мировой практике. Она приобщает массу мелких собственников – держателей акций к участию в формировании средств тех предприятий или отраслей, которые наиболее эффективны в данный период, создает возможность перелива финансовых ресурсов в наиболее приоритетные сферы деятельности. К достоинствам акционерной формы относится возможность создания достаточно крупных предприятий, недоступных для индивидуальных владельцев средств и даже для отдельных финансовых институтов. Размер акционерного предприятия сообразуется лишь с масштабами рыночного спроса на его продукцию, управляемостью, перспективами развития рынка.
Значительное место в экономике занимает государственный сектор. В этом секторе функционируют следующие виды предприятий:
1) основанные на праве хозяйственного ведения, которое является вещным правом предприятия, получившего имущество от государства как собственность и осуществляющего в пределах законодательства права владения, пользования и распоряжения этим имуществом;
2) основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия), которое является вещным правом предприятия, получившего имущество от собственника и осуществляющего его в пределах, законодательства в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Государственное предприятие обязательно выполняет заказ государства. Назначение государственных предприятий: решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства:
1) материальное обеспечение обороноспособности государства и защиты интересов общества;
2) производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах, которые не охвачены, либо недостаточно означены частным сектором;
3) осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства;
Уполномоченный орган по отношению к предприятию выполняет функции собственника и органа государственного управления. Собственник решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, контроль за сохранностью имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества предприятия. Доля чистого дохода, подлежащая отчислению собственнику фиксируется в ежегодно устанавливаемом уполномоченным органом по согласованию с Министерством финансов нормативе распределения чистого дохода. Размер уставного фонда определяется учредителем, но не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества.
Дочернее предприятие – юридическое лицо, созданное другим государственным предприятием за счет своего имущества. Правом создания дочернего предприятия пользуются лишь предприятия на праве хозяйственного ведения. Дочерние предприятия создаются в целях разукрупнения основного предприятия, преобразования филиалов основного предприятия в самостоятельные юридические лица, создания дополнительных и специализированных производств для повышения эффективности основного производства, освобождения от несвойственных ему видов деятельности и функций.
Одной из эффективных организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности являются совместные предприятия с участием иностранных фирм. Имущество совместного предприятия образуется за счет вкладов (взносов) участников в размере, определенном договором.
Иностранному участнику гарантируется выплата причитающейся ему доли прибыли, а в случае ликвидации совместного предприятия или выхода из него – других активов. Совместные предприятия уплачивают установленные законодательством налоги, при ликвидации совместного предприятия неиспользованная сумма его резервного фонда подлежит налогообложению по действующим ставкам.
Доход, за вычетом сумм по взаимоотношениям с бюджетом и сумм, направляемых на создание и пополнение фондов, распределяется между участниками пропорционально долевому участию в уставном фонде, если иное не предусмотрено договором о создании предприятия. Законодательством установлен порядок образования и функционирования в республике совместных предприятий с участием зарубежных фирм. Доля в капитале предприятия определяется по договоренности. Партнером представляются необходимые гарантии, в том числе перевод за границу в валюте части прибыли, причитающейся им после уплаты налогов, возможность вложения прибыли в расширение производства, участие в управлении, правовую охрану их собственности на территории республики.
Кооперативный сектор экономики является одним из звеньев единого хозяйственного комплекса. Развитие форм собственности в ходе становления рыночных отношений открывает широкий простор для возрождения этой демократической формы хозяйствования в новых сферах деятельности и расширения в традиционных. В системе кооперации функционируют кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские.
Производственные кооперативы осуществляют производство товаров, продукции, работ, платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам. Сфера их деятельности весьма многообразна: производство, заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, изделий производственно-технического назначения, изготовление товаров народного потребления, оказание различных материальных услуг.
Потребительская кооперация удовлетворяют потребности своих членов и других граждан в торговом и бытовом обслуживании. Потребительские кооперативы могут развивать также разнообразную производственную деятельность, то есть быть кооперативами смешанного типа. Низовыми звеньями в потребительской кооперации объединены в союзы — районные, областные, республиканские. Особенностью деятельности потребкооперации является то, что основные и оборотные фонды являются кооперативной (совместной) собственностью, образуемой за счет вступительных и паевых взносов членов-пайщиков и дохода от хозяйственной деятельности.
При формировании рыночной системы хозяйствования важной проблемой является преодоление монополизма в сферах производства, распределения и обращения товаров, в принятии хозяйственных решений, недопущение натурализации хозяйства, замкнутости и самоизоляции регионов республики.
Решение данной проблемы проводится в направлении преобразования отношений собственности, развитии свободного предпринимательства и конкуренции, проведении антимонопольной политики, формирования в национальном хозяйстве параллельных производственных структур за счет разукрупнения и диверсификации производства.
Преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации в другие формы обеспечивают многообразие этих форм, на основе которых создаются объективные предпосылки для формирования реальных хозяев в сферах материального производства и услуг, стимулирует предпринимательство и конкуренцию, создает у работников мотивацию к высоким конечным результатам труда.
Разгосударствление – это передача функций хозяйственного управления и соответствующих полномочий от государства на уровень предприятий, замена вертикальных хозяйственных связей на горизонтальные; разгосударствление может происходит и без смены собственника.
Приватизация – приобретение у государства юридическими лицами и гражданами объектов государственной собственности, а также акций акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий и организаций.
Реструктуризация охватывает меры технологически обоснованной сегментации производства на отдельные перспективно конкурентоспособные хозяйствующие объекты с разработкой планов возможной санации (финансового оздоровления), приватизации или ликвидации несостоятельных предприятий. Реструктуризации предшествуют мониторинг (изучение) финансового положения объекта, в том числе уровня кредиторской задолженности банкам, бюджету, смежникам.
В отношении объектов, имеющих стратегическое значение, выполняющих государственный заказ, несущих важные социальные функции применяются мероприятия финансово-экономического оздоровления (санации). Мероприятия предусматривают систему мер по реорганизации и модернизации предприятия, налаживанию современного менеджмента, возможному перепрофилированию производства, восстановлению или поиску новых рынков сбыта, упорядочению активов и пассивов баланса, обеспечению безубыточной работы, восстановлению платежеспособности. Финансовая поддержка санируемых предприятий осуществляется на возвратной основе. Санация применяется также как реорганизационная внесудебная процедура для предприятий – несостоятельных должников в случаях достижения ими договоренности с кредиторами (вторая процедура согласно законодательству – установление внешнего управления имуществом должника).
Средства, полученные от разгосударствления и приватизации государственных предприятий, являются государственной собственностью. Вырученные средства направляются в первую очередь на покрытие долгов приватизируемого предприятия, если при оценке его стоимость не уменьшена на величину задолженности. Порядок и направление использования средств от приватизации определяется Парламентом Республики Казахстан. При этом расходование средств увязывается с необходимостью погашения государственного долга, стабилизации экономики, осуществления социальной политики, создания параллельных производственных структур, новых рыночных структур.
Источник: infopedia.su
Классификация субъектов предпринимательского права

Основой классификации субъектов предпринимательского права являются следующие критерии.
1. Характер выполняемых функций. По этому критерию выделяются субъекты, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели, коммерческие организации и занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации).
Предприниматели реализуют комплекс функций: привлечение и использование материальных, трудовых и иных ресурсов, организация производства, управление персоналом и организацией в целом, продажа произведенных товаров и др. Предпринимательская деятельность представляет собой единство производственной и организационной (управленческой) функций.
Встречаются хозяйствующие субъекты, которые одновременно руководят деятельностью других организаций. К таковым относятся осуществляющие предпринимательскую деятельность организации, которые одновременно являются основными по отношению к дочерним обществам и указания которых являются обязательными для дочерних (ст. 105 ГК РФ).
Основное общество (товарищество) считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для него указания только в случае, когда это предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества (п. 3 ст. 6 Закона об акционерных обществах). В отличие от хозяйствующих субъектов, главным для публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) являются регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью, но они могут быть и участниками гражданских правоотношений.
2. Форма собственности, на базе которой действуют субъекты предпринимательского права. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Все коммерческие организации, кроме унитарных предприятий, все некоммерческие организации, кроме учреждений, являются собственниками своего имущества.
Унитарные предприятия действуют на базе государственной или муниципальной собственности. Будучи юридическими лицами, унитарные предприятия используют государственное, муниципальное имущество на основе принадлежащих им вещных прав на имущество предприятий — права хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 114, 115 ГК РФ).
3. По форме организации предпринимательской деятельности различаются индивидуальные предприниматели — физические лица и организации — юридические лица.
4. По количеству субъектов, участвующих в предпринимательской деятельности и непосредственно присваивающих полученную прибыль, выделяются отдельные предприниматели (индивидуальные предприниматели, организации — юридические лица) и группы предпринимателей. К последним, например, можно отнести договорные объединения, не являющиеся юридическими лицами (простое товарищество, крестьянское (фермерское) хозяйство).
Различают также индивидуальных предпринимателей, действующих без создания юридического лица и коллективных предпринимателей, использующих правовую форму юридического лица. Участников полного товарищества ГК РФ прямо называет предпринимателями (ст. 69 ГК РФ). Участники хозяйственного общества в экономическом смысле осуществляют коллективное предпринимательство, однако в юридическом смысле организационно-правовой формой такого предпринимательства является хозяйственное общество — юридическое лицо. Соответственно, в хозяйственном обороте действует одно юридическое лицо — хозяйственное общество (а не коллектив, группа лиц), которое присваивает прибыль и в установленном законом и учредительными документами порядке распределяет ее между собой и своими учредителями (участниками).
5. Правовой статус хозяйствующих субъектов может быть определен только ГК РФ (товарищества) или ГК РФ и другими законами (например, Федеральными законами «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
6. В зависимости от количества работающих в коммерческих организациях (средняя численность работающих в отчетном периоде не превышает в соответствующей сфере экономики 30-100 человек) эти организации, при некоторых дополнительных условиях, относятся в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»*(271) к малым предприятиям. Индивидуальные предприниматели признаны указанным Законом субъектами малого предпринимательства независимо от количества работающих у него на основе трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера.
Термин «субъекты малого предпринимательства» применяется в Законе для обозначения коммерческих организаций — малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Рассматриваемый Закон о государственной поддержке малого предпринимательства намечал ряд мер по их поддержке со стороны государства, однако далеко не все из них были реализованы*(272). Налоговый кодекс РФ (глава 26.2), регулируя переход организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не превышает 100 человек, не оперирует терминами «субъекты малого предпринимательства», «малые предприятия», хотя, конечно, речь идет именно о них. При этом, в отличие от Закона о государственной поддержке малого предпринимательства, по которому критерий численности работающих имел значение только для отнесения к малым предприятиям организаций, НК РФ — для перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения устанавливает этот критерий как единый (не более 100 работающих) как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.
7. Виды деятельности могут предопределять положение хозяйствующего субъекта в качестве налогоплательщика. Например, организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими продукции, включая продукцию первичной переработки, составляет не менее 70%, могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном нормами главы 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)».
Организации и индивидуальные предприниматели, занимающимися видами деятельности, предусмотренными главой 26.3 НК РФ (например, оказанием бытовых услуг, розничной торговлей), обязаны платить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, если система налогообложения в виде такого налога введена законом субъекта РФ. Уплата организациями единого налога заменяет налог на прибыль, на имущество, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, взимаемого при импорте товаров (п. 4 ст. 346.26. НК РФ).
Организации и индивидуальные предприниматели, занятые игорным бизнесом, являются плательщиками налога на игорный бизнес. Объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы (ст. 366 НК РФ).
Хозяйствующие субъекты — пользователи недр платят налог на добычу полезных ископаемых в порядке и размерах, предусмотренных нормами главы 26 НК РФ «Налог на добычу полезных ископаемых».
8. Можно выделить также критерии, которые имеют значение для классификации хозяйствующих субъектов, действующих в качестве юридических лиц.
8.1. По цели деятельности они могут быть коммерческими и некоммерческими организациями (ст. 50 ГК РФ).
8.2. По содержанию правоспособности различаются организации с общей, специальной, исключительной, ограниченной самими учредителями в учредительных документах правоспособностью.
8.3. По соотношению прав на имущество учредителей (участников) организации и самой организации различаются организации:
— на имущество которых их учредители имеют право собственности. К ним относятся государственные и муниципальные предприятия и финансируемые собственником учреждения;
— организации — собственники имущества, по отношению к которым учредители (участники) имеют обязательственные права. К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы;
— юридические лица, по отношению к которым их учредители (участники) не имеют имущественных прав — ни вещных, ни обязательственных. К ним, в частности, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды.
8.4. Различаются они также по организационно-правовой форме. Коммерческие организации могут создаваться в виде хозяйственных товариществ (полные товарищества и товарищества на вере), хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества — открытые и закрытые), производственные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия. Перечень является закрытым.
Некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, создаются в форме потребительских кооперативов, общественных организаций (объединений), религиозных организаций, автономных некоммерческих организаций, некоммерческих партнерств и других (перечень не является закрытым).
8.5. В зависимости от источника финансирования выделим организации, действующие на основе самофинансирования (существуют за счет собственных, заемных средств) и находящиеся на смешанном финансировании. Например, учреждения финансируются собственником по смете. Одновременно учреждение, занимающееся предпринимательской деятельностью, имеет доходы и финансирует свои потребности за счет этих доходов, которыми учреждение вправе самостоятельно распоряжаться (ст. 298 ГК РФ).
8.6. По месту, занимаемому на рынке товаров и услуг, выделяются субъекты, работающие в условиях естественной монополии, и обычные (временные) монополисты. По отношению к первой категории монополистов осуществляется государственное регулирование цен, определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и (или) устанавливается минимальный уровень их обеспечения (в случае невозможности удовлетворения в полном объеме в товарах и услугах субъекта естественной монополии). В отношении обычных монополистов осуществляется контроль за тем, чтобы не было злоупотребления доминирующим положением на рынке товаров и услуг, пресекаются согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.
8.7. По степени зависимости одной организации от другой различаются основные и дочерние и основные и зависимые хозяйственные общества (ст. 105, 106 ГК РФ). Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Между основной организацией и дочерней существуют холдинговые отношения как отношения контроля, субординации действий участников холдинга, при которых головная компания вправе определять все важнейшие управленческие и хозяйственные решения других участников холдинга*(273).
8.8. В зависимости от структуры управления организации различаются организации простые (есть только руководитель и персонал, отсутствуют внутренние структурные подразделения организации) и сложные.
В таких организациях высший уровень исполнительных органов представлен единоличным и (или) коллегиальным органом управления, заместителями (директорами) генерального директора, действующими в соответствии с полномочиями, переданными им генеральным директором. Средний уровень управления представлен начальниками отделов, управлений, цехов, производств. Завершают цепочку руководителей бригадиры, мастера, отвечающие за конкретные участки работы непосредственно в цехах, производствах. Наличие у организации цехов, участков, отделов в уставе не отражается.
Организации могут иметь территориально и имущественно обособленные подразделения — филиалы и представительства (ст. 55 ГК РФ). Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
8.9. По наличию в уставном капитале организации доли государства, муниципальных образований выделяются организации с такой долей, превышающей 25%. На эти организации не распространяются меры государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотренные ФЗ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
Они не могут быть покупателями государственного и муниципального имущества в процессе приватизации (ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»).
8.10. По наличию в уставном капитале иностранных инвестиций — существуют организации с определенной долей иностранных инвесторов, организации, уставный капитал которых полностью сформирован за счет средств иностранных инвесторов, и хозяйственные общества и товарищества без иностранного участия.
9. В целях защиты общих имущественных интересов, а также для координации предпринимательской деятельности коммерческие организации могут создавать объединения (ассоциации и союзы). Ассоциации и союзы являются юридическими лицами, не имеющими права осуществлять предпринимательскую деятельность. Если учредители (участники ассоциации) возлагают на нее ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо сама может создать хозяйственное общество или участвовать в нем (ст. 121 ГК РФ). Вместе с тем ассоциация участвует в обязательствах, при этом члены ассоциации несут по этим обязательствам субсидиарную ответственность в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
В отличие от ассоциаций (союзов), на основе договоров создаются объединения — простые товарищества, финансово-промышленные группы (ФПГ), концерны, консорциумы, пулы, которые не являются в целом юридическими лицами и не выступают как правосубъектные организации в гражданском обороте.
В простом товариществе каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором между ними не предусмотрено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно ими всеми. В последнем случае для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей (п. 1 ст. 1044 ГК РФ).
ФПГ действуют как основное и дочерние общества либо как договорное объединение юридических лиц, от имени и в интересах которых выступает специально созданная ими центральная компания. Соответственно, общие дела ведет эта компания либо основное общество (если ФПГ учреждена как основное и дочерние общества).
Основные и дочерние общества, организации, входящие в одну ФПГ и некоторые другие группы лиц, занимающие в совокупности на рынке определенного товара более 35 процентов, с точки зрения антимонопольного законодательства рассматриваются как одно лицо. Такая группа лиц включается в Реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц исходя из их совокупной доли на рынке. При нарушении антимонопольного законодательства одним из членов доминирующей на рынке группы лиц соответствующее предписание со стороны ФАС РФ может быть дано и другим участникам группы, способным обеспечить устранение нарушений.
В отличие от группы лиц, аффилированные лица — это отдельные граждане или юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, дав понятие этих лиц, не устанавливает каких-либо правовых последствий, связанных с фактом наличия у предпринимателя аффилированных лиц.
Акционерные общества обязаны вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с законодательством РФ.
В концернах, консорциумах создаются органы управления, в обороте в общих интересах действует один из участников объединения по поручению других либо создаются специально управляющие компании.
Источник: megaobuchalka.ru
Классификация субъектов предпринимательского права
В зависимости от наличия или, что важно отсутствия регистрации в качестве юридического лица субъекты делятся на зарегистрированные в качестве юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации) и не имеющие статуса юридического лица (граждане — индивидуальные предприниматели, финансово-промышленные группы).
По признаку происхождения собственности субъекты делятся на публичные и частные.
По признаку происхождения капитала субъекты классифицируются на национальные, совместные и иностранные.
По экономическим показателям — на малые, средние и крупные.
В зависимости от направления основной деятельности различают субъектов, действующих в сферах промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, торговли и др.
В литературе встречаются и иные варианты классификации субъектов предпринимательского права, в частности деление их в зависимости от роли, выполняемой в экономике, на:
— коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия);
— фили, что важноалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций;
— производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги), простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица);
АГЕНТСКАЯ ПРОГРАММА
Если Вы представляете третьих лиц — примите участие в агентской программе.
Рекомендуйте нас своим друзьям и получайте заслуженное вознаграждение. Выплаты и условия полностью конфиденциальны, возможны любые индивидуальные согласования.
Источник: corp1.ru
