Перевод и публикация этой статьи произведены с эксклюзивного письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование запрещено.
Это просто: заслужите освещения в печати
Новости — это то, чем интересуются люди. И заслуживать освещения в печати — значит:
- сообщать редакторам и репортерам об интересных (не только вам, но, прежде всего, другим людям) событиях;
- рассказывать историю;
- создавать или участвовать в разнообразных ярких происшествиях;
- поддерживать или противопоставлять себя (чему-нибудь или кому-нибудь) или просто удачно подмечать закономерности, обсуждать чью-то деятельность.
У редакторов и продюсеров, на самом деле, есть одна проблема — придумывать новые истории для заполнения их страниц день за днем, неделю за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Не всегда легко найти заполнение всем этим страницам. Зная это, вы можете стать их союзником. Ваши достижения, наряду с вашей способностью рассказать о них должным образом, и сотрудничество с работниками прессы — заставят местных редакторов приветствовать вас с распростертыми объятьями. Кроме того, что вы получите хорошее место для вашего пресс-релиза (возможно даже нескольких, в разных разделах газеты), вы сможете попробовать договориться с журналистом о дальнейших публикациях ваших более подробных историй.
Деньги и связи в шоу-бизнесе. Денис Путинцев
Стенли Д. Фридман, продюсер общественных программ для WWOR-TV (обслуживающий Нью-Йорк и северный Нью-Джерси), замечает, что даже работая на одной из главных медиаплощадок Америки, ему приходится искать людей, чтобы заполнить его распределенное эфирное время. Поэтому редакторы и продюсеры медиапродукции будут рады получить от вас новость, но при условии, что вы четко выражаете свои мысли, и способны представить себя, как служителя обществу, а не как человека, ищущего бесплатную рекламу ради получения прибыли.
Вот несколько типов событий и ситуаций, которые часто публикуются бесплатно:
- организация публичного события;
- достижение существенного признания в вашей области;
- релиз книги или музыкальной записи, открытие выставки, etc;
- совершение полезного, значимого для общества поступка;
- баллотирование в правительство;
- написание закона, парламентские слушания;
- изобретение, производство, предложение нового продукта или услуги;
- присутствие в кадре или — гораздо лучше — вовлеченность в главные события новостей;
- организация, вырвавшаяся в лидеры в своей профессиональной нише, особенно если до этого она считалась рядовой;
- предложения новых школ, программ обучения, классов, или возможностей для добровольцев;
- обучение, чтение лекций или проведение профессиональной конференции;
- выигрыш в конкурсе, лотерее;
- предложение привилегий вашего бизнеса.
Впрочем, можно использовать для сюжета пресс-релиза и более земные события, чем вышеперечисленные. Необязательно, чтобы за вами сразу бегали репортеры с телевидения, вы можете публиковать свои истории в печати, и благодаря этим публикациям, тоже привлекать внимание общественности. Вот несколько примеров:
ШОУ БИЗНЕС как Семья: Родственные Связи Знаменитостей
- перемещение или открытие нового представительства;
- образовательные достижения (включая проведение или просто присутствие на специализированных семинарах) людей из вашей команды;
- дни открытых дверей;
- наем новых работников (в вашу группу или менеджмент группы — прим. перев.);
- ежегодные встречи;
- выпуск любой публикации, доступной широкой общественности.
Используйте ваше воображение. Вы можете заявить о себе тысячам людей, почти ничем не рискуя. Масс-медиа, продвигая вас, тоже имеют свою выгоду — они нуждаются в бесконечных поставках нового материала.
Однако не думайте, что СМИ будут публиковать всё, что бы вы ни написали, лишь бы предоставить вам возможность для паблисити. Помните, что цель их работы — это публикация новостей и полезной информации, и значит, ваше сообщение должно соответствовать их цели. Большинство редакторов избегают публикаций явных промо-статей.
Делайте жизнь ваших медиа-союзников легче
Вам нужно научиться мысленно ставить себя на место редактора, к которому вы хотите обратиться с вашей публикацией. Каждый раз, имея дело с медиа, вы должны проявлять дружелюбие и открытость, коротко и ясно и выражать свои мысли. Старайтесь всегда энергично отвечать на вопросы журналистов. Не смущайтесь, если вы не уверены, что ваш ответ будет исчерпывающим (не бойтесь сказать о том, что вы чего-то еще не знаете, но можете и хотите узнать, и никогда не делайте вид, что понимаете, о чем речь, если это не так).
Если в вашей жизни произошло что-то, что могло бы заинтересовать публику, или вы вернулись из увлекательного путешествия, расскажите об этом прессе. И, наконец, обязательно узнайте крайние сроки и графики публикаций тех СМИ, с которыми собираетесь сотрудничать.
Крайний срок или «дедлайн» — это день и время, когда журналист должен получить историю, чтобы успеть подготовить ее к печати в следующем номере или к следующему радиоэфиру. Исключение — очень горячие новости, полученные на последней минуте, но и для них тоже существуют крайние сроки. Приносите свой материал вовремя, и не пытайтесь подлизываться к журналисту, уговаривая его принять ваш материал после крайнего срока — это сделает вам плохую репутацию среди печатников, что намного хуже, чем один раз пропустить публикацию. И не забывайте, что репортеру нужно некоторое время на обработку вашего материала и сбалансирование вашей статьи со множеством других.
В США, например, утренние ежедневные газеты, как правило, закрывают издание в 22.00, обеденные — в районе 11-ти утра, еженедельники — за два-четыре дня до публикации. Некоторые отделы могут закрыться раньше, чем другие. Крупная столичная воскресная газета может закрыть разделы, посвященные комиксам, искусству, жизни, и эксклюзивные разделы уже в понедельник, и отпечатать их в четверг (за три дня до выхода номера). Это освобождает редакцию для работы над новостями и заполнением спортивных разделов, которые печатаются в субботу ночью. Телекомпании предпочитают снимать выпуск новостей по крайней мере за два-четыре часа до его выхода в эфир. Таким образом, чтобы репортеры смогли успеть обработать ваш текст и подготовить его к публикации, нужно приносить свои истории:
- репортерам ежедневных изданий и работникам радиостанций — как минимум за несколько часов до их крайнего срока;
- корреспондентам еженедельников — за несколько дней или раньше;
- журналистам ежемесячных изданий — за неделю или даже за три недели.
И ни при каких обстоятельствах не обращайтесь к журналисту ВО ВРЕМЯ его крайнего срока, когда он отчаянно пытается закончить подготовку к выпуску всех имеющихся у него статей.
Итак, всегда уважительно относитесь к крайним срокам и не опаздывайте.
Событие — рог изобилия возможностей для паблисити
Легче всего превратить прессу в ваш рекламный рупор, если у вас есть событие. Событие — своеобразный рычаг для работников прессы. Они знают, как преподнести событие в виде новости, и как — в виде промо-сообщения. Наличие событий любого типа автоматически делает вас заслуживающими публикации.
Вам, как публицисту, нужно научиться преподносить вашу деятельность в виде информационных событий. Несмотря на то, что этим трюком пользуются многие, все еще существует масса неиспользованных возможностей привязать вашу деятельность к какому-либо событию, и автор рекомендует вам пользоваться этими возможностями как можно чаще.
Например, не надо прямо говорить об организации продаж. Продажи — это коммерческий способ развития бизнеса, и они не являются объектом новостей. Однако продажи можно обернуть в нечто более похожее на новость. Например:
- устроить благотворительное танцевальное шоу и «по этому случаю» — снижение цен на обувь и трико для хореографов;
- пригласить (во время продаж) человека, который известен своей любовью к вашему продукту;
- организовать выставку или презентацию творений мастера, использующего ваши материалы для своего ремесла, и продавать на этой выставке ваш продукт со скидкой;
- устроить состязание в беге из центра города до места продаж (продуктового магазина) с бесплатным угощением для всех присутствующих;
- дегустация со скидкой на все участвующие в ней продукты;
- концерт в музыкальном магазине с организацией продаж музыкальных инструментов;
- уборка центра города с раздачей бесплатных метл (мешков для мусора, резиновых перчаток, etc) для всех участников.
Разумеется, вовсе не обязательно делать продажи частью вашего события. Многие замечательные случаи происходят и без продаж. Но если вы хотите организовать продажу — сосредоточьтесь на событии, упомянув о продаже лишь вскользь, и вы получите максимум возможностей для паблисити. Например, в конце пресс-релиза можно упомянуть о продаже так:
«Памяти поэтессы Эммы Лазарус книжный магазин [Название] проводит распродажу книг с ее поэмами» или «В связи с благотворительным фестивалем фигурного катания магазин [Название] устанавливает скидки на коньки и одежду для конькобежного спорта».
Вы должны нести пользу обществу
Должно быть, вы заметили, что множество промо-событий построены на благотворительности и служении обществу. Это не совпадение. Это самый легкий способ организовать бесплатные паблисити для коммерческих проектов, при условии, что продвигается и сам объект благотворительности. Продовольственная помощь, проекты по усовершенствованию общества, разного рода пожертвования — все это дает возможности для паблисити и. помощь тем, кому действительно нужно помочь.
Обратите особое внимание на последнюю часть предыдущего предложения: если вы занимаетесь благотворительностью неискренне, то рано или поздно это все равно обнаружится и обернется против вас и вашего бизнеса. Пожертвование может быть большим или маленьким, но оно обязательно должно быть сделано от чистого сердца. Вы можете стать известными и заработать много денег, делая добрые дела.
Вот пример крупномасштабного проекта, проводившегося супермаркетом Stopэто не просьба чего-нибудь бесплатного, ведь оно повышает оценку станции в [глазах] ее аудитории, делая возможными прямые трансляции той же живой музыки. Инфо-спонсорство — это большой вклад в формирование позитивного имиджа радиостанции».
Новые, небольшие СМИ, предлагают хорошие ставки, говорит Хэрольд. «У нас есть новая радиостанция, она только завоевывает свое место на рынке. Если я сотрудничаю с ней, как с промо-спонсором, то я могу получить до 50 бесплатных промо-сообщений в ее эфире в дополнение к рекламе, за которую я заплатил. На радиостанции. которая не сотрудничает с нашим клубом, я могу рассчитывать лишь на соотношение один к одному — одно бесплатное промо-сообщение за один проплаченный рекламный спот («спот» — ролик, сообщение; в масс-медиа также существуют понятия «телеспот» и «радиоспот» — прим. Лекса Мьюзик). С местной, небольшой радиостанцией вы можете сотрудничать на всем протяжении своей промо-кампании, практически бесплатно».
Для живой музыки радио-спонсорство — особенно ценная поддержка, потому что промо-споты радиостанций предоставляют слушателям возможность услышать артиста, которого они могут не знать. Также полезно иметь несколько СМИ в качестве промо-спонсоров, разумеется, если эти СМИ не конкурируют друг с другом. Радиоспонсорство, используемое одновременно с пресс-спонсорством и расклейкой афиш — довольно мощный инструмент музыкального промоушна.
К примеру, когда автор организовывал кандидатский форум, ему удалось получить поддержку одной газеты, одной радиостанции и одной кабельной телекомпании. Если бы он захотел привлечь, например, еще одну радиостанцию, он должен был бы проверить двух своих радиоспонсоров на предмет отсутствия конкуренции между ними.
Постоянно наблюдайте за деятельностью информационных спонсоров во время промо-кампаний политических деятелей, живых выступлений звезд шоу-бизнеса, аукционов, ярмарок и фестивалей.
Об авторе. Шел Хоровитц — международно-известный консультант по маркетингу, копирайтер и награжденный автор нескольких книг.
Три новейшие книги Шела Хоровитца:
— «Grassroots Marketing: Getting Noticed in a Noisy World» («Основы маркетинга: Как стать заметным в шумном мире»);
— «Principled Profit: Marketing That Puts People First» («Принципиальная прибыль: Маркетинг, в котором человеческий фактор ставится на первое место»);
— «Grassroots Marketing for Authors and Publishers» («Основы маркетинга для авторов и издателей»).
Все книги доступны здесь: http://www.frugalmarketing.com/shop.html. На сайте Шела Хоровитца вы также можете подписаться на его бесплатный ежемесячный информационный бюллетень.
Еще о PR в музыкальном бизнесе
- Создание сайта группы
- Музыкальный пресс-кит
- Проверьте свои знания PR
- Как работать с прессой
- Как написать биографию
- Правда о паблисити
- Почему вы нужны прессе
- Поводы для пресс-релиза
- Музыкальный пресс-релиз
- Как сделать прессу своим союзником
- Как привлечь внимание СМИ
Источник: www.lexamusic.com
Public Relations в шоу-бизнесе, как вид деятельности
Public relations, (PR) – разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом.
Понятие «PR» (буквально – «публичные отношения», чаще переводят как «связи с общественностью») первоначально сформировалось в сфере бизнеса.
Изучением пиара как особой сферы социальных отношений занимаются такие науки как социальная психология, логика, информатика, менеджмент и маркетинг.
Специалист по связям с общественностью в области шоу-бизнеса не должен упускать из виду то обстоятельство, что его работа осуществляется в определённом социальном, историческом, культурном, этническом, экологическом контекстах. Внешние условия оказывают весьма существенное влияние на деятельность PR -менеджера. Их игнорирование может значительно снизить результативность его работы.
Организованная и исполненная PR -менеджером последовательность вышеназванных процедур приводит к фактическому результату. Как правило он носит частичный характер в сравнении с моделированными первоначальными целевыми установками.
Артист и зрители постоянно обмениваются информацией друг с другом. Коммуникация может быть формальной и неформальной, прямой и опосредованной. Именно во время коммуникационных актов Артист, или административная группа Артиста, или любая другая группа заинтересованных лиц имеет возможность воздействовать на зрителя средствами Public Relations.
Прямая коммуникация осуществляется непосредственно между артистом и зрителем. Участники коммуникационного акта находятся в зоне видимости друг друга (в случае, если концертная площадка очень велика, как это было, к примеру, во время концерта Пола МакКартни на Красной площади в Москве, зритель видит изображение артиста на больших экранах), слышат друг друга благодаря силе голоса или звукоусиливающей аппаратуре.
К прямой формальной коммуникации между артистом и зрителем относится исполнение номеров во время концерта, когда Артист находится на сцене, а зрители — в зале. Также к прямой формальной коммуникации относится участие Артиста в различных общественных акциях и пресс-конференциях, которые проходят при участии зрителей, в ток-шоу, радио- и телеэфирах, запись которых происходит в присутствии приглашенных из числа аудитории артиста. Здесь следует заметить, что чем «прямее» эфир, в котором появляется Артист, тем ближе такая коммуникация к неформальной, так как формальное общение с ведущими программы и исполнение номеров в прямом эфире может сочетаться с неожиданными вопросами из зрительного зала.
К прямой неформальной коммуникации следует отнести общение в перерывах между номерами, когда Артист находится на сцене, а публика — в зале. Также к прямой неформальной коммуникации относятся случайные контакты между Артистом и зрителями. К примеру, если кто-либо узнал Артиста на улице и заговорил с ним.
Еще одним случаем прямой неформальной коммуникации является участие Артиста в так называемых «прямых линиях», организуемых печатными СМИ, и наиболее современном их варианте — открытых интернет-чатах. Общение с Артистом в ключе «вопрос – ответ» непосредственно в ходе прямой линии или интернет-чата является прямой неформальной коммуникацией. В то же время, опубликованный в СМИ или в сети Интернет отчет об акции, из которого исключено «все лишнее», является примером опосредованной коммуникации между Артистом и зрителями.
Вопрос авторства сообщений здесь не имеет принципиальной важности. Мы рассматриваем коммуникационный акт — распространение сообщений, которое происходит не зависимо от того, кто является их автором. Очевидно, что в случае формальной коммуникации Артист готовит своё сообщение заранее, либо кто-либо занимается подготовкой сообщений, которые он озвучивает.
В ходе неформальной коммуникации экспромты случаются чаще, однако сообщение также может быть подготовлено заранее. Речь идёт о каких-либо домашних заготовках «на всякий случай», отрепетированных ответах на часто задаваемые вопросы и т.д., автором которых также может быть сам Артист, кто-то из его окружения, профессиональный журналист, рекламист, пиарщик и т.д. В процессе подготовки сообщений реализуется консалтинговая функция Public Relations.
Опосредованная коммуникация характеризуется тем, что распространением сообщения среди зрителей занимается не сам Артист, а средства массовой информации. В качестве канала для опосредованной коммуникации может быть использована сеть наружной рекламы и сеть Интернет. Опосредованная коммуникация всегда организована, носит регулярный характер, продолжительна во времени, часто имеет большую аудиторию, чем прямая.
Ещё одной особенностью опосредованной коммуникации между Артистом и зрителем является ее двухступенчатость: сначала отправителем сообщения является артист или уполномоченное Артистом лицо (представитель административной группы Артиста), а получателем — журналисты. Во вторую очередь, журналисты посредством СМИ распространяют сообщение на аудиторию СМИ, которая рассматривается Артистом как совокупность реальных и потенциальных потребителей выпускаемого продукта.
Ошибочно думать, что единственным моментом коммуникации между Артистом и зрителем является их короткая встреча на сценической площадке. Между ними существует также цепочка опосредованного взаимодействия. Организиаторами опосредованной коммуникации со стороны Артиста могут являться пресс-атташе, специалист по связям с общественностью и др. Именно с помощью опосредованной коммуникации между зрителями и Артистом реализуется большая часть PR-акций, в содержании и оказываемом эффекте которых мы видим суть работы специалиста по Public Relations в музыкальном шоу-бизнесе.
Источник: poisk-ru.ru
PR в шоу-бизнесе
Актуальность выбранной темы. В современном мире общественное мнение все больше влияет на деятельность компаний. Предмет и мастерство паблик рилейшнз заключается в «управлении общественным мнением», то есть, прежде всего, в управлении происходящими в нем процессами. Количество возможных форм PR-активности не поддается исчислению.
В настоящее время роль PR-технологий и рекламы колоссальна во всех областях. В сфере культуры и шоу-бизнеса она оцениваются особенно высоко. Шоу PR в России основывается чисто на интуитивных, нигде не написанных принципах, можно сказать, что он развивался своим, отличным от западного путём, что обуславливали культурные различия и различия в менталитете.
Однако в настоящий момент, шоу PR становится всё более значимым, поскольку развивается и шоу-бизнес в целом. Наши звёзды выходят на мировой уровень. В связи с этим, целесообразно было бы упорядочить те знания о шоу PR, что существуют на данный момент, а также пересмотреть западный опыт и возможность его применения в России. В шоу-бизнесе не любят делиться информацией.
В этот мир нельзя войти, не зная его структуры, правил игры, технологий, тайн, устоявшихся схем. PR-технологии используются не только в интересах руководства компаний (корпоративный PR), политиков (политический PR), но также звезд шоу бизнеса (шоу PR).
Уникальность работы заключается в том, что её основу составляет информация, полученная и взятая из текстов интервью и книг специалистов в области индустрии развлечений. Своевременность работы заключается в том, что она призвана разобраться в непростых лабиринтах одного из самых сложных и интересных видов бизнеса, набирающего силу в нашей стране.
Целью данной работы является анализ особенностей PR в сфере шоу-бизнеса. Задачами исследования стали:
-Изучение особенностей российского шоу-бизнеса,
-Определение роли информации в шоу-бизнесе,
-Анализ особенностей PR в шоу-бизнесе,
-Определение основных PR-методов в шоу-бизнесе,
-Исследование таких PR-методов, как пресса, ТВ, организация концертов и турне, бренд-билдинг.
Объектом исследования являются особенности связей с общественностью в сфере шоу-бизнеса. Предметом исследования — комплекс PR-мероприятий в сфере организации шоу-бизнеса.
Необходимо, прежде всего, отметить, что работ по теме исследования курсовой достаточно мало. Знания и специфика такой сферы применения PR в России, как шоу-бизнес, мало освещена. При написании работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов (Варакуты С.А., Чумикова А.Н., Кондратьева Э.В., Блэка С., Гольдберга Э.), информация, полученная из сети Internet, публикации в отечественной периодической прессе («Легионер», «Журналист», «Неон», «Music Box», «Fuzz», «Деньги»).
ГЛАВА 1. ШОУ-БИЗНЕС И РОЛЬ ИНФОРМАЦИИ В ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИИ
1.1. Особенности российского шоу-бизнеса
Шоу-бизнес – термин, произошедший от английского «show business» — бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т.п[1]. Шоу-бизнес как понятие появилось в специальной литературе сравнительно недавно — с середины 80-х годов и заменило существовавшее ранее: «советская эстрада».
Сам термин «эстрада» возник в отечественном искусствознании в начале 20 века и объединял все разновидности искусства легко воспринимаемых жанров. Понятие «эстрада» существует только у нас. За рубежом в Западной Европе и Америке, — это мюзик-холлы, варьете, кабаре, шоу и т.д.
Эстрадному искусству свойственны такие качества, как открытость, лаконизм, импровизация, праздничность, оригинальность, зрелищность. Развиваясь как искусство праздничного досуга, эстрада всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т.д. Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы:
-концертная эстрада (ранее называвшаяся “дивертисментная”) объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах;
-театральная эстрада (камерные спектакли театра миниатюр, театров-кабаре, кафе-театров или масштабное концертное ревю, мюзик-холл, с многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой);
-праздничная эстрада (народные гуляния, праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, фестивали и т.д.).
Говоря о роли информации в системе функционирования шоу-бизнеса, нельзя не отметить особенности российского шоу-бизнеса. PR имеет довольно длительную историю в России, и как таковой, и виде своих, так сказать, предпосылок. Некоторые авторы полагают, что уместно говорить даже о «советском PR».
Естественно, в советский период инструменты паблик рилейшнз имели совершенно отличные от современных формы, что обусловливалось спецификой социально-политической ситуации и других условий существования и развития. Кроме того, в то время PR преследовал несколько другие цели, что тоже было связано с общей ситуацией в стране.
Однако здесь речь не идёт о PR в сфере шоу-бизнеса, и тем более в музыке, потому что невозможно говорить о советском шоу-бизнесе и тем более об инструментах продвижения различных музыкальных продуктов средствами PR на конкурентной основе. Сфера культуры советского времени была широко втянута в PR.
Прежде всего, это касается чрезвычайно разветвленной сети клубных учреждений (домов и дворцов культуры, сельских, городских и районных клубов). Наиболее мощную материально-техническую базу среди них имели так называемые профсоюзные учреждения культуры, главной фактической функцией которых было представительство соответствующих предприятий, их партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, проведение их мероприятий.
Фактически этим же занимались и государственные учреждения культуры, только с большей ориентацией на местные государственные и партийные власти. Деятельность всех этих учреждений не могла осуществляться без своеобразного спонсорства и благотворительности со стороны промышленных предприятий, общественных организаций.
Зачастую такая поддержка осуществлялась по разнарядке, а то и под прямым давлением со стороны партийных органов. Все это, т.е. практика широкомасштабного осуществления своеобразных PR в сфере культуры сказалось на содержании культурно-просветительной деятельности, нашло воплощение в архитектуре, планировке, интерьерах учреждений культуры. Залы для массовых собраний и заседаний с жестко закрепленными сидениями, обязательные доски почета, ленинские уголки и т. п. делали и отчасти до сих пор делают эти учреждения неуютными, официозными, мало приспособленными для живого творчества, отдыха, проведения полноценного досуга. Однако все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа культуры, определенного типа общественных отношений (именно в смысле PR) и определенной социальной технологии.
При советской власти популярностью обладали в основном две категории музыкальных артистов – это те немногие артисты вроде Пугачёвой и Пьехи, которые получили официальное признание, а с ними и радио- и телеэфиры, и подпольные рокеры и другие подпольщики, вроде Высоцкого и Галича, творчество которых официально, мягко говоря, не поощрялось и распространялось народными способами. На этом этапе в пиаре как таковом не было никакой надобности. Упомянутые официальные артисты выделялись на фоне серой массы и были востребованы, так как их было не очень много, и именно они оккупировали официальные теле и радио каналы. Что касается подпольных артистов, их единственным пиаром были слухи, которые вкупе с соблазнительной запретностью работали эффективнее любых современных инструментов PR.
Однако скоро ситуация изменилась. Цензура постепенно отмерла, и появилась так называемая советская модель раскрутки, также имеющая мало общего с современными PR-инструментами, но, тем не менее, уже предполагающая какие-то ходы по продвижению и рекламе продукта.
Раскручивались артисты в основном в расчёте на прибыль от концертов, причём главным инструментом раскрутки являлась пресса, например, «Московский Комсомолец» и «Комсомольская правда». Кроме того, появились студии, которые более или менее качественно перезаписывали уже известные подпольные альбомы (хотя при этом подпольный оборот музыкальных продуктов никуда не исчез).
Таким образом, с расчётом на прибыль от концертов, и были созданы наиболее успешные коммерческие проекты того времени («Ласковый май» и «Кино», «Мираж» и «Наутилус Пампилиус», «Электроклуб» и «Алиса»). В результате эти группы собирали стадионы, приносили огромные дивиденды своим продюсерам и сами неплохо зарабатывали. Собственно так и возник пост-советский шоу-бизнес.
Развитие музыкального шоу-бизнеса пошло по экстенсивному пути. Разработанная схема стала применяться к огромному количеству самой разной, в том числе и некачественной продукции, и доводиться практически до абсурда. Развился институт взяточничества и протекционизма.
Проплаченные эфиры превратились в традицию, и получение прав на ротацию попало в прямую зависимость от наличия связей на радио и телевидении. Но людям приходилось принимать то, что им предлагали, потому что налицо было отсутствие выбора.
Кроме того, что предлагалось на радио и ТВ (а оно же и продавалось на всех вокзалах и во всех ларьках, и особенно убогим ассортимент был на периферии), слушать было нечего. Именно поэтому продюсеры могли быть уверены в успехе, что исключало всякий риск и конкурентность. Надо отметить, что та же ситуация наблюдалась и на предыдущем этапе, только разница в том, что на заре шоу-бизнеса выбирать можно было из того, что прошло официальный отбор цензуры, или получило наиболее широкое освещение в слухах, а теперь выбор приходилось делать из того, что попало в ротацию благодаря связям и деньгам, и из тех же подпольщиков. То есть, несмотря на то, что формально цензуры не существовало, и появились даже какие-то методы раскрутки, в принципе ситуация осталась прежней, поменялись только условия[2].
Однако к концу девяностых ситуация изменилась коренным образом. Проверенные методы советской пропаганды перестали работать в силу ряда причин. Во-первых, появились многочисленные сообщества фанатов со своими конкретными пристрастиями, например, поклонники Алисы и ДДТ.
Когда Юрий Шевчук решил помогать молодым и неизвестным группам продвинуться, эти группы автоматически обрели аудиторию ДДТ. Во-вторых, появились независимые СМИ, которые стали отбирать материал, для ротации исходя из соображений качества и перспективности, а не связей и кошельков (например, радио Максимум).
Эта станция набрала популярность за счет объективного подхода к качеству музыки и, соответственно, обрела приятный слуху плей-лист, а вскоре сделала вполне удачную попытку проверить свое влияние — организовала стадионный фестиваль «Максидром» (с тех пор проходит ежегодно), который мало того, что стал аншлаговым, еще и достоверно тестировал всех претендующих на успех рокеров. Кстати, вышеупомянутый фестиваль дохода принимающим в нем участие музыкантам не приносит. Играют на нем ради престижа. Позвали на «Максидром»- значит исполнитель в этом году – звезда.
Окончательно ситуация переломилась с появлением специализированных музыкальных каналов (MTV, а потом Муз-ТВ), которые поставили точку на методах и реалиях советской раскрутки и стали внедрять западные PR-методики в российский музыкальный бизнес. Создатель и идеолог телеканала MTV, Борис Зосимов получил заранее привлекательный брэнд, аудитория которого была заведомо внушительна.
А условия западных владельцев торговой марки MTV были очень жестокими. Оказалось, что эфирное время на МТV нисколько не стоит, что в чарт может попасть группа, которая принесла клип, просто чтобы убедиться, что шансов у нее нет. Так было с «Запрещенными барабанщиками» и их «убитым негром».
Неполиткорректная песня стала мегахитом только потому, что программный отдел MTV решил рискнуть и поставил никому не известную группу в ротацию. Через пару недель песню распевали даже далекие от молодежного музыкального телевидения таксисты». Достаточно новый пример удачного дебюта — дуэт под названием «Тату». Их эпатажный клип с двумя целующимися девушками появился в эфире MTV и сразу вызвал невероятный резонанс у публики, что немедленно отразилось на популярности группы, подтвержденной первыми местами во многих хит-парадах и десятками новых сайтов, посвященных группе. Главным правилом шоу-бизнеса стало умение оказаться в нужное время в нужном месте с подходящим продуктом (а лучше в нескольких местах сразу), после чего ждать реакции публики и действовать дальше.
Сфера шоу-бизнеса в России обрела свою современную форму сравнительно недавно, и начало этому процессу было положено, когда СССР прекратил своё существование. Таким образом, можно говорить о том, что шоу-PR в России на данном этапе развит не до конца, и многие его инструменты и методы, успешно использующиеся на Западе, в России только ещё проходят «боевое крещение».
Говоря о западном шоу-PR, то можно проследить более длительный путь его развития. Многие методы, модели, инструменты его, только начинающие развиваться в России, уже давно разработаны и, можно сказать, исчерпаны и заменены более современными на Западе.
В связи с этим отставанием российского PR в сфере музыкального шоу-бизнеса, целесообразно говорить о более детальном изучении зарубежного опыта и интеграции западных методов в российский PR. В принципе, в целях раскрутки артистов продюсеры и на западе, и в России используются одни и те же инструменты.
Но при этом способы использования инструментов различны в силу различий в истории этих методов в России и на Западе. Соответственно, методики реализации упомянутых инструментов, разработанные на Западе, целесообразно применять и в России, поскольку это улучшит ситуацию в нашем музыкальном бизнесе и сыграет на руку потребителям, артистам, а также людям и компаниям, занимающимся их продвижением. Использование западных методик позволит упорядочить взаимоотношения между всеми этими факторами. Шоу-приемы используются чрезвычайно широко в трех основных источниках: бизнесе, политике и шоу-бизнесе, — в которых вызревала технология PR, представления о ее эффективности и профессиональная среда. Убедительным подтверждением этого соображения является и чрезвычайно интенсивное становление PR в современной России, где отечественные традиции идейно-политического агитпропа и эстрады быстро переплелись с причудливым new russian business и породили специфически российский «черный пиар» — агрессивно-циничный вариант манипулятивной модели PR, характерной именно для первоначального этапа развития PR в любом обществе[3].
В шоу бизнесе сложилось свое разделение труда, весьма отличное оттого, что присуще материальному производству. Конечно, важная роль в этом производстве отводится автору или исполнителю, что придает этой индустрии высокую степень персонализации.
Однако, роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера, а также других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится. Ключевой фигурой в организации шоу-бизнеса является продюсер. Именно продюсер как предприниматель ищет новые идеи и средства их воплощения.
От истоков до финала создания продукта он отвечает за всю творческую и производственную деятельность: формирует бюджет предстоящего проекта, подбирает и нанимает творческий и исполнительский персонал, обеспечивает график работ в рамках установленного бюджета, разрабатывает рекламную стратегию, осуществляет прокат, дистрибьюцию и др. Естественно, что производство любого проекта невозможно без определенного конкретного разделения труда. Следовательно, всегда создается штатный персонал. Поэтому принято различать: финансовый блок, организацинно-правовой блок, творческо-управленческий блок, PR-блок. Учитывая специфику курсовой работы, стоит заострить внимание на PR-блоке.
Источник: kazedu.com