Что такое точка ноль в бизнесе

Точка безубыточности — минимальная сумма, которую нужно заработать, чтобы окупить вложения, а потом начать получать прибыль. По-другому этот показатель называют порогом рентабельности.

Строго говоря, точка безубыточности — это когда доходы от реализации продукции равны производственным затратам. Когда достигнута точка безубыточности, дальнейшее увеличение объёма выпуска продукции даёт предприятию прибыль, а снижение — убыток.

Примеры употребления в «Секрете»

«В 2020 году нас, как и весь фэшен-ретейл, затронула пандемия. Во время карантина наши продажи упали до 1 млн в месяц — это ниже, чем точка безубыточности, — поэтому, чтобы продержаться, мы сократили все возможные расходы, за исключением затрат на пошив».

(Основатель ODEVAI Wear Лидия Ковшова — об истории создания питерского бренда одежды.)

«Мы тоже пытались найти учёных в свой проект с помощью этого способа. Нашли подходящий патент (противовирусной мази), узнали имена учёных, ответственных за эту работу, их контакты. Связались и поняли, что команда разобщена, а состав их продукта лишь наполовину отвечал нашим требованиям. При этом они прекрасно знали, сколько стоят подобные нужному нам исследования, и сразу запросили сумму в 25 млн рублей на счёт, а также потребовали долю в проекте. Мы отказали, поскольку финансовая модель не сошлась и выход из точки безубыточности был бы очень долгий».

КАК не уйти в минус? Бьюти бизнес. Точка безубыточности. точка «0» Финансовая грамотность.

(Основатель компании AIBY Оля Осокина — о том, как эффективно работать с российскими учёными.

Нюансы

Точку безубыточности измеряют в натуральном или денежном выражении. Например, в единицах товара или денежной сумме.

Вычислять и знать точку безубыточности производства необходимо. Этот показатель позволяет определить оптимальную стоимость товара или услуг, рассчитать сроки окупаемости бизнеса. Отслеживание изменений показателя безубыточности позволяет вовремя увидеть проблемы на производстве и проанализировать финансовое состояние компании.

Для расчёта точки безубыточности учитывают постоянные и переменные затраты. К постоянным относят, например, заработную плату управленцев, арендную плату за офис, амортизационные отчисления. Постоянные затраты не зависят от объёма производства и продаж и не меняются с течением времени. К переменным — затраты на материалы, комплектующие, топливо и энергию и другое.

Источник: secretmag.ru

Точка безубыточности

Точка безубыточности — это такой объем сбыта, при котором доходы от продаж полностью компенсируют переменные и постоянные расходы компании, и прибыль от продаж равна нулю.

Формулу для расчета точки окупаемости можно представить в следующем виде:

Формула для расчета точки окупаемости

где BEP — точка безубыточности (Break-Even Point),

Точка безубыточности бизнеса — Как найти?


FC — постоянные издержки за период,
P — цена единицы продукции,
VC — переменные издержки на единицу продукции.

В данном варианте формулы точка безубыточности выражена в физических единицах. Другой вариант предусматривает определение точки безубыточности в денежных единицах, для этого полученную величину дополнительно умножают на P.

Использование точки безубыточности

Точка безубыточности — удобный инструмент для быстрой оценки состояния и перспектив предприятия. Например, в результате расчета мы получили, что точка безубыточности для компании или подразделения — 20 000 единиц продукции в год. Теперь мы можем оценить рыночные перспективы и сделать выводы о том, достижим ли такой уровень загрузки производства. Если компания не может выйти на уровень продаж, соответствующий точке безубыточности, то очевидно, что в текущем виде у бизнеса нет перспектив, и надо либо снижать издержки, либо менять планы продаж.

Читайте также:  Пример оценки эффективности бизнес проекта
График безубыточности

Анализ безубыточности удобно проводить не только с помощью формулы, но и графически. На графике безубыточности отображают постоянные и переменные затраты, складывают их в суммарные затраты и находят точку, где график суммарных затрат пересекается с графиком доходов.

График безубыточности

Здесь по вертикали откладываются суммы доходов и затрат, а по горизонтали — объем производства в единицах.

Запас прочности

Разницу между текущим объемом производства (выраженным в денежных или физических единицах) и уровнем, соответствующим точке безубыточности, называют запасом прочности.

Запас прочности можно вычислять в абсолютных величинах или в процентах. Соответственно, формула запаса прочности будет выглядеть так:

Запас = Текущие продажи — BEP

Формула для запаса прочности

Запас прочности показывает, сколько продаж компания может потерять, оставаясь при этом рентабельной.

Влияния изменений в постоянных затратах

Базовое определение точки безубыточности предполагает несколько упрощенное представление о постоянных затратах. Хотя постоянные затраты и не меняются с каждой выпущенной единицей продукции, их значительные изменения производства могут влиять на постоянные затраты и вести к их скачкообразному изменению.

Например, если объем производства снизится в два раза, вы можете закрыть часть помещений, продать оборудование, уволить персонал. В результате таких изменений постоянные расходы снизятся, и точка безубыточности получит новое значение. С учетом возможных изменений постоянных затрат анализ точки безубыточности может потребовать не разового вычисления, а нескольких этапов с постепенным уточнением постоянных затрат.

Связь безубыточности и графиков чувствительности

В инвестиционных проектах точка безубыточности может быть вспомогательным механизмом анализа, но на практике применяется редко из-за двух недостатков :

  1. Если доход складывается из нескольких продуктов, то физические объемы производства сложно использовать на графике, так как их несколько.
  2. График безубыточности не учитывает фактор времени, а в инвестиционных проектах он играет важную роль. Получить доход, покрывающий издержки, сейчас или через четыре года — очень разные результаты.

В связи с этим в инвестиционных проектах ту же роль играют графики чувствительности, которые анализируют зависимость итогового показателя (чаще всего NPV) от отклонения тех или иных параметров. В частности, если построить график зависимости NPV от изменения физических объемов продаж, то результат будет достаточно близок к тому, что показывает точка безубыточности. Вот пример такого графика:

графики чувствительности

Здесь весь план продаж изменяется на величину, отложенную на горизонтальной оси, и мы видим, что проект станет невыгодным, если реальные продажи окажутся равными примерно 92% от плана.

Такие статьи мы публикуем регулярно. Чтобы получать информацию о новых материалах, а также быть в курсе учебных программ, вы можете подписаться на новостную рассылку.

Если вам необходимо отработать определенные навыки в области инвестиционного или финансового анализа и планирования, посмотрите программы наших семинаров.

Источник: www.alt-invest.ru

Точка безубыточности

Любой бизнес создается, чтобы зарабатывать прибыль. Однако, если это – новое дело, то доход появляется далеко не сразу. А бывает и так, что компания уже стала прибыльной, а потом вновь начала «уходить в минус». Чтобы понять, где лежит «грань» между доходами и убытками – нужно рассчитать точку безубыточности.

Виды затрат и маржинальный доход

Затраты бизнеса можно классифицировать по многим признакам, но в нашем случае важно, что они делятся на постоянные и переменные.

Переменные затраты (ПЕРЗ), напротив, «привязаны» к оборотам. Их состав зависит от вида деятельности. Например, в торговле это будет, в первую очередь, стоимость приобретенных товаров, а в производстве – затраты на сырье и материалы.

Читайте также:  Вакансии в бизнесе какие есть

Также переменной может быть и оплата труда. Например, зарплата рабочих часто зависит от выпуска продукции, а вознаграждение менеджеров по продажам – от объема реализации.

Если вычесть переменные затраты из выручки – получим маржинальный доход.

МД = В – ПЕРЗ

Т.к. вести бизнес совсем без постоянных затрат невозможно, то реальный доход всегда будет меньше, чем МД. Данный показатель может быть достигнут лишь теоретически. Поэтому он и называется «маржинальным», от английского marginal, что означает «предельный».

Как рассчитать точку безубыточности

Рассмотрим прибыль компании, производящей промышленную продукцию:

Т.к. затраты делятся на постоянные и переменные:

ПР = В – ПОСЗ – ПЕРЗ

На уровне безубыточности прибыль равна нулю:

0 = В – ПОСЗ – ПЕРЗ

Выручка равна количеству продукции (К), умноженному на цену единицы (Ц):

Постоянные затраты не связаны с объемом, а вот переменные тоже можно «привязать» к количеству:

ПЕРЗ = К х ПЕРЗ1

ПЕРЗ1 – это переменные затраты на единицу продукции (удельные переменные затраты).

К х Ц = ПОСЗ + К х ПЕРЗ1

К х Ц – К х ПЕРЗ1 = ПОСЗ

К х (Ц – ПЕРЗ1) = ПОСЗ

К = ПОСЗ / (Ц — ПЕРЗ1)

Посмотрим на выражение в скобках. Разность между ценой и удельными переменными затратами – это удельный маржинальный доход.

Итак, уровень безубыточности в количественных единицах будет равен отношению постоянных затрат к удельному маржинальному доходу.

Другими словами, безубыточность достигается при таком объеме выпуска, когда общий маржинальный доход начинает «покрывать» все постоянные затраты.

Чтобы определить безубыточность в деньгах, т.е. найти выручку, позволяющую выйти «в ноль», нужно умножить это количество на цену:

Такой же подход применяется и для торговли или услуг. Разница только в том, что МД нужно рассчитывать на единицу товара или на одну оказанную услугу.

Пример

Постоянные затраты компании – 100 тыс. руб., цена за единицу продукции – 10 тыс. руб., удельные переменные затраты – 5 тыс. руб.

Следовательно, удельный маржинальный доход:

МД1 = 10 – 5 = 5 тыс. руб.

Кб = 100 / 5 = 20 шт.

Вб = 20 х 10 = 200 тыс. руб.

Что такое запас финансовой прочности

Конечно, хорошо, когда новая компания быстро выходит на окупаемость. Но долго «балансировать» на грани убытка нельзя.

Во-первых, владелец создавал свой бизнес не для того, чтобы он просто окупал затраты, а для получения прибыли.

Во-вторых, если все время работать «около нуля», то любое незначительное ухудшение рыночной ситуации приведет к убыткам.

Поэтому выручку нужно наращивать. Чтобы понять, насколько компания уже «крепко стоит на ногах», рассчитывают запас финансовой прочности» (ЗФП). Он показывает, как далеко выручка по факту (Вф) «ушла» от точки безубыточности

ЗФП = (Вф – Вб) / Вф

Согласно общепринятым нормативам минимальная финансовая стабильность достигается при ЗФП > 0,5. Другими словами, фактическая выручка должна не менее, чем наполовину превышать уровень безубыточности. Именно такой вариант показан на графике в предыдущем разделе: точка безубыточности соответствует выпуску в 20 единиц, а минимальный ЗФП – выпуску в 30 единиц.

Точка бесприбыльности: до какой степени можно увеличивать выручку

Итак, компания начала приносить прибыль. Но владельцу, конечно, хочется, чтобы доходы росли и дальше. Для этого он старается еще больше увеличить выручку. И на первом этапе все действительно происходит так, как задумано: выручка растет, прибыль – тоже увеличивается. Но затем ситуация может поменяться.

Читайте также:  Обучение на валберис бизнес для новичков

Нельзя до бесконечности наращивать продажи, ведь рынок каждого товара или услуги ограничен. Рано или поздно, чтобы продать еще больше, придется снижать цены, или вообще – демпинговать. Поэтому график выручки уже не будет прямолинейным, а начнет постепенно опускаться.

По-другому будут изменяться и переменные затраты. Например, на производстве, чтобы увеличить выпуск, придется перейти на двух- или трехсменную работу. При этом нужно платить рабочим повышенный тариф за ночные часы. А оборудование при увеличении нагрузки придется чаще ремонтировать и обновлять.

Аналогичная ситуация будет и в торговле, если перевести магазин на круглосуточный режим. Таким образом, переменные затраты на единицу продукции или товара начнут расти.

С определенного момента и постоянные затраты перестанут быть таковыми. Например, при росте бизнеса директору может понадобиться заместитель, а увеличение документооборота потребует расширения штата бухгалтерии.

В итоге график общих затрат начнет подниматься вверх, пока не пересечется с падающим графиком выручки. Получается, что компания существенно нарастила объем реализации, а в итоге опять пришла к нулевой прибыли. Если еще увеличить обороты – бизнес начнет приносить убытки. Эта точка называется «точкой бесприбыльности» и доходить до нее, конечно, не нужно.

Но как понять, до какой степени можно увеличивать выручку, а когда – это уже вредно для бизнеса?

Формулы расчета точки бесприбыльности не существует. Для каждого бизнеса ситуация индивидуальна. Все зависит от вида деятельности, особенностей рынка и организации работы в самой компании.

Чтобы избежать проблем, нужно ежемесячно отслеживать финансовые показатели.

Динамика при увеличении выручки

Если один или несколько показателей попали в опасную зону, то нужно приостановить расширение бизнеса и провести углубленный анализ. Возможно – вы уже достигли своего «пика» в текущих условиях и дальнейший рост нежелателен.

Получается, что у каждого бизнесмена есть определенный предел, дальше которого он не может развиваться? Нет, это не так.

Все эти ограничения относятся к отдельной точке: цеху, магазину и т.п. Но если бизнес сам по себе рентабельный, а конкретный объект уже вышел на «пиковые» показатели, то владелец может открыть следующий в другом районе, городе и т.п. Дальше схема повторяется: новая точка выходит на свой максимум, а расширение – продолжается.

Если компания уже достаточно «раскручена», то ее владелец может не заниматься открытием каждого нового объекта, а просто продавать право использования своего бренда и технологий. Такой способ развития бизнеса называется франчайзингом. В этом случае доходность, приходящаяся на одну точку несколько снижается, т.к. часть прибыли остается у партнера. Но зато франчайзинг дает возможность быстрее расширить сеть и выйти на новые рынки.

Вывод

У каждого бизнеса есть определенный размер выручки, начиная с которого деятельность становится прибыльной. Этот уровень называется точкой безубыточности.

Для минимальной финансовой устойчивости выручка должна превышать уровень безубыточности не менее, чем в 1,5 раза.

Далее при увеличении оборота прибыль сначала тоже растет, а затем – начинает падать. И в некоторых случаях растущий бизнес может снова начать приносить убытки. Чтобы избежать такой ситуации, нужно постоянно анализировать финансовые показатели.

Наиболее эффективный вариант развития – построение сети из бизнес-единиц, каждая из которых работает на оптимальном для себя объеме выручки.

Источник: uchet.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин