Что такое творчество в бизнесе

Творческие люди в бизнесе в центре настоящей публикации. В обиходе представителей класса творческих людей часто называют творческий класс, креативный класс и наконец «креаклы».

Творческие люди, кто они?

Термин «Креативный класс» получил широкое распространение в СМИ, но часто его понимают неверно. «Креативный класс» это не либеральная оппозиция. Это социальная группа людей, которые предпочитают творческий труд.

Стоит отметить, что иногда к основным признакам креаклов относят все пороки человечества от «неограниченной свободы личности» до «мечты о халяве» (см. тут: «Креаклы как явление»). Среди творческих людей есть люди разных политических взглядов, в том числе и радикально настроенные против … всего. Есть откровенные хамы и подлецы. Но не каждый креакл «Нехороший человек».

Понятие «Креаклы» и понятие «Либералы» пересекаются, но не идентичны. Основной признак этой группы людей предпочтение к творческой деятельности. Я понимаю, что если я заведу разговор «о влиянии креаклов на политическую историю», то интерес к публикации будет выше. Однако меня интересует творчество в бизнесе, низкая инновационная активность организаций и условия для существования творческого класса в бизнес структурах.

Бизнес и творчество в балансе | Николай Хлопков | Prosmotr

К творческому классу относятся не только представители явно выраженных видов творческой деятельности (артисты, писатели, художники, дизайнеры и пр.). К ним относятся также и пиарщики, маркетологи, конструкторы, и даже менеджеры. Появление класса «креаклов» обусловлено развитием постиндустриального производства. На определенном этапе, производству стало необходимо не только качественное исполнение рутинных операций, а творческое мышление и способность к нешаблонному решению задач.

Люди творческих профессий существовали и ранее, существовало и творчество «на заказ», а не по вдохновению. Но это в большей степени касалось именно так называемой творческой интеллигенции. Но только в постиндустриальном обществе появилась задача творческой реализации прикладных интересов общества в массовом масштабе.

Почему об этом зашла речь? Потому, что именно творческие люди обеспечивают инновационную активность в организациях.

Условия существования

Люди свободных профессий (художники, поэты, писатели и др.) даже если они работает по найму, как правило, в незначительной степени зависят от своего окружения. Конечно, жить в обществе и быть свободным от его влияния невозможно, но зависимость творческой личности от условий, которые существуют в производственной среде, значительно больше.

Рассмотрим условия формирования креативных сотрудников применительно к различного рода ситуациям в организации.

творческий класс на производстве

Данную матрицу я уже приводил (см. Креативный класс, условия существования), но тот вариант оказался какой-то корявый. Это бесспорно красивей.

В случае, когда условия, способствующие реализации творчества на рабочем месте отсутствуют, работники свою склонность к творчеству не демонстрируют, даже если бы и хотели. Ситуацию можно назвать «Организация —робот». Такая организация проявляется в требованиях собственника: «Я плачу зарплату за реализацию моих мыслей». Ясно, что такая организация просуществует ровно столько, сколь долго мысли собственника будут адекватны ситуации. Как правило, это длиться не очень долго.

Как найти нишу творческому человеку? Творчество это тоже бизнес. Петр Осипов Дельта БМ

Несогласные с линией руководства, имеющие свои мысли, становятся «белой вороной». Такие сотрудники, выдворяются за ворота или уходят сами. В результате организация опять скатывается к роботизации. Такой подход к творчеству — частое явление.

Кроме того, бесперспективно и даже глупо требовать от персонала творчества, стимулировать его, если персонал может только исполнять и не умеет думать.

Наибольший эффект в организации достигается тогда, когда на предприятии созданы условия для реализации творческих способностей персонала, а персонал соткан из образованных людей, владеющих навыками творческой деятельности. Это творческая организация, склонная к быстрому инновационному росту со всеми вытекающими последствиями.

Соблюдение условий

К сожалению, я не знаком ни с одной организацией, которую по праву можно отнести к творческой организации. Наверное, такие есть, но мне все попадаются организации с ограниченным творчеством. Что-то переходное от Роботов к Творчеству. «Творите, друзья мои, но в пределах моих заданий».

Читайте также:  Автобусный бизнес как начать

Мне знакомы организации, представляющие все другие квадранты матрицы, но представляется, что в среднем абсолютное большинство организаций находится где-то посредине, в зоне MIX. Другими словами, в каждой организации отчасти присутствуют признаки каждой из перечисленных ситуаций. В определенной степени это можно пояснить тем, что в каждой организации есть различные виды деятельности и предоставление условий для творчества дифференцировано.

Однако это только отчасти. В большинстве случаев российский менеджмент строиться по принципу «я решаю, а ты исполняй». Это основная беда низкой инновационной активности в России по сравнению с развитыми странами.

Полагаю, что это мнение понятно, осталось дело за малым: Во-первых, выяснить есть ли у данного мнения сторонники. Пишите в комментариях. Во-вторых, какие меры следует предпринять для развития творчества в организации. Но это будет в следующих публикациях.

Надеюсь, что Вы кликните на пиктограммы соцсетей и дождетесь следующих публикаций

Источник: www.dekanblog.ru

Роль и место творчества в практике современного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубина Игорь Николаевич

Анализируется творчество как экономический и управленческий феномен. Показано, что творчество в последние годы действительно становится важнейшим элементом экономического развития, способным обогатить реальную практику бизнеса, но требует особого внимания и систематического культивирования. Обозначены проблемы и основные направления разработки методов развития, регулирования и управления творческой деятельностью в производственных, социальных и бизнес-процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дубина Игорь Николаевич

Менеджмент творчества как научно-практическое направление и учебная дисциплина: отечественный и зарубежный опыт

Экономическая разведка в малом и среднем бизнесе: интеграция наступательных навыков

Влияние инновационно-креативных качеств менеджера на процесс принятия решений в новых экономических реалиях

Сравнительный анализ концепций управления творческой деятельностью в бизнес-организациях

Использование концепции креативного управления в условиях применения экономическихи политических санкций

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity in the practice of modern business

The author considers creativity as an economic and management phenomenon and proves that it becomes one of the most important elements of economic development for the last years. Creative activity can enrich real practice of business, but it calls for special methodical attention and cultivation. The problems and main directions of development, regulation and management of creativity in industrial, social and business process are accentuated.

Текст научной работы на тему «Роль и место творчества в практике современного бизнеса»

Роль и место творчества в практике современного бизнеса

Заметный интерес к феномену творчества со стороны зарубежных экономистов, менеджеров и бизнесменов обозначился в 60-70-х гг. XX в. Предпринимавшиеся до этого немногочисленные попытки исследователей рассматривать творчество в экономико-управленческом контексте встречали в большинстве случаев скепсис и неприятие. Считалось невозможным применительно к творчеству использовать такие понятия, как экономическая оценка, прогнозирование, регулирование, нормирование, управление и т.п. За последние несколько десятилетий эти представления претерпели значительные изменения.

Сегодня за рубежом идеи о необходимости изучать, использовать и развивать творчество сотрудников для успешного ведения бизнеса очень распространены, и понимание этого все усиливается [1]. Осознание важности творчества для экономического развития проявляется, в частности, в большом количестве исследовательских центров и учебных программ по творческому решению проблем в бизнесе (Центр творческого управления, Институт творческого решения проблем, Центр изучения творчества в Стэндфордском университете в в США и др.), а также в их государственной поддержке [2, 3].

Читайте также:  Чем отличается бизнес зал от вип зала

Попытаемся обозначить основные причины возрастания научно-исследовательского и «практического» интереса к творчеству.

Во-первых, это постоянно увеличивающийся динамизм современного бизнеса. Несколько перефразируя высказывание Т. Амблера, можно сказать, что в бизнесе не существует правил, потому что его основной закон — постоянные новшества [4, с. 182]. Современный бизнес можно охарактеризовать словами Черной Королевы из знаменитой сказки Л. Кэррола: «Здесь приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Ну, а если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!»

В связи с ускорением темпов изменений социальных, экономических, технологических условий производства, бизнеса и управления число нестандартных проблем и задач все время растет, а их решение требует постоянного

творчества, т.е. создания новых принципов и способов деятельности.

Во-вторых, творчество необходимо в условиях сильной и непрерывно возрастающей конкуренции (гиперконкуренции). Творческие находки фирмы, выводимые на рынок, усиливают ее позиции. Конкуренты вынуждены отвечать своей «творческой контратакой», что лишь усиливает пресс конкуренции на этом рынке. Первая фирма вновь отвечает «выбросом творчества», и цикл повторяется. Внешние факторы (например, развитие информационных технологий и мировая глобализация) дополнительно ускоряют и усложняют эти процессы [1, с. 236].

В таких условиях творчество — не просто путь к успеху, но предпосылка и условие выживания. Нужны «сильные» бизнес-идеи, необходим «творческий прорыв» (Ж.-М. Дрю) [5], чтобы опередить конкурентов. Опыт профессиональных рекламных агентств, например, показывает, что найденная сильная творческая идея дает возможность в несколько (5-10) раз увеличить объем продаж, не выходя за рамки бюджета [6], что подчеркивает важность «ускорения и интенсификации» творчества сотрудников.

В-третьих, в западном мире происходят существенные изменения в мотивации трудовой деятельности. Исследования подтверждают уменьшение утилитарной заинтересованности человека в труде, замещение материалистических ориентиров трудовой деятельности «пост-материалистическими», поворот человека от поисков средств к существованию к ориентации на личностное самосовершенствование, самореализацию и творчество (А. Маслоу, У. Митчелл, Ч. Хэнди и др.).

В-четвертых, возрастающий уровень требований потребителей, для удовлетворения которых необходимо постоянное обновление и дифференцирование товаров и услуг, что напрямую связано с творчеством.

В-пятых, довольно высокие «тарифы» на результаты творческой бизнес-деятельности также обусловливают необходимость активизации творчества сотрудников. Например, по данным фирмы «Lexicon Branding», разработ-

ка фирменного названия (типа DeskJet, Pentium, PowerBook) может стоить 30-50 тыс. долл. США [7], разработка рекламного слогана для крупной фирмы — до 20-30 тыс. долл.

Таким образом, в условиях возрастания рыночной конкуренции и неопределенности, хозяйственного и финансового рисков, сокращения жизненного цикла товаров, непрерывно возрастающего технологического и социально-экономического динамизма творчество превращается в стабилизирующий элемент конкурентоспособного развития и становится жизненно важным для компаний.

Все чаще в литературе по менеджменту встречается мнение о том, что для эффективного ведения бизнеса процесс генерации новых идей и их реализацию нужно «поставить на поток». Если в первой половине XX в. залогом эффективного производства считался конвейер для массовой репродукции унифицированных товаров, то в XXI в. символом успешного бизнеса становится конвейер для «производства» нововведений.

В своей книге «Ломая стереотипы» Ж.-М. Дрю приводит сотни примеров творческих бизнес-решений, каждое из которых он называет «разрывом» или «нарушением непрерывности в бизнесе» [5]. Примерами фирм, реализующих стратегию «непрерывного творчества», являются компания «Procter кроме того, креативность работника может быть сознательно направлена им на достижение целей, не совпадающих с целями всей организации. Поэтому управление творческой деятельностью сотрудников стало за рубежом в последние два десятилетия предметом системного исследования и анализа.

Читайте также:  Роль дизайна в бизнесе

В результате чего были разработаны многочисленные методики активизации и развития творческих способностей, появились новые термины («организованная креативность», «структурированная креативность», «управляемая креативность»), но до сих пор проблема управления творчеством четко не сформулирована, а соответствующая системная теория и методология отсутствуют1. Сейчас лишь формируется новая область менеджмента — управление творчеством (creativity management), которое все в большей степени включается в традиционную систему управления трудовыми процессами. Менеджмент творчества, или «креативный менеджмент», ориентирован на изучение методов развития, управления и использования творческой деятельности и ее результатов в производственных и бизнес-процессах. Несмотря на то, что до сих пор отсутствует четкое представление о предмете, роли, методах и месте креативного менеджмента в общей системе управления организационными и производственными структурами, сегодня в зарубежной литературе этот термин уже получил научный статус [8] и становится одним из главных элементов современной парадигмы управления.

В России процессы осмысления возможности и необходимости управления творческой деятельностью идут пока еще медленно, что проявляется, в частности, в очень незначительном количестве публикаций по этой теме и скептических высказываниях менеджеров-прак-тиков. Для многих руководителей понятие «творчество» — это нечто расплывчатое и бесформенное, относящееся скорее к сферам науки и искусства, чем к бизнесу. Они утверждают, например, что творчество не вписывается в известную схему управления, так как оно непредсказуемо и неконтролируемо, развитие творчества сотрудников требует дополнитель-

ных затрат, а их окупаемость не поддается оценке и т.п.2

По мнению директора управления проектами АО «РОЭЛ Консалтинг» С. Леонтьева, в настоящее время в российской экономике используется менее половины творческого потенциала работающих, что и является первопричиной наших перманентных кризисов и сложностей [11]. Несмотря на гораздо большее внимание к бизнес-творчеству за рубежом, представители западного топ-менеджмента также указывают на недостаточное вовлечение творчества персонала в деятельность своих компаний [12].

Исследователи Института Номура (The Nomura Institute) выделяют четыре эпохи в мировом экономическом развитии: сельскохозяйственную, индустриальную, информационную и эпоху творчества, на пороге которой мы сегодня находимся [10]. Если следовать этой классификации, переход от информационной эпохи к эпохе творчества включает в себя несколько стадий.

Первая стадия — осознание важности творчества для бизнеса. Большинство компаний США, Западной Европы и Японии уже прошли эту стадию, а в России она только начинается. Об этом можно судить по тому, что в зарубежной литературе пик статей, подчеркивающих важность творчества для бизнеса, пришелся на середину 1990-х гг.

У нас серьезные публикации на эту тему начали появляться лишь в последние два-три года. Вторая стадия — создание благоприятного творческого климата (условий для развития творчества сотрудников). Менеджеры большинства зарубежных компаний решают эту задачу пока еще интуитивно, но все чаще применяются специальные методики и системы оценок. На третью стадию (широкое обучение персонала творчеству) вышли пока только отдельные зарубежные компании, хотя соответствующих тренинговых методов и технологий разработано уже достаточно много. Четвертая стадия — освоение методов управления творчеством — самый сложный и неосвоенный этап, так как до настоящего времени целостной теории и методологии такого управления не существует, и даже осознание возможности управления творчеством пока еще не состоялось в полной мере даже за рубежом.

1 По выражению профессора Гарвардской школы бизнеса Дж. Као, «творить сложно, но еще сложнее — управлять творчеством» [10].

2 Когда в середине 1980-х гг. Дж. Као начал преподавать методы развития бизнес-творчества (Art and Discipline of Creativity), он столкнулся с резкими возражениями по поводу практической пригодности этих курсов для реального бизнеса. Сегодня его бывшие студенты являются топ-менеджерами таких корпораций, как AThttps://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-tvorchestva-v-praktike-sovremennogo-biznesa» target=»_blank»]cyberleninka.ru[/mask_link]

Что такое творчество в бизнесе?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин