ВД – показатель, характеризующий финансовый результата хозяйственной деятельности торгового предприятия и определяемый как превышение выручки от реализации товаров и услуг (без НДС) над затратами по их приобретению за определённый период времени; разница между продажной и покупной стоимостью товаров.
ВД от реализации создаётся за счёт торговых надбавок на реализуемую продукцию.
ВД как экономическая категория представляет собой часть розничной цены на товар, которая предназначается для покрытия ИО и образования прибыли.
- является источником образования прибыли;
- является источником возмещения издержек обращения;
- является источником пополнения собственных оборотных средств;
- ВД является источником поступления средств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;
Показатели валового дохода и факторы на него влияющие
ВД исчисляется двумя основными показателями: абсолютной суммой (в рублях) и уровнем.
1) абсолютная сумма – это сумма реализованных торговых надбавок
ПАРТНЕРСТВО В БИЗНЕСЕ. Какой идеальный вариант? Дэвид Браун
ИО – сумма издержек обращения торгового предприятия;
П – размер прибыли торгового предприятия.
2) уровень ВД характеризует удельным весом ВД в общем объёме ОРТ; или сумму ВД, приходящуюся на 100 руб. ОРТ
На величину и уровень ВД оказывают влияние внутренние и внешние факторы:
К внутренним, зависящим от деятельности предприятия, факторам относятся:
- Объём и ассортиментная структура ОРТ. При увеличении ОРТ растёт сумма реализованных торговых надбавок, следовательно, возрастает и масса ВД.
- Средний уровень торговой надбавки (ВД). В рыночных условиях торговые предприятия самостоятельно устанавливают надбавки по большинству видов продукции и товаров. При этом необходимо, с одной стороны, не допустить потерь в объёме доходов (в случае низкой надбавки), а с другой – сохранить цены на конкурентно способном уровне (если надбавка достаточно высока);
- Выбор поставщика и условия продажи товаров. Правильный выбор поставщика определяет цену поставки сырья и товаров, их качество, форму оплаты, гарантированную частоту и комплектность поставок, что обеспечивает стабильность и прибыльность работы предприятия торговли;
- Количество и качество дополнительных услуг. Профиль предприятия и профессионализм руководства предопределяет количество и широту предоставления дополнительных услуг. Платные дополнительные услуги увеличивают сумму ВД, однако, косвенное влияние бесплатных консультаций, привлекающих покупателей, оказывается значительно весомее.
К внешним, не зависящим от деятельности предприятия, факторам относятся:
- политика государства в области регулирования торговых надбавок (наценок), таможенных пошлин, ставок банковских %% за пользование кредитом, арендных ставок, транспортных тарифов;
- конкуренция на рынке потребительских товаров;
- уровень закупочных цен на товары;
- уровень доходов населения;
- соотношение спроса и предложения;
- территориальное положение и др.
Источник: studfile.net
Конфликты в бизнесе. СОВЕТЫ для предпринимателей
Источник формирования ВД – доходы, полученные от реализации товаров, работ, услуг.
На величину надбавок влияют затраты в сфере обмена соотношение между спросом и предложением, ценовая политика, политика посреднических и торговых предпринимателей, политика правительства.
Факторы, влияющие на ВД в торговле:
объём оборота и его ассортиментная структура;
уровень надбавок;
звенность товародвижения;
степень распространения дополнительных услуг.
«Методика анализа ВД».
Формулы:
1. Уровень ВД = ВД/Оборот *100%
2. ВД = Оборот * УВД%
3. Абсолютное отклонение = Об. (ф) – Об. (пл) +/-
4. УВД (ф) – УВД (пл) +/-
Влияние факторов
влияние изменения объёма оборота
ВД = (Оборот(ф) – Оборот(пл)) * УВД (ПЛ)
влияние изменения УВД (процент торговых надбавок)
ВД = Оборот (ф) * (УВД (ф) – УВД (пл))
Таблица 12 — Анализ ВД
№ | Показатели | Факт за прошлый год | Отчётный год | Отклонение | В % к прошлому году |
План | Факт | % Вып. плана | от плана | от прошлого года | |
Розничный товарооборот а) в действ.; б) в сопост. ценах. | Из предыдущей таблицы | ||||
Сумма ВД | |||||
УВД к обороту в действительных ценах. | 28,93 | 28,9 | |||
Сумма налогов и других платежей за счёт ВД. | 701,6 | 705,2 | 862,7 | ||
Налоги и другие платежи в % к товарообороту в действительных ценах | |||||
Сумма ВД остающихся в распоряжении предприятия | |||||
УВД остающихся в распоряжении к обороту в действительных ценах. |
Таблица 13 -«Анализ ВД с учётом изменения структуры товарооборота».
«Анализ финансовых результатов».
Виды прибыли:
1. Прибыль от реализации = ВД – ИО (НДС)
2. Прибыль бухгалтерская (балансовая) =
Прибыль от реализации + ПД – ПД
3. Прибыль д/ налогообложения =
Прибыль бухгалтерская (балансовая) * 24% Σ налога
4. Корректировка = (Прибыль бухгалтерская (балансовая) + ПНР – Доходы, проценты от участия дивидендов и др.) * 24%
5. Прибыль чистая (нераспределённая) =
Прибыль бухгалтерская (балансовая) – Σ налога
6. Рентабельность = Прибыль / Оборот * 100%
Факторы, влияющие на прибыль:
изменение объёма оборота
Произв. = (Оборот (ф) – Оборот (пл)) * Рентабельность (пл)
изменение размера надбавок
Произв. = (УВД (ф) – УВД (пл)) * Оборот (ф)
влияние изменения уровня издержек обращения
Произв. = (УИО (ф) – УИО (пл)) * Оборот (ф)
Факторы, влияющие на бухгалтерскую (балансовую) прибыль:
1. Прочие доходы, которые увеличивают:
доходы по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;
доходы от сдачи имущества в аренду;
доходы от долевого участия в деятельности других предприятий;
поступления по задолженности признанной ранее безнадёжной;
излишки материальных ценностей;
штрафы, пени, неустойки, полученные по договорам.
К прочим расходам, уменьшающим балансовую (бухгалтерскую) прибыль относятся:
убытки от списания задолженности по недостачам, хищениям, растратам в связи с истечением сроков исковой давности;
убытки от списания дебиторской задолженности;
штрафы, пени, неустойки, уплаченные (кроме штрафов налоговой инспекции, которые погашают за счёт чистой прибыли), некомпенсируемые потери от стихийных бедствий;
При истечении налогооблагаемой прибыли из бухгалтерской прибыли исключаются:
суммы рентных платежей;
суммы доходов, налог с которых удерживается у источников выплаты (дивиденды, проценты полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам).
доходы от долевого участия в деятельности других организаций.
Таблица 14 — «Анализ прибыли»
Показатели | Факт за прошлый год | Отчётный год | Отклонение | В % к прошлому году |
План | Факт | % Вып. плана | от плана | от прошлого года |
Розничный оборот — в д. ценах — в соп. цен. | ||||
Валовой оборот | ||||
Уровень валового оборота | ||||
Налоги за счёт ВД — в д. ценах — в соп. цен. | ||||
Издержки обращения — в сумме — уровень | ||||
Прибыль от реализации — в сумме — уровень | ||||
Доход от реализации основных средств | — | |||
Доход от реализации прочих активов | — | |||
Прочие доходы | ||||
Прочие расходы | ||||
Бухгалтерская прибыль | ||||
Сумма налога | ||||
Чистая прибыль |
Таблица 15 — «Анализ структуры прочих доходов и прочих расходов»
Прочие доходы и расходы | Прошлый год | Отчётный год | Изменения в динамике | В % к прошлому году | |
Σ т.р. | Уд. вес | Σ т.р. | Уд. вес | Σ т.р. | Уд. вес |
Прочие доходы | |||||
Дивиденды по акциям доходы по облигациям и другим Ц.Бумагам | 48,7 | 48,4 | |||
Доходы от сдачи имущества в аренду | 18,9 | 26,1 | |||
Штрафы, пени, неустойки полученные | 22,3 | 20,1 | |||
Прибыль прошлых лет выявленная в отчётном году | 10,1 | 5,4 | |||
Итого | |||||
Прочие расходы | |||||
Штрафы, пени, неустойки уплаченные | |||||
Убытки от хищения товарно-материальных ценностей | |||||
Убытки от долевого участия в деятельности совместных предприятий | |||||
Итого |
«Анализ финансового состояния организации».
Источник: megalektsii.ru
Определение и формула расчета валовой прибыли
Валовая прибыль (EBIT, ВП) – это разница между выручкой и себестоимостью продукции/работы/услуги. Выражается в денежном эквиваленте.
Эффективность ведения любой коммерческой деятельности определяет размер ее прибыли или разница между доходами и расходами. Этот показатель не может быть отрицательным, в противном случае он называется убытком. В зависимости от состава издержек и особенностей расчетов прибыль может быть экономической, бухгалтерской, балансовой, валовой, чистой, операционной, маржинальной, целевой, недополученной, нормальной, консолидирующей и т. д. Всего существует более 20 видов прибыли.
Определение валовой прибыли
Валовая прибыль (EBIT, ВП) – это разница между выручкой и себестоимостью продукции/работы/услуги. Выражается в денежном эквиваленте.
Простыми словами: это прибыль, полученная от реализации товаров/услуг, не считая некоторые виды затрат (налоги, акцизы), которые не связаны с издержками на изготовление и продажу товаров/услуг.
Про особенности исчисления валовой прибыли можно узнать из видео:
Формула расчета
Для расчета ВП принято использовать следующую формулу:
- В – выручка;
- С – себестоимость с учетом амортизационных отчислений.
Для торговых организаций больше подходит вариант:
- ВД – валовый доход.
Выручка – денежные средства, полученные за реализацию услуги/работы/товара. Это сумма, которую покупатель оставляет в магазине и тем самым оплачивает себестоимость самой продукции, расходы на предпродажную подготовку, сумму налогов (НДС, акцизы), сервис. К выручке относятся только те поступления, которые возникли в результате ведения основной деятельности. Это денежный поток, который проходит через организацию.
Валовый доход – сумма выручки при реализации товаров/услуг, основных средств, акций, нематериальных активов, прав интеллектуальной собственности, рассчитывается по формуле:
ВД = (Т х СПН)/100, где:
- Т – товарооборот;
- СПН – средний процент надбавки.
Справка! Главное отличие валового дохода от выручки состоит в том, что в валовый доход входит оборот от других видов деятельности.
Себестоимость – стоимость расходов производства и реализации продукции. В нее включены:
- Суммы, потраченные на закупку сырья и материалов для изготовления продукции, или расходы на приобретение товаров для дальнейшей перепродажи.
- Амортизация основных средств.
- Оплата труда и социальные отчисления работникам, прямо и косвенно задействованным в процессе производства/перепродажи.
- Расходы на рекламу и маркетинг.
В себестоимость не включаются управленческие и коммерческие расходы.
Справка! Амортизация основных средств – постепенное списание стоимости закупки основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, патентов и т. д.) в последующие после приобретения периоды. Иными словами, если компания купила станок за 10 млн руб., то в балансе она не отражает всю стоимость, иначе получится убыток, а списывает сумму приобретения в течение нескольких лет малыми долями.
Экономический смысл
EBIT – важный показатель финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. На основании ВП уже считаются все остальные виды прибылей, в том числе и чистая прибыль.
От чего зависит размер ВП
На размер ВП оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Определяющее значение имеет сфера и специфика деятельности компании, место ее расположения, размеры предприятия, охват аудитории, востребованность продукта.
Затраты на рекламу и продвижение
Меры по регулированию спроса
Изменение покупательского спроса
Выручка от реализации товаров
Затраты на доведение продукции/услуги до конечного потребителя
Появление новых конкурентов
Объем выпуска продукции
Скорость оборота товаров
Внутренние факторы зависят от действий, предпринятых самой организацией, внешние – от других независимых сторон рыночной экономики. Все они влияют на себестоимость и объемы продаж.
Рис. 1. Рост валовой прибыли
Особое место занимают нереализованные товары. Они находятся на складах и приносят убытки. Непроданными они могут быть по разным причинам: падение спроса, была большая поставка, человеческий фактор (не выставили в продажу), сезонность, смена модных течений. Чтобы быстрее реализовать такие товары, применяют маркетинговые уловки: назначают скидки, устраивают акции. Можно вернуть товары поставщику, если они брались на реализацию.
Распределение ВП
ВП включает в себя все расходы, которые связаны с основной деятельностью компании. Поэтому полученные от реализации продукции/услуг средства нужно грамотно распределить, чтобы не упустить ни одну статью расходов.
Издержки, покрываемые за счет ВП:
- Аренда площадей.
- Проценты по обязательствам (кредиты, займы).
- Уплата налогов (налог на прибыль).
- Другие обязательные расходы.
В конечном остатке получается чистая прибыль, из которой формируется доход предприятия. Уже он направляется в резервные фонды, на обучение персонала, расширение, диверсификацию, развитие компании.
Пример расчета
Для анализа используют данные баланса за год, квартал или месяц. Скачать пример расчета можно в Excel.
Источник: moneymakerfactory.ru