Приветствую вас, дорогие друзья! На связи Александр Бережнов.
Это 2 часть инструкции «Как составить бизнес-план».
Напомню, что в 1 части я рассказал, что такое бизнес-план, для чего он нужен, что такое SWOT-анализ, а также поверхностно коснулся разделов бизнес плана.
В 3 части нашей инструкции рассмотрим упрощенную модель бизнес-плана на примере открытия антикафе.
Перед тем, как перейти к описанию разделов, скажу, что нет определенной технологии написания бизнес-плана, принятой за стандарт. В каждом конкретном случае она индивидуальна. Главное — сильно не усложнять этот процесс, чтобы вам и вашим потенциальным инвесторам было все понятно.
Описывать разделы буду из своего опыта получения инвестиций для коммерческих проектов. Этой информации вполне будет достаточно, чтобы открыть свой малый бизнес без больших вложений или заручиться дополнительным финансированием, привлекая инвестора со стороны для своего проекта.
1. Вводная часть (резюме)
Цель данного раздела – произвести положительное впечатление на инвесторов и дать общую характеристику бизнес-плана в целом. Резюме не должно быть длинным, его оптимальный объем от 2-х до 4-х страниц.
Вводные услуги
Здесь должно быть только самое главное:
- Направление деятельности компании;
- Целевые рынки сбыта и место компании на них;
- Рентабельность и срок возврата инвестиций;
- Персонал и ответственные лица;
- Планируемые количественные и качественные показатели в результате работы по периодам.
Раздел «Резюме» при написании бизнес-плана должен дать ответы на 2 главных вопроса:
- Что получат инвесторы при успешной реализации проекта?
- Каковы шансы потерять капитал или его часть при неблагоприятном развитии событий?
Резюме стоит писать в самом конце, когда основная часть бизнес-плана уже написана. Как вы заметили, резюме содержит «выжимку» из разделов вашего бизнес-плана.
2. Описание товаров и услуг
Опишите здесь товары и услуги, которые планирует реализовывать ваша компания. Для этого проведите предварительную работу, в которую войдет:
- Описание основных товаров (услуг) компании и второстепенных;
- Фотосъемка вашей продукции;
- Определение портрета вашего идеального потребителя;
- Проведение анализа рынка на предмет наличия схожих товаров или услуг на вашем целевом рынке;
- Планирование организации сервиса (если того требует специфика вашей компании);
- Описание модели ценообразования. Сможете ли вы конкурировать с уже имеющимися компаниями вашего сегмента?;
- Составление единой подробной таблицы своих товаров (услуг) согласно вышеописанным параметрам.
Проведя такой анализ, вы будете четко представлять, что и для кого вы производите, а также понимать особенности вашей продукции и рынка сбыта.
3. Анализ рынка и маркетинговая стратегия
Бывало ли у вас так, что вы хотите запустить свой проект, а все мысли путаются, много непонятно? Думаю, что да. Особенно важно все четко сформулировать, когда вы планируете запустить коммерческий проект.
Что такое вводные и как они работают? Александр Фридман, консультант
Кто будет вашим покупателем и каково его место на рынке? Это необходимо знать.
Маркетинг – один из важнейших бизнес-процессов.
Он включает в себя анализ рыночной среды, конкурентов и вашей стратегии продвижения товара (услуги) в текущих условиях до конечного потребителя.
Чтобы максимально точно прописать маркетинговый раздел, ответьте на вопросы:
- В каких рыночных условиях будет работать ваша компания?
- Каких конкурентов можно выделить в вашей сфере?
- Какие методы продвижения используют ваши конкуренты и сможете ли вы продвигаться лучше?
- Какие инструменты продвижения вы планируете использовать? (возможно, это реклама, прямые продажи, мерчандайзинг, стимулирование сбыта и др.)
- Почему именно ваш товар (услугу) должен выбрать потребитель при прочих условиях? Обратитесь к описанию товара (услуги) из раздела бизнес-плана «описание товаров и услуг».
- Есть ли сезонность у вашего бизнеса и если да, то в какое время?
На все эти вопросы необходимо ответить письменно в данном разделе и логически связать эти ответы.
Например, вы занимаетесь продажами в секторе b-2-b (бизнес для бизнеса) и обнаружили, что конкурентов на вашем рынке много, а рекламный бюджет у вас ограничен. В этом случае, лучше сделать упор на прямые продажи (индивидуальную работу с клиентом), а не на имиджевую рекламу или раздачу флаеров на улице.
В конце обязательно составьте примерный план продаж по кварталам, чтобы понимать, какой объем выручки и чистой прибыли потенциально может приносить ваше предприятие.
Главное — не завышайте планку предполагаемых продаж, реально смотрите на вещи.
Помните, что нужно верить в лучшее и работать над этим, но также нужно быть готовым к пессимистичному развитию событий.
4. Производственный план
Этот пункт бизнес-плана не обязателен для компаний, которые не планируют заниматься непосредственно производством. Данный раздел можно пропустить, если ваша компания собирается оказывать услуги или продавать товары, то есть заниматься торговлей.
Если же ваше предприятие планирует заниматься именно производством продукции, то в этом разделе вам нужно будет ответить на следующие вопросы:
- Сколько производственных мощностей вам понадобится для реализации производства (производственной линии)?
- В какой последовательности оборудование будет внедрено и подготовлено к работе?
- Какова предполагаемая динамика увеличения производства с течением времени?
- Как будет осуществляться доставка необходимых материалов к месту производства, и кто будет поставщиком сырья? Здесь необходимо описать вопросы логистики и охарактеризовать ваших поставщиков;
- Если ваше предприятие располагает какими-либо основными средствами или производственными мощностями, то как они будут состыкованы с вновь установленным оборудованием?
- Как будет выглядеть весь производственный процесс? Здесь желательно привести наглядную схему с пояснениями (ее можно вынести в приложение к бизнес-плану).
5. Организационный план
В данном разделе необходимо отразить ваши действия по организации бизнеса, разбитые на конкретные шаги со сроками реализации каждого этапа, ответственным лицом и ожидаемыми результатами.
Лучше всего это сделать в виде таблицы следующего вида:
Здесь напишите, что нужно сделать в первую очередь, что во вторую и так далее.
Например, вы уже знаете, что располагаете базой потенциальных клиентов, и они готовы покупать у вас товары и услуги сразу поле того, как вы начнете свою деятельность.
В этом случае, одно из первых дел, которое вам необходимо сделать – это официально зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы на законных основаниях вести свою деятельность и иметь возможность принимать оплату по безналичному расчету.
6. Финансовый план (бюджет)
В этой части бизнес-плана вы составляете подробную смету, то есть планируете свои затраты до мелочей.
Это тоже лучше всего сделать в виде таблицы. Причем, у вас скорее всего будут единовременные затраты и периодические.
К единовременным затратам можно отнести покупку оборудования или помещения, рекламную вывеску и так далее.
В бухгалтерской терминологии такие долгоживущие активы предприятия называются еще основными средствами.
Пример таблицы единовременных затрат:
К периодическим затратам можно отнести расходные материалы, сырье, аренду, коммунальные платежи, заработную плату, покупку товара.
Это те расходы, которые вы несете часто, то есть периодически. В бухгалтерской терминологии такие быстро расходуемые активы предприятия называются еще оборотными средствами.
Пример таблицы периодических затрат:
После заполнения данных таблиц, вам нужно будет рассчитать точку безубыточности *
Точка безубыточности – минимальный объем продаж товаров или услуг вашей компании, при котором все затраты на организацию бизнеса за определенный период будут покрываться доходами от ведения бизнеса, а каждая следующая продажа будет приносить чистую прибыль.
Например, если вы тратите на организацию бизнеса в совокупности 50 000 рублей в месяц с учетом амортизации оборудования *, а ваша наценка на единицу товара или услуги составляет 500 рублей, то вам необходимо продавать 100 единиц товара в месяц, чтобы не уйти в минус. Это и будет вашей точкой безубыточности.
Амортизация — перенос части стоимости оборудования на произведенный им товар или услугу.
То есть, если вы парикмахер и купили машинку для стрижки волос за 3 000 рублей, то с каждой стрижкой ее ценность будет уменьшаться вследствие ее износа. И стоимость такого износа будет входить в стоимость каждой стрижки при помощи данной машинки, например 5 рублей.
Не забудьте также включить в периодические затраты налоговые и пенсионные отчисления, тогда вы будете располагать реальной картиной с точки зрения затрат вашего бизнеса.
7. Ожидаемые результаты и перспективы (заключительная часть)
Здесь вы можете рассмотреть несколько вариантов развития событий относительно вашего бизнеса: от пессимистичного до оптимистичного.
Основываясь на предполагаемых финансовых показателях, обобщите весь материал бизнес-плана, взгляните на свой проект комплексно и непредвзято. Что вы видите? Понятен ли он вам? Если бы вы были инвестором и вам предложили вложить деньги в такое предприятие на основе данного бизнес-плана, согласились бы вы?
Если вы положительно ответили на эти вопросы, то поздравляю вас! У вас довольно большие шансы на успешный исход вашего дела.
Теперь, следуя этому плану начинайте действовать!
В следующей заключительной части, как и обещал, рассмотрим применение данной структуры бизнес-плана на примере открытия антикафе.
>> читать продолжение статьи (часть 3)
Несмотря на то что для воплощения крупных проектов лучше привлекать специалистов, рассчитать доходы и расходы небольшого заведения при должном старании можно самостоятельно. Сегодня мы рассмотрим, что такое структура бизнес-плана по пунктам, и проанализируем пример, который поможет вам без сторонней поддержки создать перспективный документ.
Зачем нужен бизнес-план
Наверняка назвать основные функции бизнес-плана вам будет не трудно: это незаменимая помощь предпринимателю в составлении списка реализуемых товаров и услуг, в подборе стратегии, в деле контроля над персоналом. Немаловажен этот документ и для того, чтобы определить, где можно найти поддержку — будь то спонсорская или партнёрская рука помощи. Но что включает в себя бизнес-план и какие пункты следует считать самыми важными? Разберёмся на примере — приведём подсчёты, необходимые для открытия пневматического тира.
Упрощённый бизнес-план
Сразу оговоримся, что представленный пример структуры и содержания бизнес-плана компании содержит только самые важные пункты:
- Резюме.
- Описание услуг.
- Описание потенциального потребителя.
- Анализ рынка.
- Стратегия продвижения.
- Анализ сезонных факторов.
- Организационный план.
- Финансовый план.
- Анализ результатов и перспектив.
Вводная услуга: должна быть бесплатной или платной?
Читал такое мнение, что вводная услуга может быть платной. Давайте попробуем разобраться так это, или нет.
1032 просмотров
Пример № 1. Я недавно заказывал себе автономную канализацию в коттедж. Просмотрел несколько сайтов. На одном из сайтов была вводная услуга – предложение заполнить онлайн анкету и получить предварительный расчет стоимости и первичный проект. Конечно, я заполнил анкету и мне на почту мгновенно пришла необходимая информация. Так меня грамотно ввели в общение с этой компанией.
Вторая вводная услуга от этой компании – мне перезвонили специалист и проконсультировал. Провел интервью. У меня еще больше выросло доверие к этой компании. Третья вводная услуга – выезд на место, замеры, консультации и точный расчет проекта и стоимости.
У меня, конечно, есть идея теперь с этим проектом и возросшим пониманием того, что мне надо, обратиться еще в парочку компаний, но скорее всего, если со мной и дальше будут так же хорошо общаться менеджеры этой компании, я заплачу деньги именно им. Заметьте, что все это было проделано бесплатно. Если бы с меня сразу начали просить деньги, я бы обратился в другую компанию, просто потому что рынок переполнен разными предложениями, практически в любой отрасли.
Пример вводной услуги
Пример № 2. Эксперт, который утверждает, что вводная услуга должна быть платной, сам активно проводит большое количество бесплатных вебинаров, записывает и бесплатно предоставляет через интернет большое количество действительно полезных роликов, которые помогают людям получить ответы на свои вопросы. Т.е. сам предоставляет большое количество бесплатных вводных услуг.
В области консалтинга мое самое успешное действие было – проводить бесплатные вебинары каждую неделю. Для клиентов это была вводная услуга.
Я тратил примерно по 2-3 т.р. в неделю на сбор 30-40 человек, и получал с каждого вебинара клиентов на начальную услугу – онлайн курс, стоимостью 20 т.р. и иногда сразу на основную услугу – маркетинговые опросы и разработку рекламы, стоимостью от 150 т.р. и выше. Конверсия получалась 10-20%. Таким образом, с 30 человек на бесплатном вебинаре, на начальные и основные услуги заходили сразу 3-5 человек, и при затратах в 2-3 т.р. я получал в среднем от 50 до 150 т.р. в неделю. Это конечно маловато для крупной консалтинговой компании, но я работал один, как консультант, на сегмент малого бизнеса и не сильно напрягался в тот момент. Система работала 2 года без сбоев.
«В области консалтинга мое самое успешное действие было – проводить бесплатные вебинары каждую неделю»
Пример № 3. Компания занимается продажей запорной арматуры. Имеет несколько дилерских соглашений с заводами производителями. Вводной услугой является регулярное проведение бесплатных семинаров для проектировщиков, которые потом закладывают определенный тип оборудования в свои проекты. Семинары повышают уровень доверия к оборудованию и доверия к компании поставщику.
Проектировщикам предлагается помощь по включению в проект по водоснабжению определенного типа оборудования. После каждого бесплатного семинара продажи растут. Второе направление этой же компании – продажа детских игровых комплексов. На сайте сделан удобный конструктор, в котором можно быстро создать модель площадки, и показать потенциальному клиенту, как она будет выглядеть. Это все вводные бесплатные услуги.
Источник: vc.ru