Организации «живут» от нескольких дней до нескольких десятков и даже более лет. Однако, большая часть из них имеет короткую продолжительность жизни: в рыночной экономике из 100 вновь созданных фирм до 5-ти летнего возраста доживают не более 20 (половина гибнет в первый год). При этом каждая организация как система стремится выжить, сохранить себя и использует для этого весь имеющийся потенциал на всех этапах жизненного цикла.
Развитие организации по шкале времени может быть представлено в терминах жизненного цикла.
Периоды, проживаемые организацией в рамках однотипных ценностных установок и фиксирующие, в первую очередь, специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, называются – стадиями или фазами жизненного цикла; периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, – циклами развития.
Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.
Концепция ЖЦО дает возможность проанализировать организационный рост. Организационная структура, стиль лидерства, административная система проходят вполне предсказуемый путь через стадии ЖЦО, которые расположены в определенной последовательности и отражают естественный ход событий.
Как правило, специалисты, несмотря на продолжающиеся дискуссии, сходятся в
том, что полный жизненный цикл организации обязательно включает такие стадии, как:
1) рождение (формирование организации);
3) зрелость (стабилизация);
4) старение (или переход в новое качество).
Причем последняя стадия вовсе не обязательно должна завершаться “смертью” или ликвидацией организации. Вполне возможным считается и вариант ее “возрождения” или “преображения” (рис. 9).
Рисунок 8. Жизненные циклы организации
1 – формирование, 2 – рост, 3 – стабилизация (зрелость), 4 – кризис.
Продолжительность жизненного цикла зависит от умения организации выстроить динамическое равновесие с внешней средой. Именно динамический характер равновесия делает организацию устойчивой, дает ей возможность существовать во времени и пространстве. Если возникает устойчиво неравновесное состояние, это может означать только одно — процесс разрушения фирмы и ее последующую ликвидацию.
Феномен ЖЦО представляет собой мощный инструмент, который обеспечивает понимание проблем, стоящих перед организациями, а также того, каким образом система управления организацией может перевести ее на каждую следующую стадию развития с минимальными потерями.
Организационные консультанты проанализировали ряд длительно существующих фирм и обратили внимание на то, что организации проходят еще один временной цикл, более длительный по сравнению со стадийным, в котором можно выделить четыре различных типа ценностных установок.
1. Установка, характерная для цикла развития организации “ тусовка ”, ставит во главу ценности межличностного общения, создания внутрифирменной целостности на базе личных контактов, приверженности общим принципам коммуникации и подобным человеческим особенностям.
2. Установка, характерная для цикла развития организации под названием “ механизация ”, связана с пониманием ценности упорядочивания, определенности деятельности, внутренней организации. Именно на данном цикле развития организация впервые сталкивается с необходимостью замены сотрудников, которые хорошо вписываются в личностную, неформальную структуру, но не могут быть эффективными специалистами.
3. Установка, проявляющаяся в период цикла развития “ внутреннеепредпринимательство ”, провозглашает необходимость максимального участия каждого из сотрудников в “предпринимательском процессе”. Такое представление о ценностях говорит о том, что любой сотрудник организации должен подходить к реализации своей деятельности как предприниматель, который представляет товар на рынке. А поэтому любой сотрудник должен хорошо знать своего клиента (и внутрифирменного также), его потребности и работать так, чтобы его продукт находил сбыт.
4. Установка, характерная для этапа “ управление качеством ”, связана с всемерной ориентацией всех и каждого на качество. В рамках данного цикла каждый сотрудник организации должен озаботиться проблемой качества (соответствия представлениям заказчика о желаемом) итогового продукта, а для этого каждый из промежуточных продуктов (полуфабрикатов) должен быть максимально качественным. Хотя сама проблема понимания качества также будет требовать уточнения — что понимать под качеством конкретного товара. Для кого-то качественным будет считаться вечная зажигалка, а для кого-то — остромодная вещь даже из очень хрупкого материала.
Взгляд на организацию сквозь призму циклов развития позволяет более точно идентифицировать ее основные ценностные установки и ориентации, конкретизировать задачи, стоящие перед организацией, а также особенности управленческих подходов и кадрового обеспечения.
Б.З. Мильнер выделяет 7 стадий жизненного цикла организации[19]:
2)отрочество;
3)ранняя зрелость;
4) расцвет сил;
5) полная зрелость;
7) обновление
Не следует думать, что стадия старения организации является необратимой. В результате сильных и направленных действий фирмы могут пережить кризис и остаться в качестве реальных экономических субъектов, но достигается это большой ценой (уменьшение размеров бизнеса компаний, болезненная структурная перестройка, сокращение персонала, жесткая экономия на управленческих расходах, возможна и частичная потеря самостоятельности и суверенитета и проч.). Если реструктуризация потерпит неудачу, то уже ничто не может спасти фирму. Она прекращает свое существование, по крайней мере, в качестве самостоятельного участника рынка.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Жизненный цикл организации и его основные стадии
В процессе своего развития организации проходят несколько этапов, при этом переход от одного этапа к другому не случаен. Цикл начинается с рождения организации и заканчивается ее старением и обновлением.
Статьи по теме:
- Жизненный цикл организации и его основные стадии
- Как написать концепцию развития
- История менеджмента, его основные школы и этапы развития
Рождение, детство и отрочество
Жизненный цикл организации представляет собой совокупность стадий, через которые проходит предприятие. Это: рождение, детство, затем идет отрочество, которое сменяет ранняя зрелость. На определенном этапе наступает расцвет сил, стадия полной зрелости, старения. И завершает цикл стадия обновления.
Первым этапом является рождение организации. На этой стадии основатели предприятия выявляют потребности потенциального потребителя. Для руководства предприятием на этом этапе особенно важны целеустремленность и преданность делу. Часто встречается директивный метод руководства компанией.
Детство. Для организации это наиболее опасный период, поскольку в течение первых лет работы на предприятии возникает большинство проблем. Мировая статистика утверждает, что именно в этот период очень много организаций разоряется по причине некомпетентности руководства. Целью данного периода можно считать здоровое развитие предприятия, а не просто его выживание. Управление должно осуществляться подготовленным руководителем и его командой.
Отрочество. На этой стадии рост организации происходит несистематично, рывками. Предприятие набирает силу, налаживается планирование, на работу принимается много специалистов. При этом могут возникнуть трения с прежним составом. Основатели предприятия выполняют роль руководителей организации.
Они занимаются планированием, осуществляют управление и контроль.
Ранняя зрелость и дальнейшие этапы
Ранняя зрелость отличается признаками, присущими именно данному периоду — экспансией и дифференциацией. Также может наблюдаться диверсификация. На этапе ранней зрелости организация расширяется, образуются структурные подразделения, результаты работы которых измеряются прибылью. На данном этапе начинают появляться тенденции бюрократизма, борьбы за власть.
Расцвет сил. Организация достигает максимального развития, в правлении предприятия присутствуют акционеры. На данном этапе целью становится сбалансированный рост организации. Стабильность и контроль в работе имеют большое значение, как и инновации, и децентрализация.
Полная зрелость. Данная стадия отличается некоторым замедлением темпов роста. Под влиянием внешнего давления организация может отклоняться от своих первоначальных целей. При этом руководство организации может игнорировать симптомы слабости предприятия — это типичная ошибка руководителей, которая характерна именно для данной стадии жизненного цикла.
Старение. Если бы руководство организации осознавало необходимость постоянного обновления, эта стадия жизненного цикла не наступала бы. Неэффективная система мотиваций, высокая конкуренция, бюрократическая волокита создают условия для остановки развития. Организация постепенно начинает распадаться, она откатывается назад, и начинается борьба за выживание. Выход из данной ситуации есть — необходимо принять жесткую систему обновления.
Обновление. После проведения реорганизации предприятие может продолжить свое успешное развитие, пройдя через череду мер, способствующих обновлению.
Видео по теме
- Жизненный цикл организации
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как найти архив организации
- Что такое организация
- Как определить фазу экономического цикла
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Что такое реорганизация предприятия
- Финансовый цикл как показатель эффективности работы предприятия
- Как построить магазин на своем участке
- Как определить жизненный цикл товара
- Как рассчитать выполнение плана
- Как создать запрос с параметром
- Как определить размер предприятия
- Как описать структуру предприятия
- Как бесплатно узнать владельца номера телефона
- Как составить развернутый план
- Как прошить и пронумеровать
- Как написать аналитический отчет
- Как посчитать выработку
- Что такое саммит
- Что такое преамбула
- Как обновить информацию на своем сайте
- Как сделать несколько админов
- Как вводить поисковые запросы
- Особенности иерархическая структуры управления организации
Источник: www.kakprosto.ru
Жизненный цикл организаций
Специалист по менеджменту Сергей Филонович о модели Ицхака Адизеса, компаниях, которые живут дольше ста лет, и диагностике жизненного цикла организации
Написать нам
Над материалом работали
Сергей Филонович
доктор физико-математических наук, профессор, декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ
128 публикаций
Партнёр проекта
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Добавить в закладки
Вы сможете увидеть эту публикацию в личном кабинете
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте новости о новых проектах, мероприятиях и материалах ПостНауки
Уведомление о Cookies
Источник: postnauka.ru