Кормильцы госбюджета: 50 крупнейших налогоплательщиков Казахстана.
Стал известен рейтинг 50 крупнейших налогоплательщиков Казахстана, передает VRK.News.
За девять месяцев 2020 года пятьюдесятью крупнейшими налогоплательщиками выплачено налогов на сумму 2,9 триллиона тенге. Это ровно 50% от совокупных налоговых поступлений в бюджет.
Как известно, налоги всегда являлись основным источником дохода бюджета любой страны. Но в 2020 году из-за карантинных мер, многие предприятия приостановили свою деятельность, а следовательно, сократились и налоговые поступления. Аналитики FinReview.info изучили доходы госбюджета и составили рейтинг 50 крупнейших налогоплательщиков Казахстана.
В частности, по итогам девяти месяцев 2020 года в список 50 крупнейших налогоплательщиков Казахстана вошёл под первым местом ТОО «Тенгизшевройл» (сумма налогов, выплаченных компанией в бюджет, составила более 782 миллиардов тенге), второе место занял Карачаганак Петролеум Оперейтинг (выплачено более 318 миллиардов тенге), третью позицию удерживает АО «Мангистаумунайгаз» (более 96,5 миллиарда тенге), на четвертом месте оказалась металлургическая компания ТОО «Казцинк» (свыше 96,3 миллиарда тенге), пятое место прочно закрепилось за ТОО «Филип Моррис Казахстан» (более 91,4 миллиарда тенге).
Назарбаев, верни деньги народу! Как выйти из ЕАЭС? Исламизация КЗ. Единорог придет. (31.05.23)
Стоит отметить, что среди банков, помимо АО «Народный сберегательный банк Казахстана» (15-е место, более 45,5 миллиарда тенге), в первую полусотню лидеров вошел и АО «Kaspi Bank» (24-е место, почти 34 миллиарда тенге выплат за 9 месяцев года). Между тем, в целом, налоговые поступления все же снизились на 10,3% В Казахстане в текущем году было введено множество послаблений налогового режима, которые отчасти стали стимулом развития малого и среднего бизнеса в период пандемии. В частности, до 1 октября субъекты МСБ были освобождены от налогов и социальных платежей с фонда оплаты труда. Эти меры в дополнении со спадом деловой активности сократили налоговые поступления на 10,3%. За девять месяцев 2020 года госбюджет в совокупности пополнился на 5,8 триллиона тенге, что на 664 миллиарда тенге меньше, чем в 2019 году.
Традиционно основную сумму в бюджет принесли предприятия, занимающиеся добычей нефти и попутного газа, они расположились на 19 из 50 строк нашего рейтинга. По итогам девяти месяцев 2020 года на долю нефтегазового сектора пришлось 61% от всех выплат пятидесяти крупнейших налогоплательщиков или 1,8 триллиона тенге. В сравнении с предыдущим периодом объем налогов, выплаченных данными компаниями, снизился на рекордные 49%.
За нефтяным сектором следуют металлурги, их доля в общем объеме налоговых поступлений составила 10,8% или 318,8 миллиарда тенге.
Далее в рейтинг входит табачная отрасль, в которой задействованы три крупнейших представителя. Они в совокупности выплатили 221,9 миллиарда тенге налогов.
Как Казахстан выглядит в мировых рейтингах
Замыкает четверку крупнейших отраслей по налоговым выплатам компании горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которые пополнили бюджет на 139,7 миллиарда тенге. В рейтинг также вошли представители нефтеперерабатывающей отрасли, телекоммуникаций, банковского сектора, логистики, производства спиртных напитков, инженерии.
Топ-50 крупнейших налогоплательщиков Казахстана — обнародован рейтинг Топ-50 крупнейших налогоплательщиков Казахстана — обнародован рейтинг
Источник: vrk.news
АКРА ПОДТВЕРДИЛО ДОЛГОСРОЧНЫЙ КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА УРОВНЕ ВВВ+, ПРОГНОЗ «СТАБИЛЬНЫЙ»
АКРА подтвердило следующие рейтинги Правительства Республики Казахстан (далее — Казахстан) по международной шкале:
- долгосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне ВВВ+ и в национальной валюте — ВВВ+;
- краткосрочный кредитный рейтинг в иностранной валюте на уровне S2 и в национальной валюте — S2.
Прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу: в иностранной валюте — «Стабильный», в национальной валюте — «Стабильный». «Стабильный» прогноз предполагает с высокой долей вероятности неизменность рейтинга на горизонте 12–18 месяцев.
Обоснование кредитного рейтинга
Поддержку суверенному кредитному рейтингу Казахстана на уровне BBB+ оказывают следующие фундаментальные факторы: относительно высокий уровень благосостояния, низкий уровень государственного долга, значительный объем ликвидных активов в Национальном фонде Республики Казахстан (НФРК) и достаточный объем международных резервов. Факторами, оказывающими давление на кредитный рейтинг, остаются низкий уровень диверсификации экспорта, риск материализации условных обязательств, а также относительно низкое качество государственных институтов.
Казахстан демонстрирует умеренный по сравнению со многими развитыми и развивающимися странами рост госдолга, что стало возможным благодаря значительной «подушке безопасности» в виде активов, накопленных НФРК. При этом монетарная политика Национального банка Республики Казахстан (НБРК) позволила продолжить кредитование экономики и нивелировать риск долларизации вкладов.
После сокращения ВВП Казахстана в 2020 году и его восстановления в 2021-м, как ожидает АКРА, в текущем году будет наблюдаться умеренный экономический рост на 2,9–3%. Агентство также отмечает, что зависимость промышленности страны, ее экспорта и экономики в целом от горнодобывающих производств сохраняется, а риски в логистике и транспортировке экспортной продукции во внешней торговле актуализируются. В ближайшей перспективе сложно ожидать существенного роста диверсификации экономики Казахстана, поскольку основной объем инвестиций направляется в сектор добычи сырой нефти и газа: в среднем за десятилетие (с 2012 по 2021 год) в данный сектор ежегодно поступало 35% всех прямых инвестиций.
АКРА полагает, что в 2022–2023 годах для Казахстана будут характерны повышенная инфляция, жесткая монетарная политика и незначительное ослабление национальной валюты.
В 2022 году дефицит государственного бюджета, по прогнозам Агентства, составит 3% ВВП, что лучше ожиданий правительства Казахстана (3,3%). Более оптимистичный прогноз АКРА связан с более высоким прогнозным показателем среднегодовой цены на нефть в 2022-м. В 2021 году медленное восстановление доходов при стабильном росте расходной части бюджета стало одним из факторов увеличения дефицита бюджета до 3,2% ВВП (по сравнению с первоначально планируемым уровнем 2,1%).
АКРА оценивает рост госдолга до 25% ВВП 2021 года (без учета задолженности НБРК) как умеренный и ожидает, что в 2022 году государственный долг увеличится незначительно на фоне снижения дефицита бюджета и восстановления экономики. Умеренный уровень госдолга сохраняет для Казахстана возможности применения контрциклической бюджетной политики в будущем. В прошлом году в Бюджетном кодексе страны было закреплено новое бюджетное правило в части определения размера гарантированного трансферта, что было нацелено на усиление контрцикличности. Согласно этому правилу, размер гарантированного трансферта не должен превышать прогнозируемые поступления в НФРК при цене отсечения. Новое бюджетное правило планируется применять при формировании республиканского бюджета на 2023 год, а возможности для маневра повышают устойчивость экономики Казахстана к потенциальным внешним шокам.
Трансферт из НФРК по-прежнему играет важную роль в обеспечении сбалансированности бюджета. На конец первого полугодия 2022-го активы НФРК составляли 28% ВВП 2021 года и по состоянию на май текущего года покрывали 114% госдолга, обеспечивая надежную «подушку безопасности» для бюджета страны.
Устойчивость внешней позиции Казахстана обеспечивается за счет значительного объема активов НФРК и международных резервов: на май 2022 года они в совокупности превысили общий внешний долг страны (без учета внутрифирменной задолженности) в 1,25 раза, а внешний государственный долг — в 5,5 раза. В 2021 году коэффициент покрытия импорта товаров золотовалютными резервами составил почти десять месяцев. На фоне умеренной экономической активности АКРА прогнозирует незначительный рост объемов импорта в текущем году и, соответственно, некоторое увеличение показателя покрытия импорта золотовалютными резервами страны.
Слабость общественных институтов, низкая эффективность деятельности институтов государственной власти и относительно низкое качество государственного управления негативно влияют на бизнес-климат в Казахстане. Однако в последнее время, как отмечает Агентство, общественные и государственные институты претерпевают позитивные изменения. АКРА подчеркивает важность отделения Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от НБРК, которое должно способствовать усилению независимости этих регуляторных институтов, а также значимость создания Высшего совета по реформам и Агентства по стратегическому планированию и реформам, поскольку это говорит о нацеленности Казахстана на реформирование системы государственного управления.
Президент Токаев в рамках реформ, заявленных после событий января 2022 года, предлагал внедрение в стране новой концепции инвестиционной политики, разработку программы повышения доходов населения, пересмотр подхода к квазигосударственному сектору, проведение комплексной реформы государственного управления и реформы межбюджетных отношений, а также проработку программы приватизации госкомпаний и усиление импортозамещения в ряде отраслей промышленности. Реформы предполагают решение вопросов товарной безопасности, макропруденциального регулирования и поддержки сельского хозяйства, а также принятие Социального кодекса. В июне 2022 года состоялся референдум по внесению изменений в конституцию страны, что АКРА оценивает как позитивный сигнал повышения качества государственных институтов.
Еще одним положительным долгосрочным фактором является улучшение человеческого капитала. По оценкам Всемирного банка за 2020 год, индекс человеческого капитала Казахстана превышает средний показатель по странам Центральной Азии и является одним из наиболее высоких в выборке стран, сопоставимых по уровню суверенного кредитного рейтинга.
Результаты применения суверенной модели
Согласно базовой части суверенной модели АКРА, Индикативный кредитный рейтинг Казахстана определен на уровне ВВВ-. Ряд модификаторов в модифицирующей части модели позволяют повысить Индикативный кредитный рейтинг. К ним относятся следующие модификаторы, определенные Методологией присвоения кредитных рейтингов суверенным эмитентам по международной шкале:
- потенциал экономического роста;
- суверенные фонды;
- стабильность валютного режима;
- политическая нестабильность и недавние политические решения;
- устойчивость внешнего долга.
Отрицательная корректировка была сделана по следующему модификатору:
- условные обязательства и риск их реализации.
С учетом указанных выше модификаторов Индикативный кредитный рейтинг Казахстана повышается. Итоговый кредитный рейтинг определяется на уровне ВВВ+. Аналитические корректировки и ограничения, которые могли бы скорректировать Итоговый кредитный рейтинг, отсутствуют. В связи с этим долгосрочный рейтинг в иностранной валюте подтвержден на уровне ВВВ+.
Факторы возможного изменения прогноза или рейтинга
К позитивному рейтинговому действию могут привести:
- Политические реформы, которые окажут существенное положительное влияние на эффективность государственного управления и устойчивость государственных институтов в долгосрочном периоде.
- Принятие системных социально-экономических решений, значительно повышающих долгосрочную устойчивость государственных финансов и/или потенциал экономического роста.
К негативному рейтинговому действию могут привести:
- Значительное и резкое ухудшение ситуации в банковском секторе Казахстана.
- Существенное и продолжительное снижение экономической активности.
- Резкое ослабление национальной валюты и повышение стоимости государственного долга.
Регуляторное раскрытие
Впервые суверенные кредитные рейтинги Республики Казахстан были опубликованы АКРА 24.09.2019. Очередной пересмотр суверенных кредитных рейтингов и прогнозов по суверенным кредитным рейтингам ожидается в течение 182 дней с даты опубликования настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
Суверенные кредитные рейтинги были присвоены на основании публичных данных, информации из открытых источников, а также баз данных АКРА. Суверенные кредитные рейтинги являются незапрошенными. Правительство Республики Казахстан принимало участие в процессе присвоения суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении суверенных кредитных рейтингов использовалась информация, качество и достоверность которой, по мнению АКРА, являются надлежащими и достаточными для применения методологий.
АКРА не оказывало Правительству Республики Казахстан дополнительных услуг. Конфликты интересов в рамках процесса присвоения суверенных кредитных рейтингов выявлены не были.
Источник: www.acra-ratings.ru
Что за национальный бизнес рейтинг казахстан
В статье рассмотрен брендинг национального государства, как совокупное понятие, включающее в себя товары и услуги, которые производятся компаниями в условном ареале национального бренда, произведен анализ национальных брендов на основании данных, предоставленных консалтинговой компанией в сфере странового брендинга BrandFinance.
национальный бренд
brand finance
1. True Jacqui Globalisation and Identity // Globalisation and Identity / Raymond Miller. – South Melbourne: Oxford University Press, 2006. – P. 74.
2. Made in Russia: нужен ли российскому бизнесу страновой брендинг? [Электронный ресурс]. – http://www.dv-reclama.ru
3. Brand finance nation brands. The annual report of nation brands / December 2014. Referendum Relief Sporting Spectacles Costly Conflict.– Р. 10 [3].
Рейтинг ТОП – 10 национальных брендов 2014 г.
Стоимость бренда (млрд. долл. США)
Лидером рейтинга самых ценных страновых брендов 2014 года стали США. Ее страновой бренд в 2014 году оценивался в 19,261млрд. долл. США. На втором месте оказался Китай. Стоимость бренда Китая составила 6,352 млрд. долл. США.
Третье место занимала Германия: 4,357млрд. долл. США. В первую десятку в 2014 году также вошли Великобритания, Япония, Канада, Франция, Индия, Австралия, Бразилия.
Национальный бренд «Россия» оценивался в 1167 млрд. долл. США. В рейтинге Российская Федерация занимала 12 место в 2014 году. По сравнению с 2013 годом позиция в рейтинге увеличилась с 11 до 12 места, была присвоена категория ВВВ (слабый, развивающийся бренд). Изменение величины национального бренда «Россия» составило – 7 %. В стоимостном выражении это изменение составляет 90 млрд. долл.
США. В 2013 году стоимость составляла 1257 млрд. долл. США с присвоением категории А (сильный бренд).
Швейцария оказалась на 13 месте (стоимость бренда оценена в 1151 млрд. долл. США), Мексика на – 14 месте (1027 млрд. долл. США). Южная Корея не изменила свои позиции – занимала 16 место (997 млрд. долл. США).
Польша входит в Топ-20 (602 млрд. долл. США), Саудовская Аравия заняла 22 место (463 млрд. долл. США). Греция заняла две верхние строчки рейтинга: с 61 по 59 места (61 млрд. долл. США).
Завершала рейтинг Ямайка с финансовым рейтингом в 8 млрд. долл. США.
Топ 5 – странами, в которых на 1/3 увеличилась стоимость BrandFinance стали Филиппины, Катар, Ирландия, Казахстан и Бангладеш (табл. 3).
Лидерами максимального положительного изменения стоимости национального бренда в 2014 году становится две страны: Катар и Бангладеш. Второе место занимает Казахстан, третье место поделили между собой Филиппины и Ирландия.
В число стран, понизивших BrandFinance в 2014 г. вошли РФ, Бразилия, Украина, Ливан, Кувейт, Хорватия, Болгария (табл. 4 и рис. 1). Больше всего изменение стоимости национального бренда произошло у Украины (–37 %).
Украина снизила позиции в рейтинге с 45 до 53 места. Сокращение стоимости национального бренда «Украина» составило 46 млрд. долл. США (табл. 4).
Страны, увеличение стоимости национального бренда в которых составило свыше 35 %
Наименование национального бренда
Изменение стоимости национального бренда ( %)
Изменение стоимости национального бренда (млрд. долл. США)
Источник: applied-research.ru