Что значит активы в бизнесе

Все хозяйствующие субъекты владеют различными объектами и средствами. Что относится к активам организации, какие классификации существуют и как провести подробный анализ? Обо всех нюансах поговорим далее.

Что является активом предприятия

Активы предприятия – это совокупность денежных средств, имущественных объектов и прав требования обязательств к третьим лицам. Другими словами, это все ресурсы, выражаемые в натуральном или денежном выражении, принадлежащие компании на правах владения или управления и направленные на извлечение прибыли в будущей деятельности бизнеса. Активами считаются собственные средства фирмы, отражаемые в денежной стоимости в соответствующих разделах бух баланса.

В процессе своей работы ООО, АО, ГУП, МУП и некоторые другие категории юридических лиц обязаны определять величину ЧА на отчетную дату. Порядок вычисления чистых активов общества – это механизм расчета согласно требованиям приказа № 84н от 28.08.14 г. Показатель характеризует объем собственных ресурсов предприятия, не обремененных долгосрочными и краткосрочными долгами.

КАКИЕ У БИЗНЕСА БЫВАЮТ АКТИВЫ

Классифицировать имущество можно по функционалу, размещению и составу. Прежде всего выделяют материальные, финансовые и нематериальные ресурсы. Дополнительно бухгалтеры используют характеристику активов по признаку вовлечения в оборот компании – внеоборотные (с периодом оборачиваемости больше 12 мес.) и оборотные (ресурсы текущего использования со сроком оборачиваемости меньше 12 мес.).

Что входит в активы:

  • Материальные активы организации – это оборудование, станки, инструменты, прочие объекты основных средств и МБП; здания и помещения производственного, административного, складского, торгового назначения; земельные участки и объекты природопользования; транспорт; запасы материалов, сырья, полуфабрикатов, топлива, готовых изделий и пр.
  • Нематериальные активы фирмы – это объекты НМА, не имеющие вещественной формы. Примеры активов – права предприятия на использование природных ресурсов, интеллектуальных разработок, патентов, компьютерных ПО, торговых марок, логотипов и др.
  • Финансовые активы бизнеса – это безналичные и наличные денежные средства, выраженные в рублях и иностранной валюте; страховые полисы, акции и прочие виды ценных бумаг; дебиторские обязательства; финансовые вложения долгосрочного/краткосрочного назначения и т.д.

Помимо чистых (образованных за счет собственных средств) по критериям признания активов выделяют валовые ресурсы, которые могут формироваться за счет привлечения сторонних займов. Кроме того, активы предприятия подразделяются по уровню ликвидности и по правам собственности.

Анализ и контроль активов общества

Все данные об активах отражаются в форме 1 Бухгалтерский баланс – каждой строке бланка соответствует определенная категория имущества. Сделать вывод о качестве активов можно с помощью анализа показателей. Финансовый контроль включает в себя:

  • Анализ динамики изменения активов предприятия – производится группировка всех активов предприятия по степени ликвидности с распределением на быстро, средне, труднореализуемые и нереализуемые. Затем выполняется сравнение полученных величин с помощью относительных значений и выявляются ресурсы, понижающие эффективность работы бизнеса. Это могут быть как излишки запасов ТМЦ на складе, так и накопившиеся остатки на расчетных счетах, а также непродуманная сбытовая политика, ведущая к рискованному кредитованию покупателей.
  • Расчет удельного веса активов в общем итоге баланса – помогает выявить конкретные виды активов со сверхнормативными суммами в целях обоснования или же исправления ситуации.
  • Контроль темпов прироста активов – позволяет рассчитать внешние/внутренние причины роста/снижения ресурсов и принять меры по корректировке показателей.

Обратите внимание! Увеличение активов, даже при условии использования исключительно собственного капитала, не всегда является положительной тенденцией. К примеру, рост дебиторки вызывает отток свободных денежных средств. Для контроля правильности размещения имущества необходим детальный факторный анализ с применением прямого метода (базой для сравнения признается реализационная выручка) или косвенного (базой является прибыль). Полученные результаты дают полную картину о финансовом положении дел бизнеса.

Что такое бизнес активы и как их создавать.

Читайте также:  Бизнес администрирование где учиться в Беларуси

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: spmag.ru

Что такое актив и пассив для управления предприятием и личными финансами

News image

Здравствуйте, друзья! При вопросе, что такое актив и пассив, у многих возникает ассоциация со скучной работой бухгалтера, который день и ночь сводит дебет с кредитом. Да, эти слова пришли именно из бухгалтерского учета, но имеют огромное значение не только для компании. Полезным разбираться в терминологии будет для всех, кто хочет научиться управлять личными финансами.

Активы и пассивы на предприятии и в семейном бюджете

В практике экономистов и инвесторов сегодня популярны две трактовки понятий активов и пассивов. Первая связана с традиционными экономическими определениями из области бухгалтерского учета. Вторая появилась с развитием в стране темы управления личными финансами. И здесь только ленивый не упоминает Роберта Кийосаки, известного автора книг по инвестициям, практикующего инвестора и просто очень богатого человека.

Традиционная бухгалтерская трактовка

  1. имеют первоначальную стоимость в рублях, по которой учитываются на балансе предприятия;
  2. способны приносить прибыль отдельно или в сочетании с другими активами;
  3. могут быть материальными (основные фонды, деньги) и нематериальными (интеллектуальная собственность).

Пассивы – источники финансовых ресурсов для формирования активов, потому что не могут последние взяться из ниоткуда.

Те и другие расписаны в специальной таблице под названием бухгалтерский баланс. В правой части сведения о том, чем владеет фирма и с помощью чего она собирается получать прибыль. Это активы. В левой части – за счет чего формируются эти средства, т. е. пассивы. Обе части уравновешивают друг друга на конец отчетного периода.

Увеличение одной стороны баланса приводит к увеличению другой и наоборот. Только так возможно достичь равенства двух сторон. Разберем на примере для чайников, как это происходит.

Читайте также:  Примеры нарушения бизнес этики дискриминация

Предприятие купило оборудование стоимостью 500 тыс. рублей. Это значит, что в строке “Основные средства” произошло увеличение на эту сумму. Одновременно увеличилась и строка “Кредиторская задолженность” перед поставщиком оборудования на 500 тыс. рублей. Мы оплатили покупку, т. е. уменьшили строку “Денежные средства” в левой части баланса.

Одновременно уменьшилась и кредиторская задолженность в его правой части. В итоге, обе части остались равны друг другу.

Для понимания процесса введу еще два определения.

Дебиторская задолженность – это задолженность перед нашим предприятием. Например, долг покупателей. Кредиторская – задолженность нашего предприятия перед поставщиками, работниками, бюджетом и т. д. Простыми словами, дебиторка – нам должны, кредиторка – мы должны. ​

Современная инвестиционная трактовка

Активы – это все, чем владеет конкретный человек и что способно приносить ему доход. Они увеличивают свою стоимость со временем. Например, вложения в высоколиквидные акции, недвижимость для сдачи в аренду и др.

Пассивы – это то, что требует от владельца дополнительных расходов, не приносит доход и уменьшает свою первоначальную стоимость со временем.

Например, квартира или дом для собственного проживания, автомобиль для личного пользования и др.

С точки зрения бухучета такие определения неверны. С точки зрения инвестиций – они логичны. Мы нашли определения, с которыми полностью согласны. Их придерживается наш финансовый консультант, который написал много книг на тему личных финансов и инвестиций, регулярно проводит вебинары и имеет свою школу, – Владимир Савенок. Дам их с примерами в следующей части статьи.

В отличие от классической трактовки основное правило, которое должен соблюдать грамотный инвестор – активы должны превосходить пассивы. И чем больше эта разница, тем больше вы стоите, тем более финансово независимым являетесь.

Читайте также:  Влияние современных технологий на бизнес

Классификация

С точки зрения бухучета

Согласно теории бухгалтерского учета к активам относятся: ​

  1. Внеоборотные: нематериальные, основные средства, финансовые вложения и др.
  2. Оборотные: запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и др.

С точки зрения ликвидности выделяют:

  1. высоколиквидные (например, ценные бумаги доходных предприятий, недвижимость с хорошей инфраструктурой, депозиты и пр.);
  2. среднеликвидные (например, дом или квартира в отдаленном районе);
  3. низколиквидные (слитки драгметаллов, домик в глухой деревне);
  4. неликвидные (имущество, которое вообще не пользуется спросом на рынке).

Виды пассивов:

  1. Капитал и резервы: уставный, добавочный и резервный капиталы, нераспределенная прибыль.
  2. Долгосрочные обязательства.
  3. Краткосрочные обязательства.

С точки зрения личного финансового плана

Инвестиционная классификация активов: ​

  1. Денежные средства в любой валюте на счетах в банке, наличными.
  2. Недвижимость (доходная и для личного использования).
  3. Движимое имущество.
  4. Ценные бумаги.
  5. ПИФы, ИИС.
  6. Вложения в бизнес.
  7. Вложения в программы накопительного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования.
  8. Драгоценные металлы (в том числе и обезличенные металлические счета), предметы искусства, антиквариат.
  9. Денежные средства, отданные в долг.

Пассивы:

  1. Краткосрочные (в МФО, потребительские и автокредиты) и долгосрочные кредиты (ипотека).
  2. Займы у родственников и друзей.

Активы

Активы

Активы — это совокупность принадлежащих хозяйствующему субъекту собственного имущества и дебиторских счетов.

Активы предприятия представляют собой то, что оно построило, оборудование, которое закупило, запасы, которые сделало, а также денежные суммы, причитающиеся ему от клиентов (их долговые обязательства) или находящиеся непосредственно в его собственной кассе либо на депозите в банке.

  • оборотные (краткосрочные) — готовая продукция, товары, материалы, денежные средства;
  • внеоборотные (долгосрочные) — основные средства, нематериальные активы и др.
  • материальные — активы, имеющие материально-вещественную форму;
  • нематериальные — товарные знаки, секреты производства, программы для ЭВМ, деловая репутация и др.
  • финансовые — денежные средства, дебиторская задолженность, финансовые вложения.
  • валовые (суммарные) — представляют собой совокупные активы в балансе;
  • чистые — часть активов, сформированных за счет собственных источников организации.

Источник: neftegaz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин