Коммерческим (торговым) называют предпринимательство, связанное с куплей-продажей товаров, товарообменными, товарно-денежными операциями. Коммерция в узком смысле слова – это торговля, а коммерсант – торговый работник, человек, занятый торговлей.
Коммерческое предпринимательство отличается прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.
Основная формула торговой сделки: «товар — деньги» при продаже и «деньги — товар» при закупке. Торговля охватывает и так называемые бартерные, товарообменные сделки, осуществляемые по формуле «товар — товар».
Принципиальная схема торгового предпринимательства существенно проще схемы производственного предпринимательства в связи с меньшим количеством основных факторов, оказывающих влияние на торговый бизнес в сравнении с производственным.
Рис. 2 – Принципиальная схема торговой операции
Анализ рынка перед запуском бизнеса. На что обратить внимание?
Предприниматель закупает товар Т у обладателя товаров, чаще всего у производителя. Товар является для коммерсантов основным, определяющим фактором бизнеса. Предприниматель уплачивает за купленный товар Т его собственнику денежную сумму Дф, зависящую от объема товара и его цены на рынке продаж.
Следует иметь в виду, что предприниматель закупает крупные партии товаров по оптовым ценам, которые чаще всего намного ниже рыночных розничных цен, по которым затем реализуются закупленные товары. В результате разницы оптовых и розничных цен получается прибыль предпринимателя Дт.
Поэтому необходимо учитывать два основных момента:
· реализационная цена товара должна быть ощутимо выше покупной цены;
· должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.
Таким образом, коммерческой сделке предшествует маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара.
В соответствии с общей схемой коммерческо-предпринимательской деятельности программа коммерческой сделки включает:
1. Наем работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товаров, проведения рекламной кампании, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг.
2. Приобретение, закупку товара для последующей продажи.
3. Наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров.
4. Получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но представляющих свои платные услуги для ее осуществления и выполняющих посреднические функции.
5. Привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами.
6. Получение или приобретение необходимой информации, требуемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки.
Бизнес-процесс: алгоритм, который нужен вашей компании
7. Реализацию товаров покупателю и получение выручки.
8. Регистрацию сделки, выплату налогов и платежей государственным и местным финансовым органам.
Особый объект коммерческого предпринимательства представляют экспортно-импортные сделки. Однако высказанные положения относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар закупается в одной стране, а продается в другой.
Источник: studopedia.su
Понятие торговли в РФ
Торговля — это особый вид деятельности, который направлен на осуществление купли-продажи.
Торговля представляет собой совокупность хозяйственных/технологических операций, задействованных в обслуживании процесса обмена.
Торговля с экономической точки зрения
Разделение труда и появление торгового капитала, оформило торговлю в отдельную экономическую отрасль.
Виды торговли: особенности организации розничного торгового процесса
Особенности современной торговли заключаются в довольно сложном подходе к организации процесса. Это уже далеко не тот простой обмен товарами, каким он был в древние времена. Сегодня торговые отношения базируются на целой системе факторов и маркетинговых стратегий, хотя теория остается незыблемой с момента зарождения подобной деятельности людей.
Основные виды торговли
Традиционно к видам торговли относят опт и розницу.
- Опт – это продажи/закупки больших партий товаров с целью дальнейшей их переработки или использования для розничной торговли.
- Розница – это продажа товаров непосредственно потребителю.
Очевидно, что каждый вид предполагает разный подход к организации хозяйственной и технологической деятельности, а также к ведению маркетинга и продвижению товаров.
- Оптовые продажи предполагают предоставление продукции посредникам или переработчикам, которые будут использовать товар в своей дальнейшей деятельности с коммерческой целью. Соответственно, целевая аудитория представляет собой в основном юридические лица. Кроме того, для организации такого вида торговли нет необходимости организовывать торговые площади – для презентации продукции производитель или поставщик использует презентационные каталоги, при необходимости выставочные залы, а также интернет-сайты. Товар хранится на просторных складах, откуда и производится отправка.
- Розничные продажи предполагают совершенно иной подход: как правило, это организация магазинной торговли или с помощью сложных маркетинговых систем. Сегодня методы розничной торговли представляют собой более широкий диапазон решений. Происходит это за счет развития удаленных продаж и обширной системы служб доставок.
Виды и формы торговли в розницу
Методы розничной торговли во многом зависят от особенностей товара. Хотя нередко стратегии пересекаются, если продукция не требует определенных условий презентации и хранения. Понятие видов розничных продаж предполагает возможность реализации товара поштучно или выборочно небольшими партиями. Так, основными методами торговли называют:
- Самообслуживание. Примерами служат многочисленные супер- и гипермаркеты, которые сегодня пользуются популярностью у потребителя, так как можно самостоятельно выбрать необходимый товар в любом количестве.
- Через прилавок. В этом случае возникает необходимость предоставления услуг продавца, который взвесит и отпустит нужный объем любого товара. Многие компании сегодня стремятся уйти от такой формы, но при ней снижается риск воровства. Подобный подход остается актуальным для продукции, которую требуется взвесить, нарезать, упаковать.
- С открытой выкладкой. Именно так работает преимущественное большинство магазинов одежды, где покупатель может взять и примерить понравившееся изделие. Организация такой формы торговли требует внимательного подхода к обустройству торгового помещения. Здесь необходимо использование специального оборудования, которое поможет выставить товар в наиболее выгодном свете, а также с обеспечением удобства как для продавцов, так и для потребителей. К такому же типу можно отнести и супермаркеты самообслуживания, так как здесь буквально любой продукт находится в открытом доступе.
- По почте. В данном случае осуществляется продажа различной продукции по каталогу. Это могут быть книги, косметика, предметы домашнего обихода, одежда, обувь и многое другое.
- Через автоматы. Примером такой формы розничной торговли служат кофейные автоматы, а также оборудование, которое позволяет приобрести только представленные снеки в автоматическом режиме.
- Через интернет. Современные виды и формы торговли все чаще сводятся к представлению услуг во всемирной сети. Это может быть просто визитка компании, которая работает с определенной группой позиций или является производителем таковых. Эффективным методом сегодня становится организация интернет-магазина.
Особенности розничной торговли
Рассматривая виды розничной торговли, их можно объединить в три обширных группы:
- стационарная;
- разносная;
- удаленная.
Первые две предполагают непосредственный контакт покупателя с продавцом, третий же – это обслуживание с помощью интернет-продаж или почты. Удаленные способы торговли не требуют организации торговых пространств, предоставляя всю информацию в каталогах и на страницах сайтов. Это удобно для потребителя и экономно для продавца. Тем не менее далеко не все товары комфортно приобретать именно так, а ряд клиентов просто не любит покупать что-либо, не «пощупав».
Основным способом торговли остается все-таки стационарная форма. Торговые точки при этом могут по-разному представлять и реализовывать товар, предлагая клиентам возможность выбирать:
- крупные или мелкие магазины;
- ларьки, торговые палатки;
- точки самообслуживания или магазины с прилавками и продавцами.
Методы торговли в данном случае позволяют представить товар с лучшей его стороны в непосредственной близости к потребителю. И речь идет не только об одежде, обуви и множестве предметов обихода. Даже продукты питания требуют выгодного позиционирования в силу серьезной конкуренции буквально во всех сегментах рынка.
Здесь важно разработать грамотную маркетинговую стратегию и использовать эффективный мерчендайзинг. И речь идет уже не о продукции, а о целом магазине, ведь основным игроком в рознице становится торговая точка с определенным ассортиментом изделий разных брендов. Только фирменные представительства совмещают продвижение как компании-производителя, так и ее изделий.
Особенности торговли в рознице заключаются, как правило, в том, чтобы предоставить потребителю возможность быстро и без затруднений найти торговую точку. Это уже не продвижение товара как такового, а организация удобства для клиентов. Покупатели обычно выбирают магазины по трем параметрам:
- удобство расположения;
- уровень цен;
- ассортимент.
Методы розничной торговли предполагают предоставление потребителю лучших условий по всем параметрам. Дополнительным преимуществом магазина будет удобство передвижения внутри него и возможность рассмотреть товар как можно детальнее. Поэтому важно использовать принципы эргономики при обустройстве пространства. В этом обычно помогает эффективное оборудование – вешалки, штанги, полки, стеллажи и многое другое. С помощью простых решений разные способы розничной торговли становятся максимально результативными.
Источник: litstile.ru