Любое упражнение в тренинге бессмысленно без обсуждения его итогов, без дебрифинга. Что такое дебрифинг?
Дебрифинг — это обучающий процесс, помогающий участникам размышлять о пережитом опыте, обнаруживать новые интересные идеи, делать полезные для себя открытия и делиться друг с другом.
В литературе можно встретить перечни вопросов для упорядочивания анализа пережитого в хронологическом порядке. Так например Gaw (1979) составил перечень ключевых вопросов для каждой из приведенных ниже фаз обучения, полученного на основе пережитого опыта.
- Фаза проживания опыта (например: “Что происходит?”).
- Фаза разделения опыта (например: “Какие чувства у вас возникли при этом?”).
- Фаза интерпретации (например: “Как вы объясняете это?”).
- Фаза обобщения (например: “Чему вас это научило?”).
- Фаза приложения (например: “Что бы вы хотели сделать с этим?”).
- Процессуальная фаза (например: “Что в этом плохого/хорошего?”).
Lederman и Stewart (1986) применили другую рамку для структурирующих вопросов, которые используют в процессе анализа пережитого опыта.
Психология экстремальных ситуаций. Лекция 9. Дебрифинг: цель, задачи, фазы. Ч 1. Лектор: Чаплин А.В.
- Вопросы обоснованности (например: “О чем все это было?”).
- Вопросы достоверности (”Почему это произошло?”)
- Вопросы выгодности (например: “Чем вы за это заплатили?”).
При использовании процесса анализа пережитого опыта ролевой игры Morry van Ments (1989), предложил три группы вопросов.
- Установление фактов (например: “Как вы думаете, что произошло?”).
- Анализ причин поведения (например: “Есть ли другая возможность?”).
- Планирование действия (например: “Как вы могли бы применить эти стратегии в реальной жизни?”).
Шесть шагов дебрифинга разработанные Тиаги (1980).
- Как вы себя чувствуете?
Эти вопросы обращают внимание на чувства участников, помогают им эмоционально разрядиться и облегчают более объективный анализ пережитого опыта в последующих фазах. - Что произошло?
Функция этих вопросов — сбор информации. Участники группы вспоминают и сообщают о своих решениях, действиях и пережитом опыте, отыскивая сходное, различное или повторяющееся в своем поведении. - Согласны ли вы?
(чему научились) Эти вопросы усиливают генерацию гипотез и сопоставление их с реально произошедшими событиями. […] Они побуждают участников поддерживать или отвергать гипотезы на основании пережитого ими опыта. Эти гипотезы сформулированы в форме вопросов, которые начинаются словами: “Согласны ли вы, что…” либо “Что вы думаете о том, что…” - Как это соотносится с реальной жизнью?
(эффект уже виденного ранее) Эти вопросы помогают соотнести опыт, полученные в игре, с опытом реальной жизни. Они побуждают участников обсуждать аналогии того, что произошло в игре, и того, что происходит на рабочем месте. Они также подкрепляют применение в будущем того, что было открыто сейчас. - Что если.
Эти вопросы побуждают участников экстраполировать опыт, полученные в игре, на то, что бы произошло (как бы изменилось их поведение)? если бы изменились условия и правила игры. Они требуют от участников размышления о том, какое действие оказывает на их поведение изменение в контексте. - Что бы вы сделали по-другому?
Эти вопросы направлены на формулировку и осознание альтернативных стратегий.
Дебрифинг
В дебрифинге важным принципом является соединение структурированности с гибкостью. […] Используйте систематическую упорядоченность вопросов дебрифинга. Если это вам подходит, то запишите свою последовательность обсуждения через ключевые вопросы на доске.
по материалам Н. Немичевой
Источник: trainingtechnology.ru
Дебрифинг — что это такое? Определение, значение, перевод
Дебрифинг это встреча, которая проводится по итогам каких-либо переговоров и носит расширенный формат с обсуждением всех деталей и планов на будущее.
Отличие брифинга от дебрифинга состоит как раз в том, что брифинги проводят в краткой, концентрированной форме, и по времени они часто предшествуют событию (переговорам, совещанию), в то время как дебрифинг — более развёрнутое мероприятие, на котором подводятся итоги события и делаются выводы. Слово «brief» можно перевести с английского выражением «краткий инструктаж», а приставка «de» означает отрицание или отмену. Выходит, что дебрифинг — более продолжительная и детальная встреча, с донесением до нужных людей полной итоговой информации по теме.
Вот пример употребления слова «дебрифинг», из которого можно понять суть отличия от «брифинга»:
Кроме того, команда Белого дома провела дебрифинг для посольств стран-членов НАТО, членов ЕС и ключевых союзников в Индо-Тихоокеанском регионе о результатах звонка с Путиным.
(Статья на сайте «Эха Москвы»)
Метки / Политика
Понравилась страница?
Пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями:
Источник: clov.net
9 необычных упражнений для дебрифинга
Без качественного дебрифинга ваш тренинг будет просто набором игр и упражнений, практическая польза которых для участников абсолютно не ясна. Обмен мнениями не только помогает закрепить знания и навыки, но и положительно влияет на установки сотрудников. Вместе с тем, давать обратную связь каждому участнику часто не позволяют ни время, ни возможности тренера. Поэтому групповой дебрифинг может стать единственным способом пересмотра выполненного упражнения с обсуждением умений, которым научились участники занятия.
Вот несколько техник дебрифинга, которые помогут вам разнообразить тренинг, сэкономить время, собрать обратную связь и закрепить ключевые знания.
1. Вспомни-обсуди-расскажи
Дайте участникам тренинга пару минут сформулировать основные выводы о том, чему они научились во время тренинга. Затем они объединятся в пары, чтобы обсудить свои идеи и составить общий список. После этого две пары образуют «квадрат», в котором продолжают обсуждать итоги тренинга. Четверки должны сформулировать общие выводы и назначить одного представителя, который поделится мнением группы с аудиторией.
Обсуждения в группах помогут расширить и закрепить знания.
2. Пакуй чемодан
В конце тренинга покажите участникам изображение чемодана и спросите: «Из всех инструментов и знаний, которые вы получили сегодня, чтобы вы взяли с собой в прошлое и почему?». Ответы позволят понять, какие навыки усвоили участники и как они планируют применять их на практике. Упражнение можно трансформировать и усложнять, использовать реквизит, карточки, обсуждать варианты.
3. Древо знаний
Нарисуйте на флипчарте дерево — просто ствол и ветки без листьев. Затем раздайте участникам листки post-it (сколько — решите сами) и попросите написать на каждом какой-то инструмент, идею, вывод, полученные на тренинге. Все листки участники должны приклеить на «дерево», создав его крону. Чем больше крона — тем больше полезных знаний они получили.
Чтобы завершить упражнение, попросите группу вспомнить, как выглядело дерево до того, как они наклеили на него «листья» и сравнить с тем, что они видят сейчас.
4. Два вопроса
Эту активность также можно использовать в качестве «ледокола», упражнения для тренировки обратной связи или проведения интервью.
Участники задают друг другу вопросы о теме тренинга, тренер анализирует, как они усвоили информацию.
5. Нарисуй это!
Объедините участников в группы и попросите изобразить на флипчарте основные выводы тренинга. Важное условие — не использовать текст. Визуальное обобщение материала позволяет структурировать знания, а работа в группах поможет людям объединить и дополнить информацию. Затем вы можете попросить одного представителя от каждой команды рассказать о своем проекте.
6. Бумажные снежки
Раздайте участникам листы бумаги А4, разделенные на 4 части. Попросите в левой верхней части указать какой-то практический инструмент, который они получили на тренинге и готовы использовать в работе. Затем каждый лист нужно скатать в плотный шар и бросить одному из коллег. Каждый читает полученный лист и в правой верхней части пишет ключевую идею, инсайт, который он получил на тренинге.
После этого участники снова обмениваются «снежками». Процесс повторяется еще 2 раза со следующими вопросами:
— О чем, по-вашему, вы узнали недостаточно?
— Что вы хотите посоветовать тренеру?
В конце попросите участников сложить «снежки» в корзину. С их помощью вы можете проанализировать эффективность тренинга.
Обмен мнениями поможет расширить выводы, полученные в ходе тренинга.
7. Светофор
Каждый участник должен рассказать, что он изменит в своей работе после тренинга. Нужно разделить действия по цветам светофора:
— красный свет — перестать делать;
— желтый свет — делать больше/улучшить;
— зеленый свет — начать делать, внести в план действий.
8. Поездка в лифте
Участники разбиваются на пары. «Представьте, что перед вами коллега, с которым вы встретились после тренинга в лифте. За 10 секунд расскажите ему о том, что вы узнали и чему научились».
9. Видеоотчет
Объедините участников в группы по 3−4 человека. Попросите каждую группу записать короткое забавное видео (можете ограничить максимальный хронометраж) о том, чему они научились на тренинге. Видео нужно будет разместить в соцсетях и спросить мнение коллег о его содержании. Это поможет лучше запомнить информацию, собрать критику и альтернативные мнения.
Источник: www.trainingspace.online