Демографические факторы в бизнесе

Демографические характеристики населения в значительной степени определяют спрос на товары и услуги, а их изменения неизбежно вызывают колебания объемов расходов на основные товары и услуги, обеспечивающие жизнедеятельность людей. Например, расходы на питание, одежду, обувь, услуги образования и здравоохранения, спрос на рабочие места и т. д. отчетливо различаются в зависимости от возраста, пола и других демографических характеристик.

Если принять, что такие повозрастные потребности в товарах и услугах относительно устойчивы во времени, то понятно, что объемы спроса на них при прочих равных условиях будут определяться численностью населения той или иной возрастной группы. Демографические факторы становятся более значительными, если учитываются одновременно с некоторыми социальными и экономическими, например уровнем образования людей, дохода и др.

В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой быстро развивается направление прикладных демографических исследований, которое получило название «демографикс» или «демографика». Под этими названиями, как правило, понимают использование статистических данных о населении, результатов демографических исследований в бизнесе.

Демографика изучает население и домохозяйства (семьи) как потенциальных потребителей товаров и услуг, а демографические изменения рассматривает как один из главных факторов воздействия на потребительские рынки. Все большее число предпринимателей в странах с развитой рыночной экономикой обращаются в фирмы, обладающие демографической информацией.

Главными причинами возрастания интереса предпринимателей к демографии являются экономические, которые можно связать с концепцией «третьей волны», рассматриваемой как переход от массового к индивидуальному производству, основанному на компьютерных технологиях и ориентированному на небольшие группы потребителей или даже на единичного потребителя. Основными направлениями использования демографической информации в предпринимательской деятельности являются маркетинговые исследования и бизнес на демографической информации.

Западные менеджеры при проведении маркетинговых исследований постоянно отслеживают, анализируют и прогнозируют любые большие и малые демографические изменения, которые, по их мнению, могут повлиять на изменение потребительского спроса на их товары и услуги, особенно в краткосрочной перспективе. В качестве примера использования демографических данных в маркетинге можно привести историю создания знаменитой модели автомобиля «форд-мустанг», при разработке которой были использованы результаты демографического прогноза о значительном увеличении численности на рынке США и других стран наиболее импульсивных покупателей в возрасте 20–25 лет.

В результате объемы производства и продаж данной модели возросли на 50%. Объектами изучения также являются изменения в рождаемости, брачности, разводимости, семейно-брачных отношениях. Например, по обследованиям потребительских расходов, семьи с двумя детьми тратят в среднем на базисные нужды 65% своих доходов, с одним ребенком – 50%, без детей – 40%.

Читайте также:  Бизнес наука или музыка

Значит, среди последних относительно велики расходы на образование, досуг, услуги здравоохранения и т. д. Связь маркетинга с отдельными демографическими характеристиками конкретизируется посредством сегментации рынка по отдельным социально-демографическим группам потребителей. При использовании рекламы учитывается возрастная психология выбранной группы потребителей, к которым специалисты по рекламе стараются найти адекватные подходы.

Бизнес на демографической информации возможен при существовании следующих условий: объективной потребности в демографической информации со стороны предпринимателей; наличии и постоянном обновлении полной, достоверной и оперативной демографической информации; достаточном количестве продавцов и покупателей этого товара; наличии соответствующего нормативно-правового обеспечения. Возможности развития такого специфического бизнеса резко увеличились благодаря компъютеризации данных переписей текущего учета населения.

Создание сети государственных центров информации обеспечивает доступ потребителей к имеющимся данным. Спрос на демографическую информацию со стороны предпринимателей вызвал к жизни новую форму информационного сервиса – частные центры анализа и обработки демографических данных.

Крупные компании ведут самостоятельные исследования рынка, имеют в штате собственных демографов. Наоборот, малый и средний бизнес, который в большей степени ориентирован на индивидуальных и семейных потребителей, нуждается в специализированных информационных и аналитических центрах – государственных или частных. В Беларуси до настоящего времени прикладные демографические исследования, а значит, и использование демографической информации в бизнесе не получили должного развития, что объясняется особенностями переходной экономики, недостаточным развитием малого и среднего бизнеса – основного потребителя демографической информации, относительно невысоким уровнем доходов различных социально-демографических групп населения и др. Однако по мере развития рыночных отношений, повышения и особенно дифференциации уровня доходов воздействие демографических факторов на бизнес будет возрастать.

Источник: studfile.net

Взаимосвязь основных демографических проблем и бизнеса

Российский бизнес, казалось бы, набирает обороты. Многие компании, по оценкам экспертов, в ближайшие 5-7 лет собираются активно расти и развиваться, ставят перед собой самые амбициозные цели и задачи. Но не все учитывают, что этому развитию могут помешать некоторые проблемы, в том числе и с демографией России.

Читайте также:  Бизнес среда как объект анализа

Рейтинг барьеров, связанных с персоналом, которые тормозят развитие бизнеса, составили специалисты компании IBS и НИУ-ВШЭ. На первом месте в нем оказались демографические проблемы: 45,5% участников исследования пожаловались на старение персонала и слабый приток новой крови из-за пресловутой демографической ямы 90-х. По данным проведенного экспертного исследования, пик демографического кризиса придется на 2024 г., когда малочисленное поколение тех, кто родился с 1994 по 2003 г., вступит в активный возраст.

И в связи с этим встает перед бизнес ряд серьезных проблем, перед лицом которых необходимо задуматься о планах ближайшего развития и изменения возможной стратегии развития, прежде всего, в отношении формирования персонала.

Одна из самых серьезных проблем — это беспрецедентная демографическая яма, в которую падает Россия. Это несет угрозу снижения числа рабочих рук, увеличения дефицита пенсионной системы, а значит, и угрозу роста налогов для бизнеса. Потому что государство опять может пойти по пути легких с точки зрения принятия, но тяжелых с точки зрения последствий решений. А именно решения о повышении налогов.

Вторая проблема — низкая качественная занятость населения. Занятость это не столько социальная проблема, сколько экономическая, с серьезнейшими фундаментальными социальными последствиями. Несмотря на проведенные экономические реформы после Перестройки, новейшая российская экономика отстает по производительности труда точно так же, как и плановая советская. В результате плохая работа не может дать хорошую зарплату. И как бы мы ни пытались социальными пособиями, социальной помощью эту проблему решить, никогда пособий и помощи не хватит на всех людей, и они не смогут заменить высокопроизводительные, а потому высокооплачиваемые рабочие места, создаваемые современным российским и иностранным бизнесом.

Третья проблема — комфортные условия существования для алкогольного и табачного бизнеса. В России одни из самых низких в мире акцизов на табак и крепкий алкоголь. Россия занимает первое место в мире по потреблению табака и крепкого алкоголя. Эти два фактора вносят основной вклад в смертность среди мужчин трудоспособного возраста.

С точки зрения внутренних процессов бизнеса, специалисты в области управления человеческими ресурсами отмечают три блока проблем. Первый — это проблемы, связанные с квалификацией, уровнем подготовки сотрудников, их профессиональными навыками и знаниями. Вторая часть трудностей вызвана слабой вовлеченностью персонала — сюда относятся низкая мотивация, неконкурентные зарплаты, невысокая лояльность и большая текучка кадров. И наконец, третья зона — это организационная эффективность, умение руководителей выстроить слаженную работу сотрудников.

Читайте также:  Позиции по которым малый бизнес уступает крупному бизнесу опираясь на знания курса

Все описанные барьеры можно преодолеть или снизить, если развивать у руководителей навыки управления людьми и проектами (умение создавать сотрудникам комфортные условия труда: удобное рабочее место, хорошую систему взаимодействия с коллегами). За вовлеченность сотрудников и удовлетворенность работой должны отвечать не менеджеры по персоналу, а непосредственные руководители, у которых 90% рычагов влияния на этот показатель. Жалобы на нелояльность сотрудников и текучку — это всего лишь признание в том, что у руководителей слабо развиты указанные навыки.

Проблему старения персонала признают во многих крупных компаниях. По оценкам экспертов, ее можно решить — для этого кадровым службам необходимо сосредоточиться на следующих моментах: удержание персонала и снижение текучки. Важно, чтобы молодые специалисты имели возможность получить уникальный опыт по специальностям, которые получили в вузе. Особенно это касается технических и рабочих специальностей. «Представителям нового поколения важна среда, в которой они смогут развивать свой потенциал и реализовывать собственные проекты и идеи», — говорит эксперт газеты. — Мы столкнулись с омоложением персонала, и в этом тоже есть свои нюансы» [5].

Некоторые специалисты считают, что единственным выходом из демографического кризиса может стать крепкая многодетная семья. Приоритет должен отдаваться трехдетной семье. Она должна стать одной из высочайших ценностей общества и социальной нормой. А сегодня рождение третьего ребенка означает для большинства населения автоматическое попадание в бедность.

Фактически страна экономически стерилизована. Выход здесь один — дать людям новую, качественную занятость. Высокопроизводительные, а потому высокооплачиваемые рабочие места. Тогда люди, зарабатывая хорошо, смогут содержать многодетную семью.

А эту зарплату и эти рабочие места создает не государство, а современный бизнес. Но создает он их в одном случае — если выгодно и безопасно производить в России. А когда выгоднее и безопаснее производить в Китае или в Польше или в других странах, то капитал и инвестиции утекают туда. Когда в стране неблагоприятные условия для инвестиций, плохой бизнес-климат, новые рабочие места создаваться не будут.

Источник: studwood.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин