Дискуссия бизнес или образование

Сегодня мы часто слышим заявление, что предпринимателю высшее образование не нужно. При этом для примера приводят имена таких известных людей, как Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг. Можно ещё вспомнить Уолта Диснея, который бросил школу в 16 лет или гениального Генри Форда, не получившего образования вообще.

Есть список бросивших институты и среди российских бизнесменов, вот несколько примеров: миллиардер Роман Абрамович, основатель банка «Тинькофф» Олег Тиньков, вице-президент Альфа-банка Александр Гафин.

Список большой, можно продолжать и продолжать. Более того, многие граждане наверняка сами могут вспомнить истории успеха людей, не закончивших вузы или даже не получивших формального среднего образования.

И, скорее всего, в головах у людей сидит именно такой вопрос: я планирую начать собственный бизнес, зачем мне высшее образование?

Но, как заявляет Эрик Басу (серийный предприниматель, обладатель двух степеней – бакалавра по молекулярной биологии и Executive MBA для топ-менеджеров), если взглянуть на статистические данные, то можно увидеть, что бизнесмены без диплома скорее исключение, чем норма. Согласно информации census.gov (данные по США), 64% владельцев бизнеса начинали своё дело, успев окончить колледж, 23% уже получили степень бакалавра, а 17% – законченное высшее образование. Статистические данные по России также показывают, что люди с высшим образованием более успешны в бизнесе.

Дискуссия с каналом: Бизнесмены из бывшего СССР — первые или лучшие? Образование против отваги.

Тем не менее, иногда складывается впечатление, что в обществе считается престижным, когда человек без образования достигает успеха. Попробуйте ввести в поисковую систему запрос, вроде «известные предприниматели без высшего образования» на русском или на английском «Successful Entrepreneurs without a college degree» (результаты выдачи очень похожи). Появятся топ-10 или топ-100, статьи, обсуждения на форумах. Но если ввести запрос «успешные предприниматели с высшим образованием», вас всё равно отправят в топ тех, кто его не получил.

О чём это говорит? В России стандартный путь развития карьеры считается делом обычным: школа, институт, работа. Нас наличием высшего образования не удивишь. Кроме того, существует базовое предположение, что диплом более вероятно сделает человека успешным. И если это так, то нужно хорошо подумать прежде чем бросать образование, даже при условии, что вы твёрдо решили начать бизнес, который его не требует.

Вот аргументы тех, кто считает, что получать высшее образование не нужно:

1. Стоимость. Если не попадёшь на бюджет, то обучение станет серьёзной статьёй расходов для семьи. Но нельзя забывать, что многие нужные вещи в нашей жизни стоят денег. И учтите, что в настоящее время стали доступны такие ресурсы, как различные бесплатные MOOC (многопользовательские онлайн-курсы), учиться на которых могут позволить себе буквально все.

2. Время. Все хотят всё и сейчас, не желая ждать четыре (пять) лет, когда, наконец, придёт награда за вложенный труд. Басу приводит пример знакомого, которому удалось убедить жену бросить мединститут с аргументом – восемь лет слишком длинный срок, чтобы тратить его на обучение. Наверное, эта женщина будет жалеть до конца своей жизни.

DIR-2022. Панельная дискуссия. Может ли бизнес дополнительного образования быть антихрупким?

3. Необходимость изучать предметы, которые вам неинтересны или которым, как вы думаете, не найдётся практического применения. Но давайте вспомним себя или своих знакомых. Очень редко бывает, что человек всю жизнь следует только одной карьерной дорогой. Инженеры занимаются маркетингом, а профессиональные маркетологи – финансами.

Очень часто люди буквально «не знают, чего они не знают», когда берутся за новую сферу деятельности. Предметы, которые, как вам казалось раньше, никогда не понадобятся, могут подсказать что-то такое, о чём вы не догадались бы, и натолкнуть на некоторые предпринимательские идеи.

4. Отрицательные стороны формальной образовательной системы. Этот аргумент, хотя в нём всё же есть доля правды, скорее похож на обвинение системы в собственной несостоятельности. Существуют тысячи университетов, тысячи разных подходов к обучению, включая онлайн, виртуальное, глобальное, практические методы, которые ведут к созданию у человека собственной образовательной системы. Каждый может выбрать себе подходящую – было бы время и желание.

Читайте также:  Самые важные книги бизнес

Естественно, есть множество успешных предпринимателей, не закончивших вузы, поэтому спорить, что высшее образование абсолютно необходимо, не имеет смысла. Однако, есть ряд серьёзных оснований всё же поступить в вуз, независимо от того, хотите вы стать предпринимателем или нет.

Вот некоторые из этих причин:

— Изменение карьерного пути. Басу в 47 лет занялся предпринимательством. Это уже третья его карьера. Первые две (офицер морских сил и консультант в ИТ) требовали специального образования и дали навыки, которые оказались остро необходимы в его бизнесе.

— Знания и навыки. Часто кажется, что многое из изучаемого в институте никогда не пригодится в профессии, не говоря уже о собственном бизнесе. Однако, более чем вероятно, что знания, полученные по разным предметам, смогут помочь принять необходимые решения или увидеть ситуацию с другой стороны.

— Выработка шаблонов, которые помогут отточить интуицию. Некоторые считают, что действуют лучше, когда полагаются на интуицию, а не на своё образование. Но, согласно некоторым исследователям, интуиция – это подсознательное узнавание моделей и базовых точек с последующим сравнением их с известными хорошими/плохими исходными условиями, что приводит к принятию решения. С этой точки зрения ваши интуитивные решения станут лучше, если вы в своей жизни встретитесь с большим количеством таких моделей и базовых точек. Так зачем же отказываться от 4 или 5 лет информационного воздействия, которое позволит в будущем более уверенно полагаться на интуицию?

— Связи. За время обучения можно приобрести множество полезных знакомств. Будучи предпринимателем, вам понадобится помощь специалистов в разных областях и ваши друзья всегда будут готовы оказать её.

— Доверие. Предприниматель в процессе своей деятельности должен обращаться за инвестициями, нанимать сотрудников, создавать партнёрства. Если у него будет образование, то доверия он вызовет больше, особенно поначалу. Кто у вас лично вызовет больше доверия: человек с магистерской степенью или недоучка, бросивший вуз?

— Выработка шаблона непрерывного образования. Наверное, это основная причина. Все успешные предприниматели, говорит Басу, стараются постоянно учиться, даже хотя некоторые из них не получили научную степень. Один из его хороших друзей бросил университет, чтобы заняться программированием. Но он постоянно использует любую возможность изучать всё, что необходимо для управления бизнесом.

И сейчас разбирается в маркетинге и финансах лучше многих профессионалов этих областей. Жизнь быстро меняется, постоянно появляется много нового и нам необходимы новые знания, чтобы удержаться на плаву.

В завершение, отвечая на поставленный вопрос, можно сказать, что высшее образование не является крайне необходимым для предпринимателя, но ваша карьерная дорога, да и жизненный путь станут с ним намного легче.

И самое главное, что вам нужно от образования – это научиться получать знания, а не просто изучать предметы.

Хороший институт (и, конечно, преподаватели) дадут вам этот навык, а с ним вы сможете достичь успеха, независимо от того, какую карьерную дорогу выберете.

  • Технология повышения личной эффективности
  • Слухи и сплетни как нарушение этики деловых отношений
  • Российско-украинские отношения
  • Образование – бизнес или…?
  • What do young people face in society today?
  • “Электронная цифровая подпись”
  • Средства массовой информации (СМИ)
  • Экономика вокруг нас
  • Обаяние и харизма
  • Специфика маркетинговых исследований на рынке труда
  • Семейное предпринимательство: представления и ориентиры
  • Мой психологический автопортрет руководителя

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Высшее образование: бизнес или социальный проект?

Фото REUTERS / Fabian Bimmer

Только ленивый не говорит о низком качестве образования, в том числе высшего. Поток критики, который обрушивается каждый день на систему, беспрецедентен. Вот на прошлой неделе Герман Греф, заметьте, банкир, высказался о современной школе следующим образом: «Проблема нашей школы в том, что она осталась школой XIX века.

Читайте также:  Виды налогообложение малого бизнеса

Начало ей положил Вильгельм фон Гумбольдт в униженной Германии, завоеванной Наполеоном. Стране нужно было родить солдат, поэтому гениальный Гумбольдт подал идею всеобщего образования и создания из молодежи такой армии учеников». Казалось бы, чем плоха идея всеобщего образования? Ан нет, уже устарела. И на смену идеальным шестеренкам и винтикам корпоративных машин должны прийти творческие свободные люди.

Я, конечно, задал бы вопрос Герману Оскаровичу о том, куда эти свободные люди пойдут. То есть соответствуют ли условия труда, организационные структуры и, главное, уровень менеджмента вот тем самым творческим созданиям школы? Иными словами, сформулированный запрос – это запрос созревшего для трансформаций общества, экономики или кого?

Мне представляется, что сейчас будет очень сложно найти того, кто качественно и полно формулирует подобный запрос. По одной простой причине: наши вузы и наши школы – это отражение текущей ситуации, в том числе и в экономике. Качество образования и уровень подготовки школьников, студентов — это ровно то, что мы заслужили и заработали. В этом смысле достаточно странно призывать к чему-то школу. Правильнее повышать эффективность бизнеса, «разгоняя» потребности к системе образования.

Я не открою секрета, если скажу, что наша система образования не имеет естественных причин развиваться. Дело в том, что у нас в целом почти нулевая конкуренция. Конкуренция за места в вузах, конкуренция за места на работе, конкуренция за клиента и поставщика. Мой приятель в 1990-х уехал в Америку и работал официантом в Нью Йорке.

Он был талантливым физиком, но чтобы доказать талант и стать исследователем в лаборатории крупной корпорации, ушло шесть лет. И все эти шесть лет он работал официантом. Он писал мне: «Я никогда не работал так много и так качественно. Притом что всегда был ответственным и, по меркам нашего института, суперпродуктивным.

Здесь, в Америке, я просто не мог себе позволить халтуру, я не могу себе позволить расслабиться. Потому что за дверью всегда стояла толпа желающих прийти на мое место, и они отчаянно демпинговали».

Сравните с тем, что есть у нас. Когда я вижу уровень и, главное, желание учиться ребят, только поступивших в один из лучших инженерных вузов страны, то я испытываю отчаяние. Из 100 человек учиться пришли ну 10, максимум 15. Остальные отбывают номер, кто-то не хочет идти в армию, кто-то развлекается, кто-то работает.

Напомню печальную истину: если раньше учились и подрабатывали, то сейчас работают и подучиваются. И кажется, что система образования должна, понимая это, развиваться и улучшаться. Расти над собой, так сказать. Это звучит странно, когда начинаешь вникать в экономику. Возьмем вуз, экономика школы – совсем грустная тема.

Давайте только сразу отбросим коммерческое образование, это отдельный мир. Оставим в стороне истории с продажей дипломов в рассрочку. И порассуждаем об экономике обычного государственного вуза.

Существенную часть доходов вуза формирует плата за обучение. Она, как правил, делится на три части: государственный заказ, платное высшее образование (включая целевое) и платное дополнительное образование. Обычно государственный заказ доминирует в структуре поступлений, правда, по мере ликвидации коммерческих вузов начала расти доля платного образования.

Доля дополнительного обучения, как правило, незначительна, вузы редко умеют работать в таких коротких форматах. В целом, поступления от образования составляют от 40% до 90% общих поступлений бюджета отечественного вуза. И стоимость обучения может колебаться от номинальной, которая установлена государственным заказом и составляет в зависимости от региона 100 000-120 000 рублей в год. Максимальная же цена – около 300 000-400 000 в год, это уже коммерческие программы, за которые платят родители, а не государство.

Разносторонний треугольник: как объединить науку, образование и бизнес

Разносторонний треугольник: как объединить науку, образование и бизнес

Прежде чем перейти к дискуссии, участники сессии оценили по пятибалльной шкале нынешний уровень интеграции науки, образования и бизнеса. Средняя оценка оказалась равной 2,18. Результат практически совпал с баллом экспертной группы по вопросам образования. По мнению экспертов, взаимодействие науки и образования находится на уровне 2,64, прочность связей между образованием и бизнесом не превышает 2,45, а науки и бизнеса – 2,27.

Читайте также:  Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости на газели бизнес

Такая низкая оценка говорит о том, что очень тонкие нити связывают сейчас науку, образование и бизнес в один «треугольник». Интересно, что эта проблема касается не только России. Если бы подобное голосование провели в США, то его результат был бы равен 2,5, отметил один из спикеров Сэмюэль Потоликкио, директор по глобальному и традиционному образованию школы государственной политики Маккорта (Джорджтаунский униерситет).

Чтобы как-то превратить разносторонний треугольник в равносторонний и соединить его вершины прочнее, нужно ответить на несколько важных вопросов.

Как наука может пойти навстречу бизнесу?

Наука должна заниматься тем, что в будущем найдет реальное применение. И речь не только – и не столько – о прикладной науке (которая уже тесно связана с бизнесом), но и о фундаментальной и поисковой. Оценка результатов научной деятельности не по количеству публикаций должна стимулировать академическую науку сделать шаг в сторону бизнеса, считает президент Российской академии наук Александр Сергеев.

Бизнес же, как мы видели на примере биотехнологической компании BIOCAD, уже начинает обращаться к фундаментальной науке, к академическим исследованиям, к глубокому знанию – для новых, оригинальных разработок.

Какой должна быть современная система образования?

Поколение Z (молодые люди, которые родились после 1995 года) сейчас почти не перенимает опыт старшего поколения, для него фигура педагога имеет меньший вес, чем для предыдущих поколений. В таких условиях нужно по-другому выстраивать отношения между обучающими и учащимся. Если во времена первых университетов вокруг учителя собирался «кружок» учеников-последователей, то сегодня может быть эффективен обратный подход. «От обучения людей мы переходим к обучению человека. Мы – сервис, который нужен для тебя», — так сформулировал возможный персонифицированный подход для современной системы образования Александр Ларьяновский, управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng.

Владимир Иванов, заместитель президента РАН, считает, что нужно объединить классический и новый подходы: вопрос только в том, в какой пропорции.

Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, предлагает университетам обратить внимание прежде всего на нашу сильнейшую сторону – на начальную школу. Как показывают результаты исследования транснациональной консалтинговой компании Boston Consulting Group (BCG), в России одни из самых умных детей – мы занимаем одно из первых мест в «рейтинге умов» среди учащихся начальной школы, а среди старшеклассников, студентов мы уже не то что за десятым местом – за сотым.

Как предсказать, какие профессии будут востребованы? Кто и чему должен учить сегодня?

Мир сегодня быстро меняется: технологии спешат сменить друг друга в течение всего двух-пяти лет. Поэтому мы не знаем, какие профессии завтра умрут, а какие будут востребованы и какие специальности появятся. Поэтому сейчас для работодателя важны личные качества сотрудника, его социальные навыки – так называемые soft skills – и фундаментальное образование – то есть понимание того, как работают основные законы природы, отметила Наталья Третьяк, первый вице-президент Газпромбанка.

Приобретать soft skills дети должны еще в школе. Тогда встает другой вопрос: кто те самые «космонавты», которые будут учить? В России 42 тысячи школ и 1,5 миллиона педагогов, но мало кто из них знает, как учить этим «мягким навыкам». И далеко не всем педагогам удается найти подход к современным «цифровым детям» и их родителям.

Над этими вопросами в дальнейшем будет работать экспертная группа по проблемам образования. В нее вошли ведущие ученые и специалисты, а также руководители научных и образовательных организаций, бизнес-структур, ориентированных на проблемы научно-технологического развития. О первом заседании экспертной группы читайте в материале «Научной России».

Источник: scientificrussia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин