Дизайн как бизнес мышление

Дизайн-мышление

Как развивать бизнес, когда со всех сторон окружают конкуренты? Как выделиться из серой массы однообразных предложений и создать что-то действительно классное? Ответ на этот вопрос нашёл американский учёный Джон Арнольд в 1959 году и назвал его design thinking, что переводится на русский как «дизайн-мышление».

В нашем бесплатном курсе вы узнаете, что это такое, как его правильно применять в бизнесе, образовании и менеджменте, а также разберетесь во многих других его деталях.

Содержание:

  • Что такое дизайн-мышление
  • Принципы дизайн-мышления
  • Этапы дизайн-мышления
  • Краткая история дизайн-мышления
  • Где используется дизайн-мышление
  • Как этому можно научиться?
  • Уроки по дизайн-мышлению
  • Как проходить курс
  • Книги и видео о дизайн-мышлении
  • Цитаты известных людей о дизайне

Что такое дизайн-мышление

«Дизайн-мышление в бизнесе», Тим Браун | Обзор книги | Книга кратко за 5 минут

Первое, что приходит на ум при слове «дизайн» – это творческий человек, который сидит за столом, что-то рисует, проектирует, чертит, а потом воплощает нарисованное в виде красивых зданий, комнат, автомобилей и т.д. На самом же деле, дизайн – это не просто рисование и проектирование. Дизайн – это преобразование существующего в желаемое.

Дизайн-мышление – это метод разработки продуктов и услуг, направленных на решение существующих проблем потенциальных клиентов.

В отличие от аналитического мышления, дизайн-мышление – творческий процесс генерации и реализации идей. Главная задача design thinking заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов (think outside box) и создать что-то по-настоящему ценное.

Принципы дизайн-мышления

В основе дизайн-мышления лежат следующие принципы:

Кроме того, дизайн-мышление – процесс, предполагающий прохождение нескольких этапов.

Этапы дизайн-мышления

По Герберту Саймону, дизайн-мышление состоит из семи этапов:

Герберт Александер Саймон — американский учёный в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона. Ученый изучал принципы и процессы принятия решений в различных областях человеческой деятельности и получил фундаментальные результаты во многих точных и гуманитарных науках – от математики и экономики, где его вклад был в 1978 году оценен Нобелевской премией, до психологии и искусственного интеллекта.

Именно эти 7 этапов мы и взяли за основу нашего курса. Но прежде чем мы расскажем о том, что вам предстоит узнать, ненадолго обратимся к истории.

История дизайн-мышления

Впервые идея о том, что дизайн может быть способом мышления, была озвучена американским профессором и инженером Джоном Арнольдом в 1959 году. Часто можно встретить информацию, что первым, кто заговорил о дизайн-мышлении, был американский ученый Герберт Саймон (в книге «Мысли об искусственном» 1969 года), но это не совсем так. Однако Саймон внес в концепцию дизайн-мышления огромнейший вклад, и его по праву можно считать, так скажем, одним из отцов-основателей этого направления. Но продолжим.

В 1975 году Уильям Ханнон основал Институт управления дизайном, цель которого заключалась в том, чтобы соединить дизайн с бизнесом, клиентами и культурой.

В 1987 году он же написал книгу «Дизайн-мышление», где описал методы, которые применяют в своей работе дизайнеры и архитекторы. В 1991 году Дэвид Келли основал организацию IDEO и с тех пор помогал многим компаниям (в том числе и Apple) создавать новые, прорывные продукты, услуги и сервисы.

В 1995 году Роджер Мартин (декан Школы менеджмента при Университете города Торонто) выпустил книгу «Дизайн бизнеса», в которой написал о том, как дизайн-мышление позволяет достигать небывалых конкурентных преимуществ.

В 2004 году Дэвид Келли и его партнёр Хассо Платтнер открыли дизайн-школу Hasso Plattner Institute Design и стали обучать людей своему подходу ведения бизнеса. В 2015 году Тим Огилви (главный директор компании Peer Insight) с Жанной Лидткой (профессором менеджмента при Виргинском университете) издали бестселлер «Думай как дизайнер».

На сегодняшний день дизайн-мышление является очень актуальным и востребованным в деловом и творческом мире направлением. Также оно прочно вошло во многие сферы жизни.

Где используется дизайн-мышление

Дизайн-мышление используется в самых разных областях бизнеса и маркетинга. Чтобы не быть голословными, давайте разберём несколько примеров:

General Electric

General Electric – американская компания-производитель локомотивов, газовых турбин, медицинского оборудования, бытовой техники и оружия с более чем 100-летней историей.

Как ей помогло дизайн-мышление:

  1. Компания определила проблему: «МРТ-сканер – это очень неудобное замкнутое пространство, которое издаёт много громких и неожиданных звуков, а ещё заставляет лежать неподвижно. Страшно не только детям (пациентам клиники), но и взрослым».
  2. Провела исследование. Опросила детей. Подсчитала, во сколько может обойтись замена оборудования.
  3. Начала генерировать идеи.
  4. Выбрала лучшую идею – сделать каждый кабинет и МРТ-сканер клиники частью какой-то истории.
  5. Протестировала её на небольшой группе детей.
  6. Приступила к процессу внедрения. Перекрасила кабинеты. Один – в пиратском стиле (обои с морской водой и облаками). Другой – в стиле трансформеров. В первый кабинет дети стали заходить в шляпе пирата и ложиться в МРТ-сканер, который с виду напоминал руль на пиратском корабле.
  7. Оценила результаты. Маленькие пациенты перестали бояться ходить в клинику и начали даже просить вернуться туда во второй раз. Количество используемых успокоительных снизилось на 18%.

Решение удалось. И на эту тему предлагаем посмотреть небольшое видео:

Банк ВТБ

В России дизайн-мышление оказалось не менее эффективным, чем заграницей, и прямое тому доказательство – Банк ВТБ:

  1. Банк выявил проблему своих клиентов – высокие ежедневные расходы.
  2. Провёл исследование проблемы. Постарался понять, насколько она актуальна.
  3. Провёл мозговой штурм
  4. Решил, что лучшая идея – создать дебетовую мультикарту со встроенной картой «Тройка», позволяющую получать до 5% кэшбэка с оплаты транспортных услуг.
  5. Создал прототип карты.
  6. Выпустил её.

В итоге ВТБ победил в номинации «Банковская карта 2017 года» премии «Банк года», ежегодно организуемой интернет-порталом «Банки.ру».

Правительство Москвы

Мэрия города Москва, исходя из результатов опроса на портале «Активный гражданин», решила создать кабины виртуального обслуживания в местных парках, чтобы люди могли во время прогулок подавать заявления на оформление загранпаспортов, узнавать о своих штрафах и т.д.

Если захотеть, можно найти не один десяток примеров успешного применения дизайн-мышления в самых разных областях. Но суть нашего урока не в этом, а в том, чтобы показать вам, что дизайн-мышление – это не только нужно каждому из нас, но и под силу любому человеку.

Как этому можно научиться?

Научиться дизайн-мышлению можно самостоятельно или с помощью нашего бесплатного курса. Преимущества, как мы полагаем, находятся на стороне второго способа, потому что мы уже собрали всю нужную информацию в одном месте и вам не придётся тратить десятки часов своего времени на её поиски. Всё, что нужно делать – это проходить курс и применять полученные знания на практике. И как раз самое время рассказать о том, что же за знания вас ждут.

Уроки по дизайн-мышлению

Курс состоит из 7 уроков, каждый из которых соответствуют определённому этапу дизайн-мышления (в соответствии с этапами, предложенными Гербертом Саймоном):

Урок 1. Обнаружение и определение проблемыУрок 1. Обнаружение и определение проблемы

В уроке вы познакомитесь с основами обнаружения и определения проблем и узнаете о следующих важных вещах:

  • Что такое «проблема».
  • Что нужно знать, чтобы выявлять проблемы.
  • Почему в основе любой проблемы лежат противоречия.
  • Как использовать для обнаружения проблем эмпатию.
  • Какие бывают проблемы.
  • 7 лучших техник выявления проблем.

Урок 2. Исследование проблемУрок 2. Исследование проблем

В уроке вы познакомитесь с основами исследования проблем и узнаете о следующих важных вещах:

  • 9 наиболее эффективных методов исследования проблем.
  • Что такое Customer Development и чем он может пригодиться.
  • Что такое бенчмаркинг и как его применять.
  • Как применять в исследовании проблем ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач).

Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идейУрок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей

В уроке вы познакомитесь с основами генерации и поиска новых идей и узнаете о следующих важных вещах:

  • Что такое креативность.
  • Как развивать креативность.
  • Что говорят о процессе поиска идей такие люди как Джони Айв (бывший главный дизайнер компании Apple) и Пол Арден (легендарный рекламист и бизнесмен).
  • 5 индивидуальных (самостоятельных) методов генерации идей.
  • 3 командных метода поиска идей.
  • Как использовать для придумывания идей бенчмаркинг.
  • 10 советов для творчества от автора книги «Кради как художник».
Читайте также:  Переработка автомобильных шин как бизнес

Урок 4. ПрототипированиеУрок 4. Прототипирование

В уроке вы познакомитесь с основами прототипирования и узнаете о следующих важных вещах:

  • Что такое Product Evolution Canvas.
  • Как создавать прототипы материальных продуктов, сайтов, программ и приложений.
  • Как прототипировать пользовательский опыт.

Урок 5. Выбор лучшего решенияУрок 5. Выбор лучшего решения

В уроке вы познакомитесь с основами выбора лучшего решения и узнаете о следующих важных вещах:

  • Какие типы мышления существуют (быстрое и медленное мышление). Почему с первым нужно бороться, а второй нужно приветствовать и активно применять.
  • Как шаг за шагом выбирать решение.
  • 4 метода оценки идей.
  • 7 врагов правильных решений.
  • 11 ментальных ловушек.
  • 7 когнитивных искажений.

Урок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивленияУрок 6. Внедрение решения и преодоление сопротивления

В уроке вы познакомитесь с основами внедрения решений и преодоления сопротивления и узнаете о следующих важных вещах:

  • 8 этапов внедрения любого решения.
  • 4 проблемы, которые могут возникнуть при реализации решения.
  • Что такое синдром утёнка у покупателей и как с ним бороться.
  • Зачем нужно взаимодействовать с потенциальными клиентами.
  • 9 способов взаимодействия с пользователями.

Урок 7. Оценка результатовУрок 7. Оценка результатов

В уроке вы познакомитесь с основами оценки результатов и узнаете о следующих важных вещах:

  • Как оценить эффект от внедрённого решения.
  • Что такое юзабилити.
  • 10 способов повысить юзабилити.
  • 15 способов измерить пользовательский опыт.
  • Как определить успех решения.
  • Как измерить качество продукта по модели Дэвида Гарвина.
  • Как оценить сервис по модели RATER.
  • Как исследовать лояльность клиентов по модели ANA и SERVQUAL.
  • Когда можно остановить внедрение решения.
  • Как постоянно улучшать свой продукт или услугу с помощью HADI-циклов.

Но, естественно, чтобы получить от прохождения курса максимальную пользу, проходить его нужно определенным образом. Далее мы расскажем, как это следует делать.

Как проходить курс

Обучение дизайн-мышлению – не такой лёгкий процесс, как кажется. Но если уж вы решили им заняться, то наш бесплатный тренинг станет вашим надёжным помощником. Курс имеет теоретическую и практическую направленность.

С теорией всё просто: вы читаете, проходите уроки и тесты, обдумываете и осознаёте прочитанное. С практикой чуть сложнее: полученные знания надо применять. Однако если вы будете следовать нашим советам и рекомендациям, то обучение будет намного проще и интереснее.

Уроки проходить лучше в том порядке, в котором они идут в курсе. Если вы будете проходить по-другому, вы рискуете ничего не понять и остаться «с кашей в голове». Поэтому рекомендуем придерживаться установленной последовательности.Пройти все уроки можно и за один день, и за месяц. Длительность обучения зависит от того, что вы хотите получить в конце. Если вам нужна информация, которая так и останется лежать мёртвым грузом в голове, можете прочитать всё за один день и вернуться к обычным делам.

Если же ваша цель – создать полезный и инновационный продукт (или хотя бы понять, как это делается), то один день отводите конспектированию прочитанного и ещё два-три дня (а, возможно, и больше) уделяйте практике.

По сути, это все, о чем мы хотели сказать во вводном уроке к курсу по дизайн-мышлению. Придерживайтесь наших рекомендаций – и результат не заставит себя долго ждать. А еще мы настоятельно рекомендуем вам взять на заметку несколько тематических книг – их не обязательно читать прямо сейчас, но они в любом случае пригодятся вам в дальнейшем.

Книги о дизайн-мышлении

В предлагаемых ниже произведениях собрана важнейшая информация о дизайн-мышлении, а их авторами являются признанные профессионалы своего дела:

  • «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей». Тим Браун
  • «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров». Тим Огилви, Жанна Лидтка
  • «Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении». Дэвид Маккэндлесс
  • «Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора». Александр Остервальдер
  • «Науки об искусственном». Герберт Саймон
  • «Дизайн-мышление». Уильям Ханнон
  • «Дизайн бизнеса». Роджер Мартин
  • «Дизайн привычных вещей. Основополагающие принципы дизайна». Дон Норман
  • «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори. Дизайн-мышление в проектном менеджменте». Мартин Томич
  • «Привычка достигать. Как применять инструменты дизайн-мышления для достижения целей». Бернард Рос
  • «Запускаем инновации. Иллюстрированный путеводитель по методике FORTH». Гийс Ван Вульфен

Поверьте: к тому времени, когда вы осилите этот список, вы и сами уже будете иметь за плечами впечатляющие результаты.

Видео о дизайн-мышлении

Чтобы получить дополнительный заряд мотивации, а также устранить некоторые пробелы в знаниях, рекомендуем посмотреть несколько интересных видеороликов о дизайн-мышлении:

  • Дизайн-мышление. Мария Сташенко
  • Что общего между дизайнером и дизайн-мышлением
  • Что такое дизайн-мышление
  • Дизайн-мышление: как это работает
  • Дизайн-мышление ПостНаука

Будет замечательно, если вы познакомитесь с этими материалами в самое ближайшее время.

Цитаты известных людей о дизайне

И в заключение – несколько интересных мыслей о том, что думают о дизайн-мышлении выдающиеся личности:

Роджер Мартин

Дизайн-мыслящие фирмы стоят особняком в своей готовности участвовать в решении задач, непрерывно перепроектируя свой бизнес. создавать достижения и в области инноваций, и в области эффективности – комбинация, которая порождает самые мощные конкурентные преимущества.

Роджер Мартин

Эй Джи Лафли

Дизайн-мышление – это способ мышления, который стимулирует творческий подход и инновации в продуктах и сервисах, а также новые подходы к построению бизнеса.

Эй Джи Лафли

Тим Огилви

Дизайн-мышление – это системный подход к решению проблем. Оно начинается с пользователей и вашей способности создать для них лучшее будущее.

Тим Огилви

Том Уэйтс

Быстро, дешево и хорошо – из этих трех вещей нужно всегда выбирать две. Если быстро и дешево, это никогда не будет хорошо. Если это дешево и хорошо, никогда не получится быстро. А если это хорошо и быстро, никогда не выйдет дешево. Но помни: из трех все равно придется всегда выбирать две.

Том Уэйтс

Джек Траут

Упаковка важна так же, как и продукт. Иногда даже важнее.

Джек Траут

Артемий Лебедев

Мы не обсуждаем дизайн. Мы обсуждаем: решена задача, которая перед нами была поставлена, или не решена.

Артемий Лебедев

Скотт Адамс

Красиво оформленное глупое предложение пойдет намного дальше, чем неудачно оформленная замечательная идея.

Скотт Адамс

Дитер Рамс

Хороший дизайн – инновационный. Хороший дизайн делает продукт полезным. Хороший дизайн – эстетичен. Хороший дизайн помогает продукту быть понятным. Хороший дизайн – ненавязчив. Хороший дизайн – честен. Хороший дизайн – надёжен. Хороший дизайн продуман до мельчайших деталей. Хороший дизайн беспокоится об окружающей среде.

Хороший дизайн – это как можно меньше дизайна.

Дитер Рамс

Пол Рэнд

Общество знакомо с плохим дизайном лучше, чем с хорошим. Именно из-за этого люди предпочитают плохой дизайн хорошему. Они слишком сильно сжились с тем, что есть. Всё новое начинает пугать, а старое их утешает.

Пол Рэнд

Желаем удачи в освоении дизайн-мышления и предлагаем перейти к первому уроку нашего курса.

Источник: 4brain.ru

«Маленьким компаниям необходимо быть более креативными и гибкими»

— Впервые его начали использовать в качестве методики для развития бизнеса и решения его проблем в 1980-х. Свое путешествие по миру дизайн-мышление начало со Стэнфордского университета. Этот термин в значении «определенный стиль мышления дизайнера» ввел Гербер Саймон в своей книге «Науки об искусственном». В инженерном проектировании дизайн-мышление впервые применил Роберт МакКим в книге «Опыты визуального мышления». Большую популярность в широких массах методика обрела в 80-90-х годах благодаря Дэвиду Келли, который основал в США компанию IDEO — лидера в области дизайн-консалтинга.

Читайте также:  Как создать автоматизированный бизнес в интернете

— Какие практические задачи решает методика?

— Во-первых, это эффективная методика для развития инновационности бизнеса и поиска идей. Во-вторых, она позволяет находить лидеров по дизайну внутри компании. В этом смысле она особенно полезна производствам в области B2C. Посмотрите на Джонатана Айва, вице-президента по дизайну Apple, этот человек определяет стратегию компании в области новых продуктов и услуг.

Смысл дизайн-мышления заключается в том, чтобы пристально взглянуть на мир, найти потребность и решить проблему нестандартным способом.

— Похоже на общую рекомендацию по поиску бизнес-идеи. В чем заключается уникальность дизайн-мышления? Что именно методика предлагает делать иначе?

— Дизайн-мышление переворачивает привычный процесс создания продукта. Какие задачи стояли перед корпорациями раньше? Они пытались всевозможными способами продать покупателю уже созданный продукт, и для этого формировали потребность.

Дизайн-мышление предлагает смотреть за клиентов: как они ведут себя в течение дня, с какими проблемами сталкиваются. На основании полученной извне информации создается продукт, который можно встроить в привычные сценарии.

— А нельзя напрямую спросить людей, какой продукт они хотят увидеть на рынке, какой услугой воспользоваться?

— Генри Форд как-то сказал: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь». Разве кто-то из нас 10 лет назад мог бы подумать, что нам нужны телефоны без кнопок и планшетные компьютеры? Конечно, нет. В этом основной принцип взаимоотношения людей и разработчиков, которые не просто предвосхищают потребности, а умеют встраивать свои продуктовые и сервисные решения в стандарты и сценарии поведения людей.

— Как им это удается?

— Есть целый ряд особых методик исследования, наблюдения, проектирования. Они помогают видеть привычные сценарии жизни, наблюдать за проблемами, искать латентные, не актуализированные в человеческом опыте, сложности и встраивать туда свои продукты и услуги. Дизайн-мышление как раз одна из таких методик, остальные сейчас активно собираются под зонтиком креативного интеллекта.

— Предположим, я хочу найти интересную идею для бизнеса с помощью дизайн-мышления. Как будет строиться процесс?

— Сразу скажу, что методика — командная, практиковать ее в одиночку нельзя. Первый этап — эмпатия. Этот термин пришел из психоанализа, в переводе с английского он означает «сопереживание, сочувствие».

Прежде чем задать вопрос, что продавать и как зарабатывать деньги, нужно внимательно вслушаться в мир, понаблюдать за поведением человека, выяснить, где скрывается проблема, какие средства ее решат. Итог этот этапа — большой массив информации о том, как люди живут и взаимодействуют, какие сложности испытывают, о чем мечтают, чего не знают и не понимают. Затем мы создаем персону моделирования: конструируем образ человека, например, с помощью карт эмпатии (что видит, слышит, чувствует) или с помощью построения картины его дня.

— Что происходит после сбора информации?

— Второй этап — прототипирование. Все, что мы наблюдали, собираем не в голове и не в записной книжке, а создаем руками. Начать можно с выстраивания решения из подручных средств — пластилина и бумаги. Третий этап — постоянные итерации: создаем прототип, затем возвращаемся в начальную точку и пытаемся его улучшить. Вообще для бизнеса такой подход в новинку.

Нам легче двигаться последовательно, и общество в целом порицает возвращение назад. Если вернулся, значит, ты плохой специалист, чего-то не знаешь или не умеешь.

Дизайн-мышление стоит на своем: не следует двигаться дальше, если полученный результат вас не устраивает.

— Есть ли примеры удачного применения дизайн-мышления, которые вылились в реально работающий бизнес?

— Один из самых ярких — проект компании Embrace, созданный выпускниками Стэнфорда. Они хотели решить глобальную проблему, которая касается человечества в целом. В процессе фокусировки они задали себе вопрос: «Как мы можем снизить детскую смертность в мире?» Выяснилось, что из 20 млн ежегодно рождающихся недоношенных младенцев умирают 4 млн.

Причина не в том, что медицина не умеет спасать таких детей, наоборот, в клиниках сейчас стоят современные инкубаторы, которые действительно помогают младенцам. Основная проблема — в расстояниях. В Китае, Индии, Индонезии, Африке большинство населения живет в сельских местностях, а путь до ближайшей клиники занимает несколько часов. Ребята создали простой мобильный инкубатор, состоящий из тканевого кожуха и кристаллической грелки, активируемой нажатием. Это решение стоило $120 при минимальной стоимости стандартного медицинского инкубатора в $10 000.

— Неужели большие корпорации никак не могли удешевить свои инкубаторы?

— Традиционная фарма шла по пути удорожания: внедрения новых функций, усиления цифровизации, расширения возможностей по общению инкубатора с оператором. Все это только прибавляло стоимости конечному продукту. Ребята решили посмотреть на проблему с другой стороны. В результате они не просто спасли множество детских жизней, но и построили бизнес со штатом в тысячу человек и многомиллионными оборотами.

— Есть ли у дизайн-мышления практика применения здесь, в России?

— Есть. В Британской высшей школе дизайна уже третий год идет курс по дизайн-менеджменту. С 2005 года работает лаборатория по дизайн-мышлению Wonderfull. В прошлом году ребята делали проект для компании Mail.ru.

Вопрос, который был поставлен, звучал следующим образом: «Какой будет почта будущего?» Студенты использовали дизайн-мышление, глубинное интервью, наблюдали за человеческими сценариями и в итоге сформулировали новый концепт. Почта — рабочий инструмент, единая точка доступа, редактирования и активной работы с документами. Проекты создали новые пользовательские интерфейсы и дополнительные компоненты. Результат оценил Юрий Ветров, руководитель команды проектирования и дизайна интерфейсов Mail.ru. Сейчас компания работает над внедрением предложенных решений.

Дизайн-мышление в области социальной ответственности применялось в кейсе для «Трансаэро». Речь шла о разработке клубной программы «Талисман» для людей с ограниченной мобильностью (инвалиды-колясочники и люди со слабым зрением).

Вопрос: «Как можно улучшить опыт регистрации таких людей на рейс?» Сейчас инвалиды должны проводить все время до отправки рейса в медицинской комнате, а это не вписывается в привычные сценарии поведения людей и ограничивает мобильность. Один интервьюируемый даже признался, что не чувствует себя инвалидом, инвалидом его делает общество. В итоге ребята предложили авиакомпании внедрить новый подход инклюзивного дизайна. Сервис был протестирован и высоко оценен заказчиком. Сейчас студенты развивают свой бизнес.

В прошлом году мы разработали решение для переговорных комнат площадью 10-12 кв.м. Большинство бизнес-тренеров и производителей мебели уверены, что в маленьком пространстве нельзя развивать креативное мышление сотрудников. Однако большинство переговорок в офисах именно такие. Мы попробовали решить эту проблему с помощью дизайн-мышления.

Понаблюдали за людьми и выявили сложности: они быстро устают, не вовлечены в процесс, не всегда видят, что пишут и показывают коллеги, переговоры длятся по несколько часов и оказываются неэффективными. Мы провели реорганизацию пространства: предложили сделать стол в виде барной стойки, за которой можно стоять и ходить, внедрили дополнительные решения для хранения, а также спроектировали новый стул для размещения персональных вещей.

Компании SAP удалось создать внутреннюю образовательную инициативу для топ-менеджеров СНГ — Академию лучших практик. Цель Академии — обмен знаниями и проведение комплексных программ трансформации бизнеса. Мы активно внедряем туда методики творческого интеллекта и дизайн-мышления, учим людей проявлять эмпатию и открытость в команде.

Прототипирование разработанных решений проходит с помощью конструктора Lego (Lego Serious Play). Все материалы переведены на визуальный язык с помощью скрайбинга (рисованных картинок, похожих на комикс). Все это помогает сосредоточиться только на ключевых моментах в бизнесе.

— Все эти кейсы разработаны для крупных компаний, применимо ли дизайн-мышление в малом бизнесе и стартапах?

— Дизайн-мышление в первую очередь полезно именно маленьким компаниям, которым необходимо быть более креативными и гибкими. За корпорациями стоит история, бренд, большой административный ресурс и штат. А сила стартапов в их молниеносной реакции и способности быстро приспосабливаться под новые условия внешней среды. И дизайн-мышление помогает им в этом.

Читайте также:  Сколько с в слове бизнес

Источник: kontur.ru

Что такое дизайн-мышление и чем оно может помочь в бизнесе

Дизайн-мышление выступает одним из эффективных инструментов принятия решений в самых разных сферах человеческой деятельности, в том числе в предпринимательстве. Поговорим о том, что такое вообще дизайн-мышление, как может использоваться не только для творчества, но и решения всевозможных бизнес-задач.

Что такое дизайн-мышление

Концепцию дизайн-мышления разработал еще в середине минувшего века американский экономист Герберт Саймон. Сегодня она считается эффективным инструментом, который применяется для решения различных задач и вопросов. Дизайн-мышление связано с инновационным менеджментом, которому мы посвящали отдельную статью.

Изначально творческая часть дизайн-мышления противопоставлялась аналитической, технической. Но сегодня экономисты и другие специалисты в области бизнеса уверены, что противопоставления нет. Технические задачи тоже можно решать с помощью дизайн-мышления.

Дизайн-мышление сегодня — это процесс разработки новых подходов к решению существующих проблем. При этом творческий процесс все же доминирует, активно используется в поиске оптимального выхода из ситуации.

Несмотря на это, дизайн-мышление актуально для самых разных видов бизнеса, для предприятий разного масштаба.

Этапы предпринимательского бизнес-мышления

Классическая схема использования дизайн-мышления в бизнесе выглядит так:

  1. Определение проблемы.
  2. Фокусировка на выявленной проблеме и исследование ситуации.
  3. Формирование идей.
  4. Выбор лучшей идеи.
  5. Создание прототипа.
  6. Тестирование идеи и внедрение решения.
  7. Оценка полученного результата.

Этап тестирования может проводиться дополнительно еще перед выбором оптимальной для решения проблемы идеи. А вот создание прототипа обычно проводится уже после принятие окончательного решения. Прототип может оказаться дорогостоящим, так что создавать его перед принятием решения нецелесообразно.

Ниже мы рассмотрим подробней главные из приведенных выше этапов, чтоб вы понимали их значимость.

Как выявить проблему

Найти проблему помогает эмпатия. То есть понимание требований, желаний, боли и других чувств потребителя продукта и услуги, которые предлагает предприятие. Нужно понимать своих клиентов, думать как они, быть нацеленным на свою аудиторию.

Используются следующие источники:

  1. Первичные. Сведения получают непосредственно от клиентов, целевой аудитории. Например, путем опросов и наблюдения.
  2. Вторичные. Анализ общей информации, в том числе из СМИ, данные аналитиков рынка и так далее.

Вторичные источники тоже очень важны, помогают выявить проблему в целом для данного сегмента рынка, оценить ситуацию в экономике и достижения конкурентов.

Чтобы использовать все возможности эмпатического исследования настроений клиентов, применяются следующие методы:

  • Наблюдение. Просто пассивное наблюдение за поведением действующих и потенциальных клиентов. Важно выявлять их потребности и желания. При этом наблюдение должно быть скрытым, чтобы целевая аудитория не меняла своего поведения под влиянием данного фактора.
  • Интервью. Причем глубинное. Опрос, который будет включать множество вопросов, касающихся потребностей целевой аудитории. Вопросы должны предполагать максимально развернутые ответы, а не просто «да» или «нет».

Занимаясь поиском проблемы, следует концентрироваться на том, чтобы максимально удовлетворить потребности потребителей и клиентов.

Что такое этап фокусировки

Итак, на первом этапе были определены проблемы потребителей, составлен полный список. Теперь нужно выделить одну конкретную проблему, над решением которой следует продолжать работать благодаря дизайн-мышлению. Данный этап предполагает фокусировку на поставленной задаче, помогает раскрыть суть проблемы.

Методы фокусировки на конкретной проблеме:

Потребности и образ потребителя определяются на первом этапе, а инсайт становится удобным способом решения проблемы конечной целевой аудитории. Образ, потребности и инсайт необходимо сопоставлять.

Что такое генерация идей

Один из главнейших этапов дизайн-мышления — генерация идеи. Всегда включается творческий аспект, начинается мозговой штурм, направленный на поиски решения проблемы, которая была сфокусирована. Мозговым штурмам наш портал посвятил отдельную статью.

Ключевые моменты процесса генерации идей:

  • Критики быть не должно! Даже самая глупая на первый взгляд идея заслуживает внимания и рассмотрения. Идеи изначально не отвергаются, а рассматривают по принципу: «Да, и… Что дальше?».
  • Выборка участников мозгового штурма должна быть максимально широкой. Это специалисты из разных сфер, руководители и рядовые сотрудники.
  • Четкая фиксация. Идеи записываются, сохраняются, чтобы потом изучить их более внимательно.

Как найти лучшее решение благодаря дизайн-мышлению

Для начала определяются критерии, по которым будут оцениваться предложенные на предыдущем этапе идеи. Это поможет эффективно их ранжировать. Например, выбирается идея, требующая наименьших вложений, позволяющая решить проблему в самые короткие сроки и так далее.

Выбор лучшей идеи может проводиться путем голосования либо изучения другой группой сотрудников, которая с первой не связана. То есть во втором случае получается объективное мнение со стороны.

При голосовании необходимо, чтобы одна из идей была принята единогласно или почти единогласно. Иначе идея будет вызывать отторжение у достаточно обширной части участников принятия решения.

На этом этапе критика становится необходимостью, часть идей придется исключить полностью из-за невозможности их реализовать, отсутствия ресурсов, нецелесообразности. Здесь руководство может проявить свою власть, тогда как на этапе генерации идей это просто недопустимо.

Тестирование и прототипирование при дизайн-мышлении

Теперь можно перейти к созданию прототипа принятого решения и тестированию. Это очень важный процесс, позволяющий оценить все достоинства принятого решения, протестировать его на практике.

Рекомендации по прототипированию:

  • В использовании прототипа не должен в обязательном порядке быть задействован производитель. Но, это касается правильно составленных прототипов. Показательно — если конечный потребитель может пользоваться прототипом сам, без инструкций производителя, значит, все получилось.
  • Масштабирование. Например, новую идею в сфере управления персоналом можно протестировать в рамках небольшого коллектива. А технические средства проверяются благодаря макетам и компьютерной симуляции.

Тестирование покажет, какие недостатки есть у принятого решения. Потом вносятся изменения в прототип и проводятся новые тесты. И так до тех пор, пока все недостатки будут исправлены.

Плюсы и минусы дизайн-мышления

Преимущества дизайн-мышления очевидны:

  • Персонал включается в деятельность фирмы, чувствует себя причастным к результату и стремится достичь лучших показателей.
  • Потребности клиентов и покупателей определяются максимально точно, что позволяет их удовлетворить в полной мере.
  • Поиск инновационных решений существенно упрощается, найти оптимальную идею намного легче.

Но есть и недостатки:

  • Ресурсоемкость. Дизайн-мышление предполагает, что сотрудники будут отвлекаться от своих прямых обязанностей, участвовать в мозговых штурмах и так далее.
  • Отсутствие гарантий. Никто на 100% не сможет сказать, сработает ли та или иная идея. Далеко не всегда получается добиться желаемого результата быстро.

Рекомендации по внедрению дизайн-мышления в бизнесе

Всегда нужно понимать, что дизайн-мышление используется бизнесом для достижения конкретной цели. Использовать данный инструмент просто так, потому что это модно и на слуху не стоит. Дизайн-мышление применяется всегда точечно, только там, где действительно необходимо и может решить проблему.

Нужно также понимать недостатки такого метода принятия и внедрения инноваций. При этом дизайн-мышление помогает справиться с трудностями не только потребителей, но и самих сотрудников предприятия.

Процесс дизайн-мышления предполагает, что руководству придется на время отказаться от жесткого управления и административных методов воздействия на персонал, предоставить сотрудникам свободу творчества.

При этом рекомендуем принять локальные документы, которые определят этапы и задачи дизайн-мышления, состав группы. В противном случае есть риск, что процесс станет хаотичным и потеряет свой эффект.

Заключение

Дизайн-мышление — проверенный временем и достаточно эффективный инструмент поиска и решения проблем в разных сферах деятельности. Многое будет зависеть от специфики самого предприятия.

Однако, в любом случае нужно понимать важность и особенности каждого этапа дизайн-мышления, задействовать широкий круг сотрудников и выбрать действительно оптимальное решение.

Источник: finach.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин