Для бизнеса приватизация собственности это

Коллеги на этом ресурсе все чаще затрагивают политические темы, которые имеют правовой контекст. Вот и я хотел бы поделиться своими соображениями насчет одного из ключевых событий в истории новой России – приватизации государственного имущества.

Важность этого вопроса объясняется тем, что приватизация 90-х сформировала основы нынешней социальной структуры общества и политической системы государства, то есть фундамент той реальности, в которой мы существуем сейчас.

На мой взгляд, будет весьма любопытно оценить приватизационные процессы с позиций выявления их реальных целей и действительного смысла, применив тем самым распространенные сейчас методики оценки фактических обстоятельств.

Публично смысл приватизации сводился к справедливому распределению государственной собственности между гражданами страны и созданию класса «эффективных и ответственных» собственников, по факту же целью была передача собственности небольшой группе «инициативных» граждан, причем заведомо без какого-либо возмещения с их стороны и выгоды абсолютного большинства граждан.

Минимум, что надо знать о приватизации

Процесс приватизации в России состоял из нескольких связанных между собой последовательных мероприятий, направленных на достижение обозначенной выше цели, тем самым здесь была реализована популярная и ныне схема цепочки технических действий (сделок), которые маскирую конечную цель.

Формальная цель: создание рыночных механизмов регулирования экономики — свободного спроса и предложения.

Действительный смысл: изъятие у населения значительных личных накоплений за счет их обесценивания и ограничение возможности широкого участия граждан в приватизационных процессах.

Формальная цель: пропорциональное распределение национального достояния между гражданами страны.

Действительный смысл: создание механизма, который позволил с минимальными затратами сконцентрировать приватизационные права (ваучеры) и направить их на льготное приобретение акций ограниченной группой «соискателей» (при формальном соблюдении права каждого на долю в национальном достоянии). Задача была решены путем свободного обращения ваучеров и создания чековых инвестиционных фондов, которые собирали ваучеры якобы для целей инвестирования в промышленные активы, фактически же – для скупки акций в пользу заинтересованных лиц.

Приватизация промышленности (или большая приватизация)

Формальная цель: создание эффективной экономики, основанной на частной собственности.

Действительный смысл: формирование условий для концентрации собственности в руках ограниченной группы. Технология здесь была не хитрой: предприятия выкупались «советским» менеджментом (красные директора) с последующей уступкой контроля предпринимательскому сообществу. При этом ни директора, ни предприниматели не несли реальных расходов на приобретение акций – средства были получены за счет трансфертного ценообразования при реализации продукции самих предприятий.

Формальная цель: привлечение государством частного финансирования для покрытия бюджетных расходов под залог акций крупных промышленных предприятий.

Глобальная приватизация | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес

Действительный смысл: передача государственных активов в руки заинтересованных лиц. Как и в случае с «большой» приватизацией, покупатели не понесли реальных расходов – цена акций была значительно ниже рыночного уровня, а оплата производилась за счет государственных средств, размещенных на счетах банков, связанных с покупателями.

На мой взгляд, власть не имела злонамеренной и корыстной цели в реализации фактического плана приватизации, она всего лишь использовала ясный ей сценарий, когда активы передаются под контроль ограниченной и персонально понятной группы лиц, а не абстрактной массе миноритарных собственников-акционеров.

Но, как быто ни было, абсолютное большинство граждан страны было введено в заблуждение в отношении реальных целей приватизации, а сам процесс передачи государственных активов в частные руки носил притворный характер: формальный смысл приватизационных мероприятий не совпадал с действительным.

Проводя аналогии с гражданским законодательством, можно утверждать, что политическая сделка приватизации государственного имущества, которая была реализована в период с 1992 по 1997 году, ничтожна как притворная (ст. 170 ГК РФ).

Можно ли в этой ситуации добиваться если не реституции, то хотя бы компенсации в пользу «населения» со стороны государства и/или бенефициаров приватизационных процессов?

Читайте также:  Когда появилась оценка бизнеса

Вопрос, конечно, риторический. В оценке приватизации, как ни странно, между разными политическими силами сформирован относительный консенсус.

Президент еще в 2003 году (на фоне истории с ЮКОСОМ) заявил, что результаты приватизации священны и пересматриваться не будут. Надо сказать, что слово свое он сдержал – тренда на оспаривание приватизационных сделок не возникло ни в государственной политике, ни в судебной практике.

Со своей стороны «ключевой» оппонент власти (борец с коррупцией, берлинский пациент и просто Блогер), по поводу ревизии итогов приватизации высказался довольно туманно, предложив выборочно обложить некоторых владельцев бизнеса разовым налогом, компенсируя, таким образом, потери бюджета при передаче соответствующих производственных активов.

Однако ставить точку в этом вопросе все-таки рано. Масштабные манипуляции в ущерб интересам абсолютного большинства, чем бы они не объяснялись, в нынешнем мире не проходят бесследно и полагаю, что на первых же выборах, которые будут предполагать конкуренцию (не партий, а — идей и подходов) эта тема, безусловно, всплывет.

Все это означает, что российский бизнес, который владеет приватизированными в 90-е годы предприятиями (или их правопреемниками), будет продолжать нести соответствующие риски, пока не этот «первородный грех» не будет искуплен тем или иным способом.

Источник: zakon.ru

ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц (ст. 217 ГК РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации).

Как указано в Письме Минимущества РФ от 06.06.2002 N АБ-2/10099 «О приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий», не подлежит приватизации следующее имущество: объекты, которые изъятые из оборота; объекты культурной, социальной или сферы коммунального обслуживания; объекты, которые в любом случае должны находиться в государственной или коммунальной собственности.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество муниципального унитарного предприятия (далее — МУП) находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно п. 8 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие может быть реорганизовано в соответствии с Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и законами о приватизации.

Исходя из смысла п. 4 ст. 66 ГК РФ, ч. 2 ст. 2, ст. 13 Закона о приватизации и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) приватизация муниципального унитарного предприятия осуществляется путем его преобразования в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью.

  1. Принятие решения об условиях приватизации

В соответствии со ст. 14 Закона о приватизации решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

способ приватизации имущества, начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации;

срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

иные необходимые для приватизации имущества сведения.

  1. Сообщение в налоговый орган

о начале процедуры реорганизации

  1. Уведомление кредиторов

Согласно п. 7 ст. 29 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях МУП не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

  1. Размещение информации в СМИ
  1. Составление передаточного акта
Читайте также:  Какой бизнес в Дагестане можно начать

Согласно ст. 11 Закона о приватизации в передаточном акте определяется состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия. Он составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.

Передаточный акт должен содержать расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов МУП, сведения о размере уставного капитала создаваемого ООО или АО.

Расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов МУП производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов МУП определяется как сумма стоимости чистых активов МУП, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков, за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса МУП. В этом случае стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости.

В соответствии с передаточным актом хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится правопреемником этого унитарного предприятия (ч. 1 ст. 37 Закона о приватизации).

  1. Создание ООО, АО

Поскольку сведения о МУП уже имеются в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ), реорганизация МУП потребует изменения формы хозяйствования.

Для проведения указанной процедуры необходимо внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Для этого нужно подать в орган государственной регистрации заявление с указанием информации:

ОКПО, ИНН предприятия;

почтовый индекс и полный адрес предприятия;

причина внесения изменений;

информация об участниках АО, ООО (Ф.И.О., название ЮЛ, адреса и т.д.);

паспортные данные учредителей.

На основании данного заявления регистрируется приватизация МУП в ООО или АО.

  1. Подготовка устава ООО, АО

Уставами созданных АО, ООО определяются в обязательном порядке цели и предмет деятельности этих обществ, а также учитываются требования Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и определенные Законом о приватизации особенности (п. п. 2, 3 ст. 37 Закона о приватизации).

На основании п. п. 5, 6 ст. 37 Закона о приватизации до первого общего собрания участников ООО прежний руководитель МУП назначается директором ООО. Одновременно с утверждением устава определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначаются его члены и председатель, а также образуется ревизионная комиссия или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания (если соответствующие органы предусмотрены уставом общества).

Уставом общества с ограниченной ответственностью, 100% уставного капитала которого принадлежит Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, не может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение доли, продаваемой его участником (п. 7 ст. 37 Закона о приватизации).

В случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники ООО и независимый оценщик не несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале общества (п. 8 ст. 37 Закона о приватизации).

Читайте также:  Тестовое задание бизнес аналитик

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 21.09.2021

Источник: pravo163.ru

Что значит приватизированная квартира?

Особенности приватизированного и неприватизированного жилья. Есть ли разница между понятиями «приватизация» и «собственность». Достоинства и недостатки каждого из видов. Полезные юридические рекомендации.

Артемьев Ярослав · 2019-07-18 12:46:00

  • Что такое «Приватизированная квартира»?
  • Что такое «Неприватизированная квартира»?
  • В чем разница?
  • Плюсы и минусы приватизации
  • Приватизировать квартиру или нет: советы юристов
  • Комментарии

Что значит приватизированная квартира, плюсы и минусы приватизации

Когда почти 30 лет назад граждане России впервые получили право бесплатно оформить приватизацию муниципального жилья, в котором проживали, решение приватизировать квартиру казалось единственно верным. Приватизация быстро стала массовым явлением. И через некоторое время люди пришли к выводу, что жизнь в квартире на условиях социального найма тоже имеет свои преимущества.

И с тех пор споры о том, что же выгоднее – приватизировать жилье или оставить «все, как есть», не утихают. Однозначного ответа на этот вопрос не существует, все зависит от конкретной жизненной ситуации жильцов. И то, что хорошо для одних семей, совсем не подходит для других.

В данной статье мы подробно расскажем об особенностях приватизированного и неприватизированного жилья. В частности, выясним, есть ли разница между понятиями «приватизация» и «собственность». Сравним достоинства и недостатки каждого из видов. И на этой основе дадим полезные юридические рекомендации, как разумнее поступить в том или ином случае.

Что такое «Приватизированная квартира»?

Прежде всего, необходимо четко разобраться в терминах.

Приватизацией называется процесс преобразования собственности из муниципальной в частную, регулируемый законом ФЗ №1541-1. Основанием для приватизации является договор социального найма или ордер муниципалитета (в настоящее время используется крайне редко).

Приватизация исключительно добровольное дело – человека нельзя не нее вынудить. Если муниципальные органы по какой-то причине жестко настаивают на приватизации – это повод для обращения в суд. Сделка приватизации, проведенная под давлением, будет признана незаконной.

Приватизированная квартира становится собственностью физического лица, оформившего сделку. Если же в квартире проживает несколько человек (физических лиц), она все имеют право на участие в приватизации. Следовательно, каждый становится собственником пропорциональной доли в приватизированном жилье.

Долевая собственность не подразумевает деления собственно жилой площади (особенно, если места общего пользования невозможно разделить). Но каждый член семьи имеет право на определенную часть жилья в денежном эквиваленте. И определенные права – например, в случае продажи квартиры, каждый владелец доли должен оформить согласие на продажу и стать участником сделки. Собственник имеет прав распоряжаться своей долей, как сочтет нужным (если при этом не нарушаются нормы Жилищного кодекса и Гражданского кодекса РФ).

Что такое приватизированная квартира в России

Что такое «Неприватизированная квартира»?

Соответственно, неприватизированная квартира представляет собой жилплощадь, находящуюся в государственной или муниципальной собственности. Люди, проживающие в такой квартире, имеют связанные с ней права и обязанности, прописанные в договоре социального найма. Они не имеют права совершать сделок с данным жильем (продать, дарить, завещать), сдавать его в аренду и прочее.

По законам РФ неприватизированное муниципальное жилье может быть приватизировано в любой момент бесплатно (с 2018 года право бесплатной приватизации объявлено бессрочным). После приватизации оно снимается с баланса муниципалитета (районного, городского, поселкового) и переходит в частную собственность проживающих в нем людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин