Регламентация бизнес-процессов
Регламентация бизнес-процессов может быть полезна в случае, если процессы и их результаты в целом устраивают сотрудников, руководство и собственников компании, но на предприятии выявлены проблемы следующего характера:
- «Непрозрачность» системы работы — отсутствие четко выделенных этапов работы, результатов этих этапов и, как следствие, сложно проконтролировать что, как и почему происходит.
- Отсутствие закрепленной ответственности, наличие процессов, за которые никто не отвечает и процессов, за которые «отвечают» несколько сотрудников одновременно, что провоцирует конфликт между ними.
- Выполняемые процедуры нигде не зафиксированы, либо описание их проведено формально, а значит:
- Результат работы зависит от конкретного сотрудника (группы сотрудников).
- Руководитель вынужден несколько раз проговаривать решение одной и той же проблемы.
- Затруднен процесс передачи опыта новым сотрудникам при введении их в должность.
- Возникают затруднения при развитии, организации аналогичных компаний (например, филиала компании в другом регионе).
5 причин внедрить регламенты в бизнес сегодня
Основная идея регламентации – четко зафиксировать «правила игры» в типовых ситуациях, происходящих в организации, и затем контролировать исполнение этих правил по измеримым параметрам.
Шаг 1 «Моделирование»:
- Детализация моделей и описаний процессов AS-IS (как есть) до уровня, позволяющего однозначно распределить ответственность между сотрудниками.
- Построение матриц ответственности процессов
- Согласование результатов моделирования и описания с экспертами.
- Отработка проблемных ситуаций.
- Разработка листов контроля по процессам. Выявление параметров контроля (метрик процессов и контрольных точек процессов) и методов сбора информации по ним.
- Формирование регламентирующих документов по процессам (регламентов процессов, инструкций, положений о подразделениях, должностных инструкций).
- Передача готовых комплектов документов заказчику.
Шаг 2 «Внедрение»:
- Назначение аудиторов процессов.
- Отработка методов и периодичности контроля процессов с аудиторами, определение лиц, принимающих решения по результатам аудита (владельцев процесса).
- Отработка процедур принятия решений по результатам проведения проверки работы процесса.
Шаг 3 «Сопровождение»
Проведение проверки соответствия процессов и документов экспертами «PL Engeniring» с заданной периодичностью (1 раз в 6 месяцев, 1 раз в год).
- Результаты проекта
- Комплект моделей по бизнес-процессам компании (в электронном и бумажном виде).
- Комплект регламентирующих документов по процессам (регламенты и инструкции установленного образца) с указанием параметров контроля и методов сбора информации по ним.
- Комплект организационных документов (организационные схемы, положения о подразделениях, должностные инструкции).
- Внедренный механизм контроля соответствия проходящих процедур и того, что описано в документах, и внесения в них своевременных изменений (адаптируемость процессов) – таким образом, заказчик самостоятельно сможет поддерживать актуальность своих документов.
Как выглядят регламенты и бизнес-процессы
См. так же:
- Бизнес-анализ
- Обследование бизнес-процессов
- Оптимизация (реинжениринг) бизнес-процессов за счет проведения организационных изменений
- Оптимизация процессов за счет их автоматизации, с предложением нескольких вариантов («Карта решений»)
Источник: pl-e.ru
Что такое регламентация бизнес-процессов и нужна ли она вам?
Регламентация бизнес-процессов – это самостоятельное направление деятельности, цель которого – разработка и внедрение регламентирующих документов (локальных нормативных актов, ЛНА). ЛНА устанавливают правила работы сотрудников и качественные характеристики работ в рамках отдельных процессов и процедур.
На реплику «регламенты не нужны, потому что их никто не читает» я отвечаю: «вы просто не умеете их готовить».
Оффтоп — мы запустили спецпроект! Telegram-канал «Бумажный мир» — экспертный канал о работе с документами и архивной отрасли! Актуальные новости, законодательство, инструкции и инструменты! Подписывайтесь.
Разберемся, для чего нужны регламенты и всегда ли надо их читать
Система общеобязательных правил поведения в нашем обществе формируется системой законодательства, независимо от того, знаком гражданин с законами, или нет. Разные жизненные ситуации вызывают необходимость обращаться к нормам права, разбираться в их тонкостях и нюансах.
ЛНА, объединенные в единую регламентную базу, тоже формируют правила для конкретного трудового коллектива, независимо от того, насколько хорошо они знакомы сотрудникам предприятия.
ЛНА закрепляют договоренности между участниками бизнес-процессов, достигнутые в процессе моделирования или оптимизации (реинжиниринга). ЛНА всегда позволяет вернуться к этим договоренностям и сгладить острые ситуации, регулярно возникающие между подразделениями. А если таких официальных письменных договоренностей нет, то рабочий спор решить сложнее.
Вывод
Хорошо составленные ЛНА служат формированию корпоративной культуры, снижают напряженность в коллективе, способствует повышению производительности труда, взаимозаменяемости сотрудников, быстрому вхождению в рабочий процесс новых сотрудников. Решается проблема «незаменимых» сотрудников. Исключаются хаотичное движение информации, дублирующие действия и функции. И, как ни странно, сокращается бюрократическая составляющая в управлении (в ее негативном понимании).
За счет чего это достигается?
- ЛНА устанавливают правила и фиксируют договоренности о том, как будет выстроен тот или иной бизнес-процесс, кто его участники и уровень ответственности каждого в рамках процесса;
- ЛНА содержат описание рабочих процедур и качественные характеристики их выполнения;
- ЛНА служат правовой основой деятельности предприятия.
Материал подготовлен партнёром «Делис Архив» , к.и.н., директором DocManagement Consult Софьей Ульянцевой.
DocManagement Consult – это команда методологов, экспертов в области управления документами и системных архитекторов по ведущим системам электронного документооборота, разработчик проекта ГОСТ Р «Эталонная модель цифрового документооборота организации»
Источник: dzen.ru
Регламентирующие документы: для чего они нужны
Для того, чтобы внести ясность и определить требования к ожидаемым результатам деятельности, способам их достижения, то есть для того, чтобы определить «правила игры», которые должен знать каждый работник на своем рабочем месте, необходимо разработать документы и управлять ими.
В системе управления любого предприятия в процессе функционирования всегда имеет место большое число периодически повторяющихся функций, процессов, действий по принятию управленческих решений. При этом, как правило, существует множество разнообразных вариантов реализации одного и того же управленческого действия, процесса.
Для того, чтобы внести ясность и определить требования к ожидаемым результатам деятельности, способам их достижения, то есть для того, чтобы определить «правила игры», которые должен знать каждый работник на своем рабочем месте, необходимо разработать документы и управлять ими. В нашей компании такими документами являются, как правило, регламенты, стандарты, положения.
Регламент (стандарт, положение) – это совокупность правил, определяющих порядок работы организации.
ЗАЧЕМ НУЖЕН РЕГЛАМЕНТ (СТАНДАРТ, ПОЛОЖЕНИЕ)?
Если компания не предоставила сотрудникам регламентов работы – это означает, что она разрешила им руководствоваться собственными представлениями о том, что надо, а чего не надо делать. Действия же, прописанные в документе, являются для предприятия основополагающими, на основании которых и строится рабочий процесс.
Основной смысл введения регламентов (стандартов, положений) в компании: донести до работников в простой и доступной форме наше видение выполнения конкретных работ и достижения конкретных результатов. Основная цель – задать правила ведения дел на своем рабочем месте.
КОМУ НУЖЕН РЕГЛАМЕНТ (СТАНДАРТ, ПОЛОЖЕНИЕ)?
Нужен ли регламент высшему руководству? – Да, необходим.
Регламент вносит ясность в структуру компании, делает понятной технологию производства продукта, оказания услуг на каждом рабочем месте. А, следовательно, делает понятным контроль процесса производства продукта. Мотивация персонала аргументируется результатами производственных процессов, а не самими процессами. Например, механику платят не за ремонт оборудования, а за то, чтобы оборудование не ломалось в период между техобслуживанием.
НУЖЕН ЛИ РЕГЛАМЕНТ (СТАНДАРТ, ПОЛОЖЕНИЕ) РУКОВОДИТЕЛЮ СРЕДНЕГО ЗВЕНА? – КОНЕЧНО.
Он понимает, как организовать работу на своем уровне. Ведь именно в регламенте устанавливаются требования к результатам деятельности, последовательность выполнения работ, распределены зоны ответственности, определены необходимые сроки. Нет возможности ошибиться или нарушить технологию.
НУЖЕН ЛИ РЕГЛАМЕНТ (СТАНДАРТ, ПОЛОЖЕНИЕ) ПРОСТОМУ ИСПОЛНИТЕЛЮ? – ОПЯТЬ, ДА.
Исполнитель не должен «ломать» голову над тем, что от него хотят — он должен только исполнить регламент. А в случае, если он не может по каким-либо причинам его исполнить – должен доложить своему руководителю.
Таким образом, регламент (стандарт, положение) упрощает внутренние взаимодействия между работниками или подразделениями. По своей сути регламент (стандарт, положение) — это закрепление успешных действий в компании.
Любой регламент (стандарт, положение) должен содержать следующее:
- участники
- распределение ответственности
- правильная последовательность действий – описание процесса
- сроки
- требования к результату
- требования к качеству.
Регламент (стандарт, положение) должен быть предельно простым, понятным и доступным для каждого работника. Оптимальный размер документа – не более 5-6 страниц. Важно, чтобы однажды упомянутый термин использовался на протяжении всего текста (не использовать синонимы). Любое сокращение, применяемое в тексте, должно быть расшифровано. Очень важно, чтобы в регламенте были описаны все шаги – даже если повторяющиеся в процессе работы действия кажутся очевидными.
Одним из важных преимуществ регламентации (стандартизации) являются снижение расходов на подготовку и обучение персонала, минимизация «человеческого фактора» при реализации стандартных производственных операций, минимизация разногласий между сотрудниками, формирование базы знаний — формализация опыта персонала.
Для нас, как для компании, сертифицированной на соответствие ГОСТ ISO 9001, разработка регламентов и стандартов производственной деятельности – строго обязательная вещь.
Именно сегодня, когда в компании идет внедрение нового формата управления процессами, управления деятельностью через призму Ключевых Владельцев процессов (КВП), необходимо пересмотреть все этапы производства и управления на предмет их стандартизации. И при необходимости, разработать новые регламенты и стандарты, которые позволят увеличить эффективность труда, в том числе и управленческого.
Все утвержденные регламентирующие документы компании «ТМС групп» аккумулируются в автоматизированной системе 1С:Документооборот, — внутренние документы – положения. Любой работник, при необходимости, может зайти и ознакомиться с интересующим его документом.
Источник: up-pro.ru