Три года назад внутри Нетологии-групп мы небольшой командой создавали акселератор для Edtech-проектов. Передавали экспертизу лидеров рынка, помогали расти предпринимателям и их стартапам и способствовали появлению интересных коллабораций и инвестиционных сделок.
Спустя несколько удачных потоков (среди наших выпускников, например, Вебиум, SF Education и Kodland, которая привлекла $1,5 млн инвестиций) мы поняли, что EdTech — это здорово, но узко. А мы хотим и можем помогать большему количеству стартапов. Всё-таки методология и навыки бизнес-девелопмента мало отличаются от сферы к сфере.
Таков путь: как провести бизнес через «долину смерти»?
Начиная свое дело, вы, разумеется, рассчитываете, что со временем оно будет приносить плоды, и совершенно не задумываетесь о том, что такое долина смерти стартапа. Однако не всегда все идет по плану. Например, вы открыли кофейню. Продумали концепцию и, кажется, воплотили все в жизнь:
БИЗНЕС 360 Наталия Долина HD «ОШИБКИ СОБСТВЕННИКА И РУКОВОДИТЕЛЯ КОТОРЫЕ УБИВАЮТ БИЗНЕС»
- арендовали помещение;
- закупили зерно и оборудование;
- наняли сотрудников;
- разработали меню.
Период, когда бизнес запущен, но прибыли пока нет, предприниматели называют поэтичным словосочетанием «долина смерти». Впрочем, лирики за ним не стоит никакой.
Очень часто стартапы гибнут по двум причинам:
- агрессивный рынок;
- отсутствие отклика аудитории.
Иногда даже полезные и нетривиальные проекты не в силах пройти злополучный период и выстоять. В сегодняшнем материале мы рассказываем о причинах попадания в кризис на старте и о том, как из него выбираться.
Основные причины кризиса стартапа
Вы не готовы адаптироваться под нужды аудитории
Завышенные ожидания редко выдерживают столкновение с жестокой реальностью. И проблема даже не в неудаче, а в отношении к ситуации. «Я сделал классный продукт, а люди, негодяи, его игнорируют! Ну как так?!» – думает человек и опускает руки. Первое, вам нужно – снять розовые очки. Свое дело – это всегда большие риски.
Подумайте хорошенько: вы хотите, чтобы бизнес радовал вас или ваших клиентов? Если второе, то есть вероятность, что многое придется поменять, учитывая запросы и нужды людей.
Как это сделать? Прислушайтесь, что о вас говорят. Внимательно отнеситесь к спорным и сомнительным моментам, на которые указывает ваша аудитория. Вызовите клиентов на диалог – в том, чтобы запрашивать обратную связь самостоятельно, нет ничего зазорного. Будьте открытыми, показывайте свою заинтересованность в улучшении продукта.
Как снизить риск неудачи? Всегда тестируйте непроверенные задумки на фокус-группе. Даже если они кажутся вам идеальными, гениальными и уникальными. Рациональный подход сохранит вам уйму денег, времени и сил. Просто поверьте.
Где бизнес план? Какие ещё пацаны?? Силиконовая долина 1 сезон 2 серия.
Бизнес не выдерживает конкуренции
Подумайте хорошенько: чем вы отличаетесь от конкурентов, почему люди должны выбрать именно вас? Если ответ «не знаю», то у нас плохие новости! Вы должны отработать свои преимущества по максимуму, выучить их назубок и быть готовым ответить на вопросы выше – четко и конкретно. В противном случае потребитель просто не будет понимать, зачем ему обращаться к вам.
Стремиться к абсолютной уникальности необязательно, однако иметь свои «фишки» критически важно. Тем более для стартапа.
Кончаются деньги, нет финансирования
Бизнес растет, когда в него вкладываются. Это важно понимать как начинающим предпринимателям, так и тем, кто уже встал на ноги и вышел в небольшой плюс. Без вложений вы рискуете посадить свое дело на мель, так и не дождавшись головокружительных результатов.
Да, на старте вполне может хватить кредита или даже своих накоплений. Но в какой-то момент средства кончатся, и придется их искать. Обдумайте, что вы можете сделать, чтобы привлечь больше денег? Найти инвестора, готового вложиться в ваш проект? А может быть, вам стоит вариант нанять ментора, который поможет дельным советом и продумает дальнейшую стратегию для развития бизнеса?
Один в поле – не воин
Строить бизнес вместе с кем-то гораздо эффективнее. И вот почему:
- у нескольких человек на старте будет больше средств, чем у одного.
- взаимная помощь и поддержка. Например, среди ваших коллег есть маркетолог, юрист и закупщик. Согласитесь, таким составом начинать новое дело проще.
- две головы лучше. Мозговые штурмы в одиночку куда как менее эффективны. К тому же другой человек может посмотреть на ситуацию свежим взглядом и предложить решения, которые вам просто не приходили на ум
Пресловутое выгорание начинающего бизнесмена
Неудачи, внутренние конфликты, завышенные требования к продукту, несоответствие ожидания и реальности – обратная сторона своего дела часто выглядит довольно мрачно и заставляет нервничать. Какой бы ни была причина, ваше эмоциональное состояние очень и очень важно. Если вы хотите растить свой бизнес, вас нужно быть сильным и сохранять спокойствие в любой ситуации. По сути, вы капитан этого корабля. И если вы не будете справляться, он пойдет ко дну.
Нет стратегии
Прежде чем переходить к практике, даже на фокус-группе, нужно сперва хорошенько проработать все в теории. Стратегия планируется еще на самом старте проекта. Если этого не произошло, еще не поздно обратиться за помощью к маркетологам или ментору. Они помогут встать на ноги и окрепнуть. Не пренебрегайте планированием по пунктам.
Если вы считаете это «пустой тратой денег», приготовьтесь к тому, что вас ждет поражение.
Как пройти «долину смерти» и уцелеть?
Каждый бизнес по-своему уникален, и одного универсального средства, которое решит все проблемы разом, не существует. Ниже мы приводим несколько советов, которые помогут вам выйти из затруднительного положения.
- Соберите вокруг себя сильную команду. Повторимся: один в бизнес-поле – не воин. Вам нужны люди, которые смогут пройти кризисный этап и протянуть руку помощи. Поиск действительно крутых специалистов и распределение обязанностей займут время и силы, но поверьте – результат стоит того.
- Проверяйте идеи на прочность и будьте готовы к переменам. Всегда нелегко признать, что ваш продукт не идеален для потребителей. Адаптация – процесс абсолютно естественный. Важно вовремя понять, где именно вы «проседаете» и приложить усилия для исправления ситуации. Собирайте обратную связь, особенно если ваш проект только-только стартовал. В этом нет ничего страшного, а вот знать, чего хочет ваша аудитория, и подстраивать продукт под ее нужды – определенно выигрышная стратегия.
- Рассчитывайте бюджет. Как мы уже говорили выше, заранее подумайте о том, где вы будете брать средства для последующих вложений в бизнес. Берите в кредит или у инвесторов ровно столько, сколько вам нужно, чтобы не попасть потом в процентные неприятности.
- Не стесняйтесь просить помощи. Ищите таких людей, которые могут поддержать как финансово, так и морально. Как бы это ни прозвучало, но иногда один вовремя данный совет может кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону. А еще так заводятся полезные связи, которые, скорее всего, пригодятся вам в будущем.
«Долина смерти» – страшное место, откуда возвращается не каждый стартапер. Пройти первый кризис сложно, однако многим это удается. И чем бросаться в пучину выгорания, лучше попытайтесь разобраться в причинах, которые привели вас в затруднительное положение. Будьте разумны. Расчет, планирование и стратегия – ваши главные помощники в начале бизнес-пути.
Источник: faros.media
Бизнес-курс Долина 14.0
В ходе курса вы пройдете 6 блоков контента:
1. Выбор ниши и генерация потока клиентов.
2. Привлечение инвестиций в бизнес.
3. Создание уникального продукта и продуктовой воронки.
4. Масштабирование вашего бизнеса
5. Построение системы продаж
6. Жизнь после Лайка: построение бизнес процессов и внедрение в свой бизнес.
Живое участие в Москве и 28 городах России и СНГ. Прямая трансляция в любую точку мира.
Спикер — Аяз Шабутдинов, владелец холдинга Like:
• 26-летний учредитель холдинга Like и соучредитель 8 компаний,
• Финалист школы молодого миллиардера по версии Forbes,
• Глава Ассоциации молодых предпринимателей России в Удмуртии,
• Наставник «Битвы бизнесов» в Высшей Школе Экономики.
ДОЛИНА 14.0 — это новый формат обучения и бизнес нетворкинга для предпринимателей. Предприниматели, такие же, как вы, будут учиться и на ваших глазах публично шаг за шагом выстраивать свой бизнес.