Рафаэль Казумян занимался продажей кабеля, строил дороги, возводил дома. Все бизнесы приносили неплохой доход, но морального удовлетворения не было. Хобби Рафаэля всегда была кулинария. После получения денежного приза за победу в телешоу «МастерШеф» Рафаэль решил, что это лучший момент для ухода в кулинарный бизнес. И вложил деньги в запуск сервиса «Рыба. Мясо.
Два ножа». О том, как устроен сервис выезда шеф-повара на дом, Рафаэль Казумян рассказал порталу Biz360.ru.
Рафаэль Казумян, основатель проекта «Рыба. Мясо. Два ножа» (сервис выезда на дом шеф-повара). Родился в Ереване, сейчас живёт в Москве. Прошёл обучение в знаменитой парижской кулинарной школе Le Cordon Bleu.
Проект запущен весной 2013 года после победы Рафаэля в телешоу «МастерШеф». Стартовый капитал составил порядка 500 тысяч рублей. Проект окупился на втором полугодии своего существования.
Меню обедов на рабочую неделю #4 Простые рецепты!
Как появилась идея сервиса
«Я всегда очень любил готовить. Это моё хобби, моя страсть. Всегда много читал об этом, у меня большая кулинарная библиотека, лично знаю многих шеф-поваров. – рассказывает Рафаэль. – Когда шефы рассказывали о своей работе, то упоминали о том, что их иногда приглашают поработать в дома, на разовые заказы. Я это запомнил.
И когда попал на шоу «МастерШеф», где выиграл миллион рублей, это подтолкнуло меня сделать занятие кулинарией своей профессией – открыть сервис выезда шеф-повара на дом. В мае 2013 года мы запустили сайт, а в декабре был первый заказ».
Заказчики пригласили Рафаэля приготовить ужин на восемь персон. Единственным выдвигаемым требованием было «удивите нас». Каких-то более подробных инструкций или пожеланий заказчики решили не давать.
«Это был интересный ужин, с довольно сложными блюдами. Я приготовил медальоны из говядины и жареный фуагра с грушевым соусом, мармеладом и вареньем, — вспоминает Рафаэль. — Все остались довольны».
Как всё работает
Клиент, который заинтересован в домашнем ужине от шефа, заходит на сайт и либо оставляет заявку, либо звонит оператору. Задача менеджера – выяснить у клиента, каков формат мероприятия, сколько гостей будет за ужином, какую кухню нужно будет готовить и прочие нюансы. Далее нужно будет выбрать шефа, и уже затем компания приступает к разработке меню.
«Меню каждый раз новое. Мы предлагаем клиенту наш вариант, после обсуждения может что-то поменяться, что-то добавиться. И уже затем мы едем закупать продукты. – рассказывает Рафаэль. — Политика компании такова, что мы обязательно предоставляем клиенту чек на все покупки – и он по этому чеку рассчитывается. Это принципиальная позиция — чтобы у гостей не было ощущения, что мы экономим на качестве продуктов. У нас свои поставщики, которые предоставляют товар с хорошей скидкой, — это продавцы с Доргомиловского рынка, «Азбука вкуса», «Метро кэш энд Керри».
Доставка обедов и ужинов «Кушать Вкусно» 926 45 15 СПб
В месяц сервис «Рыба. Мясо. Два ножа» получает в среднем 30–50 заказов
Повара работают с сервисом по аутсорсингу, их привлекают по мере необходимости исходя из специализации, уровня, опыта и т.д. На некоторые проекты могут привлечь шеф-повара вместе с помощником – например, если гостей много или предстоит готовить сложные блюда.
«Мы отбираем поваров очень тщательно, так как это может быть качественный специалист, но в чужом доме он не сможет быть достаточно обаятельным, общительным. Поэтому мы отбираем людей, которые умеют, в том числе, создать атмосферу за ужином», — говорит Рафаэль Казумян.
Европейская кухня вне конкуренции
Повар-предприниматель нередко и сам выезжает на заказы. По его словам, это способ сменить привычную атмосферу, переключиться.
«Я сам люблю выезжать на заказы. Большинство практикующих шеф-поваров не видят реакции клиента. Здесь же ты приготовил, подал — и сразу видишь эмоции. Обратная связь очень важна. Всегда интересно устроить ресторан на обычной домашней кухне.
Вы можете постоянно общаться с поваром во время вечера и даже вместе что-то приготовить», — рассказывает Рафаэль.
Приблизительно рассчитать цену за ужин можно прямо на сайте с помощью специального калькулятора. Так, ужин среднего уровня сложности на двоих обойдётся в 14-18 тысяч рублей, на четверых – в 25-27 тысяч рублей, на шестерых – в 33-35 тысяч рублей.
«Мы работаем в таком ценовом диапазоне, где можем конкурировать с ресторанами, поэтому клиентура достаточно обширная, не обязательно люди с доходами выше среднего. Мы обслуживаем заказы до 100 человек – именно на такое число гостей был рассчитан загородный дом с рестораном, откуда отправили весь персонал и заказали наших специалистов. Туда мы заехали целой командой шеф-поваров», — вспоминает предприниматель.
Сама популярная кухня, которую заказывают клиенты сервиса – европейская. Самая горячая пора – предновогодние дни, а также гендерные праздники: 23 февраля и 8 марта.
Источник: biz360.ru
«Первые 2 месяца мы с мужем все делали сами»
Как делать бизнес за границей: ужин с доставкой в Швейцарии
Лайма Тикуйшене приехала в Женеву по контракту с фармкомпанией, с которой сотрудничала как врач еще в Литве. А четыре года назад решила резко изменить жизнь и вместе с мужем организовала кейтеринг-сервис LaimaDinner. Оказалось, что ничего подобного в Швейцарии никто не делал.
LaimaDinner занимается доставкой свежих органических продуктов напрямую от местных фермеров. К ним прилагаются оригинальные рецепты Лаймы, составленные с учетом принципов здорового питания. Хотя кейтеринг от Лаймы формально обходится дороже самостоятельного продуктового шопинга, он в конечном счете выгоднее — люди не покупают лишнего. Расклад продуктов в данном случае точно соответствует количеству порций.
Первое же небольшое исследование рынка показало, что у них совсем нет конкурентов. Есть редкие фермеры, которые сами доставляют органическую продукцию потребителю на дом, но каждый из них не может обеспечить полный ассортимент всего необходимого. И тем более никто не прилагает к этому рецептов. «Отсутствие конкуренции, как любая медаль, имело две стороны, — говорит Лайма. — Да, нам не приходится ни с кем соревноваться, но при этом надо самим формировать совершенно новую нишу, объяснять потенциальным клиентам все преимущества нашего сервиса».
Изначально сервис был рассчитан на семью от четырех человек, которая заказывает продукты на пять ужинов в будние дни. Один из ужинов специально рассчитан на два дня, так как некоторые блюда хороши при настаивании. Стоимость пакета на пять дней 245 швейцарских франков (СHF). «Предложение на меньшее количество персон оказывалось бы нерентабельным, — говорит Лайма. — Со временем мы столкнулись с необходимостью ввести новую позицию — три ужина на неделе (205 СHF), хотя цена каждого в этом случае несколько выше. И сегодня до 50% клиентов заказывают только трехдневный пакет, так как дети по вечерам заняты дополнительными занятиями вне дома, а родители слишком поздно возвращаются с работы, предпочитая нечто уже готовое».
Клиенты отмечают, что прежде многие продукты, которые они еженедельно покупали сами, пропадали: их не успевали приготовить или они были куплены спонтанно. «Если по рецепту семье необходимо 350 г крупы, то ее в пакете будет ровно это количество, — утверждает Лайма. — Такая мини-расфасовка не всегда возможна в магазине и даже на фермерском рынке. Между тем это позволяет познакомиться с новым продуктом без опасения, что он не придется по вкусу и будет выброшен».
Увлеченные делом
Лайма всегда страстно любила готовить и поначалу думала об открытии кулинарной школы. «Но однажды меня буквально осенила идея с рецептами блюд, которые люди смогут готовить сами, и я поняла, что займусь этим, чего бы мне это ни стоило», — вспоминает она. К тому времени у Лаймы уже был успешный опыт ведения собственного бизнеса. В 2007 году она перестала быть наемным сотрудником и вместе с партнером открыла дистрибуторскую фармкомпанию, которая существует до сих пор. А к LaimaDinner поначалу относилась как хобби.
Когда появилась прибыль, перед семьей встал вопрос: заниматься ли новым бизнесом всерьез. «Мне потребовались огромные усилия, чтобы убедить мужа уйти с его стабильной работы, связанной с логистикой, и пуститься в эту авантюру», — признается Лайма. Стартовый капитал составил 100 000 СHF, на следующий год супруги инвестировали еще порядка 200 000 СHF. Опирались на собственные ресурсы, решив, по крайней мере на первоначальном этапе, сохранить концепцию семейного бизнеса, когда все вопросы решаются за домашним столом.
Найти фермеров, готовых работать по модели LaimaDinner, оказалось непросто. В Швейцарии большой и надежный рынок органической продукции, однако многие негативно отнеслись к необходимости паковать продукты в небольшие пакеты. Им было удобнее и привычнее работать с более крупными ритейлерами. Лайме повезло: «Мы встретили и тех, кто отнесся к нашей задумке с интересом.
Это люди с невероятной страстью к своему делу — они-то и познакомили нас со многими, уже редко встречающимися сортами овощей. Один из наших поставщиков специально договорился с соседями: если что-то необходимое для рецептов на следующую неделю у него отсутствует, он берет из другого хозяйства. Так постепенно у нас сложился и свой мини-кооператив фермеров-партнеров, которые нас поддержали».
LaimaDinner уже окупился и вышел на прибыль.
Интересное предложение
Рост клиентской базы Лайма называет нестремительным, но стабильным. Сейчас в ней числится чуть более тысячи человек. И хотя не все делают заказы на регулярной основе, для маленькой Швейцарии это неплохой показатель. Лайма отмечает, что состав клиентов очень интернационален (40% в базе — экспаты). Продвижение?
Тикуйшене принимают участие в выставках региональных продуктов, ведут страничку на Facebook, об их сервисе часто пишут локальные издания, так как эта идея оказалась для Швейцарии неожиданной. Лайма отмечает, что надежно работает и принцип «сарафанного радио», когда клиенты рекомендуют их по цепочке друг другу.
«Мы работаем по сути не только как кейтеринг-служба, но и как персональный диетолог, — говорит Лайма. — Я прекрасно понимаю людей, которым не просто встать на рельсы правильного питания. Теоретически мы все про пирамиду белков, жиров и углеводов знаем, но это трудно претворить в жизнь, когда мы приходим с работы уставшие и голодные». Лайма начала с того, что расширила список полезных продуктов: злаков, бобовых и овощей, которые редко есть на столе у обычного потребителя. «Когда мы видим на полке в супермаркете чечевицу, вспоминаем, что это полезный продукт, но понятия не имеем, что с ним делать, и проходим мимо. Это классика нашего покупательского поведения. Мы столкнулись с тем, что даже сельдерей и пастернак многие ни разу не пробовали и не готовили, — признается она. — Однако когда эти же продукты сами приходят к нам в дом и сопровождаются подробным и простым рецептурным описанием, мы с гораздо большей решительностью отваживаемся их приготовить».
Лайма повесила на сайте словарь овощей с картинками — оказывается, даже свекла имеет массу не совпадающих по вкусу сортов. За счет расширения списка ингредиентов Лайма составила множество рецептов с разными вкусовыми комбинациями, которые не надоедают. Готовка на пару и запекание — основные приемы. «Плита есть в каждой семье. Единственное приобретение, в которое я прошу инвестировать моих клиентов — это пароварка».
Лайма подчеркивает, что ей важно было сохранить концепцию домашнего приготовления еды в противовес укоренившимся take away сервисам. «Это не только полезно и здорово, но и дарит ощущение семейной общности. Кроме того, что важно, прививает детям культуру питания, которая размывается под напором «быстрой еды».
Куда расти
Прежде чем вводить новые блюда в ассортимент, Лайма с мужем зовут гостей на ужин и внимательно слушают их отзывы. Все рецепты Лаймы максимально реалистичны. Это швейцарские и европейские блюда с вкраплением азиатских и восточно-европейских вариаций.
Лайма отмечает, что, так как она представитель малоизвестной в гастрономическом плане страны, многих клиентов привлекает момент экзотики и возможность встретить в меню что-то своеобразное. Хачапури, например, неожиданно для Лаймы стали хитом. Прижились и русские котлеты.
Сейчас Тикуйшене готовит новые предложения — пакет для вегетарианцев, например, или для одиноких людей. Лайма отмечает, что эти нововведения становятся возможны благодаря хорошо отлаженной системе откликов на сайте, которые оставляют посетители, а также обсуждениям на странице LaimaDinner в FB. Кроме того, доставкой занимается ее муж Виргилиус, что позволяет общаться с клиентами напрямую.
По мере увеличения клиентской базы расширялся и регион доставок. Помимо франкоязычной Швейцарии добавились кантоны Берн, Базель и Цюрих. Единственный регион, куда она даже не пробует выходить, — итальянский кантон Тичино. «Это место со сложившимися гастрономическими традициями. Все очень похоже на Италию, и с домашней едой там тоже благополучно».
Источник: www.forbes.ru