Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
Легкие тендеры до 600 000 ₽ — Закупки малого объема. Портал поставщиков, Березка, РТС маркет
1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) услуг по предоставлению кредитов;
3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи;
4) работ в области использования атомной энергии;
5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или все заявки были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи преимущество и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик (за исключением заказчика, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона) обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
4.1. Порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
8. Утратил силу с 1 мая 2022 года. — Федеральный закон от 16.04.2022 N 104-ФЗ.
Источник: legalacts.ru
Как участвуют в госзакупках физлица, СМП и СОНКО
Участие в тендерах на госзакупках — это возможность, которая доступна не только организациям, но и обычным физлицам, у которых не оформлено даже ИП. Но есть важные особенности.
Госучреждение не может просто взять и потратить деньги из бюджета РФ. Бюджетники обязаны планировать и обосновывать все покупки. Заказчиками по 44-ФЗ выступают школы, университеты, больницы, муниципалитеты и т. д. Участвовать в госзакупках могут не только крупные поставщики. Часть контрактов заказчики обязаны заключать с представителями СМП, СОНО и даже физлицами. Разберем особенности участия в госзакупках физлиц и малого бизнеса.
Как участвовать в госзакупках и тендерах
Конечно, это сокращенная и упрощенная пошаговая инструкция участие в госзакупках и тендерах. Но она поможет понять, как проходит процесс.
Шаг 1. Найти подходящую госзакупку.
Шаг 2. Провести аналитику.
Нужно внимательно рассчитать все возможные расходы, оценить риски.
Шаг 3. Подготовить документы для участия.
Шаг 4. Подписать контракт.
Выигрывает тот, кто предложил минимальную цену. Победитель обязан подписать и исполнить контракт, иначе его внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Попадание в этот список на 2 года блокирует участие в государственных закупках.
Шаг 5. Исполнить контракт и получить деньги.
Где искать госзакупки
Все тендеры, независимо от типа, собраны в Единой информационной системе — это официальный сайт госзакупок (zakupki.gov.ru). Регистрация в ЕИС — первое, что нужно для участия в госзакупках.
Здесь есть удобный сервис поиска с множеством параметров. Помимо сведений о закупках, заказчик размещает все документы с нужной потенциальному поставщику информацией. Не читайте документы по «диагонали». В документации заказчик рассказывает все, что он хочет получить, и на каких условиях готов заключить сделку. Эти данные есть в проекте будущего контракта.
Организаторы торгов также публикуют необходимые формы для участия в процедурах. Пользуйтесь ими, так риск совершить ошибку меньше.
Когда вы подаете заявку, соглашаетесь со всеми условиями заказчика.
Что понадобится для участия
Если нашли интересные госзакупки, то придется подготовить условия для участия:
- получить электронную подпись;
- зарегистрироваться в ЕИС;
- открыть специальный счет в банке для обеспечения заявки (если требуется).
Процесс участия в госзакупках рекомендуем начинать с аукционов и запросов котировок. Эти процедуры с начальной ценой до миллиона рублей, как правило, проходят без обеспечения. Получается, что расходов, кроме покупки подписи для участия, не будет.
Где подавать заявку на участие в госзакупках
С 2020 года заказчики обязаны проводить госзакупки в электронном виде. Если информация о них собрана в ЕИС, то сами торги проходят на восьми электронных площадках. Поэтому заявку нужно подавать на одной из них. Заказчик обязан выбирать из восьми платформ:
- ЕЭТП.
- «РТС-тендер».
- «Сбербанк-АСТ».
- «Электронные торговые системы».
- ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
- «Российский аукционный дом».
- «ТЭК-Торг».
- ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).
Для участников закрытых процедур и гособоронзаказа создали специализированную торговую платформу — ЭТП «АСТ-ГОЗ».
Особенности участия физических лиц
В п. 4 ст. 3 закона о контрактной системе указано, что физлица могут участвовать в госзакупках наравне с другими претендентами. Гражданский кодекс тоже позволяет физлицу заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации как ИП. А госзаказчику вовсе безразлично, зарегистрировано ли у исполнителя юрлицо или он выступает как ИП или просто физическое лицо.
Главное — цена контракта и качество его исполнения. Участие в тендерах этой категории лиц 44-ФЗ отдельно не регулирует.
Сфера того, что доступно именно физлицу, достаточно широкая. Вот самые простые примеры:
- поставка товаров, то есть купить дешево, продать заказчику дороже и заработать на разнице. Закупают все, что угодно: живых кур, канцелярию, сигвеи, летом 2017 года покупали даже спиннеры;
- услуги по организации праздников, поездок, мероприятий;
- разработка сайта, их поддержка и наполнение контентом;
- несложный ремонт;
- недвижимость (можете продать свою квартиру или выступить посредником, как риелтор).
Вот один из множества примеров — муниципалитет Меленковского района купил у физлица квартиру для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
Особенности заключения контракта с физическими лицами
Условия оплаты
При заключении контракта с физическим лицом (исключение — индивидуальный предприниматель и иное лицо, занимающееся частной практикой) сумма контракта, которая подлежит уплате, будет уменьшена на размер налоговых платежей (ч. 13 ст. 34). Основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 %. Эта сумма рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом, то есть заказчиком.
Незаконная предпринимательская деятельность
Особого внимания заслуживает ст. 171 Уголовного кодекса РФ. Не допускается осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации или без лицензии в случаях, когда она обязательна.
А если причинен крупный ущерб или доход превысит 2 250 000 руб., последует штраф в размере до 300 000 рублей или в размере дохода за период до 2 лет, или работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев. Поэтому поставщику необходимо внимательно отнестись к подаче заявок на процедуры, если он не имеет регистрации. Если совокупный объем сделок превысит 2 250 000 руб,. ему грозит уголовное разбирательство.
Что недоступно физлицам
Каких-то запретов персонально для физиков в госзакупках нет. Но есть тендеры, в которых они не могут участвовать из-за того, что не являются ИП или ООО.
Во-первых, физлица не могут владеть лицензиями (это доступно только ИП или юрлицу). Как следствие, им недоступны закупки товаров или услуг, которые требуют наличия у поставщика лицензий.
Во-вторых, иногда требуется, чтобы у исполнителя был так называемый допуск саморегулируемых организаций (допуск СРО). Его также могут получить только ИП или юрлица.
Во-третьих, закупки для субъектов малого предпринимательства (СМП). Физлица к ним не относятся. Всегда проверяйте, не установил ли заказчик ограничение «только для СМП». Если да, вашу заявку отклонят без рассмотрения.
Особенности участия СМП и СОНКО
Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках закреплены в ст. 30 закона о контрактной системе. В этой статье указано, что зак азчики обязаны осуществлять госзакупки у СМП и СОНКО в объеме не менее 15 % совокупного годового объема. Участие в тендерах, которые проводятся для данных категорий лиц, диктует ряд требований к поставщику.
К СМП по 209-ФЗ от 24.07.2007 относятся организации, которые удовлетворяют следующим требованиям:
- суммарная доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 %, а не являющихся СМП не превышает 49 % и др., согласно пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
- доход за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб.
К СОНКО (ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ) относятся организации, которые осуществляют деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ, к примеру:
- социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий;
- охрана окружающей среды и защита животных;
- профилактика социально опасных форм поведения граждан и др.
Исключение составляют организации, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования.
Индивидуальные предприниматели по умолчанию относятся к СМП. Им для участия нужна только выписка из ЕГРИП и сканкопия всех 20 страниц паспорта.
ИП за невыполнение обязательств по госконтракту отвечает всем своим имуществом, в том числе и личным (квартира, авто, счет в банке).
Факт того, что участник принадлежит к СМП, необходимо подтвердить декларацией участника. С 2018 года в электронных госзакупках она предоставляется автоматически при подаче заявки. Вместо декларации заказчику можно отправить и выписку из реестра СМП. Как ее получить, подробно рассказано в статье «Проверяем принадлежности организации к СМП».
Поставщик несет ответственность за достоверность предоставляемой информации.
Особенности заключения контрактов с субъектами СМП и СОНКО
Госзакупки для данных категорий проводятся при цене договора, не превышающей 20 млн руб.
Есть особенность и по срокам оплаты. По закону он должен быть не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (подробнее читайте в статье «Порядок и сроки оплаты по ФЗ-44»).
Есть привилегии по оплате за победу. Если госзакупки проходили с ограничениями для СМП и СОНКО, то такая плата составит 1 % от НМЦК, но не больше 2000 рублей (включая НДС). Это закреплено в ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства № 564 от 10.05.2018, п. 2.1 Письма Минфина № 24-06-08/79659 от 06.11.2018. Однако электронные площадки вправе самостоятельно утвердить свои тарифы, которые не могут превышать показатели, установленные законодательством (подробнее читайте в статье «Площадки установили плату за победу»).
Заказчику не обязательно привлекать СМП и СОНКО напрямую. У него есть возможность установить для любой закупки (независимо от ее стоимости) требование привлечь такие организации к исполнению контракта в качестве субподрядчиков. При этом требуется указать объем такого привлечения. А победитель несет ответственность за неисполнение этого условия.
В этом случае важно помнить, что с 18.10.2017 вступило в силу ПП от 07.10.2017 № 1226, которое меняет правила, установленные ПП № 1466 от 23.12.2016. Теперь заказчик должен закреплять объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента, который не может быть меньше 5 %. А срок, в течение которого победитель должен перечислить таким соисполнителям деньги, должен быть не более 15 рабочих дней (раньше — 30 календарных).
Что касается особенностей закупок среди СМП в рамках 223-ФЗ, то эту тему подробно разобрали в статье «Закупки у СМП по 223-ФЗ с 01.07.2018: пошаговая инструкция».
Видео: все, что нужно знать физлицу, чтобы участвовать в госзакупках
Источник: goscontract.info
Каковы преимущества субъектов малого предпринимательства в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Для субъектов малого предпринимательства (СМП) предусмотрены различные льготы и послабления, в том числе в сфере закупок. Если вы сталкивались с аукционами и котировками, то знаете, что существуют торги, предназначенные исключительно для участия СМП и СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций).
Кто именно относится к малым организациям и ИП (включая микро), указано в статье 4 Федерального закона №209-ФЗ от 24.07.2007. Ключевые критерии: размер выручки, среднесписочная численность работников, ограничение участия, долей, акций, принадлежащих Российской Федерации, ее субъектам, иностранным лицам, существуют и иные. Особо выделяются организации инвалидов.
Обратите внимание! В законодательстве существует еще один вид предприятий – средние. Они не входят в состав СМП и не имеют их преимуществ при участии в торгах, если иное не предусмотрено законодательством.
Требования к участию в закупках, процент участия СМП
- отсутствие процедуры ликвидации или банкротства, приостановления деятельности;
- отсутствие недоимки в бюджет за прошедший год в размере, превышающем 25% стоимости активов;
- руководитель, главный бухгалтер не имеют судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную деятельность;
- обладание исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (приобретаются соответствующие права или возникают в результате выполнения контракта);
- участник закупки и заказчик не должны иметь конфликта интересов в сделке (важное значение играют родственные связи, участие прямое и косвенное в управлении, т.е. возможность влиять на сделку и т.п.);
- участник не является оффшорной компанией;
- отсутствуют ограничения на участие, установленные российским законодательством.
Дополнительно, в зависимости от предмета торгов и (или) конкретного заказчика, также могут присутствовать требования:
- об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП);
- наличия ресурсов: финансовых, материальных (транспорта, оборудования, инструмента), людских (определенного количества работников, наличия у них нужного разряда, допуска и т.д.).
Главное, чтобы исходя из предмета закупки поставщик (исполнитель) соответствовал и специфическим критериям для поставки товара или выполнения работ (оказания услуг). Например, имел лицензию на образовательную деятельность, членство в СРО, свидетельство электролаборатории и т.п.
Раз уж мы заговорили о разнице между двумя ФЗ, отметим, чем принципиально они отличаются. 44-ФЗ предназначен для закупочных процедур государственных и муниципальных учреждений, 223-ФЗ — для обеспечения потребностей госкорпораций (таких как РОСАТОМ или РОСНАНО), естественных монополий (РЖД, Газпром), организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (например, в сферах водо-, тепло-, газоснабжения, обработки мусора и т.п.), компаний, где доля участия РФ или субъектов превышает 50% и т.д.
Различаются сроки планирования закупок, требования к участникам (по 223-ФЗ, каждая компания-заказчик разрабатывает собственное положение), площадки для торгов (для 44-ФЗ их всего восемь) и не только.
Обратите внимание! Участвуете в закупке по 223-ФЗ – изучите предварительно подробно документацию, представленную заказчиком, часто в ней идет ссылка на внутреннее положение, которое рекомендуется проштудировать. По 44-ФЗ документация по аналогичным торгам часто похожа, здесь же требования и условия могут меняться.
Процент закупок
По каждому федеральному закону установлен свой процент: для 44-ФЗ это 15% от годового объема (с ограничениями – см. пункт 1.1 статьи 30), для 223-ФЗ все немного сложнее. С 1 января 2020 года для закупок у субъектов малого и среднего (!) предпринимательства процент вырос с 15 до 18. Если заказчик попадает под действие Постановления №1305, то объем больше – 20%.
Торги, в которых могут принимать участие исключительно СМП (или СОНКО), гарантируют отсутствие конкуренции со стороны крупных корпораций и организаций, обладающих более высокими мощностями. Трудно соперничать ИП Иванову и АО «Рога и копыта» с миллиардными оборотами, а так уровень участников ограничен.
Подтверждение и сохранение статуса
Определили, что организация или вы сами как предприниматель относитесь к СМП и имеете право на льготы в отношении закупок, нашли подходящую процедуру и решили участвовать, значит, потребуется подтвердить соответствующий статус. Для этого необходимо подать специальную декларацию.
В 2019 году стало возможным не заполнять бумажный вариант этого документа, на многих площадках достаточно поставить галочку в нужном месте (это легко сделать в отношении 44-ФЗ, декларация там, в общем-то, стандартная). На других (это в первую очередь площадки, где происходят торги по 223-ФЗ) придется прикрепить отсканированный вариант. Связано это с тем, что, как выше говорилось, 223-ФЗ предоставляет право заказчику формировать собственное положение, ставить условия и требовать документы по усмотрению.
Одному заказчику достаточно простого подтверждения статуса, другому — нужны точные данные: проценты участия, численность сотрудников, выручка, третьему – официальное подтверждение – выписка из реестра СМП.
Важно! Получать бумажный документ необязательно, можно зайти на сайт https://rmsp.nalog.ru/, через поиск найти себя с помощью ИНН, ОГРН, наименования, щелкнуть по наименованию (ФИО предпринимателя) в открывшемся окне — и вот уже скачана готовая выписка в формате pdf и отметкой ЭЦП.
Действие статуса малого предприятия зависит от того, какой именно показатель деятельности меняется. К примеру, если изменится доля участия иностранных компаний, то статус утрачивается после внесения изменений в ЕГРЮЛ.
Увеличилось количество работников или выручка перевалила предельное значение – если изменения сохранятся в течение трех идущих подряд лет (п. 4 ст. 4 209-ФЗ), организация изменит категорию (перейдет из разряда малых в средние).
Организация уже была средней – она утрачивает статус и связанные с ним привилегии со следующего года (п. 4 подразумевает «трехлетний» переход только внутри категорий, что подтверждается и судебной практикой).
Обеспечение участия, исполнения контракта, гарантии, комиссии
Не всегда, но часто для участия в закупке (аукционе в первую очередь) потребуется внести определенную плату. Она называется обеспечением. Оно бывает разного вида, кроме того, с 2019 года в 44-ФЗ прибавилось дополнительное – по гарантийным обязательствам. В общем список выглядит так:
- Обеспечение участия в закупке (подачи заявки). Теоретически так можно отсеять совсем уж несостоятельных участников, гарантировать участие в аукционе определенного количества организаций, можно удержать средства при отказе от заключения контракта или нарушении условия (непредоставление обеспечения исполнения, к примеру).
- Размер платы устанавливается в зависимости от начальной суммы аукциона. С июля 2018 года заказчик по 44-ФЗ обязан установить обеспечение, если НМЦК (начальная (максимальная) сумма контракта) превышает 1 миллион рублей (Постановление Правительства №439). Варьируется оно и в процентном отношении: от 0,5 до 5%. Тут СМП повезло, для них ограничение – не более 2% от НМЦК.
Для тех, кто работает по 223-ФЗ, условия другие: при НМЦК до 5 миллионов обеспечение не устанавливается, а свыше – на усмотрение заказчика, не более 5%.
В зависимости от того, по какому ФЗ происходит торг, и его вида, можно перечислить денежные средства на счет заказчика, заблокировать их на спецсчете или предоставить банковскую гарантию (не придется отвлекать средства из оборота).
- Обеспечение исполнения контракта. Думаю, тут все ясно: заказчик перестраховывает себя от недобросовестного поставщика, из этой суммы он удержит санкции (например, штраф за несвоевременную поставку товара). Причем размер увеличивается в полтора раза, если цена по аукциону снизилась более, чем на 25% (для 44-ФЗ). Это также ограничивает желающих сбить цену до немыслимого уровня (хотя мой опыт показывает, что такие «понижатели» и в заключении контракта не заинтересованы, просто «сливают» процедуру закупки).
Для СМП по 44-ФЗ (статья 96 п. 8.1) действуют особые условия: вместо обеспечения (в виде денег или банковской гарантии) можно представить доказательства добросовестности. Для этого нужны три контракта, выполненные и внесенные в реестр заказчиком в период трех лет до подачи заявки на участие. Их общая сумма должна быть не менее НМЦК по соответствующей закупке, а исполнение проведено без применения санкций.
Действует добросовестность в отношении повышенного обеспечения и гарантий. Проверить, включены ли ваши контракты в реестр, можно по ссылке. Заметьте, что предмет контракта значения не имеет!
Если закупка проводилась у СМП и выигравший участник решил предоставить денежное обеспечение или банковскую гарантию, то их размер будет рассчитываться не от НМЦК, а непосредственно от цены контракта, заключаемого с победителем (п. 6 статьи 96 44-ФЗ). Аналогичное правило действует в отношении гарантийных обязательств.
- Обеспечение гарантийных обязательств. Нововведение, призванное дать заказчику уверенность не только в исполнении основного обязательства, но и сопутствующего – гарантии на товар или работы. В чем плюс: возврат обеспечения после истечения срока гарантии, а это обычно минимум год. Если поставщик окажется недобросовестным – не исполнит обязательства, заказчик возместит себе убытки за счет обеспечения.
Минус для исполнителя – забыл про выданную гарантию и не написал заявление на возврат, значит, она «уплывет» в бюджет, не помахав ручкой (т. е. напоминать о возврате не станут), в отличие от иных видов обеспечений, которые возвращаются без подачи заявлений (но написать их можно, вернут быстрее).
Обратите внимание! Если ИП или организация участвует в торгах, где не устанавливается обеспечение заявки, планирует оплату оператору площадки предоставлять в виде перечисления денег на счет, то открывать спецсчет не обязательно. Однако я рекомендую сделать это. В отношении специальных счетов у банков очень лояльные тарифы обслуживания, на остаток ежемесячно начисляется небольшой процент. И участие в выгодном аукционе не пропустите.
С участника жаждет получить свое и торговая площадка. Комиссии государство ограничило, в т. ч. для СМП. «Малыши» платят не более 2000 рублей, но только если закупка ориентирована исключительно на малое предпринимательство и СОНКО. В других случаях общий размер – 1% от НМЦК, но не более 5000 (без НДС, с НДС — максимум 6000) рублей.
ИП и самозанятые в закупках
Для предпринимателей в большинстве случаев участие в закупках проще, чем для организаций: меньший пакет документов. Скорее всего, ИП относится к СМП, имеет право применять в отношении отдельных видов деятельности патент (в отличие от организаций), что помогает сэкономить на налогах. Зато и минусы существенные:
- Нельзя участвовать в некоторых видах торгов.
- Нет права работы в отдельных видах деятельности.
- Обладание меньшими ресурсами (в том числе финансовыми), по сравнению с организациями.
- Получение банковской гарантии для ИП сложнее.
Статус самозанятых до 2020 года в закупках был очень неясным. Как быть, если самозанятый не ИП? Ведь предприниматели независимо от режима налогообложения, например, могут относиться к СМП и участвовать в закупках для них, в отличие от физлиц. В конце 2019 года, 27 декабря, были внесены поправки в закон 223-ФЗ.
Самозанятых, не имеющих статуса ИП, приравняли к субъектам малого и среднего предпринимательства. С 28 марта 2020 года для них доступны соответствующие торги.
Особенности условий контрактов
Даже если вы не победили в закупке, остается шанс поучаствовать в работах по госконтракту. В отдельных случаях победитель обязан привлекать к исполнению представителей МСП (малого и среднего предпринимательства), не путать с СМП. Такие закупки, например, учитываются при расчете СГОЗ (совокупный годовой объем закупок) по 223-ФЗ.
Кстати! Мониторьте итоговые протоколы по прошедшим торгам. Это позволит выделить организации и ИП, которые регулярно выступают вашими конкурентами. Можно связаться с победителем (особенно иногородним) и попробовать предложить свои услуги.
Еще одно нововведение 2020 года – сокращение периода оплаты по контракту, ранее он составлял 30 календарных, а теперь – 15 рабочих дней. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2020 года. Причем правило действует в отношении трех видов закупок:
- Проведенных исключительно среди СМП и СОНКО.
- Без особенностей, но выиграл торги СМП.
- МСП выступали в качестве субподрядчиков.
Это позволит привлечь к закупкам больше представителей малого бизнеса.
Под конец хочется порадовать читателей одной хорошей новостью – 1 апреля 2020 года официально опубликован Федеральный закон №101, позволяющий субъектам РФ, в которых еще не введен режим с НПД (самозанятость), сделать это начиная с 1 июля 2020 года. Местные акты начнут действовать через месяц после принятия, надеюсь, власти регионов подсуетятся.
Источник: assistentus.ru