Когда мой сосед начинал строить свой бизнес, мало кто верил, что за полтора года он сможет организовать работу весьма успешного дела по доставке и реализации продуктов фермерских хозяйств.
Это позволило ему бросить нелюбимую работу на заводе и иметь стабильный доход. Берите на вооружение.
Курьерская доставка. Фото: instagram.com/p/CPAPeCtJHZz/
Как наладил контакты
Свою идею он начал воплощать с изучения предложений близлежащих фермерских хозяйств. Они предлагали домашнюю молочную продукцию (сливки, сметану, творог, сыры), мясо (телятину, крольчатину, уток и др.) и широкий выбор овощей и фруктов.
Большинство хозяйств с радостью встретили оптового покупателя, готового забирать товар самовывозом. По рассказам мужчины, пришлось поторговаться при заключении договоров, чтобы получить максимальные скидки.
Все условия закупок были прописаны в индивидуальных соглашениях с каждым поставщиком.
Как нашел клиентов
Следующим этапом для него стал поиск клиентов. Он создал свой сайт в интернете и группы в самых популярных социальных сетях (ВКонтакте, Инстаграме и др.). Большую помощь в наработке клиентской базы оказала таргетированная (целевая) реклама, которую он запустил в интернете по локации своего города.
Как фермеры продают свою продукцию? Ассортимент фермерского магазина. Подмосковье.
На первых порах именно она привела соседу наибольшее число покупателей. А дальше включилось в работу «сарафанное радио»: начали поступать заявки от людей, которым его рекомендовали.
Освоил маркетинг
Снимая небольшие ролики в хозяйствах и выкладывая их на сайт, сосед демонстрировал покупателям, как производятся и хранятся продукты.
Делал красочные фотографии товаров с короткими комментариями об их пользе и качестве. Сам разрабатывал дизайн упаковки с контактами и рекламой.
Организовал доставку
Начать бизнес без особых вложений соседу помогли его старенькие «Жигули» 4-й модели. Правда, пришлось купить несколько переносных холодильников, которые позволяли сохранить скоропортящиеся продукты.
Продуманная логистика упаковки (прямо в хозяйствах) и перевозок таких товаров предполагала их прямую доставку клиентам. А вот овощи закупались большими партиями и хранились в специально оборудованном погребе.
Оборот бизнеса
По рассказам соседа, вложить в раскрутку бизнеса ему пришлось около 100 000 рублей. Наибольшие суммы ушли на создание сайта, рекламу, покупку холодильников и упаковки.
Первые заработки были небольшие, до 15 тыс . в месяц. Однако оборот быстро рос и за полтора года общая сумма составила 650 тыс . рублей.
Доволен ли жизнью
На мой вопрос, доволен ли он жизнью, сосед ответил: «Просто счастлив!» Работает много, но при этом чувствует себя мужчиной, хозяином в семье.
Он освоил новые профессии: от маркетолога до бухгалтера. Стал более спортивным и подтянутым, бросил пить. И жалеет лишь об том, что не начал заниматься этим намного раньше.
Если статья понравилась — не скупитесь, ставьте лайк.
Источник: dzen.ru
БИЗНЕС В ТВОЕМ РАЙОНЕ (ВЫПУСК #7) / Онлайн-рынок фермерских продуктов – от идеи к реализации.
«Ешь деревенское»: как Илья Елпанов на 60 тысяч рублей открыл сервис доставки фермерских продуктов — и привлек 315 тысяч долларов
В ноябре Inс. Russia отмечает свое пятилетие, однако первый американский журнал Inc. вышел в далеком 1979 году. Героями его обложек становились легенды делового мира — Стив Джобс (1981), Билл Гейтс (1998), Илон Маск (2007), Джефф Безос (2021). За пять лет российская редакция выпустила сотни лонгридов об отечественных предпринимателях и их проектах.
Далеко не каждому из них суждено стать единорогом, выйти на IPO или найти своего покупателя, но все они уже вошли в историю Inc. Russia. И по случаю своего дня рождения мы заново публикуем лучшие из этих историй.
В 2015 году Илья Елпанов, тогда только окончивший Тимирязевку в Москве, на 60 тысяч рублей запустил за два месяца свой стартап: купил холодильник, дал рекламу в соцсетях, разработал сайт, а фотографу платил едой — в буквальном смысле. Родственники помогали бесплатно. Вначале продуктовые наборы за 2 –3 тысячи рублей брали от силы 15 человек в неделю, а сегодня у «Ешь деревенское» 200 постоянных клиентов и оборот 3,5 миллиона рублей в месяц, маржа — 20%. Елпанов рассказал Inc., чему его учит гендиректор «Азбуки вкуса», как через полгода привлек первые инвестиции и хочет превратить небольшую компанию в крупный бизнес.
Студентом навещая родителей в Тверской области, Елпанов видел, что семейные фермерские хозяйства не умеют продвигать на рынке свой качественный товар. Чтобы помочь фермерам и заработать на этом, Илья придумал «Ешь деревенское». Опыт у него был: Елпанов полтора года работал менеджером по работе с поставщиками в конструкторе еды Elementaree и изучил специфику сервисов доставки «правильной» еды.
Стартапер купил и адаптировал шаблон Joomla, приобрел холодильную камеру за 20 тысяч рублей, 2 термобокса для перевозки продуктов по 10 тысяч и вложился в рекламу (ВКонтакте и Facebook). Первые заказы пошли от друзей, а потом сработало продвижение в соцсетях: стабильные 40-60 заказов в месяц.
Сначала наборы стоили 2 и 3 тысячи рублей и покупатель не мог менять состав: молочные продукты, мясо, яйца, хлеб, консервы, варенье и овощи для одного человека на неделю. Это минимизировало трудозатраты и привлекало производителей.
— Благодаря одинаковым наборам мы стали для поставщиков значимыми покупателями при малых заказах. Фермерам нравилась стабильность и регулярность объемов, — рассказывает Елпанов. — А мы оптимизировали маршрут: заезжали к 6 «постоянным» фермерам и расход топлива был всегда один и тот же.
Сейчас 70% поставщиков «Ешь деревенское» из Тверской, остальные — из Калужской, Ярославской и Московской областей, а офис и цех компании находятся в Московской области, в Дубне. Аренда здесь значительно дешевле — за цех в 140 кв.м платят 75 тысяч рублей, зарплаты ниже — толкового разработчика в штат в Дубне можно найти за 70 тысяч рублей в месяц, а в Москве — за 120. По логистике место удобное — Дубна на границе с Тверской областью. Фермерские продукты разгружают и собирают в заказы в Дубне, после чего везут клиентам.
12 штатных сотрудников обходятся Елпанову в 400 тысяч рублей в месяц. А сначала жена и сестра отвечали на звонки и принимали заказы, тесть первые полгода «за идею» забирал с Елпановым продукты у фермеров и развозил заказы клиентам. Фотограф снимал товар для сайта и оставлял себе все отснятые образцы, но денег тоже не получал.
Через полгода появилось уже 40-50 заказов в неделю, и Елпанов зарегистрировал ООО на упрощенке. Сначала он платил налог 6% с выручки. При маржинальности 20% это оказалось невыгодно, и почти сразу предприниматель перешёл на другую схему УСН — «доходы минус расходы»: теперь Елпанов платит в бюджет 15% с разницы.
Инвесторы
Через полгода предприниматель начал искать инвесторов. Помогли друзья и знакомые, с которыми Илья учился в Фонде русской экономики.
— Искал не только для денег, — объясняет Елпанов. — Понимал, что для дальнейшего роста не хватает знаний и нужно усилить команду компетентными людьми.
Миллион рублей в проект пришли от бизнес-ангелов Григория Руданова и Владимира Батищева в мае 2016 года. Взамен инвесторы получили не более 10% компании (точная цифра — секрет).
Григорий Руданов — о своих инвестициях в «Ешь деревенское»:
— В конце 2015 года мы с партнером Владимиром Батищевым продали проект Перевези.рф и решили попробовать себя в роли бизнес-ангелов. За 6 месяцев рассмотрели более 70 проектов, детально проанализировали 10, проинвестировали в 2 проекта, один из них — «Ешь Деревенское». Мы верим, что на этой сделке вложения окупятся минимум 10-15 раз, и вот почему:
1. Перспективный рынок.
Объем глобального рынка продовольственных товаров — $5 трлн, у торговли продуктами через интернет огромный потенциал: в США это всего 3% от общих продаж еды, а в России рынок вообще только формируется. Когда мы познакомились с Ильей Елпановым, ежемесячная выручка «Ешь деревенское» составляла 300 тысяч рублей, а стартовый капитал проекта был всего 60 тысяч рублей.
2. Команда
Команда с сильным лидером, увлеченная своим делом. Они ответственные, порядочные и открыты к тестированию гипотез.
3. Дисциплина
Финансовая дисциплина и умение обходиться малым для достижения результатов. Сервисы по доставке еды и продуктов — бизнес очень сложный, сильно зависит от поставок и логистики, и важно считать каждый рубль.
500 тысяч рублей потратили на холодильные камеры, термобоксы и стеллажи для хранения продуктов — приготовили цех к большему количеству заказов, а чтобы заказы пришли, оставшиеся 500 тысяч пустили на маркетинг. Сработало: с мая по декабрь 2016 года выручка выросла с 400 тысяч до 1,8 млн рублей в месяц. Команда увеличилась до 7 человек — на звонки стали отвечать два оператора, появились менеджер по работе с поставщиками и сборщики заказов.
Руданов и Батищев указали эффективные маркетинговые каналы, научили «мерить» аудиторию и помогли наладить коммуникацию внутри команды — таск-менеджер структурирует и распределяет задачи.
— Я уверенно ориентировался на мам 25-35 лет. Новая команда помогла распределить эту аудиторию на подсегменты. Например, есть мамы 28 лет, которым важно, чтобы дети ели правильную еду. А есть женщины, которые проводили детство у бабушек, и у них ностальгия по деревенской еде. Мы создали разные предложения и варианты рекламы. «Ешь деревенское» начал считать метрику, используя когортный анализ: отслеживать процент повторных заказов, как долго в среднем клиенты живут с сервисом, в какие месяцы и по какой причине падают продажи.
— Это принесло осознанность, — признается Елпанов. — Я стал руководствоваться в решениях не своими соображениями, а анализом предыдущих результатов. Если ставишь новую задачу, нужно понимать, на какие метрики это повлияет. У нас появился компас в руках, и мы перестали ходить по лесу кругами.
Вторые инвесторы появились в этом году. Если хочешь делать большую историю, без крупных инвесторов не обойтись, поясняет Илья. В мае основатель LiveTex Владимир Бакутеев и фонд Some Random VC вложили в проект $300 тысяч и получили около 20% в компании. Сделка разделена на транши.
По словам Бакутеева, он вложил деньги прежде всего в команду.
— Мне понравилось, какими принципами руководствуются ребята при управлении проектом и как они умеют расставлять приоритеты. Растут они очень хорошо для этого этапа развития. Кроме того, рынок перспективный. Если в доставке продуктов из обычных супермаркетов уже много сильных игроков, то рынок доставки фермерской еды ещё в стадии формирования.
Мы также понимаем, что у фермеров есть проблема реализации своих товаров на рынке, а из-за санкций и блокады российского рынка сельское хозяйство, наоборот, должно развиваться уверенно. Скоро мы распространим дистрибуцию на другие регионы, в планах — города-миллионники. Будем ли мы продавать свою долю крупным игрокам, вроде Mail.ru, которые недавно приобрели два похожих проекта, или просто бизнес станет приносить стабильный доход, увидим года через два, — рассказывает инвестор.
CRM для фермеров
Недавно Елпанов получил первую часть суммы и планирует потратить средства на автоматизацию бизнес-процессов. Для этого в компании два штатных разработчика, а скоро будет и третий. Сейчас поставщик может редактировать свою страницу на сайте сервиса, выставлять новые продукты на продажу, добавлять к ним описание. «Ешь деревенское» планирует личный кабинет фермера, где можно видеть заказы, управлять остатками своей продукции и узнать свой рейтинг среди других поставщиков: «У них тоже должна быть мотивация развиваться».
— У нас много хотелок. Например, чтобы каждый оператор видел топ из 10 продуктов, которые любит клиент, и мог поинтересоваться, почему в прошлый раз не заказали продукт из топа, уточнить, устроило ли качество, напомнить про любимый товар — возможно, о нём просто забыли.
В компании планируют разработать свою CRM-систему — свой софт дешевле и удобнее, чем пакетное решение.
Маркетинг
Сейчас в продвижении всё стандартно: «Ешь деревенское» использует социальные сети и контекстную рекламу, сотрудничает с блогерами.
Источник: incrussia.ru