Нобатова, Н. О. Aнализ экономической эффективности производства в малом и среднем предпринимательстве / Н. О. Нобатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 378-379. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98238/ (дата обращения: 05.06.2023).
Ключевые слова: анализ, услуги, эффективность экономики, предпринимательство.
Когнитивная теория лежит в основе всех областей науки, включая методику экономического анализа. Изучение явлений общественной жизни невозможно без анализа.
Термин «анализ» происходит от греческого слова и в переводе означает «разделять» и «делить на части» [5].
Анализ подразумевает деление какого-либо явления или предмета на части, с целью его тщательного изучения.
Чтобы понять основу дохода, необходимо знать не только источники его формирования, но и факторы, определяющие его объем. Чем тщательнее они изучаются, тем эффективнее управлять процессом формирования финансовых результатов.
Значит, говоря определенно, анализ подразумевает разделение явлений и предметов на части для их изучения как единое целое.
Эффективность малого бизнеса
Стоит различать общий теоретический вид экономического анализа, который изучает основные методологические вопросы анализа явлений и процессов на макроуровне, и точный экономический анализ , который используется для анализа финансово-хозяйственной деятельности для изучения экономики отдельных предприятий различных отраслей на микроуровне.
Экономический анализ, лежащий в основе формирования рыночной экономики, в первую очередь способствует развитию на уровне отдельных предприятий и их подразделений, а также на микроуровне.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, который изучает с соответствующей целью, используя присущие ей методы. Предмет любой науки уникален. Промышленность, сельское хозяйство и т. д., их функциональная связь в определенных отраслях, служат как предмет изучения отдельных экономических наук.
Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи экономических явлений, определяющие продолжительность организационного, экономического и социального развития отдельных секторов, объединений, предприятий . [5].
Реализация эффективной инвестиционной политики, строительство предприятий в различных формах собственности, производящих современные, конкурентоспособные товары на мировом рынке, обеспечение их новейшим оборудованием, привлечение крупных иностранных инвестиций, поощрение малого и среднего предпринимательства, их поддержка — являются столпами этой политики. [1].
Объем производства характеризуется как один из ключевых показателей на предприятии. От этого показателя зависит и размер размещаемого продукта. Себестоимость продукта, размер прибыли, уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия, его платежеспособность и другие экономические показатели также зависят от объемов производства [5].
Как известно, многолетний международный и национальный опыт показал, что предпринимательство является одним из ключевых элементов рыночной экономики. Характер и размеры эффективности предпринимательства влияют на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, а также на занятость населения.
Эффективность малого бизнеса. Денис Парносов.
Существует несколько признаков, характеризующих предпринимательство в сфере услуг.
Здесь возрастает важность деятельности, связанной с формированием и развитием уровня конкурентоспособности производимых товаров и услуг.
Конкурентоспособность стала важной возможностью на всех уровнях экономики. На основе глобализации международных экономических отношений конкурентоспособность стала одним из основных вопросов экономической политики. В настоящее время повышение конкурентоспособности и ее анализ имеет значение для всех стран.
Термин «конкурентоспособность» выступает как граница между теорией и практикой, экономическими исследованиями и экономической политикой. В широком смысле конкурентоспособность — это способность превосходить конкурентов в достижении поставленных целей. Конкурентоспособность, являясь сложным многоуровневым понятием, широко используется в анализе и оценке[3].
Развитие экономики страны обусловлено различными экономическими явлениями. Одна из важнейших систем в этой области — система обслуживания. Развитие этой системы, в свою очередь, оказывает огромное влияние на принятие ее обществом и на прогресс производства.
Формирование единой теоретической базы и взглядов на систему услуг связано с развитием стран. В свою очередь сфера услуг, из-за недостаточности ее теоретических основ и принципов, конкретных методов, и работ, проделанных в этой сфере, начала привлекать внимание экономистов. В условиях рыночной экономики, вопрос внедрения сферы услуг стал проблемой, требующей решения.
Преобразования в сфере услуг, как и во всей экономике, связаны с отчуждением собственности из-под контроля государства, а также с ее приватизацией.
Специализация сферы услуг тесно связана с характерными отношениями между поставщиками услуг и потребителями, и она необходима для защиты интересов потребителей. Эта защита должна применяться во всех аспектах работы [4].
Сфера услуг — одная из самых быстрорастущих отраслей экономики, выполняющая свои задачи, направленные на удовлетворение индивидуальных потребностей населения, и является основой для создания максимально благоприятных условий жизни. Особенность развития сферы услуг не только в том, что она является частью общественного производства, но и в экономических отношениях, создающих благоприятные условия для занятости населения. [2].
Сфера услуг является перспективной и быстрорастущей отраслью. В основе сфере услуг лежит нематериальная собственность. Классичечкий экономист в области маркетинга Ф. Котлер приводит следующее определение сферы услуг: «Услуга—любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо».
- Geldimyradow H. Türkmenistanyň maliýe-ykdysady ösüşini berkitmegiň esasy wezipeleri. Maliýe we ykdysadyýet. Ylmy-amaly žurnal № 3. maý-iýun, 2020ý.
- Дудов А. С. доктор экономических наук, профессор, ректор НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права» Конкурентоспособность предприятий сферы услуг Кисловодск-2018
- Фридман Ю. А., Речко Г. Н. Kонкурентоспособность и региональная инновационная политика (возможности количественной оценки)
- Хаширов О. А. Предпринимательство в сфере услуг. Автореферат. Санкт-Петербург. 1993 г.
- Шагиясов Т. Ш., Сагдиллаев З. А., Урманбекова И. Ф. Экономический анализ. Учебник. Ташкент, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): сфера услуг, экономический анализ, рыночная экономика, анализ, занятость населения, экономическая политика.
Источник: moluch.ru
Темаз предприятия малого бизнеса и их эффективность
3.1. Малый бизнес — составная часть рыночной экономики
В результате исторического развития общества понятие ч предпринимательство» претерпело изменение по сравнению с более ранними трактовками. В настоящее время разные ученые в понятие «предпринимательство» вкладывают:
— деятельность, преследующую цель получения прибыли за счет собственных или заемных средств;
— деятельность, основанную на новаторстве и творческом поиске;
— деятельность по использованию имущества;
— деятельность с проявлением личностных качеств: инициативы, способности идти на риск, настойчивости и стремления находить общий язык с контрагентами;
— создание хозяйственных товариществ и обществ ради производства н реализации товаров (работ, услуг), имеющего целью прогноз ожидаемого дохода.
Обобщая вышеизложенные определения предпринимательства ряда ученых, можно сделать вывод, что предпринимательство — это деятельность, где хозяйствующие субъекты, используя свои личные качества, выполняют на инновационной, рисковой основе определенные функции для достижения прибыли и/ или дохода. Основываясь на этом определении, следует считать, что в современных условиях в странах с переходной к рынку экономикой предпринимательство характерно преимущественно для малых предприятий.
Так называемая малая экономика — важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются;
- насыщение потребительского рынка товарами;
- преодоление отраслевого и регионального монополизма;
- расширение конкуренции;
- создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий;
- укрепление экономической базы местных органов власти;
- развитие сел, небольших городов;
- возрождение художественных промыслов.
Источник: studfile.net
Социальная эффективность малого и среднего бизнеса: коммуникативный аспект
Авторами предложен актуальный в контексте текущих рисков предпринимательской деятельности подход к оценке социальной эффективности предприятий малого и среднего бизнеса. В статье дана авторская интерпретация понятия социальной эффективности бизнеса, отдельная роль отведена изучению корпоративной социальной ответственности как элементу социальной эффективности.
Рассмотрены ключевые риски предпринимательской деятельности, влияющие на социальную эффективность, а также описана взаимосвязь подобных рисков и коммуникации с различными факторами. В заключительной части работы авторами приведены результаты исследования (опроса руководителей предприятий, N=412), посвященного анализу взаимосвязи между социальной эффективностью малого и среднего бизнеса и коммуникацией с ключевыми аудиториями. Установлено, что руководители предприятий осознают влияние социальной эффективности на прибыльность предприятия в долгосрочной перспективе. Выявлено, что реализация показателей социальной эффективности увязывается руководством предприятий с коммуникацией c другими организациями и с кадрами, значительная часть респондентов также отметила значение коммуникации с потребителями. Коммуникации выступают одной из детерминант, обуславливающих повышение социальной эффективности бизнеса.
Ключевые слова
Об авторах
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия
Каменева Татьяна Николаевна – доктор социологических наук, доцент, профессор Департамента социологии
125167, Москва, Ленинградский пр-т, 49/2
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; ООО «Медицинские технологии+»
Россия
Кубикова Наталья Владимировна – соискатель Департамента социологии, директор
125167, Москва, Ленинградский пр-т, 49/2
Список литературы
1. Адаменко А.А., Петров Д.В., Маркелов В.В. (2020). Классификация факторов риска предпринимательской деятельности // Естественно-гуманитарные исследования. № 2 (28). С. 10-15.
2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Сычугов А.А. (2018). Управление проектами и принятие решений: эффективность, надежность, качество, безопасность, риски // Вопросы управления. № 1. С. 192-201.
3. Буньковский Д.В. (2019). Инструменты управления предпринимательскими рисками // Вопросы управления. № 1 (37). С. 65-76.
4. Винокур И.Р. (2019). Методика анализа и управления рисками //Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. № 3. С. 93-108.
5. Гагаринова Н.В., Лисуненко К.Э., Цораева Э.Н. (2019). Малое и среднее предпринимательство в экономике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. № 2. С. 167-171.
6. Горьковая О.П., Петров А.В. (2019). Социально ответственный бизнес и реализация целей устойчивого развития в России как возможность снижения комплаенс-рисков // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). № 1 (50). С. 32-37.
7. Костин К.Б., Кожухина К.А. (2019). Проблемы совершенствования управления рисками в предпринимательской деятельности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». № 1. С. 171-180.
8. Мусаева Л.И., Алтынбаева Л. Е. (2020). Риски предпринимательской деятельности // Вопросы устойчивого развития общества. № 7. С. 141-145.
9. Поярков А.Н., Лапшов Д.А., Стефановский Д.В. (2021). Повышение экономической эффективности управления бизнес-процессами компании с использованием инструментов гиперавтоматизации // Новая наука: новые вызовы. С. 200-204.
10. Рогожин Д.В. (2020). Преимущества и риски внедрения концепции КСО в России //Управление человеческими ресурсами–основа развития. С. 147-152.
11. Семенихина А.В., Бруева Т.А. (2020). Формирование бизнес-модели организации как эффективного инструмента обеспечения устойчивого развития предприятия // Современные проблемы управления и технологии их решения в условиях трансформационных вызовов. С. 155-161.
12. Хорева Л.В. (2019). Устойчивое развитие и корпоративная социальная ответственность: новые акценты // Реализация целей устойчивого развития: европейский и российский опыт. С. 175-183.
13. Berezin A., Sergi B.S., Gorodnova N. (2018). Efficiency assessment of public-private partnership (PPP) projects: The case of Russia. Sustainability. Vol. 10. № 10.
P. 3713-3721.
14. Cao H., Wang L.F.S. Social efficiency of entry in a vertically related industry revisited. Economics Letters. Vol. 192.
P. 109-200.
15. Chepulyanis A.V., Vlasova I.E. (2022). Assessment of Economic Efficiency by Life Cycle Stages. In: International Scientific and Practical Conference “Sustainable development of environment after Covid-19” (DEC 2021). Atlantis Press. P. 299-308.
16. Grzeszczyk T.A., Pełszyński J. (2020). Towards a conceptualization of a social efficiency.
Источник: www.communicology.ru