Экономика этические нормы бизнеса

Участие в рыночных отношениях требует соблюдения не только правовых норм, но и этических. Официальные нормы устанавливаются государством и подкрепляются силой его принуждения. Нарушение данных норм может приводить к юридической ответственности, в том числе банкротству. Этические нормы больше связаны с моральными ценностями — совестью, честью, вежливостью.

Этика предпринимателя — это совокупность правил поведения граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью и ставящих своей целью удовлетворение потребностей граждан.

Правовые обязательства фирмы, такие как выполнение контрактов, добросовестное оказание услуг, уплата налогов, не всегда являются достаточным барьером для предпринимателя. В некоторых случаях от безнравственного, противоправного поступка его может удержать только моральный выбор.

К основным ценностям предпринимательской этики в Российской Федерации можно отнести:

сохранение в секрете информации по сделке;
своевременное выполнение условий договора;
признание необходимости честной конкуренции;
уважение частной собственности;
постоянное совершенствование, использование новых технологий;
убеждённость в полезности своего труда для общества;
бережное отношение к окружающей среде, стремление минимизировать причиняемый ей вред.

Этика бизнеса 1 лекция

Для каждого предпринимателя важно соблюдать основные этические нормы, так как это в значительной степени влияет на имидж компании и её конкурентоспособность.

Источник: www.yaklass.ru

Глава 2. Этика в рыночной экономике

Этика бизнеса – система норм взаимоотношений между различными сторонами делового процесса, а также социальная ответственность организаций по отношению к своей внутренней и внешней среде. Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика со стороны организации на социальные проблемы.

Этические нормы в условиях рыночной экономики имеют ряд особенностей, знание которых представляется крайне важным для успешного и эффективного ведения дел, создания надежной репутации и формирования респектабельного имиджа организации или индивидуального лица, частного предпринимателя. Ученые обращают наше внимание на известную степень двойственности по отношению к нравственным изъянам экономики (например, нарушение коммерческой надежности, ущемление права собственности и др.): искреннее осуждение, смягчаемое легкой улыбкой терпимости. По мере того, как «все больший размах приобретает преступность, возрастает и терпимость, нередко граничащая с восхищением. Международный аферист встречает больше симпатии, нежели обыкновенный мошенник-бухгалтер. В пересуды о крупных денежных скандалах вкрадывается известный респект перед талантом, с которым финансовые тузы играют на гигантском органе технического прогресса и мировых коммуникаций» 13 . 13 Хейзинга, И. Homo Ludens или Человек играющий / И. Хейзинга. − М., 1992. − С. 311. 34

Этические нормы. Бизнес

Вспомним, например, что писали в отечественных и зарубежных средствах массовой информации о крахе организаций с мировым именем, таких как энергетическое предприятие «Enron», пищевой концерн «Parmalat», организации по производству оптоволоконного телекоммуникационного оборудования «Nortel» или, скажем, банкротство старейшего английского банка Barings. В январе 1995 года Ник Лизон , как обычно , от имени и по поруче — нию старейшего английского банка Barings сидел в Сингапуре и спеку — лировал бумагами на бирже . Котировки уже неделю росли , и Ник вдруг решил прикупить немного акций . Позвонил в Лондон и затребовал ни много , ни мало 800 миллионов долларов . На Дальнем Востоке было утро , а в Лондоне – вечер пятницы , и обычный порядок принятия столь серьезных решений – не пороть горячку , а дождаться понедель — ника , собрать правление . Но то был Ник , а ему обычно везло , к тому же он был племянником одного из крупных акционеров банка . Короче , деньги тут же перегнали − как оказалось , это было 70 процентов всех активов банка . К несчастью , котировки купленных акций тут же « обвалились ». Убытки банка превысили миллиард долларов . Barings « Титаником » пошел ко дну . Ника упекли в сингапурскую тюрьму как банального мошенника , а в самой Великобритании срочно учинили « разбор полетов ». Кто дал согласие на перевод средств ? Почему не учли тревожные прогнозы о грядущем обвале азиатского рынка ? Кто , наконец , будет покрывать убытки акционеров ? Все три вопроса ос — тались без ответов . Проверяющие из Банка Англии печально конста — тировали , что « установить лицо , виновное в крахе , невозможно » (?), что государство спасать Barings и его инвесторов не намерено . Впо — следствии банк был поглощен Датской банковской группой . Слава Бо — гу , банк вклады граждан не принимал , так что обошлось без митингов и пикетов обманутых вкладчиков . Но осталась проблема стабильно — сти банковской системы мира . Законы рыночной экономики никто не собирается отменять, но они не достаточны как единственная основа современного ведения бизнеса.

В качестве неоспоримого приоритета сегодня для всех организаций должна выступить моральная ответственность за свои действия и уважение к партнерам и клиентам. Известен скандал в страховой компании «Скандия»: несколько управляющих организации приобрели очень дорогие квартиры в центре Стокгольма за деньги компании, что вызвало национальный взрыв возмущения. Это событие показало и доказало еще раз, что вопросы этики являются сегодня одной из главных тем для разговоров, исследований и дальнейших внедрений на предприятиях. В течение последних 10-15 лет в мире возникли и работают консалтинговые организации, деятельность которых сфокусирована на создании и внедрении специальных этических программ и правил ведения бизнеса. Они тренируют персоналорганизации, учатразвиватьбизнесвсогласиисзаконамиэтики. Разделение благ, включая ответственность за распределение благ, настолько же необходимо в обществе с рыночной экономикой, как и 35

внутри отдельно взятой маленькой организации. Однако без еще одного необходимого дополнения – этики ведения бизнеса – создание и успешное развитие современного предприятия сегодня практически невозможно. Современные международные базовые принципы этики ведения бизнеса были приняты в 1986 году лидерами японских, европейских и американских предприятий. В таблице 2.1 приведены основные этические правила бизнеса, определяющие моральный облик организации. Таблица 2.1 Международные этические принципы ведения бизнеса

Читайте также:  Государство и бизнес как социальные институты
Название
1. Социальное«Кюусей». В переводе с японского: жить и работать вместе для
общего блага и через это создавать возможности для кооперации
сотрудничество
и взаимного благополучия. Сотрудничать вместе в здоровой и
работников
честной конкуренции
2. ЧеловеческоеКаждый человек достоин уважения и не должен рассматривать-
достоинствося только как инструмент для достижения целей организации
Ценность организации для общества основана на улучшении
благосостояния общества, предоставлении рабочих мест, а так-
же на продуктах и сервисе, которыми обеспечивает организация
своих потребителей. Для создания подобных благ для общества
3. Ответственностьорганизация должна поддерживать свое экономическое «здоро-
вье» и жизнеспособность. Нацеленность только на выживание в
за бизнес-процесс
данном случае недостаточна. Организации играют важную роль
со стороны владельцев
предприятийдля своих клиентов, работников и акционеров, разделяя с ними
все блага, которые создают совместно с ними. Партнеры и кон-
и наемных работников
куренты ожидают, что организация выполняет все свои обеща-
ния, будучи честной и корректной по отношению к ним. Все
организации ответственны за локальное, региональное, нацио-
нальное и глобальное общество, в котором они работают. Они
участвуют в создании будущего для этого общества
4. Экономический иОрганизации, которые начинают работать в других странах,
социальный результатпроизводят и продают, содействуют прогрессу в этих странах
от ведения бизнесапутем создания новых рабочих мест и возможностей. Также они
направлен на улучше-способствуют развитию образования, прав человека и благосос-
ние общества в целомтояния общества
5. ПоведениеНесмотрянаналичиесекретов производства, организации
должны бытьчестнымии открытыми партнерами, которым
в бизнесе: следование
доверяют как на национальном, так и на межнациональном
законам и дух доверия
уровне
6. УважениеДля избежания проблем и для поддержки свободной торговли и
международных ичестной конкуренции организации должны уважать националь-
национальныхные и интернациональные законы
традиций в экономике
7. ПоддержкаУчастникиторговых сделок должны поддерживать ГАТТ и
ВТО, интернациональную систему торговли и прочие междуна-
партнеров
родные торговые соглашения. Они должны сотрудничать во имя
и взаимная торговля
прогресса и либеральной торговли
8. УважениеОрганизации должны защищать и улучшать окружающую сре-
к окружающей средеду, не допускать расточительства природных ресурсов
9. Избегание неле-Организации должны избегать отмывания денег и прочих неле-
гальных финансовых операций; не поддерживать криминальный
гальных действий
бизнес
36

Как мы можем убедиться, разработчики Хартии исходили из интеграции нескольких важнейших базовых принципов: 1) экономического – признается, что устойчивость любой корпоративнойсистемыобусловленаравноправием идобросовестной конкуренцией; 2) социального – определяется ответственность бизнеса перед обществом и своей страной. Особенно актуальным и важным здесь является стремление избегать действий, провоцирующих создание социальной напряженности; 3) этического – утверждается приоритет морально-нравственных норм в основе профессиональной деятельности.

Обратим внимание на призыв следовать реальному смыслу законов, а не использовать возникающие иногда формальные «лазейки» и юридические несовершенства в нашем законодательстве для достижения собственной экономической выгоды. Популярное выражение «Все, что не запрещено законом, то разрешено» может быть воспринято и как проявление дурного тона, если имеются какие-либо нравственные изъяны.

Приведенные в таблице принципы Хартии можно использовать любой отдельно взятой организации как основу для разработки своих внутрикорпоративных этических правилведения бизнеса. Продуманная этическая философия предприятия имеет значительное преимущество не только в сфере морально-нравственной.

Проведенные исследования доказали, что этика организации может влиять на ее финансовые показатели. В табл. 2.3 приведены данные по важнейшим экономическим показателям развития предприятий, отличающихся высоким уровнем и низким уровнем организации этических принципов ведения бизнеса. Как видим, важнейшие показатели (доход с инвестиций, активов, продаж, чистая прибыль) свидетельствуют о большей финансовой успешности тех предприятий, деятельность которых соотносится с хорошо продуманной этической системой. Таблица 2.3 Финансовые показатели предприятий

ПредприятияДоходы
на инвестиро-с акти-с про-чистая
ванный капиталWowдажприбыль
с высоким уровнем организации эти-9,8 %3,5 %2,79 %63,5 %
ческих принципов ведения бизнеса
с низким уровнем организации эти-0 %0 %0 %0 %
ческих принципов ведения бизнеса

Таким образом, мы могли убедиться, что в качестве приоритетного направления развития этичного бизнеса выделяется моральная ответственность за свои поступки перед обществом, уважение к партнерам и клиентам, забота об окружающей среде, следование моральным законам в финансово-экономической деятельности. Корпорация, социальная ответственность и местные власти. Модели эффективного сотрудничества. Москва, 2003 // www.expert.ru 38

Источник: studfile.net

Этика и экономическое поведение

В экономической социологии для описания активности людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг широко используется понятие «экономическое поведение». Оно позволяет фиксировать направленность экономической активности людей, которая осуществляется с целью удовлетворения их потребностей посредством того или иного способа добывания и потребления благ.

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Работа по институциональной экономике

Читайте также:  Стоит ли покупать франшизу бизнес

На тему: «Этика и экономическое поведение»

студентка 4 курса заочного отделения

Земцова Алена Андреевна

Ростов-на-Дону

Этика и экономическое поведение.

В экономической социологии для описания активности людей в сфере производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг широко используется понятие «экономическое поведение». Оно позволяет фиксировать направленность экономической активности людей, которая осуществляется с целью удовлетворения их потребностей посредством того или иного способа добывания и потребления благ. Экономическое поведение, таким образом, мы можем определить как ряд целенаправленных действий человека, ориентированных в своей совокупности на реализацию определенной модели хозяйственной активности. Что же, в таком случае, мы можем сказать об этом явлении, кроме того, что разные люди добиваются удовлетворения своих потребностей различными способами в зависимости от их возможностей, склонностей, предпочтений по принципу «на вкус и цвет товарищей нет»?

На самом деле человек выбирает приемлемую для него модель экономического поведения из достаточно ограниченного числа возможностей. Выступая в роли хозяйствующего субъекта, он проявляет свою экономическую активность в контексте сложившихся в обществе производственных и распределительных отношений, которые задают «правила игры», характерные для той или иной сферы деятельности и определяют соответствующий этой сфере способ хозяйствования.

Кроме этого, в обществе существует такое абсолютное благо как деньги. Наличие этого универсального инструмента обмена продуктами труда неимоверно облегчает задачу изучения и прогнозирования экономического поведения людей. Осуществляя экономический выбор, почти каждый предпочтет большее количество денег меньшему, потому что деньги обеспечивают человеку возможность достижения его целей, в чем бы они ни состояли (ограничения этого правила будут рассмотрены ниже). Поэтому в узком смысле экономическое поведение можно трактовать как выбираемый человеком способ зарабатывания денег.

Что же такое этика и экономическое поведение?

Такое определение экономическому поведению дает энциклопедический словарь экономики и права.

Экономическое поведение-это образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности.

Так же, экономическое поведение можно рассмотреть, как поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая прибыль и выгода. Предпосылками экономического поведения, выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления — это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу, иными словами пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями.

В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей экономического поведения индивидов, содержащих механизмы общественной координации.

Все больше людей начинает ставить под сомнение жизненную целесообразность динамично развивающегося независимо от них процесса рационализации экономики. Растет потребность в новых основополагающих ориентирах для экономического прогресса, в этико-практической стяжке рыночной экономики, в то время как реальное развитие идет в противоположном направлении все более радикального обособления выпущенных сил «свободного» рынка, которые охватили уже весь мир.

Вот в нескольких словах подоплека новой интердисциплинарной области знаний — хозяйственной этики, которая так востребована сегодня. В определенном смысле хозяйственная этика призвана стать ответом на эпохальный вызов времени. Речь идет о том, чтобы уточнить и даже дать новое определение, жизнеспособное и перспективное, действительно спорным отношениям между экономической логикой и этическим здравым смыслом. Хозяйственная этика (этика бизнеса) — применение социально — этических критериев в области экономики (хозяйствования).

Хозяйственная этика – как один из способов вернуть духовность в наше представление о хозяйстве. Хозяйственная этика непосредственно относится к неформальным институтам – это институты, которые наследуются с помощью социального механизма, они являются частью культурного наследия. Хозяйственная этика, как любой институт, повышает степень координации экономики.

Этические нормы являются теми ограничениями, игнорируя которые часто невозможно объяснить некоторые экономические явления. Этика, мораль, традиции являются теми правилами поведения или институтами, которые присутствуют в теориях неоинституционализма. Поэтому эти теории описывают человеческую природу такой, какой она наблюдается в действительности, используя понятия ограниченной рациональности и оппортунизма.

Например, оппортунистическое поведение субъектов экономической деятельности может быть ограничено не только формальными институтами, создаваемыми государством. Действительно, если сведение оппортунизма к минимуму уменьшает трансакционные издержки и, следовательно, повышает эффективность системы, то различные институты, способствующие этому, будут эволюционировать и закрепляться в обществе. Одними из таких неформальных институтов являются нормы этики или морали (понятия этические и моральные нормы часто используются как тождественные, исходя из того, что этика — это «философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы».

Этические нормы во многих случаях более эффективно способствуют снижению трансакционных издержек, чем формальные нормы права. В самом деле, традиционные нормы поведения в обществе обусловливают значительную величину издержек рыночных трансакций.

Читайте также:  Сколько стоит открыть свой бизнес в Тайланде

Система традиций, моральных и этических норм экономического поведения не является чем-то данным и неизменным. На протяжении всей эволюции человеческой цивилизации каждому этапу ее развития соответствовали определенные нормы поведения.

В условиях первобытного общества эти нормы способствовали появлению правил поведения, культивирующих коллективизм, подчинение вождю племени, определенное разделение прав и обязанностей внутри племени. В дальнейшем при переходе от племенного и кочевого образа жизни к оседлому, с развитием углубляющегося разделения труда, появлением торговли возникает закрепление прав собственности за конкретными индивидами. Расширяется обмен как внутри групп, так и между группами людей.

Нравственные правила поведения претерпевают изменения: к врожденным правилам морали, основанным на инстинктах (солидарность, альтруизм, групповое принятие решений), прибавляются благоприобретенные. Хайек по этому поводу писал: «. Существуют благоприобретенные правила (бережливость, уважение к собственности, честность и т. д.), создавшие и поддерживающие расширенный порядок. Расширенный порядок зависит от этой морали, он и возник благодаря тому факту, что группы, следовавшие ее основным правилам, опережали другие по увеличению численности и богатства». Именно эти благоприобретенные институты, сохраняясь и эволюционируя, позволили возникнуть современной цивилизации, основанной на экономическом и социальном обмене между людьми и между государствами. На основе таких правил поведения возникли правовые нормы, сформировались системы права, способствующие обмену и облегчающие его.

Но развитие традиций, создающих условия для существования расширенного порядка, не происходит однонаправлено, прямолинейно. Наряду с вышеизложенными процессами эволюция нравственных правил занимает главенствующую роль в определении норм поведения целых народов, например, правила, основывающиеся на племенном духе, коллективизме, противопоставлении индивида группе и т. п. Благодаря подобным традициям и нормам человеческого поведения, формировались цивилизации, отрицающие важность обмена, торговли, института частной собственности и индивидуализма в целом. Такие общества, по выражению Карла Поппера, являются «закрытыми». История дает немало примеров «закрытых» обществ или тоталитарных государств, основывающих свои экономические и социальные системы не на рыночном механизме и свободе, а на принуждении и следовании высшим целям и планам, которые ведомы только тирану, диктатору, вождю или какому-то другому верховному органу власти.

Таким образом, величина издержек рыночных трансакций зависит не только от правовых норм, регламентирующих правила заключения сделок или гарантирующих обеспечение прав собственности, но в равной степени и от традиций рыночного поведения контрагентов обмена. Если в обществе не существует моральных правил уважения прав собственности, честности в соблюдения контрактов, то контроль со стороны права (даже самого совершенного) не позволит существенно снизить трансакционные издержки, как средние, так и абсолютные. Это четко прослеживается в условиях переходной экономики. При трансформационных процессах отношения между субъектами формирующегося рынка развиваются быстрее, чем создаются присущие рыночному порядку традиционные нормы поведения. Поэтому трансакционные издержки, даже при создании идеальной правовой системы, будут оставаться довольно высокими еще сравнительно длительное время, пока не привьются населению новые этические правила, характерные расширенному порядку.

В условиях централизованного планирования трансакционных издержек вообще не существует, поскольку механизм рыночного обмена отсутствует. Однако существовал теневой рынок, на котором была занята определенная часть населения, а большинство населения так или иначе сталкивалось с ним в эпоху всеобщего дефицита.

На теневом рынке трансакционные издержки были крайне высокими потому, что обмен происходил вне правовых рамок. Под влиянием такой ситуации у людей, тесно связанных с «черным» рынком, формировались своеобразные моральные и этические нормы, регулирующие их поведение. Следование такой этике теневой экономики позволяло достигнуть успеха.

Эти нормы экономического поведения основывались на правовом нигилизме, поскольку в условиях реального социализма производство или торговля вне рамок государственных учреждений были вне закона. С переходом экономики на рыночный путь развития “черный” рынок легализовался. Но в новых условиях его агенты не могут сразу поменять правила своего поведения, в рыночных условиях они продолжали нарушать правовые нормы регулирования экономической деятельности. Подобное поведение является оппортунистическим и, следовательно, резко повышающим издержки функционирования хозяйственной системы.

Институты этики не являются продуктом целенаправленной деятельности индивида или группы индивидов. Они формируются в результате эволюционного культурного отбора. Индивиды, принимая решения в процессе хозяйственной деятельности, учитывают те ограничения, которые обусловливаются устоявшимися и принятыми как традиционные матрицами поведения. Игнорируя доминирующие в обществе этические нормы, индивиду трудно рассчитывать на успех своего дела.

Но самое важное заключается в том, что, действуя согласно правилам, которые закрепились в результате эволюционного отбора, субъект хозяйственной деятельности использует больше информации о приемлемости своих поступков, чем он может получить и осмыслить, руководствуясь лишь одной рациональностью. Неслучайно Хайек отмечает по этому поводу: «Рационализм может быть ошибочным, и традиционная мораль может в некоторых отношениях обеспечить более верное руководство для человеческих действий, чем рациональное знание».

Моральные нормы влияют на процесс формирования субъективных мысленных конструкций у индивида. Дуглас Норт подчеркивает, что «субъективные мысленные конструкции, при помощи которых индивидуумы обрабатывают информацию, приводят к решениям, определяющим выбор индивидуума». Обладая различными способами восприятия (менталитетом) экономических явлений, индивиды в схожих экономических ситуациях принимают различные решения. «Мысленные конструкции игроков, заданные сложностью окружающего мира, ограниченной информационной обратной связью с результатами деятельности, унаследованными культурными традициями, определяют их восприятие». Следовательно, успех проведения рыночных реформ во многом зависит от изменения менталитета населения.

Источник: www.stud24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин