Основные модели взаимодействий электронного правительства:
1. Между государством и населением, гражданами (G2C, Government-to-Citizen, Государство-Гражданин);
Сейчас доведение информации до граждан в основном осуществляется через СМИ и носит нерегулярный характер. Люди не имеют возможности ознакомиться с нужными документами по мере необходимости. Система ЭП предоставит гражданам следующие возможности:
А. Сократится время обращения за услугами и время предоставления услуг со стороны госорганов. Граждане смогут заходить на государственные web-узлы и заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот (оформлять пособия по безработице, на ребенка и т.п.), осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства (о рождении, браке), подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства и т.п.;
Консультация по магистерской программе «Электронный бизнес»
Б. Можно будет пользоваться комплексными услугами благодаря более эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного ведомства в другое — достаточно будет онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри ЭП в фиксированные сроки;
В. Население сможет получать более полную информацию о государственных законах, правилах, политике и услугах. Упростится доступ к разнообразным сведениям: законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность следить за действиями своих выборных представителей, создавать группы влияния и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
Г. ЭП реализует концепцию прозрачного правительства, или так называемой электронной демократии (e-democracy). Рост степени прозрачности работы госорганов должен улучшить общественный контроль за работой правительства и снизить уровень коррупции. Граждане смогут более эффективно воздействовать на принятие управленческих решений в государстве. Государственные проекты будут в большей мере основаны на приоритетах, определяемых гражданами, а не исключительно правительством;
Д. Люди, живущие за границей, смогут участвовать в делах своего отечества. Внедрение ЭП будет способствовать развитию существующих онлайновых гражданских форумов (online citizens’ forums) и практики электронных петиций (e-petitions). Интернет будет шире использоваться для организации выборов (онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования). Онлайновые выборы позволят людям голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.
2. Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business, Государство-Бизнес);
На уровне G2B/B2G внедрение ЭП позволит сократить затраты государственных органов за счет оптимального использования технологий аутсорсинга и создать более прозрачную систему государственных закупок (eProcurement).
Магистерская программа «Электронный бизнес»
Единая система электронных государственных закупок предполагает создание портала, где государственные органы должны объявлять о тендерах и условиях их проведения. Это позволит решить проблему свободной конкуренции на государственные закупки и избежать деформации рынка, происходящей вследствие оказания предпочтения определенным производителям.
Бизнес-организациям, тратящим непозволительно много времени на предоставление отчетности в контролирующие госорганы, ЭП позволит перевести в онлайн следующие операции:
А. выплаты в фонды социального страхования за сотрудников;
Б. уплата НДС (декларирование, уведомление о результатах проверки деклараций);
В. регистрация новых компаний;
Г. предоставление информации в статистические органы;
Д. подача таможенных деклараций и т.п
3. Между ветвями госвласти (G2G, Government-to-Government, Государство-Государство);
ЭП позволит при помощи информационно-коммуникационных технологий установить внутренние и внешние связи между государственными органами, а также:
А. улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями;
Б. повысить эффективность обмена информацией;
В. улучшить планирование и управление на местах;
Г. предоставить объективную информацию об общественном мнении;
Д. формировать благоприятное для правительства общественное мнение.
Взаимодействие на уровне G2G будет осуществляться в электронной форме между ведомствами не только одного, но и разных государств. В настоящее время ряд международных организаций занимается стандартизацией форматов документов для межгосударственного взаимодействия. В частности, Европейская экономическая комиссия ООН уже разработала стандарт документов для международной торговли — UNeDocs, базирующийся на XML.
4. Между государством и госслужащими (G2E, Government-to-Employees, Государство-Служащие).
Электронное правительство на уровне G2E (Government-to-Employees) обеспечит:
А. Сокращение бумажного документооборота за счет применения системы электронного документооборота.
Б. Сокращение временных издержек за счет автоматизации и оптимизации бизнес — процессов.
В. Сокращение расходов.
Г. Большая согласованность во взаимодействии с другими государственными учреждениями.
Д. Качественно новый уровень работы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Модули электронного государства
В частности, электронное государство состоит из трех основных модулей (G2G, government to government, государство государству; G2B, government to business, государство бизнесу; G2C, government to citizens, государство гражданам) и включает в себя многочисленные прикладные элементы: свободу доступа граждан к государственной информации, перевод государст-венных органов на безбумажное делопроизводство, установление для всех государственных органов показателей эффективности работы на год и регулярный их контроль, который проводится как парламентом, так и гражданами, введение в государственных органах пластиковых карт для идентификации госслужащих, перечисление им зарплаты, расчетов за командировки, перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т.п.
G2G (от англ. government to government – государство для государства) — сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве взаимодействующих субъектов с обеих сторон выступают государственные учреждения. Во многих отношениях сфера G2G является основой «электронного государства». Ряд исследователей считает, что государственные органы всех уровней должны сначала улучшить и усовершенствовать свою собственную внутреннюю структуру и технологии деятельности, и только тогда электронное взаимодействие с гражданами и бизнесом может быть успешным. В целом функции сервиса «государство государству» можно охарактеризовать как удешевление работы государства, ускорение прохождения документов через его структуры, увеличение возможностей контроля за деятельностью отдельных органов и служащих, увеличение конкуренции между служащими и повышение их квалификации, и главное – предотвращение коррупции.
G2B (от англ. government to business – государство для бизнеса) — сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве взаимодействующих субъектов выступают государственные учреждения и юридические лица. В данном секторе в качестве продавца или оказывающего услуги субъекта выступает государственное учреждение, а в качестве потребителя — юридическое лицо. Пример систем сектора G2B — специализированные электронные площадки по выдаче лицензий, льготных кредитов и т. п. Инициативы в области взаимодействия государства и бизнеса (G2B) привлекают много внимания, отчасти вследствие значительного энтузиазма со стороны частного сектора и возможностей для сокращения расходов за счет усовершенствования процесса закупок и увеличения конкуренции. Сфера G2B включает продажу населению излишков товаров, принадлежащих государству, а также приобретение товаров и услуг. Главный мотивационный фактор, усиливающий интерес к сфере G2B, – это растущие требования политических лидеров по сокращению расходов и повышению эффективности закупок. Подобно тому, как интерес к экономической эффективности способствует развитию инициатив в сфере G2G, поддержка, оказываемая многим инициативам в сфере G2B, обусловлена их потенциалом для рационализации и повышения постоянства операций, в которых занято много сотрудников. (Примеры таких операций – оформление продления разрешений и лицензий и изменений в льготах для работников.)
G2C (от англ. government to customer – государство для потребителя) – сектор рынка электронной коммерции, в котором в качестве взаимодействующих субъектов выступают государственные учреждения и физические лица. Третья сфера «электронного государства» – это взаимодействие между государством и гражданами (G2C).
Инициативы в сфере G2C направлены на то, чтобы облегчить контакт граждан с государственными органами, и некоторые исследователи видят в этом основную цель «электронного государства». Цель этих инициатив – сократить время на осуществление таких действий, как продление разрешений, лицензий и удостоверений, уплата налогов и подача заявлений о льготах, а также упростить эти процессы. Кроме того, в сфере G2C часто ставится задача расширения доступа к информации, исходящей от государственных органов, путем использования таких средств распространения, как веб-сайты и пункты открытого доступа к компьютерной сети. Еще один аспект многих инициатив в сфере G2C — стремление ослабить влияние узких интересов отдельных ведомств на выполнение некоторых функций государства и сократить количество необходимых операций.
Некоторые сторонники «электронного государства» считают, что одной из задач при реализации этих инициатив должно быть создание универсального сайта, при помощи которого граждане смогут осуществлять множество действий, особенно предполагающих контакты с несколькими ведомствами, и гражданам не придется вступать во взаимодействие с каждым ведомством в отдельности. Потенциальное следствие инициатив в сфере G2C состоит в том, что они могут облегчить взаимодействие между гражданами и повысить уровень участия граждан в управлении путем расширения возможностей для преодоления временных и географических барьеров.
Источник: cyberpedia.su
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2013
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Чумакова М.Н. 1
1 Южный Федеральный Университет
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В системе электронного правительства (e-government) выделяют следующие уровни взаимодействия: G2C (government-to-citizen) взаимодействие между органами власти (на уровне правительства, ведомств и регионов) и гражданами; G2G (government-to-government) между органами власти в системе государственного и муниципального управления; G2B (government-to-business) между органами власти и частными компаниями; C2B (customer-to-business) между гражданами и частными компаниями; B2B (business-to-business) между частными компаниями [2].
При реализации взаимодействия G2C/С2G система электронного правительства (ЭП) предоставляет гражданам следующие возможности [6]:
сокращение времени обращения за услугами и времени предоставления услуг со стороны органов власти [1]. С помощью Web-порталов органов власти граждане смогут заполнять формы, записываться на прием, приобретать лицензии и разрешения, подавать налоговые декларации и заявки на получение социальных льгот, осуществлять поиск работы через службы занятости, оформлять персональные документы (паспорт, водительские права), регистрировать автотранспорт, свидетельства, подавать заявления на поступление в высшие учебные заведения, информировать о смене места жительства;
использование комплексных услуг благодаря эффективному взаимодействию различных правительственных организаций. Гражданам не понадобится носить справки из одного учреждения в другое – будет достаточно онлайнового обращения, при котором весь дальнейший обмен документами и информацией будет происходить внутри системы ЭП в фиксированные сроки [3];
упрощение доступа к новым законопроектам, материалам слушаний в комитетах и документам по бюджету. Появится возможность быть в курсе о действиях выборных представителей, создавать заинтересованные группы и высказывать свое мнение в режиме реального времени;
реализация концепции прозрачного правительства (электронной демократии). Повышение степени прозрачности работы органов власти повысит общественный контроль и снизит уровень коррупции. В государственных проектах будут в большей мере учтены приоритеты населения;
внедрение системы ЭП будет способствовать развитию онлайновых гражданских форумов. Сервисы сети Интернет будут использоваться для организации выборов: онлайновая регистрация избирателей, публикация результатов, применение Интернета для упрощения процесса голосования. Система онлайновых выборов позволит гражданам голосовать практически в любом месте с помощью удобного для них устройства.
При реализации взаимодействие G2G система ЭП даёт возможность на основе информационно-коммуникационных технологий совершенствовать внутренние и внешние связи между государственными и муниципальными органами власти [4, 5]: улучшить взаимодействие между правительственными учреждениями; повысить эффективность обмена информацией; улучшить планирование и управление на местах; предоставить объективную информацию об общественном мнении; формировать благоприятное для правительства общественное мнение.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р. О государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)».
2. Саак А.Э., Тюшняков В.Н. Применение технологий электронного правительства в системе государственного и муниципального управления. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. Т. 103. № 2.
3. Тюшняков, В.Н. Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2011.
Т. 124. №11.
4. Тюшняков В.Н. Технологии межведомственного электронного взаимодействия в государственном и муниципальном управлении. Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2012. Т. 133. № 8.
5. Тюшняков В.Н., Тюшнякова И.А. Информационные технологии межведомственного электронного взаимодействия в органах власти и управления. Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2012. Т. 16. № 4.
Источник: scienceforum.ru